Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:42, творческая работа
Арбат - это визитная карточка Москвы. Не случайно именно сюда стремятся тысячи гостей столицы. Это первая в Москве пешеходная улица, поистине "сувенирный проспект".
Экскурсия по Арбату это встреча с Пушкиным, Буниным и Пастернаком, Булатом Окуджавой, простые песни которого стали негромким гимном Арбата и гимном души для многих поколений как арбатцев, так и самых отдаленных от него людей.
Неподалеку
можно полюбоваться роскошной архитектурой
ещё одного заведения, на этот раз грузинского
ресторана «Генацвале», фасад которого
украшают резные лестницы, скульптуры
и вход внутрь оформленный в виде винной
бочки.
Следующее здание – знаменитый Театр им. Е.Г.Вахтангова. Театр начинался в 1913-м году, когда коллектив студентов театральной студии МХАТ решила создать свою труппу. Руководить ими взялся режиссер и педагог Е.Б.Вахтангов. Несколько лет театр-студия существовала чуть ли не подпольно, руководство МХАТа не одобряла работу Вахтангова, действующего работника театра, "на стороне". Однако артисты не опускали руки и продолжали работать. Не имея собственного помещения, они обосновали квартиру в Мансуровском переулке, которая стала именоваться как "Мансуровская студия. В 1917-м году она получила профессиональный статус и новое название – «Московская драматическая студия Е.Б.Вахтангова». А в 1921-м году труппу признали в МХАТе, и она стала именоваться Театром Третьей студией МХАТ.
Вскоре после смерти Вахтангова театр получил его имя, у руководства стояли его последователи - Рубен Николаевич и Евгений Рубенович Симоновы, Михаил Ульянов. В театре во все времена работали талантливые режиссеры и актеры. Пьесы пользуются большим успехом, как в России так и за рубежом.
Рядом со зданием театра – скульптурная композиция «принцесса Турандот», сказочный фонтан, памятник персонажу из знаменитого спектакля. Спектакль по сказке Карло Гоцци считается самой успешной и известной постановкой театра, он трижды ставился самим Вахтанговым, а впоследствии неоднократно его последователями. Капризная и непредсказуемая принцесса стала талисманом, опознавательным знаком Театра имени Евг. Вахтангова.
В очередном переулке (Кривоарбатский пер.) невозможно пройти мимо творения так называемой «альтернативной» культуры – стена памяти Виктора Цоя, известного рок-музыканта, создателя группы «Кино». Не совсем понятно, почему местом для создания этого «мемориала» был выбран Старый Арбат; стена совершенно выпадает не только из архитектурного ансамбля, но и из жизнерадостного настроения, которое создается у прохожих и туристов, гуляющих по Арбату; не говоря уже о том, что творчество В.Цоя ни с Москвой в целом, ни с Арбатом в частности, никак не связано, вся его жизнь прошла в Санкт-Петербурге; но, видимо, популярность рок-идола 80-х была столь велика, а его трагическая смерть на пике популярности произвела столь неизгладимое впечатление на поклонников, что воспрепятствовать стихийному созданию мемориала было в те годы просто не кому. А сегодня стену Цоя уже можно считать памятником не искусства, конечно же, скорее памятником тому времени – 80-м - 90-м годам ХХ-го века – эпохе «крутых» перемен.
Присмотревшись направо, поверх крыш домов, из-за них можно увидеть купола церкви, расположенной за поворотом, в Спасопесковсом переулке. Это храм - церковь Спаса Преображения на Песках. Это единственная церковь Старого Арбата, сохранившаяся до наших дней, все остальные были разрушены в 30-х годах ХХ-го века. Церковь Спаса Преображения на Арбате — одно из прекрасных произведений московского зодчества, с детства знакомое каждому москвичу по картине В.Д. Поленова «Московский дворик». Местность, в которой она построена, в XVII веке называлась «Пески» из-за песчаной почвы. Основан храм Спаса на Песках стрельцами около 1711 г. на месте более старого деревянного храма.
Трагическим этапом в истории московских храмов стал пожар 1812 года. Не миновала испытания и церковь Спаса на Песках. Обгорели кровли, были осквернены и сломаны Святые престолы, расхищена богослужебная утварь. Сгорели 18 приходских дворов и 5 домов клириков храма. После возвращения жителей в опустевшую столицу поврежденные и оставшиеся без прихожан храмы приписали к другим, более сохранившимся. Эта судьба постигла и церковь на Песках. «За малоприходством и невозможностью служить» ее временно приписали к соседней церкви Святой Живоначальной Троицы на Арбате. Постепенно прихожане стали возвращаться на свои пепелища.
В советское время церковь была закрыта. Но, пережив пожары и войны, разорение и осквернение, Храм Преображения Господня на Песках вновь обрел свое первоначальное предназначение, став сегодня Домом Молитвы. Его колокола вновь призывают православных москвичей к духовной радости Богообщения.
А рядом с церковью расположился небольшой уютный сквер с множеством скамеечек, здесь можно отдохнуть во время прогулки и покормить голубей. В центре сквера – небольшой, в человеческий рост памятник А.С.Пушкину. Надпись на гранитной плите у подножия гласит: «Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись, в день уныния смирись, день веселья, верь, настанет!». Но к А.С. Пушкину мы вернемся чуть позже.
Сейчас, вернувшись на Арбат, вспомним о нашем писателе-современнике, авторе и исполнителе собственных песен. В этом доме жил знаменитый Булат Окуджава. Отец — грузин, занимавшийся партийной работой, в 1937 году попал под каток репрессий и погиб. Мать — армянка, прошла через ГУЛАГ. В середине 1930-х годов недолго жил в Нижнем Тагиле. Когда родителей забрали, остался с бабушкой в Москве. Но в 16 лет переехал к родственникам в Тбилиси. Окончил в 1950 году филфак Тбилисского университета. Студентом познакомился с Александром Цыбулевским, который во многом открыл Окуджаве мир русской поэзии.
8 мая 2002 года в Москве открыт первый памятник Булату Окуджаве. Монумент установлен на углу Арбата и Плотникова переулка. Памятник создан скульптором Георгием Франгуляном. Конкурс на памятник проводило министерство культуры РФ. Ещё 19 июня 1997 года, спустя неделю после кончины Окуджавы, президент страны издал указ об увековечении его памяти. Открытие памятника было приурочено сразу к двум датам в жизни Окуджавы — Дню Победы, ради которой он три года воевал на фронтах Великой Отечественной войны, и дню рождения: 9 мая 2002 года Булату Шалвовичу исполнилось бы 78 лет. Создатели композиции поставили перед собой цель воссоздать «кусочек арбатского двора». Композиция включает в себя две бронзовые полуарки, образующие подворотню, две скамейки, фигуру Булата Окуджавы высотой примерно 2,5 метра, бронзовую тень, уходящую во двор, и живое дерево. Памятник занимает большую часть Плотникова переулка. В мраморе арок выбиты фразы из стихотворений и песен барда. Скульптуру следует обойти со всех сторон. Обратная сторона арки, оказывается, украшена фразами из наиболее известных стихов и песен Окуджавы. В некоторых из них упоминается и родная улица поэта. Например, "Арбат, ты мой, Арбат, ведь был солдат бумажный...". Здесь, в доме №45 поэт родился, здесь он жил и писал свои произведения.
И вот мы подходим к дому №53, двухэтажному особняку голубого цвета. Это музей-квартира А.С.Пушкина. Работа над созданием музея была начата сотрудниками Государственного музея А.С. Пушкина в 1972 г. Экспозиция открыта 18 февраля 1986 г.
В доме на Арбате, где находится музей, А.С. Пушкин жил с февраля по май 1831 г. Он снимал 5-комнатную квартиру у губернского секретаря Н.Н. Хитрово, которому принадлежал дом. Не стоит удивляться что, не смотря на краткость периода, связывающего поэта с этим домом, именно он был выбран в качестве музея-квартиры. Именно сюда Пушкин привез свою молодую жену после венчания. Это одна из красивейших легенд Москвы — это история знакомства, сватовства и женитьбы русского поэта Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. Московский Арбат, арбатские переулки — именно здесь проходил их медовый месяц, здесь они прогуливались — молодые, влюбленные, счастливые.
Об этом же напоминает нам и памятник на соседней стороне улицы, где Пушкин увековечен не в одиночестве, а именно с супругой. 18 февраля после венчания четы Пушкиных в церкви Большого Вознесения здесь состоялся свадебный ужин. Скульптурная композиция изображает влюбленных Пушкина и Гончарову. Авторами памятника являются Александр Бурганов и Игорь Бурганов. Архитекторы Е. Розанова и А. Кузьмина. Бронзовые скульптуры встречают москвичей и гостей столицы у порога своего дома на Арбате.
В доме восстановлена планировка квартиры 1830-х гг. по сохранившимся историческим источникам. В коллекции собраны портреты А.С. Пушкина (живопись, скульптура); коллекция иллюстраций к произведениям Пушкина (с 1820-х гг. до наших дней, включая изобразительные материалы по пушкинской теме в театре и кино); портреты современников поэта; живописные виды Москвы и Петербурга; собрание гравюр и литографий (портреты, виды памятных мест, жанровые сцены, лубок).
Впервые
на Арбате в доме-музее А.С. Пушкина
происходила регистрация
Увы,
наша прогулка подходит к концу. Выходим
на Смоленскую-Сенную площадь. Это часть
Садового кольца - символа Москвы, не менее
знакового, чем Кремль и некоторые другие
объекты. Слева от нас сталинская высотка
- здание Министерства Иностранных Дел.
Заключение
Арбат является и местом отдыха, и местом паломничества. По статистике, за час по мостовой проходят более трех тысяч человек. И не случайно именно это место стало началом нового музыкального направления – авторская песня, основоположником которого стал Булат Окуджава. Так появился на Старом Арбате свой «Остров романтики», очаровавший надолго не одно поколение страны.
И,
кстати, Арбатские переулки обладают какой
то поразительной тишиной и громким эхо.
Библиография:
Дата обращения 13.09.11
Информация о работе Обзорная пешеходная экскурсия «Прогулка по Старому Арбату»