Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:57, дипломная работа
Образовательный туризм на планете появился одним из первых, ведь именно погоня за новыми знаниями являлась целью подавляющего большинства древних путешественников. И по сей день образовательный туризм не теряет своих позиций, он является одним из самых актуальных, самый востребованных видов туризма в мире.
1.Теоретические
основы образовательного
1.1. История развития и организация образовательного туризма в мире
Образовательный туризм на планете появился одним из первых, ведь именно погоня за новыми знаниями являлась целью подавляющего большинства древних путешественников. И по сей день образовательный туризм не теряет своих позиций, он является одним из самых актуальных, самый востребованных видов туризма в мире.
Как в Древней Греции,
так и в Древнем Риме туристские
путешествия составляли важный элемент
времяпрепровождения
В почете были путешествия, связанные с получением знаний, знакомством с достижениями в зодчестве, памятниками художественной культуры. Всех привлекали семь чудес света. Особый интерес вызывали египетские пирамиды, не имевшие себе равных среди творений человеческих рук. О том, что с ними прибывали знакомиться тысячи туристов, свидетельствует множество обнаруженных археологами коротких надписей – «граффити», оставленных любознательными путешественниками на стенах пирамид .
В Египет за новыми знаниями совершали длительные путешествия философ Фалес Милетский, философ и математик Пифагор, законодатель Солон и др.
В Римской империи образование
молодого римлянина считалось
В конце средневековья появились сведения о вновь совершаемых поездках на отдых и ради получения новых впечатлений в Европе. Но ссылаясь на итальянского историка Пасто, о них можно говорить начиная лишь с первых десятилетий ХVI в., и то только в Италии. Становятся популярными многочисленные книги путешественников со своими впечатлениями от поездок, охватывающими период от XVI до XVIII вв., которые будоражили сознание соотечественников и побуждали их к путешествиям в другие страны .
В 1612 г. английский философ и государственный деятель Ф. Бекон, труды которого имели большое влияние на умы современников, публикует очерк «О путешествиях». Он начинает его, рассуждая о важной роли путешествий в жизни человека, следующей фразой, оставшейся справедливой на все времена: «В юности путешествия служат пополнению образования, в зрелые годы – пополнению опыта» .
В XVII-XVIII вв. возрастает число путешествий за рубеж с образовательными целями. Мода на них особенно распространилась среди молодых людей. Так, из английских семей рекомендовались путешествия на континент для пополнения знаний и получения жизненного опыта. Они становятся обычной нормой и длятся от одного до трех лет. Главным мотивом данных долговременных вояжей являлось знакомство с шедеврами европейской культуры. Эти путешествия породили «большой тур» с обязательным включением в маршрут Париж, Флоренцию, Венецию и другие центры культуры и науки, который стал популярным во многих странах Европы .
Первые проявления туристской деятельности на Руси уходят во времена связанные с Петром I
Опыт Петра I по обучению русских юношей за рубежом полностью подпадает под популярные сегодня образовательные туры, организуемые туристскими фирмами. Поэтому, несомненно, началом образовательных зарубежных программ следует считать конец 1696г.
Сам Петр отправился в Западную Европу в марте 1697 г. вместе с Великим посольством, в составе которого он путешествовал инкогнито. В Голландию Петр работал плотником на верфи, в Англии изучал теорию кораблестроения, посещал фабрики, заводы, арсеналы, кунсткамеры. Три цели путешествия царя:
1) видеть политическую жизнь Европы, ибо ни он сам, ни его предки ее не видели;
2) по примеру европейских стран устроить свое государство в политическом, особенно в военном порядке;
3) своим примером побудить подданных к путешествиям в чужие края, чтобы воспринять там добрые нравы и знания языков. Из этого можно сделать однозначный вывод, что Петр I четко представлял себе значение поездок в другие страны, как для отдельных личностей, так и для государства.
В бывшем СССР существовало добровольное общество – КИД (клуб интернациональной дружбы), целью которого были внутрисоюзные и международные контакты со сверстниками. КИД существовал практически во всех советских учебных заведениях и дворцах .
КИДы в средних общеобразовательных школах ограничивались, в основном, перепиской с разными школами в других союзных республиках и в так называемых социалистических странах (странах Восточного блока), где тоже существовали подобные клубы. Руководителями и кураторами таких клубов выступали, как правило, учителя иностранных языков .
В высших учебных заведениях КИДы были более самостоятельными и более четко оформленными организациями (действовавшими при комитетах комсомола). Возглавлялись они, как правило, президентами, избираемыми из числа студентов-старшекурсников. Иногда кураторами выступали представители отдела международных связей либо преподаватели с кафедры и факультета иностранных языков. Целью таких клубов являлась не только переписка с другими ВУЗами, но и непосредственные контакты между студентами различных ВУЗов и обмен делегациями (организация фестивалей интернациональной дружбы, совместных стройотрядов, студенческих конференций и семинаров на общественно-политическую тематику и т.п.).
КИД проводил вечера дружбы и солидарности с народами Азии, Африки и Латинской Америки вечера отдыха землячеств, посвященных национальным праздникам; конкурсы поэзии и художественной самодеятельности; различных спортивных соревнованиях, об участие в интернациональных студенческих отрядах, субботниках и.т.д.
Свою задачу КИД видел в том, чтобы:
– способствовать взаимопониманию;
– сближению советских и иностранных студентов, как членов большой семьи студентов-губкинцев;
– знакомить студентов с культурой, традициями народов Советского Союза и тех стран, студенты которых учились в университете;
– привлекать иностранных студентов к участию в антивоенных митингах и акциях солидарности с народами, борющимися за свою независимость.
В 1973 году КИД совместно
с комитетом ВЛКСМ института
создал Совет Дружбы – орган студенческого
самоуправления иностранных студентов.
С 1950-х годов иностранные
После распада СССР большинство КИДов прекратили свое существование. В ряде ВУЗов в конце 1990-х – начале 2000-х годов они возродились как независимые клубы студенческой молодежи, главной целью которых является организация различных мероприятий (выезды на природу, дискотеки, фестивали, ярмарки и т.д.).
Аналогичные клубы действуют в университетах Германии, Австрии, Великобритании и других стран Западной Европы, где они служат местом встречи студентов из разных стран мира, обучающихся в данном учебном заведении.
1.2. Сущность и виды образовательного туризма
Словосочетание «
Образовательный туризм рассматривается
как феномен интеграции образования
и туризма через организацию
туристско-образовательной
Образовательные поездки за границу стали одним из установившихся сегментов турбизнеса. Наиболее популярны поездки, ставящие задачу изучения языка, особенно в Великобританию и другие англоязычные страны.
Туры с изучением иностранных языков очень популярны среди клиентов различных возрастов – от детей и их родителей, покупающих туры с целью облегчения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес – языком для проведения различных переговоров.
Языковые программы рассчитаны
на детей с 5-летнего возраста. Но
предложения для таких
Совмещение языковой подготовки с отдыхом и туризмом в стране изучаемого языка дает очень хорошие результаты. Такие туры организуются в основном в страны, где национальными языками являются распространенные в мире языки в качестве наиболее употребляемых – в Англию, США, Францию, Испанию, Германию, Италию, Португалию. Есть, конечно, и исключения, когда английский язык с успехом можно поучить в Ирландии, на Мальте и т.д.
Наиболее популярно на сегодняшний день изучение английского языка, затем следует немецкий, испанский, итальянский. Следом за ними идут предложения по изучению французского и португальского языков. Эти языки достаточно часто употребляются в мире как средства межнационального общения .
Языково-обучающие туры могут быть индивидуальными и групповыми (чаще всего – это группы бизнес-языка, группы школьников).
Занятия в мини группе –
один из самых эффективных методов
изучения языка в сжатые сроки. Количество
студентов в мини-группах
Индивидуальные занятия идеально подходят для глубокого изучения иностранного языка. Опытный преподаватель выбирает для каждого ученика наиболее эффективную подачу материала. Данный курс подразумевает занятия от 10 до 50 часов в неделю.
Некоторые школы предлагают
также специальный курс полного
погружения в обучение, когда студент
проживает в доме преподавателя
и имеет возможность вместе с
ним посещать магазины, различные
мероприятия и т.д. и узнавать
различные стороны жизни в
стране изучаемого языка. Также при
желании индивидуальные занятия
можно комбинировать с
Языковые курсы могут быть:
1) Языковые курсы для детей и подростков – это детские и молодежные языковые программы, эффективно совмещающие, как учебу, так и отдых и рассчитаны, прежде всего, на время летних каникул. Самые популярные курсы – это языковые школы или лагеря, расположенные в курортных городах, таких как острова и побережье Мальты, Испании, Великобритании и т.д. Или креативные программы, например, English Days at Walt Disney World в США, где дети учатся в путешествиях по паркам развлечений. Большинство школ может принять ребенка уже с 8 лет, но наиболее популярен такой вид отдыха у детей 10 – 15 лет.
2) Комбинированные курсы – эти курсы, помимо занятий языком, включают дополнительные занятия – спорт, интересные хобби и курсы, или просто отдых на лучших курортах мира.
Программа «язык+спорт» рассчитана на совмещение изучения языка с занятиями спортом. Часть дня студент посвящает иностранному языку, а затем отправляется на тренировки, которые, как правило, проводят профессиональные тренеры и опытные инструкторы. Такую программу можно подобрать как для взрослых, так и для детей и молодежи. Можно выбрать любой вид спорта из многообразия предложений, среди которых: футбол, теннис, плавание, гольф, конный спорт, серфинг, волейбол, баскетбол, спортивный альпинизм, велоспорт, мотоспорт, стрельба, горные лыжи и др. В основном спортивные программы зависят от возможностей той школы или колледжа, на базе которых организуется тур по обучению языку. Среди учащихся устраиваются различные состязания по спорту и викторины, что также косвенно подталкивает их к языковой практике во время этих мероприятий. Курсы изучения иностранных языков и занятия спортом – эта форма обучающих туров приобретает все большую популярность в мире (особенно среди молодежной клиентуры).
Размещение на спортивно-обучающих турах производится в гостиничных предприятиях, приспособленных для занятий и обучения выбранному виду спорта. Гостиницы должны иметь специальные спортивные залы и сооружения на прилегающей территории, трассы.
Если, например, организуется прием туристов с обучением конному спорту, то их размещают на специальной турбазе, имеющей конюшню, конные выгулы и трассы, тренировочные круги и площадки.
В целом требования к таким гостиницам те же, что и к гостиницам на спортивных турах.
Программа «язык+отдых» для тех, кто рассматривает изучение языка как полезное дополнение к приятному отдыху. На первом плане – насыщенная программа отдыха. Изучение иностранного языка происходит, в основном, за счет непрерывного общения с преподавателями, студентами и местными жителями в неформальной обстановке, в жизненных ситуациях .