Образовательный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:57, дипломная работа

Описание работы

Образовательный туризм на планете появился одним из первых, ведь именно погоня за новыми знаниями являлась целью подавляющего большинства древних путешественников. И по сей день образовательный туризм не теряет своих позиций, он является одним из самых актуальных, самый востребованных видов туризма в мире.

Работа содержит 1 файл

1 глава.docx

— 39.65 Кб (Скачать)

1.Теоретические  основы образовательного туризма  как вида культурно-познавательного  туризма

1.1. История развития  и организация образовательного туризма в мире

 

Образовательный туризм на планете появился одним из первых, ведь именно погоня за новыми знаниями являлась целью подавляющего большинства  древних путешественников. И по сей  день образовательный туризм не теряет своих позиций, он является одним  из самых актуальных, самый востребованных видов туризма в мире.

Как в Древней Греции, так и в Древнем Риме туристские путешествия составляли важный элемент  времяпрепровождения аристократии, артистических личностей, философов, поэтов и других любопытствующих свободных граждан, имеющих на это материальные возможности.

В почете были путешествия, связанные с получением знаний, знакомством  с достижениями в зодчестве, памятниками  художественной культуры. Всех привлекали семь чудес света. Особый интерес  вызывали египетские пирамиды, не имевшие  себе равных среди творений человеческих рук. О том, что с ними прибывали знакомиться тысячи туристов, свидетельствует множество обнаруженных археологами коротких надписей – «граффити», оставленных любознательными путешественниками на стенах пирамид .

В Египет за новыми знаниями совершали длительные путешествия  философ Фалес Милетский, философ  и математик Пифагор, законодатель Солон и др.

В Римской империи образование  молодого римлянина считалось завершенным  только после того, как он предпринимал поездку в какую-либо страну для  ознакомления с ее культурой и  наукой, обучения у знаменитых философов, историков, медиков. Такие поездки  римляне совершали чаще всего  на полуостров Пелопоннес. Однако после  падения Римской империи и ее завоевания  путешествия за знаниями практически прекратились.

В конце средневековья  появились сведения о вновь совершаемых  поездках на отдых и ради получения  новых впечатлений в Европе. Но ссылаясь на итальянского историка Пасто, о них можно говорить начиная лишь с первых десятилетий ХVI в., и то только в Италии. Становятся популярными многочисленные книги путешественников со своими впечатлениями от поездок, охватывающими период от XVI до XVIII вв., которые будоражили сознание соотечественников и побуждали их к путешествиям в другие страны .

В 1612 г. английский философ  и государственный деятель Ф. Бекон, труды которого имели большое  влияние на умы современников, публикует  очерк «О путешествиях». Он начинает его, рассуждая о важной роли путешествий  в жизни человека, следующей фразой, оставшейся справедливой на все времена: «В юности путешествия служат пополнению образования, в зрелые годы – пополнению опыта» .

В XVII-XVIII вв. возрастает число путешествий за рубеж с образовательными целями. Мода на них особенно распространилась среди молодых людей. Так, из английских семей рекомендовались путешествия на континент для пополнения знаний и получения жизненного опыта. Они становятся обычной нормой и длятся от одного до трех лет. Главным мотивом данных долговременных вояжей являлось знакомство с шедеврами европейской культуры. Эти путешествия породили «большой тур» с обязательным включением в маршрут Париж, Флоренцию, Венецию и другие центры культуры и науки, который стал популярным во многих странах Европы .

Первые проявления туристской деятельности на Руси  уходят во времена  связанные с Петром I

Опыт Петра I по обучению русских юношей за рубежом полностью подпадает под популярные сегодня образовательные туры, организуемые туристскими фирмами. Поэтому, несомненно, началом образовательных зарубежных программ  следует считать конец 1696г.

Сам Петр отправился в Западную Европу в марте 1697 г. вместе с Великим  посольством, в составе которого он путешествовал инкогнито. В Голландию  Петр работал плотником на верфи, в Англии изучал теорию кораблестроения, посещал фабрики, заводы, арсеналы, кунсткамеры. Три цели путешествия  царя:

1) видеть политическую жизнь Европы, ибо ни он сам, ни его предки ее не видели;

2) по примеру европейских стран устроить свое государство в политическом, особенно в военном порядке;

3) своим примером побудить подданных к путешествиям в чужие края, чтобы воспринять там добрые нравы и знания языков. Из этого можно сделать однозначный вывод, что Петр I четко представлял себе значение поездок в другие страны, как для отдельных личностей, так и для государства.

В бывшем СССР существовало добровольное общество – КИД (клуб интернациональной дружбы), целью  которого были внутрисоюзные и международные  контакты со сверстниками. КИД существовал  практически во всех советских учебных  заведениях и дворцах .

КИДы в средних общеобразовательных школах ограничивались, в основном, перепиской с разными школами в других союзных республиках и в так называемых социалистических странах (странах Восточного блока), где тоже существовали подобные клубы. Руководителями и кураторами таких клубов выступали, как правило, учителя иностранных языков .

В высших учебных заведениях КИДы были более самостоятельными и более четко оформленными организациями (действовавшими при комитетах комсомола). Возглавлялись они, как правило, президентами, избираемыми из числа студентов-старшекурсников. Иногда кураторами выступали представители отдела международных связей либо преподаватели с кафедры и факультета иностранных языков. Целью таких клубов являлась не только переписка с другими ВУЗами, но и непосредственные контакты между студентами различных ВУЗов и обмен делегациями (организация фестивалей интернациональной дружбы, совместных стройотрядов, студенческих конференций и семинаров на общественно-политическую тематику и т.п.).

КИД проводил вечера дружбы и солидарности с народами Азии, Африки и Латинской Америки вечера отдыха землячеств, посвященных национальным праздникам; конкурсы поэзии и художественной самодеятельности; различных спортивных соревнованиях, об участие в интернациональных  студенческих отрядах, субботниках  и.т.д.

Свою задачу КИД видел  в том, чтобы:

– способствовать взаимопониманию;

– сближению советских и иностранных студентов, как членов большой семьи студентов-губкинцев;

– знакомить студентов с культурой, традициями народов Советского Союза и тех стран, студенты которых учились в университете;

– привлекать иностранных студентов к участию в антивоенных митингах и акциях солидарности с народами, борющимися за свою независимость.

В 1973 году КИД совместно  с комитетом ВЛКСМ института  создал Совет Дружбы – орган студенческого  самоуправления иностранных студентов. С 1950-х годов иностранные студенты объединялись в землячества: Алжира, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, КНР, Колумбии, Кубы, Иордании, Ирана, Индии, Монголии, Польши, Сирии и других .

После распада СССР большинство  КИДов прекратили свое существование. В ряде ВУЗов в конце 1990-х – начале 2000-х годов они возродились как независимые клубы студенческой молодежи, главной целью которых является организация различных мероприятий (выезды на природу, дискотеки, фестивали, ярмарки и т.д.).

Аналогичные клубы действуют  в университетах Германии, Австрии, Великобритании и других стран Западной Европы, где они служат местом встречи  студентов из разных стран мира, обучающихся в данном учебном  заведении.

 

1.2. Сущность и виды образовательного туризма

 

Словосочетание «образовательный туризм» принято называть поездки  за рубеж с целью учебы. Под  учебным туризмом понимают поездки  с целью получения или улучшения  своих знаний. Наиболее распространенные – изучение иностранного языка, так называемое погружение и непосредственное общение с носителями языка.

Образовательный туризм рассматривается  как феномен интеграции образования  и туризма через организацию  туристско-образовательной деятельности для достижения целей и задач, определяемых учебными программами  и направленных на становление и  развитие личностно-значимых качеств, которые проявляются при формировании универсальной, общепрофессиональной и профильно-специализированной компетентностей. В ходе образовательного туризма  осуществляется туристская образовательная  деятельность, объединяющая в себе как деятельность по организации  путешествий с образовательными целями, так и участие обучающихся  в подобных турах.

Образовательные поездки  за границу стали одним из установившихся сегментов  турбизнеса. Наиболее популярны  поездки, ставящие задачу изучения языка, особенно в Великобританию и другие англоязычные страны.

Туры с изучением иностранных  языков очень популярны среди  клиентов различных возрастов –  от детей и их родителей, покупающих туры с целью облегчения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес – языком для проведения различных переговоров.

Языковые программы рассчитаны на детей с 5-летнего возраста. Но предложения для таких маленьких  детей пока что не имеют большого спроса, а вот школьников 10-17 лет  родители отправляют учиться гораздо  охотнее. Градация языковых туров по возрасту следующая: школьники, студенты, взрослые (причем последние составляют 10% всего потока).

Совмещение языковой подготовки с отдыхом и туризмом в стране изучаемого языка дает очень хорошие  результаты. Такие туры организуются в основном в страны, где национальными  языками являются распространенные в мире языки в качестве наиболее употребляемых – в Англию, США, Францию, Испанию, Германию, Италию, Португалию. Есть, конечно, и исключения, когда английский язык с успехом можно поучить в Ирландии, на Мальте и т.д.

Наиболее популярно на сегодняшний день изучение английского  языка, затем следует немецкий, испанский, итальянский. Следом за ними идут предложения  по изучению французского и португальского языков. Эти языки достаточно часто  употребляются в мире как средства межнационального общения .

Языково-обучающие туры могут  быть индивидуальными и групповыми (чаще всего – это группы бизнес-языка, группы школьников).

Занятия в мини группе –  один из самых эффективных методов  изучения языка в сжатые сроки. Количество студентов в мини-группах обычно не превышает 4-6 человек. Преимущество такого обучения в том, что небольшой  численный состав группы гарантирует  внимание к каждому студенту, повышает интенсивность общения на занятиях и позволяет преподавателю при  планировании учитывать индивидуальные особенности и потребности студентов. Данный курс обычно подразумевает до 30 часов занятий иностранным языком в неделю.

Индивидуальные занятия идеально подходят для глубокого изучения иностранного языка. Опытный преподаватель выбирает для каждого ученика наиболее эффективную подачу материала. Данный курс подразумевает занятия от 10 до 50 часов в неделю.

Некоторые школы предлагают также специальный курс полного  погружения в обучение, когда студент  проживает в доме преподавателя  и имеет возможность вместе с  ним посещать магазины, различные  мероприятия и т.д. и узнавать различные стороны жизни в  стране изучаемого языка. Также при  желании индивидуальные занятия  можно комбинировать с групповыми, чтобы получить максимум языковой практики.

Языковые курсы могут  быть:

1) Языковые курсы для детей и подростков – это детские и молодежные языковые программы, эффективно совмещающие, как учебу, так и отдых и рассчитаны, прежде всего, на время летних каникул. Самые популярные курсы – это языковые школы или лагеря, расположенные в курортных городах, таких как острова и побережье Мальты, Испании, Великобритании и т.д. Или креативные программы, например, English Days at Walt Disney World в США, где дети учатся в путешествиях по паркам развлечений. Большинство школ может принять ребенка уже с 8 лет, но наиболее популярен такой вид отдыха у детей 10 – 15 лет.

2) Комбинированные курсы – эти курсы, помимо занятий языком, включают дополнительные занятия – спорт, интересные хобби и курсы, или просто отдых на лучших курортах мира.

Программа «язык+спорт» рассчитана на совмещение изучения языка с занятиями спортом. Часть дня студент посвящает иностранному языку, а затем отправляется на тренировки, которые, как правило, проводят профессиональные тренеры и опытные инструкторы. Такую программу можно подобрать как для взрослых, так и для детей и молодежи. Можно выбрать любой вид спорта из многообразия предложений, среди которых: футбол, теннис, плавание, гольф, конный спорт, серфинг, волейбол, баскетбол, спортивный альпинизм, велоспорт, мотоспорт, стрельба, горные лыжи и др. В основном спортивные программы зависят от возможностей той школы или колледжа, на базе которых организуется тур по обучению языку. Среди учащихся устраиваются различные состязания по спорту и викторины, что также косвенно подталкивает их к языковой практике во время этих мероприятий. Курсы изучения иностранных языков и занятия спортом – эта форма обучающих туров приобретает все большую популярность в мире (особенно среди молодежной клиентуры).

Размещение на спортивно-обучающих турах производится в гостиничных предприятиях, приспособленных для занятий и обучения выбранному виду спорта. Гостиницы должны иметь специальные спортивные залы и сооружения на прилегающей территории, трассы.

Если, например, организуется прием туристов с обучением конному  спорту, то их размещают на специальной  турбазе, имеющей конюшню, конные выгулы и трассы, тренировочные круги  и площадки.

В целом требования к таким  гостиницам те же, что и к гостиницам на спортивных турах.

Программа «язык+отдых» для тех, кто рассматривает изучение языка как полезное дополнение к приятному отдыху. На первом плане – насыщенная программа отдыха. Изучение иностранного языка происходит, в основном, за счет непрерывного общения с преподавателями, студентами и местными жителями в неформальной обстановке, в жизненных ситуациях .

Информация о работе Образовательный туризм