Народная культура как основа событийного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить роль народной культуры как основы событийного туризма.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть элементы народной культуры в туризме;
- изучить рекреационную сущность народной культуры;
- раскрыть понятие событийного туризма;
- привести примеры событийных туров основанных на русской народной культуре.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Народная культура, как фактор человеческой мотивации……………5
Элементы народной культуры……………………………………….5
Рекреационная сущность народной культуры……………………..11
Событийный туризм как неотъемлемая часть туристской индустрии…………………………………………………………………19
Понятие событийного туризма……………………………………..19
Примеры событийных туров основанных на русской народной культуре………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

9и-3_курсовая.docx

— 69.98 Кб (Скачать)

9и-3_ Народная культура как основа событийного туризма

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Народная культура, как фактор человеческой мотивации……………5
    1. Элементы народной культуры……………………………………….5
    2. Рекреационная сущность народной культуры……………………..11
  2. Событийный туризм как неотъемлемая часть туристской индустрии…………………………………………………………………19
    1. Понятие событийного туризма……………………………………..19
    2. Примеры событийных туров основанных на русской народной культуре………………………………………………………………..25

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………………33

 

Введение

 

Как правило, любой туристской поездке присущи развлечения. Люди отправляются в путь за новыми незабываемыми  впечатлениями, острыми ощущениями и положительными эмоциями. Отдых  в сочетании с развлечениями  преобладает среди других целей  путешествий и формирует наиболее массовые туристские потоки в мире. Посещение ярких и часто неповторимых событий в культурной, спортивной или деловой жизни в масштабах  региона или всего мира - основа событийного туризма. Туроператоры, занимающиеся событийными турами, ассоциируют  определенные направления с конкретными  событиями. Существует огромное множество  поводов для организации событийных туров. Развлечения в туристской поездке могут быть связаны с  посещением различных мероприятий (спортивные состязания, фестивали, конкурсы, шоу, карнавалы итд). В мире культуры популярны различные фестивали, которые ежегодно проводятся во многих странах мира и представлены арт-фестивалями, классическими, джаз- и рок-, фолк- музыкальными фестивалями, кинофестивалями, цветочные фестивалями и т.д. К значительным событиям в мире музыки относятся концерты мировых знаменитостей.

Наиболее зрелищными событиями  мирового уровня считаются карнавалы, исторически приуроченные к началу католического Великого поста. Однако, наряду с карнавальными торжествами, существует большое количество народных праздников, фестивалей национальных культур, ярмарок.

В этой связи актуальность исследований событийного туризма  приобретает особое значение в связи  с теоретической и практической потребностью.

Цель данной курсовой работы – изучить роль народной культуры как основы событийного туризма.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть элементы народной культуры в туризме;

- изучить рекреационную  сущность народной культуры;

- раскрыть понятие событийного туризма;

- привести примеры событийных  туров основанных на русской  народной культуре.

В основу работы легли труды  Александрова А.Ю., Бабкин А.В., Квартальнов В.А., Кусков А.С., Сапожникова Е.Н., Сенин В.С. и др.

 

 

 

1. Народная культура, как фактор человеческой мотивации

 

    1. Элементы народной культуры

 

Народная культура, будучи весьма прочно укорененной в прошлом, сейчас выглядит достаточно размытой, проницаемой для самых разных направлений современной весьма многослойной культуры, широко ассимилирующей их элементы и традиции и потому не имеющей однозначного, общепринятого понимания.

Понятие «народная культура» (и особенно «народ») связаны с  самыми разными обыденными ассоциациями, по преимуществу ценностными представлениями, порой чисто популистского толка. В самом общем виде можно сказать, что с народной культурой в  общественном сознании соотносится  множество понятий и объектов, в названии которых присутствует определение «народный». В культуре и языке они представлены весьма широко: народное творчество, народное искусство, народная мудрость, молва, народные традиции, предания, верования, песни, танцы, пословицы, народные мастеpa, целители и т.д.1

Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, в  их взаимоотношениях, а также в  созданных ими материальных и  духовных ценностях. Это общее, философское  определение культуры. Кроме него, существует еще несколько определений  понятия «культура», каждое из них  по-своему имеет преломление в  туризме и значение для развития турбизнеса.2

Фольклористика — это  наука о традиции и ее законах  у цивилизованных наций; наука обо  всем, что передается изустно, —¬знаниях, приемах, рецептах, правилах и обычаях, словесных выражениях и суевериях, сказках, легендах и т.д. В рамках данной тематики рассматривается преимущественно один аспект традиции — традиции в художественной культуре, роль традиций в народном творчестве. Фольклор или этнические традиции могут быть сельскими (деревенскими), городскими, буржуазными, аристократическими. Например, ремесленные приемы труда прежних времен, использующиеся в настоящее время, не подготовленные теорией, — это фольклор. Индустриальные или фабричные методы создания внешне «ремесленных» изделий, разработанные с помощью технологии, теории, — это не фольклор. Этнографические традиции типичны для племени. Это та часть художественной культуры, которая неотделима от главного носителя — человека. Сохранение и передача накопленного опыта осуществляется непосредственно передачей (от старшего к младшему) устоявшихся форм поведения, навыков, понятий. Например, традиционные, народные (этнографические) праздники: хозяйственно-календарные, религиозные, семейно-личные. Степень значимости каждой группы определяется влиянием традиции, лежащей в их основе, в культурной жизни этноса.

При этом степень их значимости в культуре уменьшается именно в  такой последовательности. Большая  роль хозяйственно-календарных праздников обусловлена событийностью их в  жизни племени. К современным  национальным и социальным традициям  относится экстерриторизованная часть  художественной культуры (выведенная вне самого человека), сохраняющаяся  и передающаяся через систему  средств общественной информации (книги, картины, схемы, графики, дискеты, видеокассеты и т.д.).

Но самой яркой, сложной  и характерной формой традиции является массовый праздник — это ритм жизни, его смысл не в развлекательности  и отдыхе, а в удовлетворении потребности  людей в реализации коллективной памяти, в участии в сотворчестве-диалоге  между прошлым и будущим, иначе  говоря, потребность быть в гуще жизни, ощутить ее пульс и живое  дыхание. Формирование определенных стереотипов  художественной и этнической культуры шло постепенно по мере развития этносов. Уже на уровне племени у людей существовала не только сложившаяся четкая система обычаев, но также ритуалов и обрядов, охватывавшая практически все сферы культуры и творческой деятельности.

Далее, на уровне народности, они развивались и усложнялись, приобретали иногда силу закона, определяя  не только особенности культуры людей, но и место отдельного человека в  обществе. В связи с этим создавались  сложные церемониалы, определявшие появление особых течений или  направлений в художественной культуре, например в рыцарской культуре.

Обычаи, обряды, ритуалы и  церемониалы в современном обществе (когда одновременно сосуществуют народное творчество, искусство и массовая культура) изменяются очень быстро.4 Некоторые из них остаются в неизмененном состоянии, но только в отдельных, узкопрофессиональных сферах деятельности или в архаических  культурах. Хотя по-прежнему основной формой реализации традиций остается праздник в широком смысле этого  слова. Особенностью проведения современных  праздников (государственных, религиозных, общественных, внутренних и международных, в том числе профессиональных, спортивных, тематических, семейно-личных) стало включение любых других форм реализации традиций, в первую очередь шоу, в их состав.

Каждый элемент этнографического наследия имеет ярко выраженную географическую локализацию. Это касается одежды, домашней утвари, украшений, жилищ, орнамента, что  позволяет использовать их в качестве этнических маркеров, характеризующих  особенности этнической культуры и  степень ее привлекательности для  туризма. Чем большее количество таких этнических маркеров существует на данной территории, чем они специфичнее, уникальнее, тем выше степень привлекательности  этой территории, народа, культуры для  туризма.

Все эти элементы вместе и каждый из них в отдельности  — результат, или продукт, народного  творчества. Видов народного творчества довольно много, поэтому их характеристику желательно начать с перечисления основных видов, представленных на данной территории.

Важнейшим элементом народного  творчества и одновременно материального производства является художественное ремесло.

Наибольший интерес в  народном творчестве представляет непосредственно  творческий процесс создания или  воспроизводства опыта. Поэтому  так важна для туризма возможность  встреч, непосредственного контакта с народными мастерами. Но даже если речь идет о специально подготовленном этнографическом шоу, все равно  это доставляет огромное удовольствие туристам. Специально подготовленные этнографические коллективы разыгрывают  перед туристами фольклорные  сценки с использованием различных  форм традиционного творчества: ритуальные песни и танцы, элементы праздников, застолья с приготовлением блюд народной кухни. Реже предоставляется возможность  познакомиться с особенностями  местной традиционной религии или  верования или принять участие  в традиционных видах трудовой деятельности. Обычно нехватка конкретных данных ограничивает возможность составления такой  характеристики. Но в большинстве  соответствующих источников информации есть описания блюд народной (региональной или местной) кухни, праздников, одежды, особенностей жилых, культовых и  хозяйственных построек, интерьера  и пр.; их необходимо использовать в  полном объеме.

Народное творчество живо региональными, местными традициями, сохраняющимися главным образом в сельской местности. В некоторых источниках информации приводятся названия этнографических  поселений, сохранивших традиционный уклад жизни. Наличие таких поселений  — благоприятная предпосылка  развития туризма. В крупных туристских районах созданы центры народного  творчества. Наличие (название и местоположение) и, по возможности, состав видов народного творчества в таких центрах необходимо указать в характеристике.

Народное творчество —  процесс, акт, явление создания произведений, отражающих особенности мировоззрения  и эстетических идеалов определенного  народа (этноса).

Народное творчество отражает степень, меру органичной связи искусства  с жизнью народа. Народное творчество имеет две стороны: утилитарную  и эстетическую. Главное свойство народного (традиционного) творчества — коллективность. 3

Также популярны фестивали, широко представляющие разнообразные  виды и элементы национального изобразительного искусства. Например, характерной особенностью эдинбургского фестиваля, который  регулярно проходит в Шотландии, является то, что он знакомит не только с произведениями местных художников, но и с творчеством местных  композиторов, фольклором и другими - всем, что вызывает интерес у  туристов.

Музыка и танцы. Музыкальный потенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры. В некоторых 'странах музыка выступает как основной фактор привлечения туристов. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Аудиопленки с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве туристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа.

Этнические танцы - характерный элемент национальной культуры. Практически каждый регион имеет свой национальный танец. Знакомство туристов с танцами может происходить на специальных шоу, фольклорных вечерах, во время развлекательных программ. Яркими примерами танца как выразителя национальной культуры являются танцы народов Африки, полинезийские, японский танец "кабуки", русский балет и др.

Народные промыслы. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками. Сувениры - хорошая память о стране. Однако следует помнить, что памятный сувенир, изготовленный не в стране посещения, а в другой, теряет для туриста свою значимость и воспринимается как подделка.

Незаурядная крупномасштабная акция культурного характера  была организована в Сингапуре по случаю начала третьего тысячелетия. Самый  сенсационный азиатский праздник "Mille-nia Mania" был рассчитан на длительный период - с июня 1999 г. по август 2000 г. Туристы участвовали в фантастических мероприятиях, фестивалях, развлекательных  шоу, делающих смену тысячелетий  незабываемой. Праздник осуществлялся  в соответствии с разработанным  Управлением по туризму Сингапура  планом "Tourism XXI", предусматривающим  значительное расширение района Чайнатауна (Chinatown), проект реставрации которого оценен почти в 57 млрд долл. США. Согласно проекту Чайнатаун в течение  трех лет должен превратиться в самый  оживленный район Сингапура, отражающий его историческое прошлое. Управление по туризму разработало план специальных, присущих только Чайнатауну, мероприятий: празднование Нового года по китайскому календарю, исполнение "танца льва", соревнований по ушу и др. Рядом  с Чайнатау-ном появятся этнические зоны, например "маленькая Индия". Ожидается, что праздник тысячелетия  превратит город из заурядного туристского  направления в столицу туризма XXI века.

Религия. Паломничество - древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. До 80 % объектов туристского показа являются культовыми, например в Париже культовые объекты составляют 44 %. Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, свершение культовых обрядов и т. д. Мотивация происходит либо из предписаний религии (например, каждый мусульманин должен совершить хадж в Мекку), либо из религиозных устремлений и убеждений человека. В мире существует ряд выдающихся по своей значимости памятников культовой архитектуры: собор Нотр-Дам де Пари во Франции, собор Святого Петра в Италии и др., которые выступают как важнейшие объекты туристского интереса и привлечения туристов всего мира.4

Информация о работе Народная культура как основа событийного туризма