Морской туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:35, реферат

Описание работы

Морской туризм издавна пользуется заслуженной популярностью у различных категорий туристов, но бурное его развитие пришлось на начало XX века вместе с развитием промышленности во всех развитых странах – тогда же произошло переоснащение водного транспорта пароходами. Развитие судоходства сопровождалось увеличением числа туристов. Примерно на то же время приходится расцвет и появление новых морских курортов, особенно в Европе.

Работа содержит 1 файл

морской туризм.docx

— 58.97 Кб (Скачать)

Введение

Морской туризм издавна  пользуется заслуженной популярностью  у различных категорий туристов, но бурное его развитие пришлось на начало XX века вместе с развитием промышленности во всех развитых странах – тогда же произошло переоснащение водного транспорта пароходами. Развитие судоходства сопровождалось увеличением числа туристов. Примерно на то же время приходится расцвет и появление новых морских курортов, особенно в Европе.

Круизный туризм относится к  специальным видам туризма, так  как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма, таких как рекреационный, спортивный, лечебно-оздоровительный, познавательный.

Круизы - один из самых быстрорастущих секторов рынка. Растет круизный флот, совершенствуются конструкции пассажирских судов, повышается их комфортабельность, разрабатываются новые маршруты. Для того чтобы организовать поездку на достойном уровне круизные компании должны иметь определенные ресурсы, это касается как материальной части, которую составляют комфортабельные лайнеры, так и нематериальной. Важна и четкая организация каждой поездки, качественная разработка маршрута, организация шоу-программ, экскурсий и т.д.

Основными маршрутами морских круизных путешествий являются круизы по Средиземному морю, круизы по Карибскому морю, круизы по Северной Европе, дальневосточные круизы, круизы по Тихому океану.

 

1. Характеристика морского туризма

1.1 Характеристика морского круиза как вида туризма

Начало морского туризма  условно можно отнести к середине XIX веха, когда линейные пассажирские компании начали искать пути использования пассажирских судов в период межсезонья в линейных перевозках.

Основным источником для  трансатлантической линии была Европейская эмиграция: за период с 1846 по 1940 г.г. на Американский континент из Европы эмигрировали около 60 млн. человек. Обострившаяся конкуренция вынуждала судовладельцев постоянно улучшать условия проживания на судне, отделку кают и всю систему обслуживания пассажиров в рейсе, что быстро превратило суда в высоко комфортабельные плавучие гостиницы. Первые сообщения о специально организованных рейсах морских пассажирских судов с целью отдыха относятся к 1835 г., когда в Англии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландией. Через два года авторы этой идеи основали судовладельческую компанию Р&O. В 1840 г. компания начинает групповые турпоездки по Средиземному морю. В 1900 г. было построено судно, которое осуществляло круизы круглый год, меняя лишь регионы.

Ведущими странами крупных  путешествий стали Англия, США  и Германия. Вторая мировая война остановила развитие круизов почти на 10 лет, однако уже в начале 50-x годов было заложено большое число крупных судов. Появление в середине - конце 50-x годов регулярных пассажирских, в том числе и трансатлантических, авиационных линий, дешевые авиационные тарифы привели к резкому падению спроса на линейные пассажирские суда, особенно на трансатлантических маршрутах. В результате многие из них были проданы и переоборудованы в круизные. В этот период возникло несколько круизных регионов, расположенных возле развитых государств: Средиземное море, Балтика, Северная Европа, острова южной части Тихого океана (Австралия и Новая Зеландия), Аляска, Мексика, Гавайи и Карибский бассейн (США).

Морской круиз представляет собой туристскую поездку по морю, как правило, с заходом в порты, на борту специального пассажирского судна. В настоящее время десятки круизных компаний по всему миру эксплуатируют сотни пассажирских судов вместимостью от 70 до более 1000 пассажиров и предлагают увлекательные поездки практически в любой регион мира.

По сути дела круиз представляет собой морской тур, в базовую  стоимость которого включено комплексное обслуживание на борту судна, в частности: проезд на судне; проживание в каюте; трех разовое питание; развлечения и, как правило, целый ряд специальных мероприятий на борту судна (праздники, фестивали, конкурсы, концерты и др.). То есть, программа круиза содержит 4 главных элемента: еда, деятельность, спорт и т.д.; развлечения; время на берегу.

Предпочтение различных  элементов зависит от типа круиза. Круиз в теплых водах, например, ставит ударение на спорте, развлечениях. Приключенческий круиз, с другой стороны, акцентирует внимание на времяпрепровождение на берегу. Даже круизы, когда все разделяют общие интересы, т.е. тематические круизы, должны быть достаточно гибкими, чтобы подходить к запросам и ожиданиям различных пассажиров.

Еда - одно из наиболее популярных развлечений на большинстве круизов. Обычно круизы представляют еду превосходного качества. Кухня может быть интернациональной или с национальными блюдами.

Спорт, занятия. Менеджеры  круиза расписывают полную программу  занятий на день, когда корабль в море. Гимнастика очень популярна среди пассажиров. На больших кораблях есть инструкторы по гольфу, теннису, танцам, икебане, иностранным языкам и т.д. Приглашённые лекторы часто рассказывают о культуре, истории мест, около которых находится корабль. Также могут быть игры в бассейне, на площадках турниры по теннису, шахматам, бриджу и т.д. После ужина многие пассажиры идут в главное фойе посмотреть ночное музыкальное шоу. Певицы кабаре и пианисты дают представления в барах на борту корабля. На многих кораблях устраиваются маскарады и ночь талантов для пассажиров. На многих больших кораблях есть танцевальные залы с живой музыкой. Дискотеки и ночные клубы стали нормальной чертой на многих кораблях, как и казино. Новые и классические фильмы идут в кинотеатре корабля.

Экскурсии на побережье - существенная часть почти каждого круиза. Иногда они могут быть главной привлекательностью (аттракционом), особенно в приключенческих круизах. Пассажиры не обязаны участвовать в этих экскурсиях, если едут в круиз. Экскурсии могут быть оплачены как индивидуально за каждую, так и за «пакет».

Круизы - один из самых быстрорастущих секторов рынка. В 1998 году более 8 млн. туристов совершили путешествие на воде, а к 2009 году, по прогнозам ВТО, эта цифра достигла 19,5 млн. людей.

1.2. Развитие морского туризма  на международном уровне

Специально построенные туристские круизные лайнеры появились в начале 70-х гг. По сравнению со своими старшими собратьями это были относительно тихоходные суда, для которых главной задачей была не перевозка пассажиров, а предоставление туристам полного комплекса услуг высшего качества. По сути, лайнеры превратились в плавучие курортные центры с теннисными кортами, ресторанами, казино, бассейнами, зимними садами. Безукоризненный сервис и романтика морских путешествий постепенно завоевали огромное количество поклонников этого вида отдыха. Уже в середине 80-х гг. развитие морского туризма привело к резкому увеличению количества и размеров строящихся круизных лайнеров. Крупнейшие лайнеры 90-х гг. «Владыка морей» («Sovereign of the Seas»), круизный лайнер третьего поколения, построенный во Франции для компании «Royal Caribbean Cruise», и лайнер «Fantasy», построенный на верфи в Хельсинки, по своим размерам и внутренней отделке мало, чем отличаются от своих великолепных предшественников: «Normandie», «Queen Магу» и «Queen Elisabeth».

В 90-х гг. на первое место в мире по количеству судов, перевозимых пассажиров и доходности выдвинулись три  гиганта: группа «Карнивал Крузес»/«Холланд-Америка Лайн» (CCL), «Ройял Кариббиен Крузес» (RCCL) и группа «Принцесс Крузес». На долю этой тройки приходится основное количество новых эксплуатируемых и строящихся судов крупного размера. К компаниям второго эшелона относятся: «Селибрити», «Коста», которые также активно расширяют свой круизный флот путем строительства новых судов.

Вместе с тем в последнее  время на рынке появился ряд новых  компаний: «Дисней Крузес», «Стар Крузес», которые обещают составить в недалеком будущем мощную конкуренцию традиционным крупным компаниям. Наряду с продолжительными морскими круизами (10-20 дней) существует и такой вид, как мини-круизы. Они организованы на срок от двух до трех дней с острова Кипр в Египет и Израиль. Самым крупным агентством, продающим этот вид морских круизов, является крупнейшая кипрская туристская корпорация «Луис», созданная более 60 лет назад. Существуют также и экскурсионные круизы по морю. Наиболее известные из них проводятся в Греции, по островам Эгейского моря. Самыми роскошными круизными лайнерами, курсирующими вокруг Земли, являются два судна фирмы «Кристал Круиз ЛаЙн» («Crystal Cruise Line»). Построенные фактически по одному проекту в разных полушариях земного шара с интервалом в пять лет, эти суда считаются одними из самых дорогих в мире; «Кристал Хармони» («Crystal Harmony») построен в 1990 г. на верфи фирмы «Мицубиси» в Японии, «Кристал Симфони» («Crystal Symphony») -в 1995 г. на верфи в Турку (Финляндия) фирмой «Kvatmer Masa Yards».

Идея создания на борту одного лайнера  всех доступных для отдыхающих развлечений доведена на этих судах до совершенства. Пассажиры могут в любых широтах и в любое время года пользоваться услугами открытых и закрытых бассейнов, теннисных кортов, соляриев, ресторанов и казино. При водоизмещении судна 50 200 т. на борту размещается всего 975 пассажиров. По сравнению со средними лайнерами такого же водоизмещения, имеющими пассажировместимость 1500-2000 человек, уровень сервиса значительно выше. «The Fun Ship Experience» - «Опыт веселого путешествия на корабле», примерно так переводится название туров, которые предлагает крупнейшая американская компания CCL.

Морской круиз, как известно, не самый  дешевый вид заграничного путешествия. Корабли «Carnival» с именами: «Ecstasy», «Jubilee», «Celebration», «Tropicale» специально построены в расчете на круизы, причем повышенной комфортности. Каюты этих лайнеров раза в полтора больше, чем на других круизных судах, а их дизайн и комфорт не уступают самым респектабельным международным отелям.

Практически все круизные теплоходы  ведущих круизных компаний мира представляют собой плавучие отели категории  «5 звезд». На теплоходах в обязательном порядке должны быть: дискотеки, ночные клубы, сауны, салоны красоты, казино, танцзалы, театр, библиотека, бассейны, залы для деловых совещаний, магазины, спортивные центры, ясли и другие детские заведения. Специалисты «American Express» считают, что «морской» пакет услуг, получаемых в ходе круиза на этих судах, обходится путешественнику на 30% дешевле, чем при наземном путешествии. В качестве примера приведём описание кают разных категорий на лайнере «Royal Princess»:

- категория К (Outside double): двуспальные кровати (queen-size bed), ванная комната, телевизор и холодильник, окно с видом на океан;

- категория GG (Outside double): двуспальные кровати (queen-size bed), ванная комната, телевизор и холодильник, окно с видом на океан;

- категория ВВ (Outside double with private balkony): двуспальные кровати (queen-size bed), окна во всю стену от пола до потолка, ванная комната, телевизор и холодильник, балкон;

- категория AC (Outside mini-suite with private balkony): двуспальные кровати (queen-size bed), отдельное помещение с креслами и балкон для отдыха, окно во всю стену от пола до потолка, ванная комната, телевизор и холодильник;

- категория АА (Outside suite): одна кровать (queen-size), отдельная гостиная и балкон, окно от пола до потолка, ванная комната, телевизор и холодильник;

- категория РН - пентхаус с кроватью и балконом. Примерная стоимость круиза на лайнере «Royal Princess» в зависимости от маршрута, времени проведения круиза различная (приблизительно от 9500 до 18600 $).

Продолжительность круиза - 14 дней. Стоимость  круиза определяется из расчета размещения в каюте двух человек. При одноместном  размещении в каютах категорий АА и ВВ оплачивается стоимость всей каюты. При размещении в каютах категории GG оплачивается 160% стоимости каюты.

Особое развитие антарктические круизы получили в Аргентине. Первый такой тур был организован в 1958 г. Не меньшим спросом пользуются морские путешествия к берегам Гренландии, Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа. В 1996 г. были организованы круизы в Арктику.

1.3 Морской туризм в России

На сегодняшний день морские  круизы в России не так популярны, как за рубежом, но, несмотря на это  российские компании расширяют круизный флот и успешно проникают на западный рынок, предлагая более низкие тарифы, чем европейские и американские фирмы. Компании проводят маркетинговые исследования рынка, распространение путевок на рейсы своих и других пароходных компаний, анализ судовых расходов по портам захода, тарифов, стоимости бункера в порту захода, погодных условий, температуры воды, воздуха, достопримечательностей, исторических ценностей в портах пребывания. Анализируются составляющие стоимости путевок на морских круизах. Подбирается дирекция круиза, штат которой зависит от величины судна, количества пассажиров на борту, района и целей плавания.

Круизные перевозки туристов в  российском сообщении осуществляют водные виды транспорта, однако их доля в суммарном пассажирообмене на туристском транспортном рынке невелика. Так, пассажирооборот водного российского транспорта в 2000 г. составлял всего 0,9 млрд. пассажиро-км (около 5 % общего объема транспортных путешествий), а его удельный вес в видах транспорта - 0,2%. Выезд российских туристов морским транспортом составлял в 1998 г. 540 тыс. чел. В последнее время наблюдается спрос и на суда типа «морские паромы», перевозящие, кроме самих туристов, и их автомобили.

Советский морской пассажирский флот занимал 3-е место в мире и в 1986 г. имел в своем составе 21 крупное  судно. В Министерстве морского флота  СССР насчитывалось около 2000 пассажирских судов, 45 пароходств и более 100 портов. Неофициальным флагманом флота  являлся «Максим Горький» водоизмещением 23 000 т. После раздела флота СССР между вновь образованными государствами и вывода устаревших судов у России осталось небольшое количество современных пассажирских лайнеров. Наиболее известными являются паромы Балтийского морского пароходства «Анна Каренина» (14 300 т) и «Константин Симонов», обслуживающие морские линии из Санкт-Петербурга в Швецию и Финляндию. В России на водных маршрутах в 1996 г. было задействовано около 100 больших пассажирских судов, в том числе 48 комфортабельных многопалубных пассажирских лайнеров.

Несмотря на то, что круизный бизнес - самый динамично развивающийся и прибыльный на сегодняшний день сектор мирового туристского рынка, в 1997 г. из 4,1 млн. выехавших за рубеж российских туристов, по данным Госкомстата, круизные путешествия предпочли лишь 15 тыс. человек.

Информация о работе Морской туризм