Молодежный туризм в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:11, реферат

Описание работы

Туристско-краеведческая деятельность за период с 1918 по 1928 годы была сосредоточена во внешкольных учреждениях и проводилась в форме многодневных (6-10 дней) экскурсий, путешествий, так называемых «кочёвок».1 Главной их тематикой было изучение естественноисторических дисциплин, сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов. Примечательно, что уже в 1918 г.

Работа содержит 1 файл

смолодежный туризм в ссср.docx

— 37.46 Кб (Скачать)

 1. МОЛОДЕЖНЫЙ  ТУРИЗМ В РОССИИ 

 1.1 Молодежный  туризм в СССР 

 Рассматривая  историю развития молодежного туризма, прежде всего следует дать определение данному виду туризма. 

 Молодежный  туризма – это конкретный вид  туристской деятельности юношества  и подростков, реализуемый как  в рамках национальных границ, так  и на региональном и мировых уровнях. 

 Рассмотрим  этапы развития молодежного туризма  в СССР. 

 Туристско-краеведческая  деятельность за период с 1918 по 1928 годы была сосредоточена во внешкольных  учреждениях и проводилась в  форме многодневных (6-10 дней) экскурсий, путешествий, так называемых «кочёвок».1 Главной их тематикой было изучение естественноисторических дисциплин, сельскохозяйственного труда и  кустарных промыслов. Примечательно, что уже в 1918 г. в Наркомпросе организуется специальное бюро школьных экскурсий. По поручению наркома А.А Луначарского профессор И.И. Полянский организовал к маю 1919 г. 6 экскурсионных станций для экскурсионно-исследовательской работы с учащимися и учителями единой трудовой школы. Организационно-методическая сторона туризма и краеведения определялась в то время работами И.М. Гревса, Н.П. Анциферова, Б.Е Райкова, А.А. Яхонтова, Н. К. Крупской. Как писал И.М. Гревс в первом номере журнала «Экскурсионный вестник»: "Сделать экскурсию необходимым фактором в школьном курсе явилось задачей нового времени. Крупская определяла роль экскурсий так: «Экскурсия имеет громадное значение, но только в том случае, если она хорошо подготовлена.  

 Надо  научиться наблюдать жизнь и  стараться из неё черпать всё, что возможно».2 

 В конце 20-х годов XX века Обществом пролетарского  туризма и экскурсий был объявлен Всесоюзный исследовательский поход  «За сырьем для станков пятилетки», в котором приняли участие  большое количество групп юных туристов. Академик А.Е. Ферсман, сразу оценивший  возможную пользу походов, писал, что  «от туризма мы переходим к  целому ряду этапов нашей работы в  области не только научных открытий, но и завоеваний большого хозяйственного значения».3 

 В тридцатые  годы XX в практике многих советских  педагогов значительное место занимали туристские походы и экскурсии. Интересен  опыт А.С. Макаренко, который широко применял коллективные походы в целях  воспитания. Выдающийся педагог использовал  походы как стимул, как подарок  коллективу за успехи учебного и трудового  года. Анализируя опыт туристской работы в коммуне им Ф. Э. Дзержинского, Макаренко  считал, что нет лучшего метода образования и развития молодёжи, чем летние экскурсии и походы, ежегодно устраивая их для своих  воспитанников. 4 

 В предвоенные  годы усилению туристско-краеведческой  работы среди детей способствовал  ряд мер. В 1932 г. коллегия Наркомпроса РСФСР приняла постановление «Экскурсионно-туристическую работу среди детей на высшую ступень», к котором поручалось «краевым, областным и районным отделам народного образования совместно с детскими коммунистическими организациями принять все меры к организации в городах, рабочих и важнейших колхозных районах детских экскурсионно-туристических станций и баз на них, проводя через последние методическую работу». В 1937 году был объявлен Всероссийский поход пионеров и школьников за минеральным сырьем. 

 В 1940 году был издан приказ Наркома просвещения  РСФСР «О детском туризме». В школах были созданы клубы юных туристов. «Детский туризм и экскурсии, - заявил нарком просвещения Потемкин на коллегии Наркомпроса, - это такой вид учебно-воспитательной работы, в который должны быть вовлечены все учащиеся». Туризм и экскурсии преследуют прежде всего общеобразовательные задачи и в самой своей организации несут элементы физической закалки и подготовки будущего бойца. За 1940 г. к участию в походах была привлечена 261 тысяча школьников. В начале 1941 года была объявлены Всесоюзные экспедиции пионеров и школьников по местам боевой славы гражданской войны и по изучению малых рек.5 

 В годы Великой  Отечественной войны туристско-краеведческая  деятельность школьников была направлена на помощь фронту и тылу. Дети собирали дикорастущие полезные растения, записывали биографии героев Великой Отечественной  войны, помогали семьям фронтовиков  и инвалидов. 

 В послевоенные и начале 50-х годов детский туризм стал массовым. Многие учителя - бывшие фронтовики - организовывали походы по местам сражений, приобщали детей к славе и подвигу нашего народа. Именно в это время многие учителя стали использовать туризм как эффективное средство воспитания и обучения. В. А. Сухомлинский писал: «Настоящее моральное воспитание невозможно без эмоционального общения с природой».6 Его многочисленные прогулки с детьми в лес, к реке, в поле носили познавательный характер, были уроками гуманизма. В конце 40-х начале 50-х годов входят в практику ежегодные слеты юных туристов городов, областей, а позже - Всероссийские и Всесоюзные.7 

 24 декабря  1958 года Верховный Совет СССР  принял закон «Об укреплении  связи школы с жизнью». Были  утверждены новые учебные планы,  программы, в которых подчёркивалась  особая роль краеведческого подхода  к преподаванию школьных предметов  значение экскурсий, наблюдений  в природе.8 

 В середине 60-х годов берёт своё начало Всесоюзный поход «Дорогой славы отцов». Первый Всесоюзный слёт участников похода по местам революционной, трудовой и боевой славы состоялся 19 сентября 1965 года в крепости-герое Бресте. В походе приняли участие более трех миллионов  человек. Во время походов сооружались  памятники погибшим, приводились  в порядок места захоронений, устанавливались имена тех, кто  погребен в братских могилах. Было проведено 11 этапов похода. Всесоюзные слёты проводились в Москве, Ленинграде, Киеве, Ульяновске, Волгограде, Иванове, Минске, Ереване, 12-й (и последний) слет проходил уже под другим названием.9 

 В 70-е  годы получила продолжение практика проведения Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников. Была объявлена Всесоюзная экспедиция «Моя Родина - СССР».10 

 Экспедиция  была посвящена 50-летию образования  Советского Союза и 50-летию присвоения комсомолу и пионерии имени В.И. Ленина. Основной целью являлось воспитание учащихся на революционных, боевых и  трудовых традициях советского народа, на примерах дружбы и братства народов  нашей многонациональной страны. В школах в каждом классе предполагалось создать экспедиционный отряд. Как  впоследствии показали отчеты с мест, такие отряды удалось создать  более чем в 20% классов. Проводились  слёты лучших экспедиционных отрядов, конференции, выставки краеведческих  материалов, создавались музеи, велась шефская работа с ветеранами. 

 Для более  активного участия туристско-экскурсионных  организаций профсоюзов в проведении туристской экспедиции советской молодежи "Моя Родина - СССР" Президиум  Центрального совета по туризму и  экскурсиям постановил предложить республиканским, краевым и областным советам  по туризму и экскурсиям: шире вовлекать  трудящуюся и учащуюся молодежь в  походы, путешествия и экскурсии  по родному краю с посещением, всесторонним ознакомлением и глубоким изучением  объектов Всесоюзной туристской экспедиции "Моя Родина - СССР", обратив при этом особое внимание на активное участие в экспедиции молодежи призывного и допризывного возраста; более эффективно использовать туристские маршруты экспедиции для сдачи нормативов на значки "Турист СССР" и Всесоюзного физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне СССР"; с участием комиссий Федерации туризма разработать новые туристские маршруты по родному краю, походов выходного дня и многодневных путешествий с обязательным включением в них программы объектов экспедиции; определить перечень тем экскурсий, организуемых экскурсионными учреждениями для участников туристской экспедиции; включить в учебные планы и программы учебных семинаров и сборов по подготовке общественных туристских кадров всех категорий и звеньев разделы, связанные с организацией и проведением экспедиции; шире практиковать проведение вечеров и встреч участников экспедиции "Моя Родина - СССР" со знатными тружениками, передовиками и героями пятилеток, участниками Великой Отечественной войны, ветеранами туризма и экскурсионного дела; регулярно освещать в местной печати ход экспедиции, средствами радио и телевидения пропагандировать опыт работы лучших туристских клубов, советов по туризму и экскурсиям и клубов туристов предприятий, учреждений, учебных заведений.11 

 В тридцатых - начале пятидесятых годов создаются детские экскурсионно-туристские станции (ДЭТС), которые становятся  

 инструктивно-методическими  и организационными центрами туристской, краеведческой и экскурсионной  работы на местах. В их кружках получает широкое развитие исследовательский  метод в туристско-краеведческой  деятельности учащихся. 

 Анализируя  работу кружков станций юных туристов и Домов пионеров С. Истомин писал: "Формы и метода поисково-исследовательской работы в школьном туризме настолько многогранны, что позволяют удовлетворить всевозрастающие интересы школьников".12 

 С целью  развития молодёжного международного туризма в июне 1958 г. образовалось международное молодёжное бюро “Спутник”. Бюро занималось вопросами обмена молодёжными  группами СССР с другими странами. Однако в период с 1960 по 1970 года в  зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан СССР. 

 В 60-е  годы XX века развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими  органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии  и обслуживания, подлежали жёсткому контролю. 

 Туризм  использовался как средство воспитательного  воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились  всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке. 

 С этого  времени начали внедряться новые  формы отдыха: некоторые турбазы  стали принимать родителей с  детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах. 

 В период 1980-1992 гг. постепенно росла материально-техническая  база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные  комплексы в крупных городах  страны (“Измайлово” и “Салют”  в Москве, “Турист” в Пскове, “Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.13 

 Основными чертами административно-нормативного периода являются: развитие туризма  в условиях жёсткого нормирования и  планирования; распространение новых  форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное  лечение); создание крупных и комфортабельных  гостиничных комплексов; создание научной  основы изучения туризма.  

 В 1986 году в Советском Союзе действует 17 конных маршрутов на Алтае, Южном  Урале, Северном Кавказе, в Закавказье и других регионах. В ряде мест появились  веломаршруты. К числу местных плановых маршрутов относились и транспортные путешествия: теплоходные, железнодорожные, авиационные. 

 Организовывались  и морские экскурсии по Черному  морю, по Японскому морю и Охотскому, по Белому, Баренцеву, Красным морям. Массовый характер в 80-е годы приобрели  авиационные тур маршруты. Более 160 бюро пользовались услугами авиации, что позволило отдыхать ежегодно 2 млн. человек. 

 Для решения  вопросов молодежного международного обмена в июне 1958 года было создано  Бюро молодежного международного туризма "Спутник".14 

 Перестройка второй половины 80-х годов в конечном итоге привела к распаду СССР и развалу единой туристско-экскурсионной  системы Советского Союза. Начался  процесс создания независимых государств, а также национальных туристско-экскурсионных  организаций. 

 С 1990-года период развития российского туризма  характеризуется переходом от административного  регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых  российских законах, касающихся как  предпринимательства и рынка  в целом, так и туристской деятельности в частности. 

 С 1992 г. в  Российской Федерации осуществляется программа туристско-краеведческого движения «Отечество», пришедшая на смену экспедиции «Моя Родина - СССР». 

 1.2 Туристские  общества, их просветительная роль для молодежи 

 Рассмотрим  основные туристские общества, существовавшие в России начиная с XX века. 

 В 1900 году возникло «Русское горное общество». Его  учредителями были знаменитые ученые: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский и другие. В 1901 «Русский туринг-клуб» был преобразован в «Российское общество туристов», которое просуществовало до лета 1928 года. По уставу членами РОТ не могли быть учащиеся, молодежь и военные низких чинов. Членами РОТ были привилегированные денежные люди. Общество ставило своей задачей организацию туристских путешествий по России и за границей, знакомство с достопримечательностями русских городов, а также организацию путешествий «к святым местам». 

Информация о работе Молодежный туризм в СССР