Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:11, реферат
Туристско-краеведческая деятельность за период с 1918 по 1928 годы была сосредоточена во внешкольных учреждениях и проводилась в форме многодневных (6-10 дней) экскурсий, путешествий, так называемых «кочёвок».1 Главной их тематикой было изучение естественноисторических дисциплин, сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов. Примечательно, что уже в 1918 г.
1. МОЛОДЕЖНЫЙ
ТУРИЗМ В РОССИИ
1.1 Молодежный
туризм в СССР
Рассматривая
историю развития молодежного туризма,
прежде всего следует дать определение
данному виду туризма.
Молодежный
туризма – это конкретный вид
туристской деятельности юношества
и подростков, реализуемый как
в рамках национальных границ, так
и на региональном и мировых уровнях.
Рассмотрим
этапы развития молодежного туризма
в СССР.
Туристско-краеведческая
деятельность за период с 1918 по 1928 годы
была сосредоточена во внешкольных
учреждениях и проводилась в
форме многодневных (6-10 дней) экскурсий,
путешествий, так называемых «кочёвок».1
Главной их тематикой было изучение
естественноисторических
Надо
научиться наблюдать жизнь и
стараться из неё черпать всё,
что возможно».2
В конце
20-х годов XX века Обществом пролетарского
туризма и экскурсий был
В тридцатые
годы XX в практике многих советских
педагогов значительное место занимали
туристские походы и экскурсии. Интересен
опыт А.С. Макаренко, который широко
применял коллективные походы в целях
воспитания. Выдающийся педагог использовал
походы как стимул, как подарок
коллективу за успехи учебного и трудового
года. Анализируя опыт туристской работы
в коммуне им Ф. Э. Дзержинского, Макаренко
считал, что нет лучшего метода
образования и развития молодёжи,
чем летние экскурсии и походы,
ежегодно устраивая их для своих
воспитанников. 4
В предвоенные
годы усилению туристско-краеведческой
работы среди детей способствовал
ряд мер. В 1932 г. коллегия Наркомпроса
РСФСР приняла постановление «Экскурсионно-туристическую
работу среди детей на высшую ступень»,
к котором поручалось «краевым, областным
и районным отделам народного образования
совместно с детскими коммунистическими
организациями принять все меры к организации
в городах, рабочих и важнейших колхозных
районах детских экскурсионно-туристических
станций и баз на них, проводя через последние
методическую работу». В 1937 году был объявлен
Всероссийский поход пионеров и школьников
за минеральным сырьем.
В 1940 году
был издан приказ Наркома просвещения
РСФСР «О детском туризме». В школах
были созданы клубы юных туристов.
«Детский туризм и экскурсии, - заявил
нарком просвещения Потемкин на коллегии
Наркомпроса, - это такой вид учебно-воспитательной
работы, в который должны быть вовлечены
все учащиеся». Туризм и экскурсии преследуют
прежде всего общеобразовательные задачи
и в самой своей организации несут элементы
физической закалки и подготовки будущего
бойца. За 1940 г. к участию в походах была
привлечена 261 тысяча школьников. В начале
1941 года была объявлены Всесоюзные экспедиции
пионеров и школьников по местам боевой
славы гражданской войны и по изучению
малых рек.5
В годы Великой
Отечественной войны туристско-
В послевоенные
и начале 50-х годов детский туризм стал
массовым. Многие учителя - бывшие фронтовики
- организовывали походы по местам сражений,
приобщали детей к славе и подвигу нашего
народа. Именно в это время многие учителя
стали использовать туризм как эффективное
средство воспитания и обучения. В. А. Сухомлинский
писал: «Настоящее моральное воспитание
невозможно без эмоционального общения
с природой».6 Его многочисленные прогулки
с детьми в лес, к реке, в поле носили познавательный
характер, были уроками гуманизма. В конце
40-х начале 50-х годов входят в практику
ежегодные слеты юных туристов городов,
областей, а позже - Всероссийские и Всесоюзные.7
24 декабря
1958 года Верховный Совет СССР
принял закон «Об укреплении
связи школы с жизнью». Были
утверждены новые учебные
В середине
60-х годов берёт своё начало Всесоюзный
поход «Дорогой славы отцов». Первый
Всесоюзный слёт участников похода по
местам революционной, трудовой и боевой
славы состоялся 19 сентября 1965 года
в крепости-герое Бресте. В походе
приняли участие более трех миллионов
человек. Во время походов сооружались
памятники погибшим, приводились
в порядок места захоронений,
устанавливались имена тех, кто
погребен в братских могилах. Было проведено
11 этапов похода. Всесоюзные слёты проводились
в Москве, Ленинграде, Киеве, Ульяновске,
Волгограде, Иванове, Минске, Ереване,
12-й (и последний) слет проходил уже под
другим названием.9
В 70-е
годы получила продолжение практика
проведения Всесоюзных экспедиций пионеров
и школьников. Была объявлена Всесоюзная
экспедиция «Моя Родина - СССР».10
Экспедиция
была посвящена 50-летию образования
Советского Союза и 50-летию присвоения
комсомолу и пионерии имени В.И.
Ленина. Основной целью являлось воспитание
учащихся на революционных, боевых и
трудовых традициях советского народа,
на примерах дружбы и братства народов
нашей многонациональной
Для более
активного участия туристско-
В тридцатых
- начале пятидесятых годов создаются
детские экскурсионно-туристские станции
(ДЭТС), которые становятся
инструктивно-методическими
и организационными центрами туристской,
краеведческой и экскурсионной
работы на местах. В их кружках получает
широкое развитие исследовательский
метод в туристско-
Анализируя
работу кружков станций юных туристов
и Домов пионеров С. Истомин писал:
"Формы и метода поисково-исследовательской
работы в школьном туризме настолько многогранны,
что позволяют удовлетворить всевозрастающие
интересы школьников".12
С целью
развития молодёжного международного
туризма в июне 1958 г. образовалось
международное молодёжное бюро “Спутник”.
Бюро занималось вопросами обмена молодёжными
группами СССР с другими странами.
Однако в период с 1960 по 1970 года в
зарубежные поездки выезжали лишь 0,4%
граждан СССР.
В 60-е
годы XX века развитие туризма в этот
период происходило в соответствии
планами, выполнение которых было обязательно.
Они разрабатывались на длительные
сроки (5-10 лет) и утверждались высшими
органами по туризму. Нормативные показатели
планов, которые брались за основу
при развитии туристской индустрии
и обслуживания, подлежали жёсткому
контролю.
Туризм
использовался как средство воспитательного
воздействия на молодое поколение.
Так, в 1970-х годах проводились
всесоюзные походы и экспедиции школьников
и молодёжи. Цели таких массовых
туристских предприятий состояли в воспитании
патриотизма, экскурсионно-краеведческой
работе, спортивной тренировке и закалке.
С этого
времени начали внедряться новые
формы отдыха: некоторые турбазы
стали принимать родителей с
детьми. Увеличился ассортимент туристских
услуг в туристских хозяйствах.
В период
1980-1992 гг. постепенно росла материально-техническая
база лечебно-оздоровительного туризма,
появились новые гостиничные
комплексы в крупных городах
страны (“Измайлово” и “Салют”
в Москве, “Турист” в Пскове, “Велинград”
в Кисловодске и др.), получили распространение
новые виды обслуживания – семейный отдых
и курсовочное лечение. При курсовочном
лечении отдыхающие проживали в квартирах
и домах частного сектора, а курс лечения
и оздоровления получали в санатории.
Рекреационное обслуживание было хорошо
развито на базе санаториев, а также домов
отдыха.13
Основными
чертами административно-
В 1986 году
в Советском Союзе действует 17
конных маршрутов на Алтае, Южном
Урале, Северном Кавказе, в Закавказье
и других регионах. В ряде мест появились
веломаршруты. К числу местных плановых
маршрутов относились и транспортные
путешествия: теплоходные, железнодорожные,
авиационные.
Организовывались
и морские экскурсии по Черному
морю, по Японскому морю и Охотскому,
по Белому, Баренцеву, Красным морям.
Массовый характер в 80-е годы приобрели
авиационные тур маршруты. Более
160 бюро пользовались услугами авиации,
что позволило отдыхать ежегодно
2 млн. человек.
Для решения
вопросов молодежного международного
обмена в июне 1958 года было создано
Бюро молодежного международного туризма
"Спутник".14
Перестройка
второй половины 80-х годов в конечном
итоге привела к распаду СССР
и развалу единой туристско-экскурсионной
системы Советского Союза. Начался
процесс создания независимых государств,
а также национальных туристско-экскурсионных
организаций.
С 1990-года
период развития российского туризма
характеризуется переходом от административного
регулирования туризмом к экономическому
стимулированию, основанному на новых
российских законах, касающихся как
предпринимательства и рынка
в целом, так и туристской деятельности
в частности.
С 1992 г. в
Российской Федерации осуществляется
программа туристско-
1.2 Туристские
общества, их просветительная роль
для молодежи
Рассмотрим
основные туристские общества, существовавшие
в России начиная с XX века.
В 1900 году
возникло «Русское горное общество». Его
учредителями были знаменитые ученые:
В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский,
Н.М. Пржевальский и другие. В 1901 «Русский
туринг-клуб» был преобразован в «Российское
общество туристов», которое просуществовало
до лета 1928 года. По уставу членами РОТ
не могли быть учащиеся, молодежь и военные
низких чинов. Членами РОТ были привилегированные
денежные люди. Общество ставило своей
задачей организацию туристских путешествий
по России и за границей, знакомство с
достопримечательностями русских городов,
а также организацию путешествий «к святым
местам».