Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 02:37, лекция
Формой объединения в гостиничных и ресторанных цепях является система контрактных соглашений, или «франчайз». Суть ее состоит в том, что крупная фирма заключает контрактное соглашение с уже действующими самостоятельными мелкими предприятиями. При этом мелкому предприятию предоставляется право реализации услуги под маркой фирмы-патрона на специально оговоренных условиях. Международная Ассоциация Франчайзных Организаций (МАФО) дает такое определение: «Длящиеся во времени взаимоотношения, по которым франчайзодатель предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также помощь в организации этой деятельности, обучении, реализации и управлении за вознаграждение от франчайзополучателя» (USGHJ Oktober, 1985).
Международные гостиничные цепи и их эффективность в развитии современного туризма
Существуют два основных вида гостиничных цепей: интегрированные цепи, которые созданы из однородных единиц, и гостиничный консорциум, который объединяет независимые отели.
Формой объединения в гостиничных и ресторанных цепях является система контрактных соглашений, или «франчайз». Суть ее состоит в том, что крупная фирма заключает контрактное соглашение с уже действующими самостоятельными мелкими предприятиями. При этом мелкому предприятию предоставляется право реализации услуги под маркой фирмы-патрона на специально оговоренных условиях. Международная Ассоциация Франчайзных Организаций (МАФО) дает такое определение: «Длящиеся во времени взаимоотношения, по которым франчайзодатель предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также помощь в организации этой деятельности, обучении, реализации и управлении за вознаграждение от франчайзополучателя» (USGHJ Oktober, 1985).
Франчайзодатель
способен достичь более глубокого
проникновения на рынок с минимальными
инвестициями, в то время как франчайзополучатель
в состоянии развернуть свою предпринимательскую
деятельность с меньшим риском. Министерством
торговли США подсчитано, что закрытие
франчайзных предприятий в
Франчайзные отношения в туризме США сконцентрированы в основном в сфере общественного питания, средствах размещения, курортных зонах, тематических парках и т. д.
В конце XX века в США насчитывалось 82 923 франчайзных ресторана с общим оборотом в 53 миллиарда долларов. Франчай-зодатели владели 26 664, а франчайзополучатели - 56 259 ресторанами. Среди средств размещения в году имелось 8 393 франчайзных гостиниц, мотели и кемпинга. При этом франчайзодатели владели 1187 гостиничными предприятиями, а франчайзополучатели - 7 206.
Влияние гостиничных
цепей на индустрию туризма хзчень
велико. Большинство из того, что
сейчас считается «стандартом в
производстве», либо имело свое начало,
либо получило поддержку в гостиничных
цепях. Если какая-либо идея доказала свою
жизнеспособность в одной из гостиниц
цепи, она рекомендуется для
Успех системы контрактных соглашений в сфере туризма обусловлен тем, что в ней сочетаются финансовая и техническая мощь крупной фирмы с гибкостью и маневренностью мелкого предприятия, мастерством, талантом и предприимчивостью оператора, а также с его материальной заинтересованностью в результатах деятельности фирмы.
Важным пунктом контрактных соглашении в тстиничном бизнесе является включение операторов в цепь предприятий, охваченных системой резервирования мест. В случае гостиничного франчайзинга договор определяет количество комнат и связанные с данным предприятием услуги, которые будут предлагаться.
Цена франчайзинга,
а также платежи за использование
имущества и вознаграждение также
оговариваются в договоре. Так, например,
первоначальная пена ресторанного франчайзинга
колеблется от 5000 до 40 ООО долларов,
в среднем франчайзинг
Преимущества, которые
предоставляет франчайзинг в
сфере туризма в США, позволяют
предприятиям получать большую прибыль.
В изменяющихся экономических условиях
продолжается разработка новых рынков
и концепций франчайзинга. Мы смогли
убедиться на примере США, что
развитие туризма в различных
странах имеет свою специфику, связанную
как с особенностями
В большинстве
стран в международном туризме
наблюдается разделение сфер деятельности:
в государственной сфере заняты
национальные туристские организации,
в частной - коммерческие предприятия
туристской индустрии (гостиницы, рестораны,
туристские агентства и бюро, транспортные
предприятия и т. д.), занимающиеся
привлечением туристов, продажей туров,
обслуживанием иностранных
Интегрированные гостиничные цепи производят и продают продукт, который последователен и однороден. Они управляются прямо и косвенно через франчайзинговую систему или по контракту на управление. Все гостиницы в цепи имеют название и знак. Основные интегрированный цепи действуют в США: «Хоспиталити Франшиз Системе», «Холидей Инн Уордвайт» и др. К крупным це-
пям относятся также французская группа «Аккор», занимающая 4-е место в мире, и британская группа «Форте», находящаяся на 9-м месте.
Группа «Аккор» занимает лидирующее место во Франции; в ней сконцентрировано 55% всего номерного фонда группы и 9% всего номерного фонда страны в группе. Она также является крупнейшим оператором в Бельгии и Германии.
Таблица 5. 20 самых крупных гостиничных цепей
|
Любая концепция
группы «Аккор» в отношении жилья,
ресторанов, туризма или отдыха развивалась
как отдельная концепция, нацеленная
на специфические вкусы
Группа «Аккор»
управляет следующими гостиницами:
«Пульман», которую она приобрела
у «Вагон-Лиге» в 1991 г., укрепив
тем самым свои позиции, «Софитель»,
«Меркур», «Новотель», «Алтеа», «Ибис»,
«Урбис», «Формула I», «Мотель б» и
«Парфенон», а также курортными гостиницами
«ПЛМАзур» и «Марин Отел». Среди
них есть гостиницы высокого класса,
такие, как четырехзвездная «Софитель»
Другая крупная гостиничная цепь Франции - «Клаб Медите-ран» - относится к рынку отдыха. Большая часть ее фонда номеров сконцентрирована в деревнях и на виллах, в основном в странах, специализирующихся на туризме отдыха. В Европе находится три четверти от общего фонда гостиничных номеров.
Такая система была создана на базе концепции нового туристского продукта, которая заключается в отвлечении отдыхающих от повседневной жизни в местах с высококачественным оборудованием, наилучшим снабжением и в конце концов с большим размахом развлекательной деятельности с помощью профессионального персонала и постоянного поиска обновления.
Группа «Клаб
Мед» функционирует через свою головную
компанию «Клаб Медитеран СА», которая
управляет туристской деятельностью
в Европе и Африке. В Американском,
Карибском и Тихоокеанском
пользующегося туристской продукцией высокой категории, эта группа диверсифицировала свою деятельность в круизы и к своим 100 клубам на пяти континентах земного шара добавила лайнеры «Клаб Мед I», плавающие в Карибском и Средиземном морях, и «Клаб Мед 2» - в Тихом океане. Она также приобрела авиакомпании «Миневр» и «Аэр Либерте», которые представляют вторую крупную группу воздушного транспорта во Франции после «Аэр Франс Групп».
Группа «Клаб Мед» заботится о поддержании своей независимости, особенно сейчас, когда «Аэр Франс Групп» осуществляет политику диверсификации. По этим причинам данная группа расширяет сферу своей деятельности на американском и японском рынках, а также применяет новые виды услуг в своих «деревнях». Например, в Карибском бассейне и в Мексике известны «деревни» этой группы, предлагающие новый элитарный туристский продукт - «скуба-дайвинг» - исследование глубин Мирового океана.
В последнее
время активно развивается
В Великобритании основные гостиничные цепи составляют приблизительно 25% гостиничной индустрии. Крупнейшей группе «Форте» принадлежат 338 гостиниц в стране, далее следует «Мо-унт Чарлит Тистл Отеле» - 109 гостиниц и «Квин Моат Хаусис» - 102 гостиницы. В пяти главных городах Великобритании сосредоточено 40% всех гостиничных номеров страны.
Исследования, проведенные британскими специалистами, показали, что при объединении гостиниц в цепи доходность одного номера в 7 раз выше, чем в независимых гостиницах.
Другие европейские группы также представлены на рынке Великобритании. Например, французская группа «Аккор» занимает девятое место в лиге 50 высших гостиничных групп в Великобритании и имеет 25 гостиниц. Один из факторов, привлекающих иностранных инвесторов в эту страну, - низкий уровень заработной платы по сравнению с континентальной Европой.
На европейском
рынке также широко представлены
крупнейшие в США лидеры гостиничного
бизнеса, такие известные гостиничные
цепи, как «Хилтон Отел Корп.», «Шератон
Корп.», «Ма-риотт Корп.», «Рамада
Инг.», «Хаятт Отеле». Последний впервые
использовал стиль «фойе-
По контракту франчайзинга крупная фирма или компания (франчайзер) передает свои права на использование торговой марки, системы маркетинга, сбыта и централизованного резервирования номеров, системы управления операциями франчайзиату, который подчиняется управленческим критериям франчайзера, поддерживает его стандарты обслуживания и комфорта, выплачивает гонорар за соглашение в размере 3-4% оборота, а также вносит первоначальный взнос в размере около 30%.
Франчайзер по контракту франчайзинга передает свои стандарты обслуживания и вместе с ними свою репутацию. Компания предоставляет свою технологию в обмен на инвестиции. Она помогает франчайзиату в организации мероприятий по паблисити и советами при покупке оборудования, а также занимается подготовкой персонала.