Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:38, курсовая работа
Международный туризм — сложная, комплексна сфера мирового хозяйства, существенно влияющая как на структуру и общую ситуацию в мировой экономике, так и на хозяйства большинства стран и отдельных регионов мира.
Туризм занимает значительное место в международных отноше¬ниях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм
ВВЕДЕНИЕ…………………………………...........................................................3
1. МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………..……………...5
2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА…………………..………………………………………………27
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………44
Цель международного регулирования:
1. Выработка единых стандартов качества туристических услуг;
2. Создание единых нормативных и технологических документов;
3. Упрощение туристических формальностей;
4. Обмен культурой и традициями между странами;
5. Ликвидация большой экономической разницы между государствоми.
Передача туристского опыта развивающимся странам является одной из основных задач Всемирной туристской организации. В качестве исполнительного агентства Программы развития Организации Объединенных наций, ЮНВТО использует накопленный в течение десятилетий опыт туристской деятельности в целях устойчивого развития народов во всем мире.
Выполняя пожелания стран-членов, ЮНВТО обеспечивает финансирование, привлекает ведущих мировых экспертов, а также реализует многочисленные проекты развития - большие и малые. К числу долгосрочных проектов относятся:
- Генеральный план развития туризма в Пакистане (2001 г.);
- Генеральный план развития туризма в восьми провинциях Китая (2000-2002 гг.);
- Развитие национальных парков в Руанде (1999 г.);
- Стратегия развития туризма в Молдове (с 1999 г. по настоящее время );
- Объединенная программа развития для Палестинской администрации (2000 г.);
- Мероприятия по развитию примерно в 70 странах на сумму 2,5 млн. долл. США (2001 - 2002 гг.);
Проекты могут носить краткосрочный характер и решать текущие задачи, например:
- Туристское законодательство в Сирии;
- План развития экотуризма в Литве;
- Развитие статистической системы в Ботсване;
- Исследование социального воздействия туризма на Мальдивских о-вах;
- Управление объектами культурного наследия в Эквадоре;
- Классификация гостиниц в Боливии;
- План по повышению роли женщин в Намибии;
- Учебный курс по повышению качества обслуживания в сфере туризма в Перу. [17]
Туризм зарекомендовал себя в качестве мощного инструмента искоренения нищеты. Он стал экономической основой для многих наименее развитых стран мира, обеспечив им возможность развития и создания рабочих мест. Совместная программа ВТО/ЮНКТАД под названием "Устойчивый туризм - залог искоренения нищеты (STEP)" направлен на решение двух взаимосвязанных задач: устойчивого развития туризма и искоренения нищеты с целью повышения их потенциальной взаимозависимости и усиления роли в устойчивом развитии наименее развитых и развивающихся стран. Программа STEP была одобрена на Всемирном саммите по устойчивому туризму в Йоханнесбурге в августе 2002 г.
Деятельность ВТО в области технического сотрудничества:
1. Стратегия развития туризма (туристская политика; планирование туризма как национального, так и иностранного, в том числе с учетом особенностей региона; связь отрасли туризма с национальной экономикой; оценка перспектив развития).
2. Политика материально-технического и кадрового обеспечения (развитие и диверсификация туристского продукта и обслуживания; взаимосвязь с транспортным обеспечением; политика капиталовложения в туризм; введение классификаций и стандартов обслуживания на уровне международных; использование новых технологий; управление и организация работы административных служб и отдельных предприятий).
3. Маркетинг или разработка туристских проектов (учет и развитие сезонности и географии туризма; разработка программ по маркетингу и реклама; проведение социологических исследований; подготовка многоцелевых комбинированных программ и туристских проектов, в том числе с учетом экологических факторов) .
4. Обучение и профессиональная подготовка кадров (обмен опытом на уровне правительственных служб; техническая помощь при обучении кадров массовых профессий; специальная подготовка кадров исходя из национальных программ и особенностей туризма; организация учебных центров в отдельных странах).
5. Статистика (обмен опытом и специалистами на всех уровнях; обучение сбору, анализу и распространению статистических данных о туризме; подготовка методологии и программ для организации национальных статистических служб; помощь в проведении опросов и их обработке).
6. Роль и функции правительственных служб (помощь в формировании национальных туристских администраций с точки зрения правового обеспечения, структурных связей с другими службами, административного функционирования; организация центров документации, архивов и библиотек; компьютеризация; проведение учебно-воспитательной работы).
7. Упрощение туристского обмена и формальностей (подготовка соответствующих договоров и соглашений; определение и согласование законодательного порядка и статуса, в том числе при возникновении чрезвычайных обстоятельств (эпидемия, стихия и т. д.); проблемы защиты прав клиентов; туристское страхование; взаимодействие между гостиничным сектором, клиентом и административно-
Очередной программой ВТО предусматривается создание экспертной группы по оценке контроля за качеством обучения и установлению квалификационных нормативов. В перспективе планируются утверждение соответствующей квалификационной программы и присвоение со стороны ВТО общественным и частным учебным заведениям знака качества за организацию учебного процесса.
Важным этапом признается разработка учебных пособий и учебников (в первую очередь для преподавательского состава) по социально-культурным, экономическим, юридическим, экологическим и другим аспектам туризма.
Появляются предпосылки для создания профессиональной международной организации университетских преподавателей в области туризма. В этой связи ВТО активно выступает за открытие специализированных отделений и факультетов по туризму в существующих высших учебных заведениях стран-членов.
Первоочередные задачи ВТО в настоящее время следующие:
- сотрудничество во имя развития, т.е. расширение и углубление сотрудничества в области туризма в целях развития стран и регионов мира;
- развитие гуманитарных ресурсов, т.е. совершенствование качества образования и профессиональной подготовки туристских кадров;
- планирование, разработка и реализация мер по защите и рациональному использованию окружающей среды;
- повышение качества туристского обслуживания и безопасности туристских услуг;
- изучение туристского рынка, сбор, анализ и систематизация статистических данных; прогнозирование развития туризма в мире;
- обеспечение связей между странами и регионами, участвующими в туристском развитии; разработка и распространение туристской документации. [6]
Будучи уверенной в том, что туризм может быть эффективно использован в борьбе с бедностью, ЮНВТО приняла на себя обязательство участвовать в претворении в жизнь Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН, посредством внедрения новой инициативы по развитию устойчивого туризма как средства искоренения нищеты. Программа, известная как ST-EP (Устойчивый туризм - искоренение нищеты), включает в себя многолетнюю работу обеих организаций по продвижению устойчивого туризма в целях искорения нищеты. Эта программа была внедрена в 2003 году.
ВТО решает поставленные задачи, сотрудничая с другими международными организациями (в частности, с ЮНЕСКО, Всемирной организацией здравоохранения, Международной организацией гражданской авиации, правительственными учреждениями стран — членов ВТО, национальными туристскими организациями); устанавливая новые контакты с правительственными, туристскими и другими заинтересованными организациями разных стран; участвуя в международных, региональных и национальных конференциях, семинарах и проектах.
Философией, лежащей в основе деятельности отдела устойчивого развития туризма, является обеспечение устойчивого развития и управления туризмом для того, чтобы грядущие поколения могли пользоваться его преимуществами. ЮНВТО разрабатывает практические инструменты, позволяющие туристским менеджерам, как в государственном, так и в частном секторе применять принципы устойчивости в конкретных ситуациях. Отдел выпустил целый ряд публикаций, пособий, отчетов, аналитических исследований наиболее удачных примеров, которые получили широкое распространение, он также провел семинары в разных регионах мира.
Туризм является одной из самых эффективных и самых перспективных отраслей народного хозяйства, которая по экономическим показателям опередила даже автомобильную промышленность и заняла второе место после компьютерной. Поступления от туризма в мире выросли в 300 раз за 50 лет - из 2 млрд. долл. США в 1950 году до 600 млрд. долл. США в 2000 году.
Исследования Всемирной туристической организации (ВТО) дают возможность утверждать, что тенденции роста туристической индустрии будут сохраняться и в дальнейшем. В период с 2000 до 2020 года прогнозируется увеличение туристских прибытий на 200%. Самыми посещаемыми странами мира до 2020 года станут, по прогнозам специалистов, Китай, США, Франция, Испания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом следует отметить в качестве современной тенденции, выделяемой специалистами в области международного права, что на фоне межгосударственного нормотворческого взаимодействия усиливаются позиции негосударственных структур. Это касается и вопросов стандартизации в сфере туризма, регулирования международного рынка туристических услуг и т.п. С одной стороны, это отражает нынешний общий процесс расширения понятия «норма», а с другой стороны – убедительно показывает, что зачастую так называемые «квалифицированные рекомендации» оказываются не только наиболее эффективным, но и единственно приемлемым способом регулирования в отдельных сферах рыночных отношений.
Таким образом, сегодня международные отношения между странами с развитой демократией опосредуются уже не столько представительными органами государства, сколько осуществляются напрямую.
Постоянное расширение международного туристического обмена обусловило необходимость его международно-правовой регламентации: выработки правовых институтов и создание специализированных международных туристических организаций. Несмотря на то, что характерными чертами международного туризма в последние десятилетия является его активное развитие, постоянно возрастающее влияние на мировую экономику и международные отношения, правовая регламентация международных туристических связей до сих пор отстает от требований жизни. Это можно объяснить тем что:
- иностранный туризм охватывает в каждой стране охватывает различные сферы: политику, экономику, социальные аспекты, культуру, быт и традиции;
- развитие международного туризма в разных странах находится на различных уровнях, в силу чего имеющиеся там национальные органы управления туризмом обладают разными правами и полномочиями;
- медлительность различных государств в решении практических вопросов развития и стимулирования иностранного туризма;
Правовое регулирование международного туризма на многосторонней основе осуществляется, прежде всего, в рамках ООН, на которую возложена основная задача по налаживанию международного сотрудничества в решении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера. В рамках же отдельных государств регулирование туристической деятельности должно сочетать в себе саморегулирование, основанное на законах свободного рынка, и детальное и полное законотворчество. Однако слишком жесткое государственное регулирование и большое количество законов могут привести к повешению цен, ограничению ассортимента, снижению конкуренции в международном туризме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александрова, А. Ю. Международный туризм / А.Ю.Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2004.
2. Барчукова, Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма / Н.С.Барчукова. – М.: Международные отношения, 1986.
3. Барчукова, Н.С. Правовое регулирование международного туризма на многосторонней основе / Н.С.Барчукова. – М.: Издательство университета дружбы народов, 1990. – 83с.
4. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б.Биржаков. – СПб.: Торговый дом Герда, 1999. – 67с.
5. Борисов, К.Г. Международный туризм и право: учебное пособие / К.Г.Борисов. – М.: НИМП, 1999. – 351с.
6. Вавилова, Е.В. Основы международного туризма: Учебное пособие / Е.В.Вавилова. – М.: Гардарики, 2005.
7. Волошин, Н.И. Правовые основы туристской деятельности / Н.И. Волошин. – М.: Советский спорт, 2002. – 424с.
8. Воскресенский, В.Ю. Международный туризм / В.Ю. Воскресенский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 255с.
9. Гуляев, В.Г. Правовое регулирование туристской деятельности / В.Г. Гуляев. – М.: ПРИОР, 1998. – 320с.
10. Карпова, Г.А. Экономика современного туризма / Г.А.Карпова, М.Г.Воронцова, М.В.Нотаров, А.М.Воловода, О.В.Рохмалева. – М.; СПб.: Герда, 1998. – 412с.
11. Максименко, С.В. Туристская деятельность: международно-правовые аспекты / С.В. Максименко. – Одесса: Латстар. 2001. – 168с.
12. Писаревский, Е.Л. Туристская деятельность: Проблемы правового регулирования / Е.Л. Писаревский. – Владивосток: Институт международного туризма, 1999. – 283с.
Информация о работе Международное сотрудничество в сфере туризма