Методика и техника проведения экскурсий

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведётся в отрыве от объектов описания.

Содержание

Введение……………………………………………….………….…3
1 Методика проведения экскурсий…………………………………..4
2 Техника проведения экскурсий…………………………………..24
3 Профессиональное мастерство экскурсовода…………………..31
Заключение………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………...37

Работа содержит 1 файл

курсовой.docx

— 74.00 Кб (Скачать)

       Мастерство экскурсовода неотъемлемо от владения и постоянного использования основных положений экскурсионной теории. Главная функция экскурсовода - не только передать знания группе, но и добиться их эффективного усвоения экскурсантами. Поэтому важной составляющей экскурсоводческого мастерства является владение методикой, которая подразумевает не только доскональное знание методических приемов показа и рассказа, но и понимание их технологии (т. е. умение управлять процессом, в ходе которого происходит усвоение экскурсантами знаний).

    Уровень экскурсоводческого мастерства зависит  от ряда факторов. Их можно разделить  на две группы: первая группа - факторы, которые не зависят от экскурсовода (уровень методической документации, отбор объектов показа, построение маршрута, содержание "портфеля экскурсовода"); вторая группа - факторы, зависящие от экскурсовода (его общая эрудиция, знания по теме, владение методикой, культура речи, умение установить контакт с группой, практические умения и профессиональные навыки).

      Важная черта мастерства экскурсовода - умение руководить группой, установить и сохранить необходимый контакт с экскурсантами в течение всей экскурсии. Перед экскурсоводом встает задача преодолеть настороженность, которая возникает при встрече с экскурсантами. Здесь опытному экскурсоводу приходит на помощь интуиция.

      Интуиция экскурсовода. Экскурсовод имеет дело с группами, разными по запросам и интересам, по своему отношению к данной теме, настроению, уровню внимания и т. д. Это требует от него изменений речи в зависимости от конкретных ситуаций, использования более действенных средств выражения своих мыслей. Здесь на помощь ему приходит интуиция - способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств и формулирования на этой основе своих мыслей. Интуиция приходит к экскурсоводу после нескольких лет работы и находит свое выражение: в умении быстро определить состав и запросы экскурсантов, использовать в рассказе неожиданное явление, действие, факт, а также быстро сделать выводы при возникновении интереса экскурсантов к чему-либо; в правильной реакции на реплики экскурсантов; умении найти правильный выход при возникновении конфликтной ситуации и дать нужный совет и оценку возникшим у экскурсантов ассоциациям и т. д. 

    Опытный экскурсовод, опираясь на свою интуицию, может без предварительных опросов экскурсантов определить их интересы и на этой основе сократить или удлинить вступительную часть рассказа, изменить содержание логического перехода от подтемы к подтеме. Интуиция экскурсовода подсказывает ему, какой методический прием наиболее эффективен в данной аудитории. Не меньшую роль играет интуиция в определении настроения экскурсантов, их отношения к наблюдаемым объектам. Она позволяет экскурсоводу избежать стандарта "усредненной" экскурсии и дифференцированно подойти к изложению материала.

    Работа  экскурсовода носит творческий характер. Творчество в деятельности экскурсовода находит свое выражение не только в работе его воображения, но и в повседневной его работе при использовании методических приемов, подборе пословиц, поговорок, литературных изречений, различных форм оживления речи, в поисках новых логических переходов между подтемами, в совершенствовании техники ведения экскурсий. Однако творчество экскурсовода в ходе ведения экскурсии не должно выходить за рамки контрольного текста и методической разработки.

    Важно, чтобы методические работники и  руководители методических секций замечали и поддерживали разумную инициативу экскурсоводов, поощряли их стремление к активным действиям, направленным на совершенствование экскурсионного дела. Некоторые экскурсии, подготовленные и проводимые экскурсоводами, творчески относящимися к порученному делу, являются подлинными уроками профессионального мастерства. 

            Пути повышения экскурсоводческого мастерства

    Важным  участком работы любого экскурсионного учреждения является постоянное совершенствование  профессионального мастерства экскурсоводов. Для достижения этой цели могут быть рекомендованы различные пути:

    1) улучшение организации методической  работы всех ее звеньев: методиста, менеджеров методического отдела, методической секции экскурсоводов, методического кабинета и методического совета;

    2) подготовка качественной методической  документации, своевременное внесение  необходимых дополнений и изменений  в контрольный текст экс-курсии, корректирование экскурсионного  маршрута;

    3) разработка технологии методических  приемов рассказа и показа  с учетом особенностей экскурсионных  тем;

    4) отработка техники ведения экскурсии  и организационных вопросов;

    5) установление и сохранение контактов  между экскурсоводом и экскурсантами на всем протяжении экскурсии, что определяется владением основами психологии, педагогики и логики.

    Вся работа по повышению профессионального  мастерства носит плановый и организованный характер. Большую помощь экскурсоводам (особенно начинающим) может оказать специальная методическая литература.

    

 

 

    Заключение 

    Экскурсионная методика является наукой о способах и приемах проведения экскурсий. В ряде экскурсионных учреждений сфера деятельности экскурсионной методики рассматривается лишь как сумма методических приемов. При подготовке и проведении экскурсии не учитываются требования экскурсионной методики и необходимость правильного соотношения трех основных частей - методики показа, методики рассказа и методики организации экскурсионного процесса. Это оказывает существенное влияние на качество экскурсии и на эффективность ее проведения.

    Главным для экскурсовода является понимание  сущности методики, ее назначения и  механизма действия при раскрытии  темы экскурсии. Это понимание должно сочетаться с определенными знаниями и навыками, которые дают возможность приводить в действие механизмы методики.

    Методика  охватывает ряд проблем, связанных  с разработкой новой темы экскурсии, в том числе отбор объектов для наблюдения, структура экскурсии, соотношение показа и рассказа, взаимообусловленность методики и техники ведения, связь методики с психологией и педагогикой. Постоянное совершенствование экскурсионной методики является важнейшей задачей экскурсионных организаций всех уровней. Необходимо обеспечить участие в этой работе всех экскурсоводов. Экскурсовод как исполнитель не должен ограничиваться ролью потребителя кем-то разработанной методики. Он должен быть одним из ее создателей.

    Методика  проведения экскурсий в широком  плане представляет собой систему  задач и требований, способов и  приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных  по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа. С одной стороны, методика близка к научной дисциплине, а с другой - она представляет собой реализацию требований этой дисциплины на практике.

    Значение  вопросов, связанных с техникой проведения экскурсий, трудно переоценить. Ни увлекательный  рассказ об объектах, ни методические приемы показа памятников не дадут необходимого эффекта, если не будут серьезно продуманы все аспекты ее проведения, если не созданы условия для наблюдения объектов.

    Основой высокого мастерства экскурсовода являются знания, умения, навыки, личные качества, гордость совей профессией. Подлинное  мастерство невозможно без любви  к своему делу, уважения к избранной  профессии.

    Процесс совершенствования профессионального  мастерства экскурсовода безграничен. Важное место в нем занимают работа экскурсовода по изучению экскурсионной теории, более глубокому пониманию сущности экскурсии; развитие интуиции; обогащение языка и усвоение навыков его использования.

    Рассмотрение  вопросов, связанных с экскурсоводом  как с личностью, занимает большое  место в экскурсоведении. Это  особенно важно потому, что в деятельности некоторых экскурсионных учреждений экскурсовод не рассматривается как личность творческая, инициативная, оригинальная по характеру своей деятельности и совокупности особенностей, характеризующих эту личность. Поэтому, практицизм, господствующий во взаимоотношениях между руководителями экскурсионных учреждений и экскурсоводами, методическими службами и экскурсоводами наносит существенный вред экскурсионному делу. Недооценка подхода к экскурсоводу как центральной фигуре экскурсионного дела оказывает воздействие на подбор кадров этой категории. Именно поэтому на экскурсионных маршрутах появляются экскурсоводы, не имеющие свойств и качеств, необходимых для этой профессии. У них отсутствуют те личностные особенности, которые отличают опытных экскурсоводов. 

    

 

    Список  используемой литературы 

1. Азар  В. Туризм - еще один феномен  XX в. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - Ноябрь 2003.-№ 11.с 8-17.

2. Емельянов  Б. В. Организация экскурсионной  работы: Методика, опыт. – М.: Профиздат, 1984. – 144 с.

3. Емельянов  Б. В. Экскурсоведение: Учебник.  – М.: Советский спорт, 1988 – 294 c.

4. Емельянов  Б. В. Профессиональное мастерство  экскурсовода: Учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1986. – 435 c.

5. Емельянов П.В. «Экскурсоведение» часть I, II, III / Москва 1992г.

6. Журнал «Туризм: Практика, проблемы, перспективы». 2003.-№1-c.12.

7. Зорин И. В., Квартальное В. А. Туристский терминологический словарь. - М.: «Сов. спорт», 1987. – 186 с.

8. Зорин И. В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 286 с.

9. Ильина Е.И. Основы туристской деятельности. – М., 2002. – 246 с.

10. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ.; Под ред. Р. Б. Ноздревой. - М.: ЮНИТИ, 2001. – 489 с.

11. Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1980. – 325 c.

12. Святославский А. В. Городская экскурсия. Основы теории и практики. – М.: Центр подготовки туристских кадров, 2001 – 431 c.

13. Словарь русского языка. Т. 2, 1958. - 836 с.

14. Суслова Н. Экскурсоводом хочешь быть? // Туризм и отдых. – 2003. - №1 от 09 марта 2003г. – c.17 - 19

15. Требования к методической разработке экскурсии: Метод. рекомендации. – М.: ЦРИБ «Турист», 1979. – 321 c.

16. Тиякова Р.А., Емельянов П.В., Пасечный П.Ф. «Основы экскурсоведения» / Москва - 1984г.

17. Кисяк В.Ф. «Организация туристической деятельности» / Киев – 2003г.

18. Тиякова Р.А. «История экскурсионного дела в СССР» / Москва – 1986г.

19. Хохлов  А.И. Особенности рынка туристских  услуг// Туризм и отдых. 2004. №3

20. Экскурсионная работа. Методические рекомендации для студентов специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм». Составитель Коломыцкая Е. Ю. Новосибирск: изд-во НГТУ, 2004 

Информация о работе Методика и техника проведения экскурсий