Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 14:45, контрольная работа
Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на составные части, домыслить утраченные детали, «видеть» не существующий в настоящее время объект в его первоначальном виде, исторические события, которые происходили много лет назад.
Прием
соучастия. Задача этого приема –
помочь экскурсантам стать участниками
того события, которому посвящена экскурсия.
Делается это с помощью, например, обращения
к группе: «Представьте себе, что мы с вами
находимся на этом поле во время наступления
вражеских войск». Затем с помощью приема
зрительной реконструкции восстанавливается
картина того боя.
Прием
дискуссионной ситуации. Экскурсовод,
используя этот прием, выдвигает в своем
рассказе такое положение, которое вызывает
дискуссионную ситуацию. Этот прием дает
возможность в части экскурсии заменить
монологическую форму материала открытым
диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому
положению высказывают два-три экскурсанта.
Затем экскурсовод, подводя итоги, делает
выводы.
Прием
сталкивания противоречивых
версий используется в рассказе экскурсовода,
например, при оценке определенного исторического
события, утверждения даты возникновения
конкретного города или происхождения
названия города (реки, озера, местности).
Прием
персонификации используется для
мысленного создания образа конкретного
человека (писателя, государственного
деятеля, военачальника). Рекомендуется
делать это с помощью яркого рассказа
об отдельных эпизодах из жизни тех людей,
с которыми связана тема экскурсии, или
на основе описания какого-либо исторического
события, в котором эти люди участвовали.
Прием проблемной ситуации состоит в том, что в рассказе экскурсовода ставится проблема, связанная с темой экскурсии. Постановка проблемы перед экскурсантами заставляет их задуматься и понуждает найти правильный ответ на поставленные экскурсоводом вопросы. В ряде случаев экскурсантам предлагается найти альтернативу предложенному решению вопроса.
Проблемный
вопрос, умело поставленный перед
экскурсантами, вызывает интерес к
подтеме. Например, подъезжая к г. Покрову,
экскурсовод говорит: «Сейчас на нашем
пути будет последний город Владимирской
области Покров. Покров… Вдумайтесь в
его название. Ведь это один из христианских
праздников, установленный здесь, на северо-востоке
Руси, еще Андреем Боголюбским. Почему
же город называется так..»? Экскурсанты
задумываются. После минутного молчания
отвечает сам экскурсовод.
Прием отступления состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод уходит от темы: читает стихотворение, приводит примеры из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения. Этот прием напрямую не связан с содержанием экскурсии, поэтому некоторые методисты называют его «приемом освежающего отступления». Его задача снять усталость. Однако, применяя данный прием, не следует комкать экскурсию, сокращая материал по теме. Нельзя сводить дело к шуткам, анекдотам, разбрасыванию «юмористических штрихов» среди серьезного изложения материала, чтобы придать сложной информации непринужденный характер.
Имеет
свои особенности методика проведения
экскурсий в музеях. Номенклатура
методических приемов здесь намного
уже, чем в экскурсиях по городу.
В то же время в музеях используются
свои специфические приемы. В музейной
практике имеет место и прием,
выходящий за границы экскурсионного
метода. Его можно назвать лекционно-
Прием
индукции применяется в рассказе,
когда необходимо совершить переход от
частных, единичных случаев и фактов к
общей картине, общим выводам, и в показе,
когда экскурсовод от характеристики
одного памятника переходит к характеристике
целого ансамбля или системы инженерных
сооружений. Например, охарактеризовав
одну из скульптур (юноша, сдерживающий
коня), украшающих Аничков мост через реку
Фонтанку в Санкт-Петербурге, экскурсовод
переходит к характеристике украшений
моста в целом. Рассматривается весь художественный
ансамбль.
В
рассказе используется также методический
прием дедукции как способ рассуждения
при переходе от общего к частному. В ряде
случаев оба эти приема используются при
показе одного объекта. Каждый из них применяется
как взаимное дополнение.
Климактерический
прием предполагает такое изложение
экскурсионного материала, когда вначале
сообщаются менее интересные и малозначительные
факты и аргументы, затем – более значительные
и, наконец, самые интересные. Такая последовательность,
по мнению сторонников этого приема, способствует
нарастанию интереса экскурсантов к рассказу.
Антиклимактерический
прием состоит в том, что изложение
материала в рассказе начинается с наиболее
интересных фактов и примеров, в показе
– с более значительных по своему содержанию
и архитектуре объектов. Интерес к теме,
разбуженный у экскурсантов в начале мероприятия,
позволяет в дальнейшем успешно ознакомить
их с менее интересным материалом.
В экскурсиях климактерический и антиклимактерический приемы следует рассматривать как формы изложения материала, как структурные особенности построения рассказа. К показу предлагаемые приемы не имеют отношения, так как последовательность демонстрации объектов определяется не степенью их значимости, а тем местом на маршруте, которое каждому из них выделяется с целью полного и логического освещения темы.
Информация о работе Методические приемы экскурсионного показа и рассказа