Методические приемы экскурсионного показа и рассказа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на составные части, домыслить утраченные детали, «видеть» не существующий в настоящее время объект в его первоначальном виде, исторические события, которые происходили много лет назад.

Работа содержит 1 файл

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЭКСКРСИОННОГО ПОКАЗА.docx

— 32.71 Кб (Скачать)

     Профессионально подготовленные экскурсоводы умело  используют формы и варианты движения в экскурсии, добиваясь тем самым  более эффективного усвоения наглядного материала. 

     Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска хорошо видна экскурсантам и они уже прочли надпись на ней, экскурсоводу не следует прочитывать ее вслух.

     Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена на здании (сооружении, мемориале), воздвигнутом на месте, где произошло историческое событие, т. е. объект, о котором идет речь, не сохранился. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ  ПРИЕМЫ ЭКСКУРСИОННОГО РАССКАЗАЮ 

     Методические  приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача – преподнести  факты, примеры, события так, чтобы  экскурсанты получили образное представление  о том, как это было, увидели  большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом. 

     Приемы  рассказа можно разделить на две  большие группы. 

     Первая  группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа (справка, описание, репортаж, цитирование). Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов. 

     Вторая  группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей. 

     Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования. Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение и др. При осмотре дополнительных объектов этот прием используется самостоятельно, когда изложив справочный материал, экскурсовод заканчивает знакомство группы с объектом. По своему содержанию и построению данный прием напоминает путевую экскурсионную информацию. 

     Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов (форма, объем, из какого материала изготовлен, расположение относительно окружающих объектов). Для описания объекта характерны точность, конкретность. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности.

Прием описания относится не только к объектам (архитектурным памятникам), но и  к историческим событиям. В отличие  от описания объектов описание исторических событий носит образный характер. Оно вызывает у экскурсантов зрительные образы, позволяет им мысленно представить, как происходило событие. Таким  образом, прием описания событий  носит подчиненный характер, смыкаясь с методическим приемом зрительной реконструкции.

     В автобусной экскурсии прием описания используется при всех видах показа, как с выходом экскурсантов из автобуса, так и без выхода (наблюдение объектов из окна и во время движения автобуса на маршруте). 

     Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и «действующих» в экскурсии лиц.

     В отличие от приема описания прием  характеристики представляет собой  перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность. При этом объект займет свое место  в ряду других, сходных по характеристике объектов, или наоборот, характеристика его свойств покажет отличие  о других объектов. Словесная характеристика предшествует экскурсионному анализу  объекта, представляет собой начальный  этап анализа. Прием описания касается лишь внешних сторон объекта, не давая  характеристик его внутренних, не видимых для глаза свойств  и качеств. При использовании же приема характеристики дается оценка качественных сторон объекта, таких как познавательная ценность, художественные достоинства, оригинальность авторского решения, выразительность, сохранность, и др. Вот пример характеристики памятника «Легендарная тачанка», сооруженного в степи, неподалеку от Каховки (Херсонская область), в которой сочетается зрительно воспринимаемое описание объекта с его оценкой: «…В стремительном порыве мчит тачанку четверка разгоряченных бешеной скачкой коней. Подавшись вперед, подгоняет их красноармеец-ездовой. Извергая огонь, неистово трясется «максим» в руках молодого пулеметчика. На летящей навстречу врагу тачанке развевается победный стяг. Все здесь пронизано безудержной динамикой, романтическим пафосом героических лет гражданской войны. Напор, сила, удаль, вихревая стремительность композиционно выявлены выразительным, чеканным силуэтом, уверенной экспрессивной лепкой. Памятник очень впечатляет. Стоит раз увидеть его, чтобы запомнить на всю жизнь». 

     Прием объяснения – форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. Наиболее часто этот прием используется в производственно-экономических и природоведческих экскурсиях, где в рассказе объясняются внутренние связи процессов и явлений.

     Прием объяснения характерен для экскурсий  с показом произведений изобразительного искусства. Экскурсовод поясняет смысл  изображенного художником в картине, содержание памятника монументальной скульптуры. В архитектурной экскурсии  с помощью этого приема выявляются особенности конструкции здания, характерные черты целого ансамбля. Особенность приема объяснения состоит  в том, что рассказ об объекте  носит доказательный характер. Это  видно на следующем примере из экскурсии на военно-историческую тему. Подтема «Во имя мира на Земле»: «…Танк взошел на пьедестал, чтобы беречь вечный покой неизвестного солдата, чей прах находится в этой земле, чтобы постоянно воздавать славу мужеству русских воинов. Сегодня, стоя на этой господствующей над окружающей местностью высоте, танк охраняет теряющиеся за кромкой горизонта виноградные плантации, пшеничные поля, процветающие над мирным небом и солнцем поселения, счастье и радость людей». 

     Прием комментирования. Комментарий в периодической печати используется в двух видах – как толкование событий, явлений, текстов, а также в качестве рассуждений или критических замечаний о чем-нибудь, вызывающем интерес у читателей.

     В экскурсии методический прием комментирования  используется экскурсоводом при  изложении материала, разъясняющего  смысл события или замысел  автора памятника истории и культуры, который в данный момент наблюдается  экскурсантами.

     Иногда  комментарий используется в экскурсиях на архитектурные темы в виде критических  замечаний о внешнем виде здания, его конструкции, особенностях инженерных сооружений и т. п. Прием комментирования  широко используется при показе экспозиций музеев и выставок в качестве пояснений  к экспонатам. 

     Прием репортажа. Репортаж является жанром журналистики, который оперативно сообщает о каком-либо событии, представляет собой информацию о том, что в данный момент происходит перед глазами репортера. Журналист, использующий данный жанр, всегда является очевидцем или участником отмечаемого события. В экскурсии – это краткое сообщение экскурсовода о событии, явлении, процессе, очевидцами которых являются экскурсанты. Рассказ при этом идет об объекте, попавшем в поле их зрения (например, о движущемся конвейере, где происходит сборка автомобилей). Этот прием эффективен лишь тогда, когда объект показывается в развитии, он помогает увидеть, как изменяется объект в ходе наблюдения и рождается нечто новое.

     Сложность использования такого приема состоит  в том, что рассказ в значительной своей части не готовится заранее, он не входит целиком в индивидуальный текст экскурсовода, а носит характер импровизации, т. е. составляется экскурсоводом  на ходу, во время наблюдения происходящего. 

     Прием цитирования. Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова (прямая речь). К цитированию прибегают в следующих случаях: для подтверждения, яркого и убедительного выражения своей мысли, сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода времени, воспроизведения картины события и ознакомления с чьим-то авторитетным мнением (прием ссылки на авторитет).

     Цитата  в экскурсии направлена на то, чтобы  вызвать в сознании экскурсантов зрительный образ, т. е. выступает в  роли зрительно воспринимаемой информации. В тексте экскурсии в виде цитат  используются отрывки из художественных произведений (проза, стихи). Особенно эффективно цитирование в тех  случаях, когда необходимо воссоздать картины жизни в далекие времена, быт и деятельность наших предков.

     В ряде случаев цитаты используются в  других приемах, например, зрительной реконструкции, литературного монтажа, ссылки на очевидцев и др. В некоторых  экскурсиях на основе приема цитирования  используется прямая речь. При этом ставится задача – сделать экскурсантов участниками разговора между  историческими личностями, очевидцами исторических событий. Делается это  с помощью небольших выдержек из мемуаров. 

     Прием вопросов-ответов. Суть этого приема состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии. Они выполняют функцию методического приема. Их можно разделить на несколько видов:

а) вопросы, на которые экскурсовод сразу  же или по истечении некоторого времени  сам дает ответ, продолжая свой рассказ  по теме;

б) вопросы  исторического характера, представляющие собой утверждение чего-либо в  форме вопроса. Такие вопросы  в лекционной пропаганде рассматриваются  как прием ораторской речи;

в) вопросы  экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты, заостряют внимание экскурсантов к содержанию экскурсии, вносят некоторую  разрядку и помогают лучше уяснить  подтему. Например, раскрывая подтему о героизме советских летчиков в годы Великой Отечественной войны и характеризуя эпизод, когда один из наших самолетов, подбитый врагами, горящим факелом врезался в танковую колонну фашистов, экскурсовод задает вопрос: «Был ли выход у советского летчика? – и здесь же отвечает на него. – Да, был. Летчик мог покинуть горящую машину и, использовав парашют, спасти свою жизнь. Но он решил ценой своей жизни одержать еще одну победу над врагами». 

     Прием ссылки на очевидцев. Использование этого приема в рассказе дает возможность для образного воссоздания событий. В экскурсии на тему «Валаам – жемчужина Ладоги» экскурсовод рассказывает о том, что «видели» на этом месте растущие валаамские сосны, которым более чем по двести лет. 

     В экскурсии по Московскому Кремлю и Красной площади экскурсовод  ссылается на древние Кремлевские  башни, стены, которые «видели» многие исторические события. Этот прием помогает экскурсоводу создать картину события. Например, при показе Кирилло-Белозерского монастыря экскурсовод делает ссылку на старые монастырские стены, которые  были очевидцами в 1612-1613 гг. штурма обители  поляками и литовцами. В рассказе о событиях более близких экскурсовод может сослаться на таких очевидцев, как местные жители. 

     Прием заданий, используемый в рассказе экскурсовода, находит выражение в его обращении к экскурсантам: «Подумайте, почему этот памятник так назван? Вспомните, на что похоже это здание (эта башня)? Какие приметы на местности говорят о прошлом? Постарайтесь объяснить, почему здесь сделана такая надпись» и др. Когда экскурсовод дает подобные задания, он не предполагает, что участники их тут же выполнят. Прием направляет внимание экскурсантов на конкретное здание, определенную часть здания, на те детали, понимание которых важно для усвоения рассматриваемых вопросов. Задача этого приема – заинтересовать экскурсантов, заставить их задуматься, активизировать свою мыслительную деятельность, возбудить воображение. Что же касается ответов на эти вопросы, экскурсовод дает их сам в дальнейшем рассказе, как бы суммируя мнения экскурсантов. 

     Прием новизны материала состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, не известные экскурсантам. Этот прием используется экскурсоводом в тот момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать восприятие наблюдаемого более эффективным. 

     Прием словесного (литературного) монтажа. Используя его, экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Содержание этих отрывков раскрывает подтему экскурсии или один из основных ее вопросов. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий.

     Использование экскурсоводом литературного монтажа  основано на «преобразовании» одного вида искусства (словесного) в другой вид (изобразительный). Поэтому для  литературного монтажа нужно  подбирать такие отрывки из художественных произведений, которые позволят экскурсантам «увидеть» картину событий, почувствовать  их динамику. 

Информация о работе Методические приемы экскурсионного показа и рассказа