Методическая разработка экскурсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Методика экскурсионной работы состоит из двух главных частей – методики подготовки экскурсии и методики ее проведения. Подготовка экскурсии включает разработку новой темы экскурсии и подготовку экскурсовода к новой для него темы. В методике проведения экскурсий можно выделить общую и частные методики. Общая методика представляет собой систему приемов показа и рассказа, применяемых в любой экскурсии, частные же объединяют приемы проведения экскурсий в зависимости от их классификации.

Работа содержит 1 файл

Методика экскурсионной работы.docx

— 27.21 Кб (Скачать)

Почти на каждой экскурсии  в рассказе есть места, когда экскурсанты  не наблюдают объектов: характеристика исторической эпохи, литературных произведений, научных трудов, рассказ о деятелях культуры и т.д. Задача рассказа в  этом случае – подготовить экскурсантов к восприятию объекта или подвести итог проведенным наблюдениям. Увлечение рассказом в отрыве от показа приводит к распространенному недостатку в проведении экскурсии – лекционности, когда первичным становится рассказ, вторичным – показ. Это может нарушить экскурсионный метод сообщения знаний – первичность показа, подчиненность рассказа показу.

Достижение цели экскурсии, полнота раскрытия темы во многом определяется правильно отобранными  приемами рассказа. Существует несколько приемов рассказа: экскурсионная справка, описание (характеристика) объекта, объяснение, комментирование, цитирование, литературный монтаж.  

Особые  методические приемы проведения экскурсии  

Методический  прием движение. Движение экскурсионной группы является одним из шести обязательных признаков экскурсии. Под этим признаком, как правило, подразумевается передвижение от одного объекта к другому (на автобусе, пешком) как следование по заранее составленному маршруту. Однако особенность экскурсии заключается не только в том, что показ объектов и рассказ о них происходит в движении, т.е. в целенаправленном передвижении от объекта к объекту, но и экскурсионные объекты наблюдаются также в "движении" (от беглого осмотра до глубокого анализа деталей). Такое движение вблизи объекта и внутри него с целью лучшего осмотра, понимания сущности объекта является не просто признаком экскурсии, а особым методическим приемом, с помощью которого происходит наблюдение экскурсионных объектов. При медленном движении экскурсантов вокруг памятника их внимание акцентируется на отдельных деталях. Например, на архитектурно-градостроительных экскурсиях обход здания или крепостных стен, подъем на башню позволяет более эффективно представить размеры сооружения, расположение помещений, их форму, высоту, увидеть способ кладки стен, особенности строительного материала и отделки, оценить связь с природой или исторической средой, эмоционально обогатить впечатления от осмотра. Рассказ экскурсовода во время движения сводится к минимуму, в таком случае преобладают показ и самостоятельное наблюдение объекта.

Движение как методический прием имеет и другой аспект. Экскурсовод  во время осмотра мест, связанных  с историческими событиями, предлагает экскурсантам самим проделать путь, которым следовали герои событий  прошлого.

Движение в экскурсии  происходит в двух формах:

1.     передвижение от объекта к объекту по заранее составленному маршруту как неотъемлемый элемент и признак экскурсии;

2.     движение как методический прием с целью более детального, глубокого изучения объекта, памятного места, связанного с историческими событиями, когда экскурсанты повторяют путь следования героев событий.

В практике работы экскурсионных  бюро используются и другие приемы, позволяющие донести до экскурсантов содержание материала экскурсии.

1.     Встречи экскурсантов с участниками событий.

2.     Прослушивание звукозаписей.

3.     Приемы активизации познавательной деятельности экскурсантов.

4.     Элементы ритуала.  

Техника проведения экскурсии  

Эффективность экскурсии  во многом зависит от техники ее проведения.

Экскурсия начинается со вступления (введения), которое делается на месте встречи экскурсовода с  группой до начала маршрута. После  выхода из автобуса экскурсовод должен сразу же определить место расположения группы. Методической разработкой обычно предусмотрены несколько вариантов (точек) расположения группы. Это обусловлено  тем, что у одного и того же объекта  могут одновременно находиться несколько  групп, поэтому свою группу следует  разместить на некотором удалении. Кроме того, место расстановки  группы может меняться в зависимости  от времени дня, погодных условий  и поставленной задачи.

Экскурсионная группа должна стоять так, чтобы видеть и  объект, и экскурсовода, в свою очередь  экскурсовод должен видеть и группу, и объект. Самое удобное расположение группы – полукольцом. Экскурсовод  должен стоять на краю полукольца вполоборота  к экскурсантам. Если экскурсанты  у объекта не построились подобным образом, экскурсовод побудительным  жестом показывает, как они должны стать. В практике проведения экскурсий  экскурсовод часто становится в  центре полукруга. В этом случае его  рассказ лучше слышен всем экскурсантам, не требуется сильно напрягать голос, но при такой расстановке экскурсовод  стоит спиной к объекту, что затрудняет показ, и жесты экскурсовода не всегда целенаправленны и точны.

Для проведения экскурсии, показа каждого объекта, освещения  каждой подтемы методической разработкой отводится строго определенное время. Некоторые экскурсоводы, особенно начинающие, увлекшись рассказом, перерасходуют время уже на первых двух-трех объектах, и естественно, что для освещения последующих подтем времени не хватает. Чтобы избежать этого, экскурсовод должен несколько раз "провести" экскурсию, засекая время. Это помогает убрать все лишнее из рассказа, ведущее к перерасходу времени. Иногда по причинам, не зависящим от экскурсовода (долгие сборы группы, опоздание автобуса), экскурсия начинается позже назначенного времени. Автобус не должен задерживаться после установленного времени окончания экскурсии, так как  должен быть подан для новой экскурсионной группы. И в том и в другом случае необходимо сократить время экскурсии, но за счет не уменьшения количества подтем и показа основных объектов, а исключения второстепенных деталей в показе и рассказе. Все основные объекты должны быть показаны.

Рассказ на экскурсии  начинается с показа объекта, т.е. носит  адресный характер. Экскурсант должен ясно представлять, к какому объекту  или его детали, фрагменту относится  рассказ. Экскурсовод может начать рассказ лишь после того, как удостоверится, что все хорошо видят объект. Помимо показа объекта экскурсовод должен владеть техникой показа наглядных  пособий. Наглядные пособия показываются тогда, когда этого требует излагаемый материал. Не следует во время рассказа раздавать наглядные пособия  для более детального ознакомления. И лишь после того, как завершено  изложение подтемы и наступает пауза во время переезда от одного объекта к другому, экскурсовод может дать возможность экскурсантам ознакомиться с уже продемонстрированными наглядными пособиями. Пособия, предназначенные для демонстрации при раскрытии последующих подтем экскурсии, заранее не показываются.

Всю экскурсию экскурсовод  проводит в большинстве случаев  стоя лицом к экскурсантам (если автобус оборудован вращающимся  креслом, экскурсовод может сидеть, повернувшись к экскурсантам). Садится экскурсовод при длительных автобусных переездах от объекта к объекту, что бывает обычно на загородных экскурсиях.

Немаловажное значение имеет и правильное применение в  рассказе приема цитирования. Цитаты выписываются на небольшие карточки (примерно 11х15 см, или на четверть листа обычной  писчей бумаги). Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией в нужной последовательности. Экскурсовод  может пользоваться этими карточками в процессе рассказа, ибо сразу  наизусть запомнить все цитаты трудно, а точность в воспроизведении  отрывков литературных источников, особенно исторических документов, важна.

На остановках экскурсовод  первым выходит из автобуса, ведет  группу к объекту показа. По окончании  осмотра он входит в автобус последним. Если во время стоянки экскурсанты  приобретают сувениры или самостоятельно еще раз осматривают объект, экскурсовод  предупреждает о време6ни отправления  автобуса.

В пути следования группы экскурсанты задают экскурсоводу вопросы. Вопросы могут относиться к объектам, связанным с темой экскурсии  и не имеющим никакого отношения  к ней. Отвечать на вопросы, интересующие одного-двух человек, немедленно не следует, ибо это отвлекает остальных  участников от восприятия темы. Экскурсовод  во вступлении должен условиться с  группой о том, что для вопросов по содержанию экскурсии и ответов  на них будет отведено время после  ее окончания. Давать ответы на вопросы, не имеющие отношения к теме экскурсии, не входит в обязанности экскурсовода. Он может дать совет, на каких экскурсиях, в каких литературных источниках можно найти ответ на интересующие экскурсантов вопросы.  

Информация о работе Методическая разработка экскурсии