Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:14, курсовая работа
Методика экскурсионной работы состоит из двух главных частей – методики подготовки экскурсии и методики ее проведения. Подготовка экскурсии включает разработку новой темы экскурсии и подготовку экскурсовода к новой для него темы. В методике проведения экскурсий можно выделить общую и частные методики. Общая методика представляет собой систему приемов показа и рассказа, применяемых в любой экскурсии, частные же объединяют приемы проведения экскурсий в зависимости от их классификации.
Методика
экскурсионной работы
Методика экскурсионной
работы состоит из двух главных частей
– методики подготовки экскурсии
и методики ее проведения. Подготовка
экскурсии включает разработку новой
темы экскурсии и подготовку экскурсовода
к новой для него темы. В методике проведения
экскурсий можно выделить общую и частные
методики. Общая методика представляет
собой систему приемов показа и рассказа,
применяемых в любой экскурсии, частные
же объединяют приемы проведения экскурсий
в зависимости от их классификации.
Этапы
подготовки экскурсии
1. Определение цели и задачи экскурсии.
2. Выбор темы.
3. Отбор литературы.
4. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев.
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
6. Составление маршрута экскурсии.
7. Подготовка текста экскурсии.
8. Комплектование "портфеля экскурсовода".
9. Составление методической разработки.
10. Проведение пробной экскурсии и ее утверждение.
В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов проводится их оценка по следующим показателям (критериям):
1. познавательная ценность;
2. известность (популярность);
3. необычность (экзотичность), неповторимость;
4. выразительность (внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей его средой);
5. сохранность (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к показу);
6. месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, наличие места для удобного расположения группы возле объекта).
Изучение объектов экскурсоводами не должно ограничиваться знакомством с литературными источниками. Обязателен непосредственный тщательный осмотр объекта на месте, в естественной обстановке, что поможет экскурсоводу в будущем свободно ориентироваться у объекта, квалифицированно вести показ.
По мере сбора сведений об объекте рекомендуется заносить их в специальные карточки, которые являются хорошим справочным материалом для экскурсоводов. В карточку вносятся следующие сведения:
1. наименование объекта (первоначальное и современное);
2. историческое событие, с которым связан объект, дата события;
3. местонахождение объекта и на чьей территории он расположен (город, поселок, промышленное предприятие, совхоз, колхоз);
4. описание объекта (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
5. источники сведений об объекте: литературные и архивные данные, устные предания (указываются основные печатные работы и место хранения неопубликованных работ);
6. сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата реставрации);
7. охрана памятника (на кого возложена, каким решением);
8. в каких экскурсиях памятник используется в качестве объекта показа;
9. дата составления карточки,
фамилия и должность составителя.
Показ
экскурсионных объектов
В основе экскурсионной методики лежат показ и рассказ. Главное в методике проведения экскурсии – это умение показать объекты, рассказать как о самих объектах, так и связанных с ними исторических событиях.
Методика показа объектов сложна и в зависимости от способа передвижения экскурсионной группы, состава участников, познавательной ценности, степени сохранности объектов осуществляется с помощью различных приемов.
В основе проведения экскурсии лежит принцип "от показа к рассказу", причем показ объектов занимает в ней ведущее место. Показ в экскурсии – это целенаправленный, последовательный процесс представления экскурсоводом тех объектов, на которых раскрывается содержание экскурсионной темы. Показ объектов должен вестись целенаправленно, в соответствии с поставленными воспитательными и познавательными целями, иначе экскурсия может превратиться в развлекательное мероприятие.
Показ объектов на экскурсии
должны отличать последовательность и
логичность. Необходимо стремиться также,
чтобы при показе каждый последующий
объект находился в непрерывной
связи с предыдущим. Это позволяет
сохранить преемственность в
материале экскурсии. При осмотре
объектов следует выделять главный
объект с постепенным переходом
к другим, дополняющим и расширяющим
материал по рассматриваемой проблеме.
В составе крупного ансамбля экскурсовод
отдает предпочтение тем объектам,
которые оказывают наиболее сильное
эмоциональное воздействие. При
показе объектов необходимо помнить, что
методическая разработка для осмотра
каждого объекта
Показ объектов на экскурсии осуществляется с помощью разнообразных методических приемов. наиболее широко применяются предварительный осмотр, экскурсионный анализ, зрительная реконструкция и монтаж, локализация событий, зрительное сравнение, показ наглядных пособий. Экскурсоводу кроме этих приемов необходимо владеть методикой показа объектов по ходу движения автобуса и методикой показа мемориальной доски.
1. Прием предварительного осмотра. Предварительный осмотр дает возможность направить внимание экскурсантов на объект, подготовить их мышление к зрительному и слуховому восприятию материала. Осмотр объекта предваряет рассказ. Экскурсовод называет памятник и дает экскурсантам время для самостоятельного наблюдения, ознакомления с его общим видом, выявления наиболее запоминающихся деталей, сопоставления своих сведений о нем, почерпнутых из иллюстраций в книгах, на открытках, с тем, что он непосредственно наблюдает в данный момент. Предварительный осмотр продолжается не более 1,5-2 минуты, не сопровождается рассказом экскурсовода и обычно используется при показе панорамы города архитектурного ансамбля, живописного ландшафта и т.д.
2. Экскурсионный анализ. Это прием показа, с помощью которого происходит детальное наблюдение объекта в целом или отдельных его частей. Зрительно воспринимаемый в данный момент объект мысленно расчленяется на составные части для более глубокого изучения их свойств. Существуют следующие виды экскурсионного анализа: искусствоведческий, исторический, естественнонаучный.
3. Прием зрительной реконструкции. При показе тех объектов или памятных мест, которые в данный момент предстают перед экскурсантами в измененном виде, необходимо мысленно восстановить их первоначальный облик. Часто на экскурсиях требуется воссоздать картины прошлого или будущего. Данный прием применяется при показе памятных мест, где происходили военные действия, народные восстания, забастовки, революционные выступления, исторические встречи и другие знаменательные события.
4. Прием локализации событий. Если экскурсоводу необходимо привлечь внимание экскурсантов к какому-либо объекту ввиду его особой важности, используется методический прием локализации. Прием локализации – это способ показа исторического события, явления в точной локальной (местной) обстановке, в которой они протекали. Воссоздаваемое историческое событие локализуется словами "здесь", "в этом месте", "в этом направлении" и т.д. Прием локализации вызывает у экскурсантов чувство сопричастности рассматриваемым событиям, оказывает на них сильное эмоциональное воздействие и не случайно получил у туристско-экскурсионных работников название "власть места". Особенно часто прием локализации используется в экскурсиях на историко-революционные, военно-исторические, производственно-экономические темы.
5. Прием зрительного сравнения. Экскурсоводу приходится сопоставлять признаки одного и того же объекта или группы объектов, а также сравнивать между собой различные явления, предметы, факты, т.е. прибегать к методическому приему зрительного сравнения. Сравнение проводится по сходству объектов или различию между ними. Разновидностью сравнений по различию является сравнение по контрасту, например облик старой части города контрастен с обликом новой.
6. Показ наглядных пособий. При изготовлении наглядных пособий соблюдаются определенные требования: они должны быть четкими, ясными, аккуратно выполненными. Размеры картин, рисунков, схем, фотографий должны быть 18х24 см или 24х30 см для того, чтобы экскурсанты, не вставая со своих мест (если показ идет в автобусе), могли рассмотреть их без усилий.
7. Показ объекта по ходу движения.
8. Показ
мемориальной доски. Если на историческом
здании, сооружении, памятнике имеется
мемориальная доска, ее не следует показывать
сразу. Вначале дается анализ объекта,
рассказ о событиях, которых здесь происходили,
и затем указывается, что в память об этих
событиях установлена мемориальная доска.
Читать надпись на мемориальной доске,
если она находится в пределах видимости
экскурсантов, не рекомендуется.
Средства
показа экскурсионных
объектов
Все перечисленные приемы показа самостоятельно почти не применяются (за исключением приема предварительного осмотра) и в экскурсии всегда тесно связаны с рассказом. Средствами показа экскурсионных объектов являются словесное описание (рассказ) и жест. необходимость жеста вызвана тем, что экскурсоводу приходится не только рассказывать, объяснять, комментировать, но и показывать заранее отобранные объекты. Жесты экскурсовода сопровождают речь, передают определенную информацию, ориентируют экскурсантов на объект. Главная особенность жеста на экскурсии в том и состоит, что он связан не столько с устной речью (рассказом), сколько с показом объекта, являясь составной частью наглядности.
Экскурсовод чаще всего
прибегает к самым
В экскурсии жесты
имеют самый разнообразный
Начинающие экскурсоводы ведут себя робко, смущаются, и жесты их кажутся как бы застывшими, неуверенными, напряженными. Неприятное впечатление производят небрежные и невыразительные жесты, сделанные, например, рукой из-за плеча, когда экскурсовод стоит лицом к экскурсантам и спиной к объекту. Точный, выразительный жест, правильно воспринятый и понятый экскурсантами, способствует не только зрительному восприятию объекта, но и установлению контакта с аудиторией. В некоторых так называемых конфликтных ситуациях сознательно подчинить эмоциональные жесты всем правилам выразительной и точной жестикуляции экскурсоводу бывает нелегко, Однако сдержанность, самообладание позволяют экскурсоводу взвешивать, контролировать свои слова, движения, жесты.
Экскурсоводу, как
и актеру, необходимо технически отрабатывать,
шлифовать, разнообразить жесты. Существуют
жесты-паразиты: беспрестанное поправление
очков, прически, частое снимание и
надевание перчаток, неуместное постукивание
пальцами и т.д. От жестов-паразитов
необходимо избавляться, постоянно
контролировать свои движения во время
проведения экскурсии. Вредно также
прибегать к беспрерывной жестикуляции.
Обычно сумбурная, неосмысленная жестикуляция
сопровождает сбивчивую речь. Недопустимы
неоправданно грубые, несдержанные жесты,
выражающие недовольство экскурсовода,
жесты предупреждающего или даже
угрожающего характера. Эти жесты
свидетельствуют о
Рассказ
на экскурсии и
его основные приемы
Неотъемлемая часть
экскурсии – рассказ