Лицензирование в туристской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:35, реферат

Описание работы

В настоящее время в России туризм признан одним из приоритетных направлений развития экономики. Как свидетельствуют данные организации туристской деятельности государственного управления туризмом Департамента туризма Минэкономразвития России, в Москве получили лицензию на туроператорскую и турагентскую деятельность около 7 тыс. туристских фирм, специализирующихся в основном на выездном туризме.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3 – 5стр.
Лицензирование туристской деятельности…………………………5 – 9 стр.
Финансовые гарантии как инструмент регулирования после отмены лицензирования……………………………………………………...9 – 13 стр.
Финансовые гарантии как инструмент регулирования после отмены лицензирования…………………………………………………….13 – 19 стр.
Заключение…………………………………………………………19 – 20 стр.
Список литературы……………………………………………………...21 стр.

Работа содержит 1 файл

Лицензирование в туристской деятельности.docx

— 56.95 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Федеральное агентство по образованию 

        Санкт-Петербургский  государственный  университет сервиса  и экономики

 
 
 
 
 
 

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ  В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

 
 
 
 
 
 
 

           Выполнил:

           Капитанов А.В.

           группа 2308

 
 

Санкт-Петербург 

2011

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………….3 – 5стр.
  2. Лицензирование туристской деятельности…………………………5 – 9 стр.
  3. Финансовые гарантии как инструмент регулирования после отмены лицензирования……………………………………………………...9 – 13 стр.
  4. Финансовые гарантии как инструмент регулирования после отмены лицензирования…………………………………………………….13 – 19 стр.
  5. Заключение…………………………………………………………19 – 20 стр.
  6. Список литературы……………………………………………………...21 стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В настоящее  время в России туризм признан  одним из приоритетных направлений  развития экономики. Как свидетельствуют  данные организации туристской деятельности государственного управления туризмом Департамента туризма Минэкономразвития  России, в Москве получили лицензию на туроператорскую и турагентскую деятельность около 7 тыс. туристских фирм, специализирующихся в основном на выездном туризме.

Россия как  туристская страна, несмотря на свой высокий  потенциал, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. Надолго въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского  потока. Это является весьма низким показателем, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Согласно оценкам  Всемирной туристской организации (ВТО) в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими  опережающими темпами, являются:

·  культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% мирового потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые постоянно ищут новые туристские направления для путешествий;

·  специализированный туризм, подразумевающий такие виды, как профессионально-деловой, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный туризм и другие виды туризма, а также обеспечивающий концентрированные продажи всего комплекса туристских и смежных продуктов и услуг;

·  круизы, в которых в 2000 г. участвовало 9 млн. человек. Следует учитывать, что насыщение Средиземного моря круизами открывает определенные перспективы перед Балтийским морем.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного  туризма в Россию, являются:

·  образ России как страны, небезопасной для туризма, создаваемый зарубежными и отдельными отечественными средствами массовой информации;

·  отсутствие за рубежом рекламы туристских возможностей страны, в том числе посредством участия в международных выставках и деятельности финансируемых государством загранпредставительств по туризму;

·  неблагоприятный для туристских посещений в страну визовый режим, заключающийся в завышенной стоимости виз, длительных сроках их выдачи;

·  неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса («3 звезды»);

·  отсутствие благоприятного налогового режима для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

·  невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;

·  несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Часть вышеперечисленных  проблем можно решить только путем  качественного повышения квалификации сотрудников туристских фирм и гостиничного хозяйства, через развитие системы  профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствующих  специалистов. Краеугольным камнем при  этом являются знания по лицензированию туристской деятельности и сертификации туристских услуг. Менеджер туризма и гостиничного хозяйства должен в полной мере обладать этими знаниями.

 

1. Лицензирование туристской  деятельности

В целях защиты прав и интересов туристов до 01.01.2007 г. в Российской Федерации подлежали лицензированию, стандартизации туроператорской и турагентской деятельности, а также объекты туристской индустрии.

Лицензия – это разрешение, выдаваемое государственным органом юридическим или физическим лицам на осуществление туристской (гостиничной) деятельности в течение определенного времени при соблюдении ряда условий. Порядок выдачи лицензии осуществляется в соответствии с Федеральными законами «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Порядок выдачи, условия действия, порядок приостановления  и прекращения действия лицензии на осуществление туристской деятельности устанавливались законодательством  Российской Федерации. Данные о туроператорах  и турагентах, получивших лицензии на осуществление туристской деятельности, вносились в федеральный реестр туроператоров и турагентов.

Порядок лицензирования турагентской и туроператорской  деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, до 01.01.2007 г. регулировался следующими нормативно-правовыми актами:

– Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ;

– «Положением о лицензировании турагентской деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 г. №95);

– «Положением о лицензировании туроператорской деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 г. №95).

Данные нормативные  акты определяли основные условия и  требования, выполнение которых было необходимо для получения той  или иной туристической лицензии.

Само понятие  туристская деятельность подразумевает  под собой туроператорскую и  турагентскую деятельность, а также  иную деятельность по организации путешествий.

Различия между  турагентской и туроператорской  деятельностью заключаются в  том, что турагент осуществляет деятельность по продвижению (т.е. полному и широкому освещению возможностей отдыха и  путешествий по всем имеющимся турам, курортам и т.п.) и реализации туристского  продукта, а туроператор, помимо указанного выше, еще и формирует туристский продукт, т.е. занимается размещением, транспортировкой туристов и осуществляет другие услуги, не связанная с первыми  двумя.

Постановлением  Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  были определены органы, уполномоченные лицензировать виды деятельности. В  сфере туризма таким органом  до 2005 г. являлся Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, который осуществлял лицензирование туристской деятельности и делегировал на договорной основе функции по выдаче лицензий отечественным туристским фирмам региональным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. После 2005 г. данный орган переименован в Федеральное агентство по туризму.

Туристские предприятия, получившие государственную лицензию на туристскую деятельность, заносились в Государственный реестр. Орган, выдавший лицензию, мог прекратить ее действие из-за несоблюдения турфирмой  лицензионных требований.

Для получения  лицензии заявитель представлял  в уполномоченный орган:

1) заявление  о выдаче лицензии с указанием:  для юридических лиц – наименования  и организационно-правовой формы  заявителя, юридического адреса, номера расчетного счета и  наименования соответствующего  банка; для физических лиц –  фамилии, имени, отчества, паспортных  данных (серии, номера, когда и  кем выдан) и местожительства.  Также указывается вид деятельности  и срок действия лицензии. Форма  заявления утверждается органом,  уполномоченным лицензировать виды  деятельности;

2) нотариально  заверенные копии учредительных  документов (при отсутствии нотариального  заверения необходимо предъявить  оригиналы);

3) копию свидетельства  о государственной регистрации;

4) документ (квитанция), подтверждающий оплату рассмотрения  заявления;

5) документ налогового  органа о постановке на учет  или копию свидетельства о  государственной регистрации физического  лица в качестве предпринимателя  со штампом налогового органа.

Все документы, представленные для получения лицензии, регистрировались органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществлялись на платной основе. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принималось  в течение 30 дней со дня получения  заявления со всеми необходимыми документами.

Бланки лицензий имели степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение бланков  лицензий осуществляли уполномоченные органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, и органы, уполномоченные лицензировать виды деятельности.

Условиями действия лицензии являлись: доведение в установленном  порядке до каждого туриста исчерпывающей  информации об особенностях въезда и  пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время  туристской поездки, в том числе  о необходимости уважения местных  традиций и обычаев, бережном отношении  к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;

– наличие собственного или арендованного служебного помещения с соответствующим оборудованием;

– наличие в штате не менее одного работника, имеющего специальное образование или стаж работы в сфере туризма не менее 3 лет;

– оказание туристских услуг только после заключения с клиентом договора (контракта) на куплю-продажу услуг;

– представление клиенту полной и исчерпывающей информации о режиме работы лицензиата, его юридическом адресе, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристской деятельности.

В случае отказа в выдаче лицензии заявителю направлялось уведомление в письменной форме  в 3-дневный срок после принятия решения  с указанием причины отказа. Основаниями  для отказа в выдаче лицензии являлись:

– отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления международной туристской деятельности и условиям безопасности. Лицензия выдается на 3 года, но может быть выдана и на меньший срок по заявлению лица, обратившегося за ее получением.

 

 

2. Финансовые гарантии  как инструмент  регулирования после  отмены лицензирования

Отмена с 01.01.2007 года лицензирования деятельности профессиональных участников рынка туристических  услуг внесла некоторую нестабильность в данной сфере. На самом деле, в  отличие от других сфер лицензирования, ситуация была и есть достаточно понятна  и адекватна.

Туристская индустрия  в РФ является активно развивающейся  отраслью экономики, в связи с  чем защита прав потребителей в данной области всегда была актуальной в  силу ее социальной значимости, а отмена с 1 января 2007 года института лицензирования туроператорской и турагентской деятельности и введение обязательной финансовой ответственности туроператоров  в виде договора страхования гражданской  ответственности, объективно требует  усиления контроля и надзора в  данной сфере.

В принципе, все  участники правоотношений заинтересованы в построении цивилизованного рынка  оказания туристических услуг. Требования к турагентам снизились, это очевидно. Но с другой стороны увеличились  требования к туроператорам. Но в  том и заключается позиция  государства, чтоб в результате форс-мажора, либо недобросовестности оператора, интересы потребителя, как наименее защищенного  участника отношений, не были нарушены. Отсюда следует, что при любом  нарушении интересов Клиента, ответственность  несет оператор, который в свою очередь волен работать и привлекать агентов по своему усмотрению. Это  закреплено законодательно.

Информация о работе Лицензирование в туристской деятельности