Классификация туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:09, реферат

Описание работы

Существует очень много классификаций туризма. Они различны самим пониманием этого феномена, принципами построения, прикладными задачами классификации и пр. Главным является и я деление туризма на международный и внутренний.

Работа содержит 1 файл

Классификация туризма.docx

— 41.21 Кб (Скачать)

   Внутренний, въездной и выездной туризм  могут по-разному сочетаться, образуя,  кроме международного, национальный туризм и туризм в пределах страны. 

  Национальный  туризм включает внутренний и выездной туризм и соотносится с категорией национального производства (валового национального продукта).  

   Туризм  в пределах страны охватывает  внутренний и въездной ту-ризм и соответствует совокупному внутреннему туристскому потреблению, т.е. суммарным расходам внутренних и иностранных туристов.  

   Концепции  международного, национального туризма  и туризма в пределах страны, предложенные ВТО, могут быть  использованы на всех четырех  уровнях: глобальном (в масштабах  планеты), региональном (применительно  к группе стран), страновом и местном (в границах отдельно взятого района какой-либо страны).  

   Другая  классификация туризма основывается  на целях путешествия. Она носит  дискуссионный характер. Исследователи  расходятся во мнении об отраслевой  структуре туризма. Большинство  авторов единодушны в главном  и различают путешествия с  целью развлечения и отдыха, с  одной стороны, и деловой туризм  — с другой, которым соответствуют  разные модели поведения посетителей.  

   Путешествия  с целью развлечения и отдыха  составляют осно-ву международного туристского обмена. На их долю приходится около 70% мирового туризма. Они объединяют оздоровительные, познавательные, любительские спортивные поездки и т.д.  

   По-прежнему  повышенным спросом у населения  пользуются поездки к солнцу  и морю. Купально-пляжный отдых  традиционно считается лучшим  способом снятия нервного и  физического утомления, регенерации  сил и энергии. Однако оздоровительный  туризм претерпевает существенные  изменения. Мода на приморские  курорты проходит, туристские потоки  переориентируются. Повышается интерес  к поездкам в горы и к  путешествиям с элементами приключения  и риска. 

  Неотъемлемой  частью любого отдыха является ознакомление с историко-культурными достопримечательностями, посещение театров, музеев, в конечном итоге, расширение общественного кругозора. Особое тяготение человек испытывает к культуре, истории, религии, традициям  и быту народов. Более полное представление  об этих сторонах человеческой жизни  формируется в результате непосредственных контактов с местным населением, которые становятся возможными благодаря  туризму. Принимая во внимание масштабы и значение познавательного туризма, большинство исследователей относят его к числу ведущих суботраслей туризма, наряду с оздоровительным и спортивным.  

   Деловой  туризм охватывает путешествия  со служебными целями без получения  доходов по месту командирования. В отличие от поездок на  отдых решение о командировке, источниках и размерах ее финансирования  принимают, как правило, не  сами туристы, а другие лица (начальник по службе, руководитель  фирмы).  

   К деловому туризму ВТО относит поездки для участия в съездах, об-щих собраниях какой-либо организации дипломатического или иного характера (за исключением поездок лиц, занимающих посты в посещаемой стране), научных конгрессах и конференциях, производственных семинарах и совещаниях, ярмарках, выставках и международных салонах и другие служебные поездки (установка и наладка оборудования, заключение контрактов и т.д.). В число деловых туристов ВТО включает водителей грузовиков, коммерческих агентов, стюардесс, тургидов и др., постоянно находящихся в разъездах и выполняющих свои профессиональные обязанности за пределами обычной среды. Согласно определению посетителя, всех их правомерно считать туристами на работе. 

  В специальной  литературе деловой туризм часто  подразделяется на собственно бизнес - поездки, конгрессно - выставочный и инсентив - туризм. Последний представляет собой поездки, которыми фирма награждает своих сотрудников за высокие показатели в работе. Конечно, стимулировать производительный труд можно и с помощью денежной премии. Но, как показывает практика, туристская поездка несет в себе гораздо более сильный побудительный мотив к лучшей работе. Такая форма поощрения труда особенно хорошо зарекомендовала себя в страховых и банковских компаниях, на торговых предприятиях, имеющих разветвленную дилерскую сеть. Результаты опроса, проведенного среди коммерческих фирм Великобритании, показали, что более 90% их числа признают высокую эффективность инсентива и намерены использовать его и в дальнейшем.  

   В отличие  от массовых туров инсентив - программы разрабатываются под конкретного корпоративного заказчика и, как правило, предполагают высококлассные размещение и обслуживание на маршруте. И хотя в общем туристском потоке, например в Испанию или Францию, «премированные» туристы составляют всего 5 — 7%, доля инсентива в доходах стран от туризма значительно больше. Это объясняется высокой стоимостью инсентив - программ по сравнению с обычными турами.  

   Деловой  туризм — перспективная и высокорентабельная  отрасль ту-ризма. Его доля в международном туристском обмене, по некоторым оцен-кам, составляет от 10 до 20%. 

   В литературе  существуют классификации туризма,  основанные на иных признаках.  Одни из них относятся к  туристскому путешествию и позволяют  описать его, исходя из организации,  комплекса предлагаемых услуг,  продолжительности и дальности  поездки. Другие характеризуют  туриста с демографической и  социально-экономической точек зрения. 

  Организованный  и неорганизованный туризм. Туристы  удо-влетворяют свои потребности по-разному. Они могут получить соответствующий набор услуг при посредничестве туристской фирмы или без ее участия, оплатить поездку с комплексным обслуживанием заблаговременно или каждую услугу в отдельности по мере пользования ею на месте. Строго регламентированные путешествия, предлагаемые туристскими фирмами и реализуемые Обычно на условиях предварительной оплаты, называются организованным туризмом. Организованные туристы приобретают туры по заранее согласованным маршрутам, срокам пребывания, объему предоставляемых услуг через специальный туристский сбытовой аппарат. Одни из них предпочитают туры с комплексным обслуживанием, другие ограничиваются частичным туристским обслуживанием (купив, например, курсовку только на пита-ние).  

   В отличие  от организованных неорганизованные туристы не связаны никакими взаимными обязательствами с разного рода посредниками, прежде всего туристскими фирмами. Они путешествуют на принципах самодеятельности и самообслуживания. Типичный пример неорганизованного туризма — поездки путем автостопа с использованием в качестве средства передвижения попутных автомобилей. Неорганизованный отдых получил широкое распространение.  

   Индивидуальный  и групповой туризм. В зависимости  от числа туристов, одновременно  и совместно совершающих путешествие  по одному маршруту, туризм подразделяется  на индивидуальный (от одного до пяти человек) и групповой (шесть-семь человек и более).  

   Групповые  путешествия, как правило, организуются  на основе общности интересов  их участников. Это могут быть  туры археологической, искусствоведческой  или исторической тематики, коллективные  путешествия, организуемые любителями  лыжных прогулок или сафари, поездки  с производственными целями и  т.д. 

  Коммерческий  и социальный туризм. Первоначально  вся ту-ристская деятельность носила коммерческий характер и осуществлялась с целью извлечения прибыли. В сфере туризма, как и в любом другом секторе экономики, прибыль является главным источником средств для развития и расширения производства, а также выплаты дивидендов акционерам. Она выступает одним из важнейших результирующих показателей работы туристского предприятия, на который ориентируется потенциальный инвестор при оценке возможностей фирмы. Стремясь максимизировать свой доход, туристские компании ищут оптимальное соотношение между величиной издержек и ценой туристского продукта. Предлагаемые ими товары и услуги рассчитаны в основном на лиц с высоким и средним уровнем достатка, готовых полностью оплачивать туристские расходы из семейных бюджетов.  

   В противовес  коммерческому туризму возник  социальный туризм. С законодательным  закреплением права на оплачиваемый  Отпуск в 30-е годы казалось, что проблема отдыха трудящихся  решена окончательно. Но в действительности  туристские услуги оставались  недоступными для большей части  населения. Круг потребителей  особенно сужался в периоды  экономических спадов, сопровождавшихся  ростом числа безработных и  падением реальных доходов. Возникла  острая необходимость в социальном  туризме как гарантированном  минимуме в сфере отдыха. Он  получил поддержку на национальном  и международном уровнях.  

   Концепция  социального туризма покоится  на трех основополагающих принципах:  обеспечение отдыха всех и  каждого члена общества путем  широкого вовлечения в сферу  туризма людей с низким уровнем  доходов, субсидирование туризма  малоимущих и активное участие  центральных правительственных,  муниципальных, общественных и  коммерческих структур в его  развитии. 

  Эта концепция  была реализована на практике в Швейцарии  и Франции благодаря системе  отпускных чеков. Главным ее элементом  является чек — платежно-расчетное  средство, вводимое в обращение для  оказания адресной помощи туристам и  обеспечения доступности отдыха всем слоям населения.  

   Чеки  выпускаются специально уполномоченным  органом: государственным (Национальное  агентство отпускных чеков во  Франции) или кооперативным (Касса  путешествий РЕКА в Швейцарии). Они приобретаются оптовыми покупателями, главным образом предприятиями,  и затем реализуются физическим  лицам со значительной скидкой.  В Швейцарии дотации составляют  от 5 до 25% стоимости отпускного чека, а во Франции — от 20 до 80%. Среди  отдельных категорий населения  отпускные чеки распространяются  бесплатно.  

   В Швейцарии  любой житель страны может  воспользоваться отпускными чеками, но с различной величиной скидки. Во Франции круг таких лиц  строго органичен. Администрация  предприятия предоставляет чеки  только тем трудящимся, чей подоходный  налог за год ниже 11 220 фр. фр. (2000 ам. долл.), а размер дотаций не должен превышать минимальную месячную заработную плату, установленную на уровне 6120 фр. фр. (1100 ам. долл.). Кроме администрации предприятий, отпускные чеки во Франции распределяются общественными организациями — комитетами трудовых коллективов.  

   Эти  платежные средства могут быть  использованы исключительно на  оплату услуг, связанных с отдыхом,  путешествиями, посещением культурных  и зрелищных мероприя-тий. Физические лица — носители чеков — предъявляют их на предприятиях обслужива-ния, входящих в систему социального туризма. В Швейцарии насчитывается 7 тыс. таких предприятий, во Франции — 150 тыс. В их числе средства размещения, на оплату услуг которых направляется до 40% всех отпускных чеков, транспортные организации (25%), предприятия общественного питания (15%), туристские агентства (11%), культурно-зрелищные и спортивно-оздоровительные объекты (10%). Полученные чеки предприятия обслуживания передают в Национальное агентство (Кассу путешествий) для оплаты, тем самым завершая их жизненный цикл. 

  Система отпускных чеков выгодна всем ее участникам. Трудящиеся и члены  их се-мей, приобретая эти средства платежа на льготных условиях, существенно снижают рас-ходы на отдых. Во Франции, например, дотация администрации предприятия в расчете на одного работающего составляет от 250 до 1000 фр. фр. (от 45 до 250 ам. долл.).  

   Определенный  интерес в развитии системы  присутствует и у остальных  ее субъек-тов. Оптовый покупатель (администрация предприятия) получает в виде отпускных чеков гибкий и очень удобный инструмент проведения социальной политики. Они позволяют в некоторой степени компенсировать различия в оплате труда, что особенно важно для мо-лодежи и многодетных семей, создать атмосферу партнерства и укрепить стабильность трудового коллектива. Оптовик извлекает при этом и чисто материальную выгоду, по-скольку средства, выделяемые на покупку чеков, не облагаются налогами. Предприятия обслуживания имеют дополнительную клиентуру и гарантии оплаты своих услуг. Нако-нец, Агентство получает материальное вознаграждение в виде комиссионных за привлечение клиентуры и предоставление рекламно-информационных услуг. Не менее важным источником поступлений в его бюджет являются доходы по банковским процентам на размещенные свободные средства от реализации отпускных чеков, проценты с приобретенных акций и доходы от сдачи в аренду недвижимости.  

   В условиях  всеобщей заинтересованности в  чековой системе социальный туризм  превратился в заметное явление  общественной жизни, сравнимое  по масштабам с коммерческим  туризмом. 

  Социологические исследования, проведенные в Швейцарии, показали, что 86% населения страны знают  о существовании отпускных чеков  и деятельности Кассы путешествий  РЕКА, а 1,6 млн. человек, т.е. каждый четвертый  житель, прибегают к ее услугам. Объемы оптовых закупок чеков не снижались  даже в годы экономического спада. В 1996 г. отпускных чеков было продано  на сумму 135 млн. ам. долл.  

Информация о работе Классификация туризма