Классификация туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:09, реферат

Описание работы

Существует очень много классификаций туризма. Они различны самим пониманием этого феномена, принципами построения, прикладными задачами классификации и пр. Главным является и я деление туризма на международный и внутренний.

Работа содержит 1 файл

Классификация туризма.docx

— 41.21 Кб (Скачать)

  Классификация туризма

  Существует  очень много классификаций туризма. Они различны самим пониманием этого  феномена, принципами построения, прикладными  задачами классификации и пр. Главным  является и я деление туризма  на международный и внутренний.  

   Международный  туризм охватывает поездки путешествующих  лиц с туристскими целями за  пределы страны постоянного жительства. Пересечение государственной границы  для них связано с определенными  формальностями: оформлением заграничных  паспортов и виз, прохождением  таможенных процедур, валютным к медицинским контролем. Эти правила вводятся государством в целях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками, проституцией и т.д. и обеспечивают установленный порядок въезда в страну и выезда из нее. Специальные службы проверяют соблюдение путешествующими лицами паспортно-визового режима, требований о вакцинации (прививках), правил и условий провоза через границу вещей, товаров, валютных средств и проведения операций по обмену валюты.  

   Упрощение  (ужесточение) формальностей оказывает  прямое воздей-ствие на международные туристские потоки, облегчая (или, наоборот, затрудняя) передвижение людей. Не способствуют росту туристских путешествий сложная и затянутая процедура оформления выездных документов, нарушение установленных сроков их рассмотрения или произвольное отклонение, чрезмерно высокий сбор, в сфере валютного контроля — введение жестких ограничений на обмен валюты, от которого зависит уровень потреблен товаров и услуг туристами. Таможенные декларации и досмотры также могут выступать в качестве сдерживающего начала и привести к сокращению туристских поездок.  

   Национальные  туристские администрации и многие  международные организации включили  упрощение формальностей в перечень  главных своих задач. Одной  из первых к этой проблеме  обратилась Международная организация  гражданской авиации (ИКАО), которая  еще в 1944 г. на Чикагской  конференции предложила унифицировать  заграничные паспорта. 

  Позднее, в 50—90-е годы, вопросы пограничного, таможенного, медицинского контроля нашли  отражение в важнейших документах Совета таможенного сотрудничества, Международной морской организации, мирной организации здраво-охранения, Международной организации труда и др.  

   ВТО,  придавая особое значение упрощению  туристских формально-стей, разработала и приняла соответствующий пакет рекомендаций в части:  

   •  паспортных формальностей: децентрализация  паспортных служб; сокращение  сроков и упрощение процедуры  оформления заграничных паспортов;  введение разумного сбора; установлен: срока действия паспорта не  менее пяти лет с неограниченным  числом поездок; хранение заграничного  паспорта у владельца права  его конфискации; приведение паспортов  в соответствие со стандартами  ИКАО, позволяющими осуществлять  проверку с помощью компьютерных  систем;  

   •  визовых формальностей: безвизовый  въезд на срок до месяцев;  рас-пространение действия визы сроком на 12 месяцев на один или несколько въездов во все пункты и по всем маршрут; открытым для туристов, с использованием любого вида транспорта; взаимное признание визы рядом государств; в исключительных случаях выдача разрешения на въезд на контрольно-пропускном пункте; установление единого консульского сбора независимо от гражданства туриста;  

   • валютных формальностей: разрешение ввоза валюты в размере, указанном в таможенной декларации; предоставление полной формации потенциальным посетителям и туристам о правилах и текущем курсе обмена валюты; размещение соответствующей информации в обязательном порядке на контрольно-пропускных пунктах въезда; обеспечение возможности обратного обмена валюты выезде из страны пребывания; обмен ввозимой валюты только на добровольной основе; предоставление права туристам иметь при выезде достаточные суммы в национальных денежных единицах для обратной поездки по своей стране; 

  • таможенных формальностей: обложение туристов налогами, сборами, пошлинами при  въезде-выезде, кроме таможенных пошлин и налогов на добавленную стоимость  по отдельным видам товаров и  определенному их количеству; включение  некоторых налогов и сборов на содержание и обновление туристских объектов в структуру косвенного налогообложения, в стоимость билетов, путевок, туров, вместо прямого сбора  валюты с посетителей;  

   •  медицинских формальностей и  оказания медицинской помощи  тури-стам: расширение сотрудничества национальных туристских администраций с органами здравоохранения в деле предоставления исчерпывающей туристской информации медицинского характера всем заинтересованным лицам; заключение дву- и многосторонних государственных договоров по медицинскому страхованию и оказанию медицинской помощи туристам; предоставление неотложной медицинской помощи всем без исключения туристам; в случае заболевания в острой форме или смертно незамедлительное извещение консульства и родственников; перевозка тела на родину или его захоронение; быстрое оформление требуемых документов.  

   Эти  рекомендации исходят из основополагающих  принципов упрощения туристских  формальностей, сформулированных  в Будапештской конвенции и  нашедших отражение в Гаагской  декларации по туризму.  

   Туристские  формальности, связанные с пересечением  государственных границ, являются  неотъемлемой частью международного  туризма и выступают в качестве  главной его особенности. 

  Чем глубже различия денежных систем государств, чем больше препятствий на пути свободного передвижения людей, чем значительнее языковые барьеры, которые хотя и  не относятся к туристским формальностям, но, разделяя народы, оказывают заметное влияние на развитие туристских контактов, тем существеннее отличие междуна-родного туризма от внутреннего.  

   Другая  особенность международного туризма  носит экономический характер  и раскрывается через влияние,  какое международный туризм оказывает  на платежный баланс страны. Иностранные  туристы, оплачивая товары и  услуги, обеспечивают поступление  валюты в бюджет принимающей  страны и тем самым активизируют  ее платежный баланс. Поэтому  приезд иностранных туристов  получил название активного туризма.  Напротив, выезд туристов сопряжен  с оттоком национальной денежной  единицы из страны их постоянного  проживания. Международные платежи  по туристским операциям такого  рода фиксируются в пассиве  платежного баланса страны —  поставщика ту-ристов, а сам туризм именуется пассивным.  

   Деление  на активный и пассивный, исходя  из особенностей отражения финансовых  результатов туристской деятельности  в платежном балансе, присуще  только международному туризму  и не распространяется на внутренний  туризм.  

   В международном  туризме выделяют две его формы  — въездной и выездной, которые  различаются по направлению туристского  потока. Один и тот же турист  может быть классифицирован как  въезжающий и выезжающий одновременно  в зависимости от того, по отношению  к какой стране описывается  его перемещение. Различают страну  происхождения туриста, которую  он покидает, и страну назначения, куда он прибывает. В первом случае речь идет о выездном, во втором — о въездном туризме. 

  Эти термины  используются применительно к зарубежному  путешествию в начале поездки. На обратном пути турист просто возвращается домой.  

   Внутренний туризм в отличие от международного не связан с пересечением государственной границы и, следовательно, не требует соблюдения туристских формальностей. Он представляет собой миграционные потоки людей в пределах страны постоянного жительства с туристскими целями. Национальная денежная единица, используемая повседневно, продолжает оставаться средством обращения, а родной туристу язык — средством общения. Такие путешествия сравнительно легко организовать. По некоторым оценкам, на долю внутреннего туризма приходится 80 - 90% всех туристских поездок, а общий объем расходов на внутренний туризм в 5 — 10 раз превышает затраты туристов на международные поездки.  

   Несмотря  на существенные различия, международный  и внутренний типы туризма  теснейшим образом связаны между  собой. Внутренний туризм выступает  своего рода катализатором международного  туризма. Он способствует освоению  новых рекреационных ресурсов  и районов созданию базовой  туристской инфраструктуры, подготовке  специалистов и тем самым оказывает  содействие интеграционным процессам  и формированию единого мирового  туристского пространства.  

   В последнее  время наметилось некоторое сближение  международного и внутреннего  туризма, которое обусловлено  упрощением туристских формальностей.  Положительный пример решения  этой проблемы дает Объединенная  Европа. В июне 1985 г. Нидерланды, Бельгия,  ФРГ, Франция и Люксембург подписали  в Г. Шенген соглашение о  поэтапной отмене паспортного  и таможенного контроля для  своих граждан на общих границах. За истекший период к Шенгенскому  соглашению присоединились и  другие европейские страны, а  в его текст были внесены  дополнения и уточнения: четко  и однозначно определены внешние  границы ЕС, установлены единые  консульские правила, нормы и  порядок пересечения границ ЕС  в целях сохранения и упрочения  общественной безопасности. 

  Заключение  Шенгенского соглашения, а затем  Маастрихтского договора стало знаменательным этапом на пути Образования военно-политического  и валютно-экономического союзов 12 европейских государств. Переход  к об-щей денежной единице - экю, свободному перемещению товаров, капитала, услуг и рабочей силы, т.е. фактической отмене границ, открывает широкие перспективы для дальнейшего роста туристских обменов.  

   С созданием  единого визового пространства  радужные перспективы туристского  бизнеса открываются во Франции,  Германии, Испании, Португалии, Бельгии,  Нидерландах, Люксембургу, Австрии,  а также Италии и Греции. Ожидается  увеличение прибытий туристов  в эти страны из отдаленных  регионов — Азиатско-Тихоокеанского  и др. Решающим фактором расширения  туристских потоков в ЕС становится  экономия средств и времени  на Поездки. Прежде расходы  азиатских путешественников на  оформление целого ряда виз  при трансевропейском туре составляли не одну сотню долларов, процесс же их оформления растягивался на месяцы. Новый порядок въезда в Шенгенскую зону значительно упрощает и удешевляет путешествие. Что же касается внутриевропейского туризма в пределах единого визового пространства, то граждане этих стран могут свободно перемещаться, не обременяя себя никакими формальностями, а, учитывая европейские расстояния, поездка на выходные в соседнюю страну становится правилом хорошего тона.  

   Активный  туристский обмен является не  только результатом, но и средством  ускорения интеграционных процессов  и постепенного перехода от  Европы государств к Европе  регионов. Один из таких еврорегионов — Трирена (Regio TriRhena) — складывается в районе Верхнего Рейна на пограничье Германии, Франции и Швей¬царии. Эта разорванная между государствами территория начинает постепенно стягиваться благодаря комплексу мер, направленных на упрочение связей. Важное место в нем отводится туризму. 

  В результате трехсторонних усилий разработана  общая стратегия рекламы «Три страны — четыре города — одна поездка», открыты школы по изучению иностранного (французского или немецкого) языка  для преодоления культурно-языковых барьеров, вы-пущен единый путеводитель по музеям региона, ведется строительство  паромной пере-правы через Рейн для  велосипедистов и пешеходов, соединяющей  Францию и Германию, налаживается кооперация между конгресс-центрами Страсбург, Базеля и Фрайбурга, вос-станавливаются памятники истории и культуры.  

   Совместные  проекты финансируются странами-участницами  из бюджетов разных уровней:  нижнего (местные общины), среднего (немецкие земли, французские  департа-менты, швейцарские кантоны) и высшего (центральные правительства). Значительные средства на реализацию проектов выделяет ЕС. В 1991 г. он утвердил специальную про-грамму «Интеррег», предусматривающую оказание финансовой поддержки межрегио-нальному сотрудничеству. В Трирене только на создание сети пешеходных дорожек, свя-зывающей Францию и Швейцарию, было направлено 234 тыс. экю, из них 78 тыс. по ли-нии ЕС. Написание и издание брошюры-путеводителя по туристскому центру Брайзах—Не-Бризак, разделенному Рейном на немецкую и французскую части, обошлись в 55,4 тыс. и 27,7 тыс. экю соответственно. Брошюра призвана стимулировать посещение двух городов как единого целого. Среди уже реализованных проектов — организация в 1993 г. консалтингового центра «Инфобест». Эта небольшая по числу занятых фирма предоставляет информацию и оказывает консультационные услуги в пределах региона Трирена по широкому кругу запрашиваемых вопросов, начиная от поведения за завтраком в чужой стране до подбора зарубежных деловых партнеров. По мнению работников фирмы, только сегодня, спустя 30 лет, как были сделаны первые шаги навстречу друг другу и положено начало современной интеграции, можно говорить о некоем синергетическом эффекте общих усилий. Не последняя роль в этом принадлежит туризму как основному средству межличностных связей, политических, экономических и культурных контактов.  

Информация о работе Классификация туризма