Классификация
туризма
Существует
очень много классификаций туризма.
Они различны самим пониманием этого
феномена, принципами построения, прикладными
задачами классификации и пр. Главным
является и я деление туризма
на международный и внутренний.
Международный
туризм охватывает поездки путешествующих
лиц с туристскими целями за
пределы страны постоянного жительства.
Пересечение государственной границы
для них связано с определенными
формальностями: оформлением заграничных
паспортов и виз, прохождением
таможенных процедур, валютным к
медицинским контролем. Эти правила вводятся
государством в целях борьбы с незаконной
миграцией, международным терроризмом,
торговлей наркотиками, проституцией
и т.д. и обеспечивают установленный порядок
въезда в страну и выезда из нее. Специальные
службы проверяют соблюдение путешествующими
лицами паспортно-визового режима, требований
о вакцинации (прививках), правил и условий
провоза через границу вещей, товаров,
валютных средств и проведения операций
по обмену валюты.
Упрощение
(ужесточение) формальностей оказывает
прямое воздей-ствие на международные
туристские потоки, облегчая (или, наоборот,
затрудняя) передвижение людей. Не способствуют
росту туристских путешествий сложная
и затянутая процедура оформления выездных
документов, нарушение установленных
сроков их рассмотрения или произвольное
отклонение, чрезмерно высокий сбор, в
сфере валютного контроля — введение
жестких ограничений на обмен валюты,
от которого зависит уровень потреблен
товаров и услуг туристами. Таможенные
декларации и досмотры также могут выступать
в качестве сдерживающего начала и привести
к сокращению туристских поездок.
Национальные
туристские администрации и многие
международные организации включили
упрощение формальностей в перечень
главных своих задач. Одной
из первых к этой проблеме
обратилась Международная организация
гражданской авиации (ИКАО), которая
еще в 1944 г. на Чикагской
конференции предложила унифицировать
заграничные паспорта.
Позднее,
в 50—90-е годы, вопросы пограничного,
таможенного, медицинского контроля нашли
отражение в важнейших документах
Совета таможенного сотрудничества,
Международной морской организации,
мирной организации здраво-охранения,
Международной организации труда и др.
ВТО,
придавая особое значение упрощению
туристских формально-стей, разработала
и приняла соответствующий пакет рекомендаций
в части:
•
паспортных формальностей: децентрализация
паспортных служб; сокращение
сроков и упрощение процедуры
оформления заграничных паспортов;
введение разумного сбора; установлен:
срока действия паспорта не
менее пяти лет с неограниченным
числом поездок; хранение заграничного
паспорта у владельца права
его конфискации; приведение паспортов
в соответствие со стандартами
ИКАО, позволяющими осуществлять
проверку с помощью компьютерных
систем;
•
визовых формальностей: безвизовый
въезд на срок до месяцев;
рас-пространение действия визы сроком
на 12 месяцев на один или несколько въездов
во все пункты и по всем маршрут; открытым
для туристов, с использованием любого
вида транспорта; взаимное признание визы
рядом государств; в исключительных случаях
выдача разрешения на въезд на контрольно-пропускном
пункте; установление единого консульского
сбора независимо от гражданства туриста;
• валютных
формальностей: разрешение ввоза валюты
в размере, указанном в таможенной декларации;
предоставление полной формации потенциальным
посетителям и туристам о правилах и текущем
курсе обмена валюты; размещение соответствующей
информации в обязательном порядке на
контрольно-пропускных пунктах въезда;
обеспечение возможности обратного обмена
валюты выезде из страны пребывания; обмен
ввозимой валюты только на добровольной
основе; предоставление права туристам
иметь при выезде достаточные суммы в
национальных денежных единицах для обратной
поездки по своей стране;
• таможенных
формальностей: обложение туристов
налогами, сборами, пошлинами при
въезде-выезде, кроме таможенных пошлин
и налогов на добавленную стоимость
по отдельным видам товаров и
определенному их количеству; включение
некоторых налогов и сборов на
содержание и обновление туристских
объектов в структуру косвенного
налогообложения, в стоимость билетов,
путевок, туров, вместо прямого сбора
валюты с посетителей;
•
медицинских формальностей и
оказания медицинской помощи
тури-стам: расширение сотрудничества
национальных туристских администраций
с органами здравоохранения в деле предоставления
исчерпывающей туристской информации
медицинского характера всем заинтересованным
лицам; заключение дву- и многосторонних
государственных договоров по медицинскому
страхованию и оказанию медицинской помощи
туристам; предоставление неотложной
медицинской помощи всем без исключения
туристам; в случае заболевания в острой
форме или смертно незамедлительное извещение
консульства и родственников; перевозка
тела на родину или его захоронение; быстрое
оформление требуемых документов.
Эти
рекомендации исходят из основополагающих
принципов упрощения туристских
формальностей, сформулированных
в Будапештской конвенции и
нашедших отражение в Гаагской
декларации по туризму.
Туристские
формальности, связанные с пересечением
государственных границ, являются
неотъемлемой частью международного
туризма и выступают в качестве
главной его особенности.
Чем глубже
различия денежных систем государств,
чем больше препятствий на пути свободного
передвижения людей, чем значительнее
языковые барьеры, которые хотя и
не относятся к туристским формальностям,
но, разделяя народы, оказывают заметное
влияние на развитие туристских контактов,
тем существеннее отличие междуна-родного
туризма от внутреннего.
Другая
особенность международного туризма
носит экономический характер
и раскрывается через влияние,
какое международный туризм оказывает
на платежный баланс страны. Иностранные
туристы, оплачивая товары и
услуги, обеспечивают поступление
валюты в бюджет принимающей
страны и тем самым активизируют
ее платежный баланс. Поэтому
приезд иностранных туристов
получил название активного туризма.
Напротив, выезд туристов сопряжен
с оттоком национальной денежной
единицы из страны их постоянного
проживания. Международные платежи
по туристским операциям такого
рода фиксируются в пассиве
платежного баланса страны —
поставщика ту-ристов, а сам туризм
именуется пассивным.
Деление
на активный и пассивный, исходя
из особенностей отражения финансовых
результатов туристской деятельности
в платежном балансе, присуще
только международному туризму
и не распространяется на внутренний
туризм.
В международном
туризме выделяют две его формы
— въездной и выездной, которые
различаются по направлению туристского
потока. Один и тот же турист
может быть классифицирован как
въезжающий и выезжающий одновременно
в зависимости от того, по отношению
к какой стране описывается
его перемещение. Различают страну
происхождения туриста, которую
он покидает, и страну назначения,
куда он прибывает. В первом случае
речь идет о выездном, во втором — о въездном
туризме.
Эти термины
используются применительно к зарубежному
путешествию в начале поездки. На
обратном пути турист просто возвращается
домой.
Внутренний
туризм в отличие от международного не
связан с пересечением государственной
границы и, следовательно, не требует соблюдения
туристских формальностей. Он представляет
собой миграционные потоки людей в пределах
страны постоянного жительства с туристскими
целями. Национальная денежная единица,
используемая повседневно, продолжает
оставаться средством обращения, а родной
туристу язык — средством общения. Такие
путешествия сравнительно легко организовать.
По некоторым оценкам, на долю внутреннего
туризма приходится 80 - 90% всех туристских
поездок, а общий объем расходов на внутренний
туризм в 5 — 10 раз превышает затраты туристов
на международные поездки.
Несмотря
на существенные различия, международный
и внутренний типы туризма
теснейшим образом связаны между
собой. Внутренний туризм выступает
своего рода катализатором международного
туризма. Он способствует освоению
новых рекреационных ресурсов
и районов созданию базовой
туристской инфраструктуры, подготовке
специалистов и тем самым оказывает
содействие интеграционным процессам
и формированию единого мирового
туристского пространства.
В последнее
время наметилось некоторое сближение
международного и внутреннего
туризма, которое обусловлено
упрощением туристских формальностей.
Положительный пример решения
этой проблемы дает Объединенная
Европа. В июне 1985 г. Нидерланды, Бельгия,
ФРГ, Франция и Люксембург подписали
в Г. Шенген соглашение о
поэтапной отмене паспортного
и таможенного контроля для
своих граждан на общих границах.
За истекший период к Шенгенскому
соглашению присоединились и
другие европейские страны, а
в его текст были внесены
дополнения и уточнения: четко
и однозначно определены внешние
границы ЕС, установлены единые
консульские правила, нормы и
порядок пересечения границ ЕС
в целях сохранения и упрочения
общественной безопасности.
Заключение
Шенгенского соглашения, а затем
Маастрихтского договора стало знаменательным
этапом на пути Образования военно-политического
и валютно-экономического союзов 12
европейских государств. Переход
к об-щей денежной единице - экю, свободному
перемещению товаров, капитала, услуг
и рабочей силы, т.е. фактической отмене
границ, открывает широкие перспективы
для дальнейшего роста туристских обменов.
С созданием
единого визового пространства
радужные перспективы туристского
бизнеса открываются во Франции,
Германии, Испании, Португалии, Бельгии,
Нидерландах, Люксембургу, Австрии,
а также Италии и Греции. Ожидается
увеличение прибытий туристов
в эти страны из отдаленных
регионов — Азиатско-Тихоокеанского
и др. Решающим фактором расширения
туристских потоков в ЕС становится
экономия средств и времени
на Поездки. Прежде расходы
азиатских путешественников на
оформление целого ряда виз
при трансевропейском туре составляли
не одну сотню долларов, процесс же их
оформления растягивался на месяцы. Новый
порядок въезда в Шенгенскую зону значительно
упрощает и удешевляет путешествие. Что
же касается внутриевропейского туризма
в пределах единого визового пространства,
то граждане этих стран могут свободно
перемещаться, не обременяя себя никакими
формальностями, а, учитывая европейские
расстояния, поездка на выходные в соседнюю
страну становится правилом хорошего
тона.
Активный
туристский обмен является не
только результатом, но и средством
ускорения интеграционных процессов
и постепенного перехода от
Европы государств к Европе
регионов. Один из таких еврорегионов
— Трирена (Regio TriRhena) — складывается в
районе Верхнего Рейна на пограничье Германии,
Франции и Швей¬царии. Эта разорванная
между государствами территория начинает
постепенно стягиваться благодаря комплексу
мер, направленных на упрочение связей.
Важное место в нем отводится туризму.
В результате
трехсторонних усилий разработана
общая стратегия рекламы «Три
страны — четыре города — одна поездка»,
открыты школы по изучению иностранного
(французского или немецкого) языка
для преодоления культурно-языковых
барьеров, вы-пущен единый путеводитель
по музеям региона, ведется строительство
паромной пере-правы через Рейн для
велосипедистов и пешеходов, соединяющей
Францию и Германию, налаживается
кооперация между конгресс-центрами
Страсбург, Базеля и Фрайбурга, вос-станавливаются
памятники истории и культуры.
Совместные
проекты финансируются странами-участницами
из бюджетов разных уровней:
нижнего (местные общины), среднего
(немецкие земли, французские
департа-менты, швейцарские кантоны) и
высшего (центральные правительства).
Значительные средства на реализацию
проектов выделяет ЕС. В 1991 г. он утвердил
специальную про-грамму «Интеррег», предусматривающую
оказание финансовой поддержки межрегио-нальному
сотрудничеству. В Трирене только на создание
сети пешеходных дорожек, свя-зывающей
Францию и Швейцарию, было направлено
234 тыс. экю, из них 78 тыс. по ли-нии ЕС. Написание
и издание брошюры-путеводителя по туристскому
центру Брайзах—Не-Бризак, разделенному
Рейном на немецкую и французскую части,
обошлись в 55,4 тыс. и 27,7 тыс. экю соответственно.
Брошюра призвана стимулировать посещение
двух городов как единого целого. Среди
уже реализованных проектов — организация
в 1993 г. консалтингового центра «Инфобест».
Эта небольшая по числу занятых фирма
предоставляет информацию и оказывает
консультационные услуги в пределах региона
Трирена по широкому кругу запрашиваемых
вопросов, начиная от поведения за завтраком
в чужой стране до подбора зарубежных
деловых партнеров. По мнению работников
фирмы, только сегодня, спустя 30 лет, как
были сделаны первые шаги навстречу друг
другу и положено начало современной интеграции,
можно говорить о некоем синергетическом
эффекте общих усилий. Не последняя роль
в этом принадлежит туризму как основному
средству межличностных связей, политических,
экономических и культурных контактов.