Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:56, реферат
Методологией называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в кокой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания.
С формальной точки зрения, методология не связанна с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Поэтому термином «методология» принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных.
I. Общее понятие о методологии науки. Принципы методологии
социальных наук. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …3
1.1. Что такое методология и методология науки . . . . . . . . . . . . …. 3
1.2. Методологические функции и уровни знаний. . . . . . . . . . . . ….4
1.2.1. Связь между методологией и социальной философией . …..4
1.3. Сущность, предмет, цель и базовые понятия методологии
социального познания…………………………………………… 5
Заключение ………………………………………………………………... 6
II. Классификация методов научного познания …………………….. 7
2.1. Что такое метод …………………………………………………… 7
2.2. Группы методов научного познания ………………………………7
2.2.1. Философские методы ............................................................ 7
2.3. Роль философии в научном познании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.4. Общенаучные подходы и методы исследования …………… 12
Заключение ……………………………………………………………….. 16
Список используемой литературы ……
Заключение
Таким образом, методология социального познания – это теория познания социальной реальности, общества в его историческом развитии и современном состоянии. Сущность методологии социального познания заключена в установлении определенного подхода к исследованию конкретного фактического материала. Основными понятиями методологии социального познания как особой научной дисциплины выступают такие понятия, как: социальное познание, методологический подход, процедура, метод, техника, методика и др.
II. Классификация методов научного познания
Метод (греческое metodos) в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой его форме, а не только в познавательной. Понятие «методология» имеет два основных значения:
1) система определённых способов, приёмов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике и т. п.);
2) учение об этой системе, теория метода.
Так,
методология науки исследует
структуру и развитие научного знания,
средства и методы научного исследования,
способы обоснования его
Метод сводится к совокупности определённых правил, приёмов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определённого результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путём. Основная функция метода – регулирование познавательной и иных форм деятельности.
В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп:
Среди философских методов познания наиболее древними являются:
Но философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу относятся также:
Рассмотрим кратко характерные особенности диалектики и метафизики, так как эти философские методы достаточно широко представлены в истории философии и науки, включая их современный этап.
Диалектика (греч. dialektike – веду беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики:
Диалектический метод исходит из того, что если в объективном мире происходит постоянное развитие, возникновение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы правильно отразить развивающуюся реальную действительность. Поэтому важнейшим принципом диалектики является историзм – рассмотрение предмета в его развитии, самодвижении, изменении.
Окружающий нас мир представляет собой единое целое, определённую систему, где каждый предмет как единство многообразного неразрывно связан с другими предметами и все они постоянно взаимодействуют друг с другом. Из положения о всеобщей связи и взаимозависимости всех явлений вытекает один из основных принципов материалистической диалектики – всесторонность рассмотрения.
Кроме историзма и всесторонности, диалектический метод включает в себя и другие принципы – объективность, конкретность, детерминизм, «раздвоение единого» (принцип противоречия) и др. Эти принципы формулируются на основе соответствующих законов и категорий, в совокупности отражающих единство, целостность объективного мира в его беспрерывном развитии.
Основные категории диалектики: развитие, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, общее и единичное, качество и количество, содержание и форма и др.
Связь и взаимодействие определённых философских категорий выступают как законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии – его источник, каким является противоречие (взаимосвязь противоположностей).
Противоположности – это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно:
а) неразрывно связаны;
б) взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том же отношении;
в)
взаимопроникают – и при
К числу противоположных можно отнести, например, такие явления и процессы, как:
Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: «Разделение на противоположности, их борьба и разрешение».
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм развития: постепенное накопление количественных изменений в определённый момент необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям (скачкам), к возникновению нового качества, которое в свою очередь оказывает обратное влияние на характер и темпы количественных изменений.
Закон отрицания выражает поступательный, циклический, преемственный характер развития и его формулу: «спираль», а не «круг» или «прямая линия». При этом развитие предстаёт как процесс, как бы повторяющий пройденные уже ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе. Примеры циклического развития:
Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль – как цепь циклов. Действие данного закона обнаруживается не в каждый момент, а в целостном, относительно завершённом процессе развития.
Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» (буквально «то, что следует после физики») был введён в I в. до н. э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, в которых шла речь об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии», (о сущности, причинах и т. д.) в отличие от «второй философии» - частнонаучного знания.
В современном обществознании понятие «метафизика» имеет три основных значения:
Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических формах, среди которых можно выделить две основных:
Это может пониматься следующим образом:
а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение, или наоборот, уменьшение (т. н. «плоский эволюционизм»), т. е. как только количественные изменения;
б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»);
в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»);
г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»);
д) как движение, из которого при этом изымается его сущность – противоречие;
е) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.
Возможны
и другие – в том числе и
смешанные – интерпретации
Говоря о методологической роли философии (независимо от её формы) в научном познании, следует указать на две крайние модели, которые сложились в решении этого очень сложного вопроса.
Во-первых,
умозрительно-философский
Во-вторых, позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия». Роль философии в частнонаучном познании либо абсолютизируется (в первой модели), либо принижается или даже вовсе отвергается. И хотя в обоих случаях были достигнуты определённые позитивные результаты, однако указанная проблема не была решена.
История познания в самой философии показывает, что её воздействие на процесс развития науки и её результаты выражается в следующих основных моментах: