Классификация методов научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:56, реферат

Описание работы

Методологией называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в кокой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания.
С формальной точки зрения, методология не связанна с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Поэтому термином «методология» принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных.

Содержание

I. Общее понятие о методологии науки. Принципы методологии
социальных наук. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …3
1.1. Что такое методология и методология науки . . . . . . . . . . . . …. 3
1.2. Методологические функции и уровни знаний. . . . . . . . . . . . ….4
1.2.1. Связь между методологией и социальной философией . …..4
1.3. Сущность, предмет, цель и базовые понятия методологии
социального познания…………………………………………… 5
Заключение ………………………………………………………………... 6
II. Классификация методов научного познания …………………….. 7
2.1. Что такое метод …………………………………………………… 7
2.2. Группы методов научного познания ………………………………7
2.2.1. Философские методы ............................................................ 7
2.3. Роль философии в научном познании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.4. Общенаучные подходы и методы исследования …………… 12
Заключение ……………………………………………………………….. 16
Список используемой литературы ……

Работа содержит 1 файл

Копия По МСП.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

     Заключение

     Таким образом, методология социального познания – это теория познания социальной реальности, общества в его историческом развитии и современном состоянии. Сущность методологии социального познания заключена в установлении определенного подхода к исследованию конкретного фактического материала. Основными понятиями методологии социального познания как особой научной дисциплины выступают такие понятия, как: социальное познание, методологический подход, процедура, метод, техника, методика и др.

II. Классификация методов научного познания

   2.1. Что такое метод.

 

   Метод (греческое metodos) в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой его форме, а не только в познавательной. Понятие «методология» имеет два основных значения:

   1) система определённых способов, приёмов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике и т. п.);

   2)  учение об этой системе, теория метода.

   Так, методология науки исследует  структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации знания в практике.

   Метод сводится к совокупности определённых правил, приёмов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют  субъекта в решении конкретной задачи, достижении определённого результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путём. Основная функция метода – регулирование познавательной и иных форм деятельности.

   2.2. Группы методов научного познания

   В современной науке достаточно успешно  работает многоуровневая концепция  методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп:

  1. Философские методы
  2. Общенаучные подходы и методы исследования
  3. Частнонаучные (специальные) методы
  4. Дисциплинарные методы
  5. Методы междисциплинарного исследования

   2.2.1. Философские методы

   Среди философских методов познания наиболее древними являются:

  • диалектический
  • метафизический

   Но  философские методы не исчерпываются  двумя названными. К их числу относятся  также:

  • аналитический (характерный для современной аналитической философии)
  • интуитивный
  • феноменологический
  • герменевтический (понимание) и др.

   Рассмотрим  кратко характерные особенности диалектики и метафизики, так как эти философские методы достаточно широко представлены в истории философии и науки, включая их современный этап.

   Диалектика

   Диалектика (греч. dialektike – веду беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики:

  1. Античная диалектика, которая была «наивной и стихийной», поскольку опиралась на житейский опыт. Она представлена в учениях Гераклита («всё течёт, всё изменяется»), Платона (который понимал диалектику как искусство диалога), Зенона (который пытался выразить реальные противоречия в логике понятий) и в некоторых других.
  2. Немецкая классическая диалектика, которая была разработана Кантом, Фихте, Л. Шеллингом и особенно глубоко Гегелем.
  3. Материалистическая диалектика, основы которой были заложены классиками марксизма и которая представляет собой целостную систему принципов, категорий и законов.

   Диалектический  метод исходит из того, что если в объективном мире происходит постоянное развитие, возникновение и уничтожение  всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы правильно отразить развивающуюся реальную действительность. Поэтому важнейшим принципом диалектики является историзм – рассмотрение предмета в его развитии, самодвижении, изменении.

   Окружающий  нас мир представляет собой единое целое, определённую систему, где каждый предмет как единство многообразного неразрывно связан с другими предметами и все они постоянно взаимодействуют друг с другом. Из положения о всеобщей связи и взаимозависимости всех явлений вытекает один из основных принципов материалистической диалектики – всесторонность рассмотрения.

   Кроме историзма и всесторонности, диалектический метод включает в себя и другие принципы – объективность, конкретность, детерминизм, «раздвоение единого» (принцип противоречия) и др. Эти принципы формулируются на основе соответствующих законов и категорий, в совокупности отражающих единство, целостность объективного мира в его беспрерывном развитии.

   Основные  категории диалектики: развитие, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, общее и единичное, качество и количество, содержание и форма и др.

   Связь и взаимодействие определённых философских  категорий выступают как законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии – его источник, каким является противоречие (взаимосвязь противоположностей).

   Противоположности – это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно:

   а) неразрывно связаны;

   б) взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том же отношении;

   в) взаимопроникают – и при определённых условиях – переходят друг в друга .

   К числу противоположных можно  отнести, например, такие явления  и процессы, как:

  • положительное и отрицательное
  • интегрирование и дифференцирование (в математике)
  • ассимиляция и диссимиляция (в биологии)
  • ассоциация и диссоциация (в химии и психологии)
  • прогресс и регресс
  • материальное и идеальное и т. п.

   Кратко  суть рассматриваемого закона может  быть выражена формулой: «Разделение  на противоположности, их борьба и разрешение».

   Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает  механизм развития: постепенное накопление количественных изменений в определённый момент необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям (скачкам), к возникновению нового качества, которое в свою очередь оказывает обратное влияние на характер и темпы количественных изменений.

   Закон отрицания выражает поступательный, циклический, преемственный характер развития и его формулу: «спираль», а не «круг» или «прямая линия». При этом развитие предстаёт как процесс, как бы повторяющий пройденные уже ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе. Примеры циклического развития:

  • «ячменное зерно»: растение – зёрна – новые зёрна
  • тезис – антитезис – синтез
  • теория – практика – новая теория

   Каждый  цикл выступает как виток в  развитии, а спираль – как цепь циклов. Действие данного закона обнаруживается не в каждый момент, а в целостном, относительно завершённом процессе развития.

   Метафизика

   Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» (буквально «то, что следует после физики») был  введён в I в. до н. э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, в которых шла речь об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии», (о сущности, причинах и т. д.) в отличие от «второй философии» - частнонаучного знания.

   В современном обществознании понятие  «метафизика» имеет три основных значения:

  1. Философия как наука о всеобщем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». Её основные категории – это предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект и субъект познания.
  2. Особая философская наука – онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем – особенно в современной западной философии.
  3. Философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Именно в этом значении понятия «метафизика» далее пойдёт речь. Самая характерная, существенная черта метафизики – односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире – того или иного элемента целого, момента деятельности в любой её форме.

   Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических формах, среди которых можно выделить две основных:

  1. «Старая» метафизика была характерна для философии и науки в XVII – XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. д.). специфика этой формы метафизики – отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие целостного системного взгляда на мир, мышление по принципу «или-или», убеждение в окончательной завершённости всех мировых связей.
  2. Новая метафизика в отличие от старой не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие – это было бы абсурдно в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме – сосредоточение её усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития.

   Это может пониматься следующим образом:

   а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение, или наоборот, уменьшение (т. н. «плоский эволюционизм»), т. е. как  только количественные изменения;

   б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»);

   в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»);

   г) как вечное движение по кругу, без  возникновения нового (концепции  «круговорота»);

   д) как движение, из которого при этом изымается его сущность – противоречие;

   е) как только прогресс, т. е. восхождение  от низшего к высшему, от простого к сложному.

   Возможны  и другие – в том числе и  смешанные – интерпретации развития, связи и взаимодействия.

   2.3. Роль философии в научном познании

   Говоря  о методологической роли философии (независимо от её формы) в научном  познании, следует указать на две  крайние модели, которые сложились  в решении этого очень сложного вопроса.

   Во-первых, умозрительно-философский подход (натурфилософия, философия истории и т. п.), суть которого – прямое выведение исходных положений научных теорий непосредственно из философских принципов, помимо анализа специального – фактического и концептуального – материала данной науки. Такой подход был характерен для концепций Шеллинга и Гегеля.

   Во-вторых, позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия». Роль философии в частнонаучном познании либо абсолютизируется (в первой модели), либо принижается или даже вовсе отвергается. И хотя в обоих случаях были достигнуты определённые позитивные результаты, однако указанная проблема не была решена.

   История познания в самой философии показывает, что её воздействие на процесс  развития науки и её результаты выражается в следующих основных моментах:

  1. Философия влияет на научное познание так или иначе на всех его стадиях, но в наивысшей мере – при построении теорий, особенно фундаментальных. Это наиболее активно происходит в период «крутой ломки» понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным – в зависимости от того, какой философией – «хорошей» или «плохой» - руководствуется учёный. «Дурная философия, - говорил В. Гейзенберг, - исподволь губит хорошую физику».
  2. Существенное влияние на развитие научного познания философия оказывает своей умозрительно-прогнозирующей функцией: в её недрах вырабатываются идеи, научная значимость которых подтверждается через большой период времени (например, идеи атомизма античности).
  3. Воздействие философских принципов на процесс научного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путём – через методы, формы и концепции других методологических уровней. Причём реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, совершенствование и развитие.
  4. Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятия, причины и т. д.), которые и делают всякую науку прикладной логикой, пронизанной философским компонентом.
  5. Принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности методологическую программу самого верхнего уровня.
  6. Философия разрабатывает определённые универсальные модели реальности, сквозь призму которых учёный смотрит на предмет исследования, выбирает всеобщие познавательные средства – категории, принципы, понятия и т. п., определённые мировоззренческие и ценностные установки, смысложизненные ориентиры (особенно в гуманитарных науках), вооружается знанием общих закономерностей самого познавательного процесса и т. п.
  7. Философско-методологические принципы выполняют функцию вспомогательного, производного от практики, критерия истины.

Информация о работе Классификация методов научного познания