Классификация методов научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:56, реферат

Описание работы

Методологией называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в кокой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания.
С формальной точки зрения, методология не связанна с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Поэтому термином «методология» принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных.

Содержание

I. Общее понятие о методологии науки. Принципы методологии
социальных наук. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …3
1.1. Что такое методология и методология науки . . . . . . . . . . . . …. 3
1.2. Методологические функции и уровни знаний. . . . . . . . . . . . ….4
1.2.1. Связь между методологией и социальной философией . …..4
1.3. Сущность, предмет, цель и базовые понятия методологии
социального познания…………………………………………… 5
Заключение ………………………………………………………………... 6
II. Классификация методов научного познания …………………….. 7
2.1. Что такое метод …………………………………………………… 7
2.2. Группы методов научного познания ………………………………7
2.2.1. Философские методы ............................................................ 7
2.3. Роль философии в научном познании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.4. Общенаучные подходы и методы исследования …………… 12
Заключение ……………………………………………………………….. 16
Список используемой литературы ……

Работа содержит 1 файл

Копия По МСП.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Кубанский  государственный  технологический  университет» 

Социально-гуманитарный факультет 

Кафедра социологии и работы с персоналом  
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

ПО  ДИСЦЕПЛИНЕ:

Методология социального познания 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 2го курса

группы 3Г-06-СЦ1

Крайсвитняя Яна Александровна 
 
 
 
 
 

Краснодар

2007 

                                     План                                   стр 

I.  Общее понятие о методологии науки. Принципы методологии

     социальных наук. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . …3

      1.1. Что такое методология и методология науки . . . . . . . . . . . . …. 3

     1.2. Методологические функции и уровни знаний. . . . . . . . . . . . ….4

       1.2.1.  Связь между методологией и социальной философией . …..4

     1.3. Сущность, предмет, цель и базовые понятия методологии

            социального познания…………………………………………… 5

Заключение ………………………………………………………………... 6 

II. Классификация методов научного познания ……………………..  7

    2.1. Что такое метод ……………………………………………………  7

   2.2. Группы методов научного познания ………………………………7

            2.2.1. Философские методы ............................................................  7

     2.3. Роль философии в научном познании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

     2.4. Общенаучные подходы и методы исследования ……………  12

Заключение ……………………………………………………………….. 16 

Список  используемой литературы  ……………………………………. 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Общее понятие о методологии науки. Принципы методологии социальных наук 

1.1. Что такое методология  и методология  науки. 

      Методологией называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в кокой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания.

      С формальной точки зрения, методология не связанна с сущностью знания  о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Поэтому термином «методология» принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных.

      Содержательное  понимание методологии исходит  из того, что в ней реализуется  эвристическая (т.е. поисковая) функция предметной области исследования. Любая теоретическая система знания имеет смысл лишь постольку, поскольку она не только описывает и объясняет некоторую предметную область, но одновременно является инструментом поиска нового знания.

      Поскольку теория формирует принципы и законы, отражающие объективный мир в  её предметной области, она оказывается  в то же время и методом дальнейшего  проникновения в ещё не изученные  сферы действительности на базе имеющегося знания, проверенного практикой.

      А.П. Куприян выделял три основные методологические функции теории: ориентирующую, предсказательную и классифицирующую. Первая направляет усилия исследователя  в отборе данных, вторая опирается  на установление каузальных зависимостей в некоторой специальной области, а третья помогает систематизировать факты путем выявления их существенных свойств и связей, т.е. не случайно.

     Методологию в общем виде можно определить как учение о методе, науку о построении человеческой деятельности. Традиционно наиболее развитой областью методологии является методология познавательной деятельности, методология науки.

     Методология – это особая дисциплина, исследующая познавательные аспекты научной деятельности применительно к каждой науке.

     Методология науки — это дисциплина, изучающая и технические, и процедурные вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теорий. 
 
 
 
 

1.2. Методологические функции и уровни знаний. 

      А.П. Куприян выделял три основные методологические функции теории:

      1) ориентирующую;

      2) предсказательную;

      3) классифицирующую.

        Первая направляет усилия исследователя  в отборе данных, вторая опирается  на установление каузальных зависимостей  в некоторой специальной области, а третья помогает систематизировать факты путем выявления их существенных свойств и связей, т.е. не случайно.

     Методология включает в себя три уровня знаний:

     I. Философско-гносеологический, объединяющий логику, теорию познания (гносеологию) и общую методологию научного исследования.

     II. Теоретический уровень, представляющий теоретический подход к изучению явлений, который опирается на данные конкретного научного анализа.

     III. Эмпирический уровень, где изучаются методы и технические приемы исследования (называемые обычно методикой исследования).

     Эта структура методологии отражает взаимосвязь теории, концепции и  исследовательской практики, и призвана объединить все три уровня для  рационализации и упорядочивания социального  познания.

     В развитии современной методологии  и теории познания все большее  место занимают вопросы, связанные  с выяснением динамики познавательных проблем; культурно-исторической природы  познавательных средств; изменчивости категорий и понятий, формированием  новых познавательных установок и т. д. Эти вопросы так или иначе сопряжены с включением в анализ методологии социально-философских представлений.  

     1.2.1.  Связь между методологией  и социальной философией.

     Современная методология тесно связана с социальной философией, которая представляет собой важнейшую область философского знания, нацеленного на осмысление состояний и процессов жизнедеятельности людей в обществе. Объектом познания социальной философии, в отличие от собственно философии, является не весь мир, универсум в его целостности и беспредельности изменений природы, бытия и мышления вообще, но только общество, как способ и результат взаимодействия людей друг с другом и с окружающим миром. Таким образом, объект социально-философского познания – это постоянно изменяющаяся действительность общественной жизни в единстве и разнообразии всех отношений людей.

     Основная  проблема социальной философии –  вопрос о том, что есть общество, какова его природа (основания) и  закономерности существования и  развития.

     Существенной частью содержания всякого развитого философского учения является теория познания (гносеология) – специализированное учение о познавательной деятельности человека. Имеет такую специализированную теорию и социальная философия, анализирующая специфику социального познания – особенности познания (способы, возможности и процессы получения знания) общественных процессов людьми.

     Социальная  философия выполняет методологическую функцию по отношению к социально-гуманитарным дисциплинам. Методологическая функция проявляется в том, что социальная философия:

  • определяет круг значимых проблем в рамках гуманитарных дисциплин;
  • создает методологические основы для выработки новых форм описания и объяснения социального бытия;
  • не ограничивается анализом познания, рассматривает схемы деятельности, воспроизводящие социальное бытие и создаваемые людьми  для его обновления.

     Таким образом, понятие “методология” – это собирательный термин, имеющий различные аспекты. Всеобщая научная методология включает универсальные принципы развития научного знания. Общесоциологическая методология, функцию которой выполняет социологическая теория, дает указания относительно принципиальных основ разработки частных социологических теорий.  

     1.3. Сущность, предмет, цель и базовые понятия методологии  социального познания 

     Методология социального познания – это теория познания социальной реальности, общества в его историческом развитии и современном состоянии.

     Методология социального познания, как и собственно методология, имеет трехуровневую  структуру:

     I.       Философско-гносеологический уровень (общая теория познания).

     II.      Теоретический уровень.

     III. Эмпирический уровень (методы и технические приемы социологического исследования).

     Сущность методологии социального познания заключена в установлении определенного подхода к исследованию конкретного фактического материала.

     Предмет методологии социального познания – исследование познавательных аспектов научного изучения социальной реальности, а также деятельности специалистов в области социальных наук.

     Цель методологии социального познания – выяснение сущности, объективного содержания процессов, происходящих в обществе.

     Важнейшей задачей методологии социального познания является установление четких оснований (принципов) для отбора, организации осмысления конкретного материала.

       Для достижения своей цели  и задачи методология социального  познания разрабатывает принципы, средства и методы добывания,  систематизации и истолкования  знаний об обществе, а также  нормы и правила, регулирующие  деятельность по формированию и развитию этого знания.

     Исторически в методологии социального познания сформировались 2 направления:

  • умозрительно-философское направление – исходные положения социальных теорий выводятся непосредственно из философских принципов (Г. Гегель);
  • позитивистское направление – “наука сама себе философия”, положения социальных теорий формируются не только на основе философских принципов (О. Конт,  Г. Спенсер).

     Базовыми  категориями методологии социального познания как особой научной дисциплины являются следующие категории:

     1) Социальное познание – это целостный процесс отражения объективной социальной действительности в сознании человека с целью получения и расширения знаний об обществе, приближения к истине.

     2) Методологический подход представляет собой определенное принципиальное монистическое или плюралистическое толкование социальной реальности и происходящих в ней процессов под определенным углом зрения. Например, существуют историко-материалистический (марксистский), плюралистический (позитивистский), культурно-исторический (цивилизационный), антропологический, социологический и др. подходы.

     3) Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способов организации научного исследования.

     4) Метод – способ сбора, обработки и анализа доступной информации.

     5)Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

     6) Методика – совокупность методов, приемов, технических средств, применяемых исследователем. Методика изменяется в зависимости от конкретного объекта исследования, в отличие от методологии, которая является стабильным основанием для любого конкретного исследования в данной социальной науке. 

Информация о работе Классификация методов научного познания