Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:50, курсовая работа
Существует множество теорий возникновений белорусов. Историки до сих пор спорят между собой, являются ли белорусы самостоятельным народом или образовались от смешения других культур. Из-за многочисленных войн на территории Беларуси сохранилось очень мало архитектурных памятников и письменных источников, которые могли бы рассказать нам о культуре и обычаях наших предков.
Введение 4
1. Этнография как объект туризма 5
1.1 Терминология 5
1.2 Связь этнографии с туризмом 9
2. Контрольный текст экскурсии на тему «Ад прадзедаў cпакон вякоў нам засталася спадчына». Культурно-этнографическое наследие Беларуси. 12
Вступление 13
2.1 Исторический и культурный центр Минска 14
2.3 Историко-этнографические регионы Беларуси 23
2.4 Этнографические данные о белорусском народе 31
2.5 Исторические места Могилева. 39
Заключение. 50
3аключение 51
Список использованных источников 52
Обряды и обычаи белорусов. Коляды — один из самых любимых праздников белорусов. По домам ходили ряженые, распевающие колядки — специальные песни, они водили с собой «козу», иногда и «медведя» — переодетых людей, которые разыгрывали представление возле каждого двора, получая за это различные угощения и мелкие деньги. Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой (ведь к этому времени и кабан был заколот). В эту пору наши предки старались совершить благородные дела. Верилось, что будущий год воздаст сторицей.
День Громниц — 15 февраля — не совсем обычен, это единственный день зимой, когда может приключиться гроза — можно услышать гром и увидеть молнии. В этот день в церквях освещали специальные свечи-громницы, которые после службы гасили и приносили в дом. Возвращаясь домой, хозяин доставал свечу и держал в руках, пока хозяйка её зажигала. Затем хозяин обжигал свечой крестообразно волосы у себя на голове, потом у всего семейства. Считалось, это помогает от головной боли. После шли в хлев, делали то же со скотиной, крестили свечой пуни, гумно и прочее. Сотворив такой обряд, свечу гасили и прятали, чтобы злые силы её не увидели. Считалось, что громничные свечи под притолокой хлева отгоняют ведьм от коров.
Масленица - праздник масленицы в некоторых местах Беларуси называют ещё и маслёнкой, сырницей. В отличие от восточных, русских земель масленица на Беларуси была довольно скромным праздником, без особенных гуляний и озорства. Белорусы не делали зимних горок для катанья, не жгли чучел, олицетворявших масленицу, не катались на лошадях. Да и блины, как символ масленицы, пришли к ним лишь в конце XIX. Праздновать масленицу начинают в четверг, выгнав предварительно водки (гарэлки). Пекут толстые блины, стопу которых хозяин разрезает крест-накрест. Блины макают в творог с разогретым коровьим маслом. В более богатых хатах подают на стол верещаку — это кусочки жареной свинины и колбасы, рёбрышки с мясом. Заправляется она мукой в жиру. Иногда из свиных ножек, ушей делается холодец. В воскресенье, когда масленица кончается, едят только молочное: масло, сыр, творог с молоком. В эти дни особенно усердно моют и чистят посуду, а когда-то в понедельник белили печь, тщательно прибирали в хате, — теперь бы это назвали генеральной уборкой. Парни и девушки вешали на дворовые ворота или на вход в гумно импровизированные качели (гойданки).
Кликанье весны (Гуканне вясны) - этот обряд народился в давнюю языческую пору. После революции вспоминали его не часто, но теперь отмечается он довольно широко — обычно в Благовещенье (7 апреля). Кличут весну девчата. Они собираются вместе обычно на каком-нибудь возвышенном месте за селом или на высоком берегу реки, стелют солому и, усевшись кружком, поют с полудня до ночи весенние песни-веснянки. С наступлением вечера зажигали костер и пели возле него, водя хоровод.
Пасха (Вялікдзень). Неделя перед Пасхой называется вербной. Каждый из семьи старается встать пораньше и приготовленными веточками вербы будить остальных. Как и громничные свечи, верба играла не последнюю роль в жизни белорусского крестьянина. С началом недели все отправлялись в церковь, чтобы вербу освятить. Причем некоторые несли чуть ли не целые пуки. В первую среду после вербницы мыли в хатах все деревянные вещи — иначе станут гнить. В четверг перед пасхой все шли в баню. Этот четверг так и звался в народе — чистый. Со времен язычества — это праздник встречи тепла, солнечных дней. Потом уже он слился с церковным праздником
Воскресения Христова, или [Пасхи]. На Беларуси его в основном называют Вялікдзень, иногда вяличка, В зависимости от календаря выпадает он на разные дни — между 4 апреля и 8 мая. Накануне ничего нельзя было делать, иначе год пройдет без пользы. Молодежь ходила на пригорки, взбиралась на звонницу, чтобы увидеть восход, ладила качели, водила хороводы. Обязательно накануне пекли пасху — высокий круглый хлеб из пшеничной муки, на верху его выкладывали из теста крест. Оставшиеся корки потом сушили, толкли и клали в водку — это оберегало от нечистой силы. Символом праздника были яйца. Их отваривали в луковой шелухе, потом освящали в церкви. Освященное яйцо, придя, домой, клали в воду, водой этой после умывались, а девушки яйцом гладили лицо, чтобы быть красивыми. Очень любили в эти дни играть в битки — чье яйцо крепче — и катать яйца: катившееся с бугорка яйцо ударялось о чьё-нибудь и играющий забирал его.
Радуница (Радаўніца). Белорусы справляют радуницу на 9-й день после пасхи. На радуницу после полудня вся семья шла на кладбище к могилам близких, где катали окрашенные в шелухе яйца, поливали могилы водкой. Яйца отдавали нищим, а сами накрывали могилы рушником, на который ставили разную еду.
Троица (Сёмуха). У белорусов этот праздник называется называется сёмухой или зелеными святками. Понедельник после Троицы — День Святого Духа, или Духов день: именно тогда, по преданию, на апостолов снизошёл Святой Дух, подвинувший их на проповедь христианства. Это богословский смысл праздника. Обрядность же его исходит из глубин язычества. Окна и двери хат украшали березовыми вениками или аиром. В церковь к обедне тоже несли веточки берез и луговые цветы. Потом их высушивали и хранили за иконами, за печью. Считалось, если на сёмуху походить босым по земле — не будут болеть ноги. Из рощ в деревню приносили берёзки и сажали их на выгоне, где обычно гулял народ, убирая разноцветными лентами. Происходила, собственно, встреча лета и проводы весны. В Духов день под вечер все девушки шли в рощу завивать веточки берёз в венок. Каждая завивала их по числу своих близких. В воскресенье девушки идут смотреть на свои венки. Радуется та, чей венок не засох — суждена долгая жизнь. Засохшие венки бросают в воду: плывущие обещают минимум год жизни, потонувшие — скорую кончину. Венки развивали, иначе дерево обидится. На второй день сёмухи во многих местах Беларуси затевался «куст». Самую красивую девушку в деревне убирали в березовые и кленовые веточки с листочками и во главе с нею и с песней шли на панский двор. Им давали денег, еды. Все собранное несли к кому-нибудь в хату, и начиналась вечеринка.
Иван Купала (Купалле). Само Купалье праздновалось в ночь с 6 на 7 июля. Но уже днем шестого парни и девчата шли на луг собирать цветы, веточки, разные травы — «зелле копать». Считалось, что в это время растения наделяются волшебной силой. . В ночь на Купалу оживлялась нечистая сила. Ведьмы слетались на шабаш к Лысой горе. У соседей-литовцев такая гора называлась Шатрия. В хлеву запирали лошадей на замок, чтобы ведьмы ими не воспользовались для своего путешествия, Впридачу на воротах вешали громничную свечку. Кроме ведьм опасались русалок — они могли до смерти защекотать купающегося. Вечером молодежь собиралась на берегу реки и разжигала костры. Парни и девчата плясали вокруг них, взявшись за руки, прыгали через огонь, пели песни. Кое-где в костер девушки бросали кудель, чтобы лён был погуще. Ещё в костре жгли собранную днем всякую рухлядь. Девушки пускали по воде венки. В некоторый местах их бросали парням через костер, а те старались венки разорвать. Наиболее смелые купались. Тут же у костра ужинали яичницей, верещакой и прочим, конечно же под самодельную водку. Особую роль на Купалье играет цветок папоротника. По легенде сорвать цветок очень трудно, тем более что черти при этом всячески препятствуют и запугивают. Зато сорвавший цвет папоротника и сохраняющий его при себе получает дар прозорливости и может понимать язык животных. С цветком папоротника можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились [31].
Яблочный Спас. Этот день отмечают 19 августа (6 августа по юлианскому календарю). Христиане отмечают в этот день Преображение Господа Бога. В этот день освящают плоды (яблоки, груши, сливы), мед, и колоски нового урожая. Начиная с этого дня, все можно было употреблять в пищу. После Спаса начинали сеять озимые.
Дзяды — поминальная родительская суббота — осенины. Поминали покойных и на радуницу, и на сёмуху, но в осенины, когда вся неотложная работа сделана, поминали родителей широко. В этот день мыли тщательно хату и готовили к ужину множество всякой еды: канун (булка, покрошенная в разбавленную медом воду), суп, клёпки, просяная каша, яичница, мясо. Обязательно подавали проходящим нищим. Все это ели с блинами; причем, количество блюд, было нечетным. Начиная ужинать, в отдельную миску кладут понемножку от каждой еды — невидимым духам или душам покойников. Зажигают громничную свечу. Попробовать нужно обязательно все блюда, иначе «дзяды» рассердятся. Из-за стола поднимаются все сразу, кто припозднится — скоро умрет. На столе не убирают, оставляют на ночь, как есть, в уверенности, что ночью придут перекусить их покойные отцы и деды.[10]
Белорусская кухня. Давнюю историю
имеет белорусская кухня. Многие блюда
до наших дней дошли из глубины веков.
Но, сохранив традиционные названия и
основные компоненты, они претерпели значительные
изменения. Картофель – самый популярный
продукт белорусской кухни. В Беларусь
картофель попал через Прибалтику, Польшу
и российские губернии во времена Княжества
Литовского. Заморский гость нашел на
белорусской земле благодатную почву.
Природно-климатические условия способствовали
выведению сортов с высоким содержанием
крахмала и отличными вкусовыми качествами.
Картофель присутствует на столе белорусов
практически круглый год. Его жарят, варят,
тушат, запекают, фаршируют. Из него готовят
различные супы и салаты, его добавляют
при изготовлении пирожков и хвороста.
Особенно хорошо проявляются вкусовые
качества картофеля в сочетании со свининой
и грибами - это сочетание можно отнести
к особенностям белорусской кухни. Ни
с чем не сравнимы разнообразные блюда
из тертого картофеля - бабки, блины, драники,
клецки, колдуны. Блюда белорусской кухни
редко бывают острыми, поскольку приправы
и пряности - перец, чеснок, петрушка, укроп,
тмин, сельдерей -используются белорусами
в небольших количествах. Это еще одна
особенность национальной кухни. Драники
- одно из любимейших блюд всех поколений
белорусов. Эти картофельные оладьи являются
воплощением белорусского гастрономического
духа: бесхитростные и не требующие особых
навыков для приготовления, но в то же
время изящные. Колдуны - еще одно популярное
у белорусов блюдо. Существует множество
рецептов их приготовления. По старой
традиции картофельные колдуны с грибами
готовят на Новый год. Бабка – традиционное
и любимое белорусами блюдо, приготовленное
из тертого картофеля, которое заправлено
жареным салом, мясом и луком и запечено
в духовке. На стол подается обычно с молоком
и сметаной. Помимо любимого всеми картофеля,
в белорусской кухне достаточно широко
используются также капуста, горох, морковь,
свекла, щавель, грибы, ягоды, яблоки, груши,
речная рыба, молоко и кисломолочные продукты.
Из мясных продуктов популярна свинина,
говядина, телятина, птица. Употребление
и приготовление мяса в белорусской кухне
имеют ряд особенностей. Употребление
свиного сала, свинины роднит белорусскую
кухню с украинской. Однако сало в Беларуси
едят в основном зимой, слабо посоленное,
а солят его обязательно с кожным слоем.
А вот в качестве жира для приготовления
большинства блюд чаще используют сметану,
топленое масло и растительные масла.
Свинина идет в основном на приготовление
домашних колбас и вяндлины - слабокопченой
ветчины или корейки. Нежирную свинину
запекают крупными кусками. Как и в других
славянских кухнях, в белорусской первые
блюда представлены несколькими видами.
Горячие супы – большей частью мучные,
крупяные, овощные с использованием кислой
основы (щавель, соленые огурцы, квашеная
капуста), свинины и сала. Холодные супы
- холодники - готовят также на кислой основе,
с использованием щавеля, кваса или кисломолочных
продуктов [1].
2.5 Исторические места Могилева.
Могилев - четвертый по количеству жителей город Беларуси. Разветвленная сеть железных и шоссейных дорог, расходящихся от города во всех направлениях, связывает его с крупнейшими промышленными и культурными центрами страны. Днепр делит город на две части. Правый берег коренной. Он возвышается на 35-40 м над меженным уровнем реки. Отсюда открываются чудесные виды на Заднепровские дали и пойму, заливаемую на несколько недель внешними водами и поэтому почти свободную от застройки. Левобережная часть лежит на песчаных днепровских террасах, то плоских, местами заболоченных, то слегка волнистых, с небольшими оврагами и ложбинами. Природные условия издавна благоприятствовали развития земледелия и животноводства в окрестных селениях, для которых Могилев был местом сбыта сельскохозяйственной продукции и приобретения товаров ремесленного и промышленного производства, центром экономического и культурного тяготения.
По времени своего основания Могилев относится к средневековым городам Руси. Раскопки, проведенные в черте города и его окрестностях показали, что здесь селились люди ещё во время первобытного строя. О происхождении названия города достоверных сведений не имеется. Есть только предположения, предания и легенды. Во вступлении к «Хроники огорода Могилева» говорится, что это название происходит от имени князя Льва Даниловича Могия, который в 1267 г. построил Могилевский замок. Некоторые исследователи связывают происхождения города с именем полоцкого князя Льва Могучего. С XIV в. Могилев известен как ремесленно-торговый город. Расположение его на пересечении торговых путей, которые шли с востока на запад и с севера на юг, способствовало расширению торговых связей с Москвой, Киевом некоторыми другими городами Русского городами, а также с городами Прибалтики.28 января 1577 г. Могилев после упорной и продолжительной борьбы с польским правительством получил магдебурское право.
Население Могилева по своему социальному составу и имущественному положения было неоднородным. Наиболее самостоятельными являлись светские и духовные феодалы, имевшие в городе свои владения (пахотную землю, огороды, сенокосы, дома, лавки, мельницы). Более значительную часть населения Могилева составляли средние слои, куда входили средние торговцы, цеховые и нецеховые мастера. Самой многочисленной и в то же время самой бесправной группой горожан были большинство ремесленников, мелкие торговцы, огородники и другая беднота.