Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:50, курсовая работа
Существует множество теорий возникновений белорусов. Историки до сих пор спорят между собой, являются ли белорусы самостоятельным народом или образовались от смешения других культур. Из-за многочисленных войн на территории Беларуси сохранилось очень мало архитектурных памятников и письменных источников, которые могли бы рассказать нам о культуре и обычаях наших предков.
Введение 4
1. Этнография как объект туризма 5
1.1 Терминология 5
1.2 Связь этнографии с туризмом 9
2. Контрольный текст экскурсии на тему «Ад прадзедаў cпакон вякоў нам засталася спадчына». Культурно-этнографическое наследие Беларуси. 12
Вступление 13
2.1 Исторический и культурный центр Минска 14
2.3 Историко-этнографические регионы Беларуси 23
2.4 Этнографические данные о белорусском народе 31
2.5 Исторические места Могилева. 39
Заключение. 50
3аключение 51
Список использованных источников 52
Площадь Свободы. Площадь Свободы - знаменательное место, с которым связана история Минска и всей Беларуси на протяжении более 400 лет. Возникла она в начале XVI в. как административный, торговый и культурный центр города. До 1860-х годов называлась Верхний рынок, до 1917 г - Соборная площадь. Находится между улицами Энгельса, Интернациональной, Немигой, на возвышенном берегу реки Свислочь. Минск получил самоуправление в 1499 г. К этому времени радиальное расширение городской территории вокруг Замчища исчерпало свои топографические и социальные перспективы. Высокая и удобная Троицкая гора тоже мало подходила для увеличения города, так как это было невыгодно с военно-стратегической точки зрения. Минск в таком случае разделялся бы рекой на две части, что сильно усложняло бы коммуникацию и оборону города во время военных действий и в случае осады. Поэтому территория Троицкой горы до начала XIX в. так и оставалась предместьем (пригородом). Наиболее перспективным для развития города было юго-восточное направление, и прежде всего территория современной площади Свободы, расположенная на холмистой возвышенности и доминирующая над старым городом. Здесь и был сформирован новый городской центр.
В 1547 г.
большой пожар уничтожил
Несколько севернее располагался комплекс
базилианских монастырей и церковь св.
Духа, а за ними мужской и женский бернардинские
монастыри, которые имели в своих ансамблях
небольшие костелы, обращенные к площади
своими боковыми фасадами. Юго-западную
сторону площади занимал выразительный
ансамбль коллегиума иезуитов, состоявший
из двухбашенного костела с великолепным
по пластике главным фасадом и прилегавших
к нему монастырских зданий. Поодаль возвышалась
башня коллегиума с большими часами. На
северо-западной и юго-восточной сторонах
площади располагались жилые дома, лавки,
корчмы, аптеки. Кроме каменных и деревянных
построек иногда встречались сооружения,
выполненные в технике «прусского мура»
(конструкция стены, состоящая из несущего
деревянного каркаса с заполнением промежутков
кирпичом). Большинство зданий на площади
и в городе в XVIII - первой половине XIX в было
крыто черепицей. Ее остатки были найдены
при раскопках.С ансамблем площади были
композиционнорсвязаныдмонастыр
Соборная площадь нераздельно связана с историей театральной жизни города. На ней до 1864 г. были сосредоточены все театральные здания. Здесь выступали известные труппы Я. Хелмиковского, М. Кажинского, В. Дроздовского, А.-Ш. Жуковского и др. С именем площади тесно связаны имена писателя В. Дунина-Марцинкевича, композитора С. Монюшко, великого русского трагика В. Каратыгина, художника В. Ваньковича.
В центре Соборной площади с 1884 по 1886 г. находилось первое деревянное здание минского цирка, известное под названием цирк Никитина, где проходили выступления цирковых артистов и театральные представления. В этом сквере до революции стоял памятник Александру II. Здесь до последнего времени возвышался постамент от памятника, на черном граните которого были выбиты слова: «Императору Александру II. Благодарные граждане города Минска. 1900 год». Кстати, это был первый скульптурный памятник в Минске, который появился в городе в январе 1901 г. Торжественное открытие новой достопримечательности города собрало целые толпы минчан. Перед их взорами предстал бронзовый бюст царя-освободителя (он отменил крепостное право), установленный на четырехгранной призме. У основания памятника располагались мраморные столбики, соединенные цепью. В темное время суток он освещался двумя электрическими фонарями. На площади в центре сквера в 1917 г. на месте бюста царю по проекту минского архитектора и скульптора О. Краснопольского был установлен памятник солдату-революционеру - один из первых памятников в нашей стране, посвященных революционному переустройству мира. По замыслу автора, фигура бойца в солдатской шинели с винтовкой в руках, ее жесткие геометризированные формы должны были стать олицетворением образа человека новой эпохи. Изображение работы О. Краснопольского не сохранилось. Очевидно, это сооружение изготавливалось из гипса, как и большинство монументов первых лет Советской власти. Памятник просуществовал недолго, во время германской оккупации 1918 г. он был разрушен. мая 1921 г. на месте памятника появляется обелиск имени Минского Совета. Сооружение, вероятно, было создано из недолговечных материалов и через некоторое время разобрано. На месте этого памятника в 1922 году установили новый - революционеру Гирши Лекерту. Гирша Лекерт прославился тем, что 5 мая 1902 года стрелял в виленского губернатора фон Валя. Неграмотный портной, состоявший в местной организации Бунда, выстрелом из пистолета ранил губернатора. За несколько дней до террористического акта фон Валь распорядился высечь за участие в первомайской демонстрации 20 ее участников - молодых бундовцев. ЦК партии постановил отомстить губернатору. В итоге губернатор был ранен, а стрелявший Лекерт по приговору военного суда повешен. На его месте в 1939 году появился фонтан. В его центре красовалась статуя атлета, стреляющего из лука. Стрела была символично нацелена в небеса... После войны фонтан в центре сквера был реконструирован. Его украсили фигурные вазы. Сейчас на этом месте - стеклянная пирамида, являющаяся световым фонарем для подземного зала ратуши. Во время Великой Отечественной войны архитектура площади Свободы сильно пострадала. Много зданий было уничтожено, остальные получили различные повреждения.
На месте
домов юго-восточной стороны
Гостиный двор. Сохранившееся до наших дней здание на площади Свободы, известное как Гостиный двор, свою историю начинает в XYIII веке, когда был заложен первый камень под его основание. Затем его реконструировал в стиле классицизма архитектор Ф. Крамер, и оно стало иметь прямоугольную форму и внутренний дворик. Здесь находились административные помещения, лавки, магазинчики и жилые комнаты. Приезжие могли разместиться в нем на ночлег, сытно поесть и хорошо отдохнуть. Минский историк В.Н. Денисов считал бывший гостиный двор одним из интересных памятников архитектуры города. Его лицо менялось, как и архитектурные стили XYIII-XX веков. Хорошо сохранились элементы классицизма и более позднего стиля - модерна. У гостиного двора весьма богатая биография в более позднее время. Здесь находилось Минское отделение Азовско-Донского банка с правлением в Санкт-Петербурге. Оно открылось 1 августа 1908 г. Сам банк существовал с 1871 г. В начале 20 в. его основной капитал составлял 20 млн. рублей. В 1917 г. здесь размещался областной исполнительный комитет Западного фронта, проходили совещания большевиков, конференции РСДРП. Не случайно дом называли «Минским Смольным».Во время войны юго-восточная часть гостиного двора была превращена в руины прямым попаданием авиабомбы. Остальные уцелевшие здания на площади Свободы были заняты гитлеровцами. После войны весь комплекс на площади Свободы некоторое время занимал НКВД. В 1946 г. здесь находился зал бокса спортобщества «Динамо». Сейчас здание почти полностью восстановлено усилиями АО «Стары Менск» [6].
Мариинский кафедральный собор (Иезуитский костел). Костел являлся главным элементом сформировавшегося на протяжении XVI - XVIII веков ансамбля иезуитского коллегиума - опорного пункта католического ордена иезуитов. В Минске иезуиты появились в 1654 г. Наиболее выразительным сооружением всей усадьбы был жилой дом - небольшой каменный двухэтажный дворец, обращенный фасадом на площадь, накрытый высокой вальмовой крышей, над которой возвышались три железных позолоченных флюгера, изображавших Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона. Потолки в доме были расписаны. Печи голландского типа, выложенные белыми и зелеными изразцами, и камины образовывали довольно сложную систему отопления. Во всех комнатах стояла резная мебель. Получив поддержку местной магнатской верхушки, иезуиты начинают создавать единый монументально-архитектурный комплекс. В 1699 г. они построили двухэтажное каменное здание иезуитской школы (ныне музыкальная школа, площадь Свободы,7). Рядом было начато строительство костела Иисуса, Марии и святой Барбары. 16 марта 1710 г. новый костел был освящен виленским епископом. В 1747 г. строительство здания коллегиума было завершено, а рядом с костелом в 1749 г. построено помещение для аптеки с лабораторией.
Монастырский комплекс был расположен на юго-западной стороне площади и практически формировал весь фронт ее застройки. Он был самым выразительным и представительным на площади Высокого рынка. В планировочной структуре ансамбля центральное место занимал иезуитский костел, который представлял собой трехнефное двухбашенное здание с двумя каплицами (Троицкой и Фелициановской) по обеим сторонам. Сам костел был отодвинут в глубину за линию застройки, благодаря чему перед ним был образован небольшой курдонер (парадный двор). В глубоких полуциркульных нишах башен размещались деревянные резные скульптуры святых Петра и Павла, а фронтон украшала фигура Марии с младенцем. На башнях было установлено четыре колокола, каждый из которых имел свое название - «Казимир», «Тадеуш», «Фелициан» и «Якоб». «Якоб» был самым большим, он весил 350 пудов (5600 кг). Богато и пышно был расписан костел внутри: своды оформлены орнаментальной живописью, стены расписаны сюжетными композициями, выполненными в технике фрески художником Казимиром Антошевским. Привлекали внимание пилястры с характерными чертами барокко с двенадцатью резными деревянными фигурами апостолов. В храме находилось большое количество полотен XVII - XVIII вв., среди которых были работы Ш. Чеховича и И. Олешкевича. Поверхность сводов в конце XVIII в. была оформлена орнаментальной живописью, а тимпаны (внутренние поля фронтонов) сводов заполнены сюжетными композициями, выполненными в технике фрески художником Казимиром (Антоном) Антошевским. В XVII - начале XVIII века вся система образования в Минске находилась в руках иезуитов. Начиная с 1682 года они преподают в своей школе риторику, поэзию, синтаксис и грамматику. Позднее в курс обучения вводятся теология, древнееврейский язык, этика, математика, физика, логика и метафизика. Сохранились сведения о существовании при коллегиуме школьного театра, первые представления которого известны с 1692 г. После упразднения ордена иезуитов и в связи с реформой просвещения на территории Речи Посполитой иезуитская школа в 1773 г. была преобразована в светскую шестиклассную школу.