Экскурсия как воспитательно-образовательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:39, реферат

Описание работы

Предмет экскурсионной методики – целенаправленное изучение, систематизация, формулирование и применение на практике методов и средств обучения и воспитания, а также методических приемов, с помощью которых экскурсионные работники осуществляют свою деятельность.
Целью написания данной работы является выявление главных аспектов влияния экскурсии на воспитательно-образовательный процесс.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
1. Экскурсия как педагогический процесс…………………….5
2. Экскурсионный метод познания…………………………….11
Заключение……………………………………………………...15
Список литературы……………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

ЭКСКУРСИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

    Составной частью мастерства экскурсовода является владение педагогической техникой. Ее составными элементами являются:

    1. Речевые умения (умение говорить грамотно, понятно, красиво). Выразительно интонировать свою речь, выражать в речи определенные мысли и чувства.

    2. Мимическая и пантомическая выразительность,  точные жесты, выразительные взгляды,  улыбка.

    3. Умение управлять своим эмоциональным  состоянием, быть приветливым, доброжелательным.

    4. Владение элементами режиссерских  и актерских умений. Все это  позволяет экскурсоводу оказывать  активное речевое и неречевое  воздействие на аудиторию.

    Техника педагогическая — комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике (инструментовать) избираемые им методы педагогического воздействия.

    Педагогическая  техника – это: искусство общения  с людьми; умение выбрать нужный тон и стиль общения с ними, управлять их вниманием; умение по внешним признакам определять душевное состояние человека, определять темп в педагогических действиях; владение приемами демонстрации своих чувств, своего субъективного отношения к действиям людей – участников педагогического процесса; владение культурой речи, техникой мимики и жеста. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ

    В практике используется немало различных  методов познания: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, методы абстрагирования, аналогии, моделирования, обобщения, эксперимента и др. Все эти методы в той или иной мере используются при проведении экскурсий.

    Термин  «метод» имеет несколько значений: 1) подход к действительности, явлениям природы и общества; 2) система  приемов теоретического исследования, практического достижения поставленной цели, целенаправленного проведения определенной работы; 3) средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, построения и обоснования системы знаний; 4) способ или образ практических действий.

    Метод в логике определяется как совокупность внешних, по отношению к материалу, субъективных правил и способов исследования, изучения конкретных объектов и упорядочения полученного ряда мыслей.

    Понятие «метод» более широкое, чем понятия  «способ» и «прием». В простейшем виде каждый прием представляет собой как бы частицу метода.

    В процессе педагогической и культурно-воспитательной деятельности метод является основой  получения новых знаний и формирования нравственных качеств человека. Метод  для деятельности не может быть избран произвольно. Главное требование к методу – он должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами ресурсов.

    В экскурсиях в число таких ресурсов входит словесный материал (рассказ), демонстрируемые объекты (показ), транспортные средства, рабочее время экскурсовода.

    По  своему значению и сферам применения все методы, используемые в деятельности человека, могут быть разделены на четыре категории:

  • Диалектико-материалистический метод, который является основой любого познавательного процесса, независимо от сферы, где происходит исследование. Диалектика представляет собой метод объяснения происходящих в природе процессов развития, всеобщих связей природы, переходов от одной области исследования к другой.
  • Общие, формально-логические методы, которые служат основой для многих наук, – анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование, аналогии и др. Общим методом является формальная логика – метод, используемый для отыскания новых результатов, перехода от известного к неизвестному. Общие методы, их элементы используются при проведении экскурсий. На действии методов анализа и синтеза построен экскурсионный анализ. Не менее активно в экскурсионной методике используется метод аналогии. Применяя аналогию в показе и рассказе, экскурсовод обращает внимание группы на сходство и различие памятников, на единство времени разных действий и места, где расположены объекты. Аналогия в экскурсиях не сводится к демонстрациям внешне схожих объектов. Это могут быть объекты, разные по форме и строению, но аналогичные по выполняемым функциям.
  • Конкретно-исторический метод – восхождение от абстрактного к конкретному. Данный метод предполагает движение мысли к более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета в сознании человека. Данный метод позволяет образовать понятия, отражающие отдельные стороны и свойства объекта.
  • Частные методы, которые находят применение в одной из наук или отрасли знаний, а также при использовании различных форм сообщения знаний. Именно к этой категории методов должен быть отнесен экскурсионный метод. В узком смысле экскурсионный метод представляет собой совокупность методических приемов, которые применяют на экскурсиях. В широком смысле – это комплексный метод, он имеет ряд особенностей: выбор в наблюдаемых объектах самого важного и существенного; увязывание вновь изучаемого материала с ранее полученным экскурсантами опытом и знаниями и др.

    Для экскурсионного метода характерен учет таких признаков экскурсии, как  предметность, вещественная доказательность (наглядность). Экскурсионный метод построен на примате (преобладании, первенствующем значении) показа. В большинстве экскурсий (кроме литературных) выдвинутые в рассказе экскурсовода положения аргументируются с помощью зрительных доказательств. Нередко рассказ является лишь комментарием к зрительной характеристике экскурсионных объектов.

    Экскурсионный метод направлен на изучение главного в теме. Он допускает, чтобы отдельные  стороны выделялись и изучались  более углубленно, целое расчленялось на отдельные части, но при условии охранения тесной связи между ними. Основанием для того, чтобы назвать экскурсионный метод комплексным, является то, что в нем органически сочетаются методы обучения и методы воспитания.

    В большинстве работ по экскурсионному делу особенности экскурсионного метода рассматриваются применительно к учебно-воспитательной работе с учащимися. На самом же деле этот метод лежит в основе всей экскурсионной работы независимо от того, какой круг участников ею охвачен – дети или взрослые.

    Таким образом, экскурсионный метод является основой экскурсионного процесса и  представляет собой совокупность способов и приемов сообщения знаний. Основу совокупности составляют: наглядность; обязательное сочетание двух элементов  – показа и рассказа; оптимальное взаимодействие трех компонентов – экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов; движение экскурсантов (моторность) по определенному маршруту с целью изучения объектов по месту их естественного расположения. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение в действии механизмов сообщения знаний экскурсоводом и усвоения этих знаний экскурсантами.

    Практически вся экскурсионная теория всего  лишь анализ действия экскурсионного метода. Цель экскурсионного метода –  обучение (передача определенной системы знаний) и воспитание (формирование всесторонне развитой личности).

    В отличие от учебного заведения воспитание на экскурсии проходит в ходе обучения, в процессе общения с экскурсионными объектами, во время рассказа экскурсовода и его действий при показе объектов. Содержание сообщаемых экскурсоводом знаний вырабатывает у обучаемых определенный подход к объяснению явлений природы, пониманию хода и логики развития общества, подводит к оценке исторических событий. 
 
 
 
 

    Заключение.

    В процессе написания данной работы были рассмотрены вопросы влияния  экскурсионного дела как на образовательный  процесс так и на воспитательный, что играет немаловажную роль в развитии личности каждого человека.

    Педагогические  принципы обучения и воспитания представляют собой фундамент экскурсий. Наличие основных элементов педагогики в ходе проведения экскурсий позволяет определить ее как педагогический процесс. Профессиональное мастерство экскурсовода может быть признано одним из видов педагогического мастерства, а сам экскурсовод определен как педагог, деятельность которого ставит своей главной задачей обучение и воспитание людей, формирование личности, ее знаний и убеждений.

      Все экскурсии построены на использовании особого комплексного метода, в основе которого лежит сочетание традиционных педагогических методов обучения и воспитания. При этом решающее значение имеет не только логическое единство методов обучения и воспитания, но и действие тех законов, которые являются их движущей силой. 
 
 
 
 
 
 

    Список литературы.

  1. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М.:Нолидж,1996
  2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение – М.: Советский спорт, 2007
  3. Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс.:Метод.реккомендации. – М.1983

Информация о работе Экскурсия как воспитательно-образовательный процесс