Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:39, реферат
Предмет экскурсионной методики – целенаправленное изучение, систематизация, формулирование и применение на практике методов и средств обучения и воспитания, а также методических приемов, с помощью которых экскурсионные работники осуществляют свою деятельность.
Целью написания данной работы является выявление главных аспектов влияния экскурсии на воспитательно-образовательный процесс.
Введение…………………………………………………………3
1. Экскурсия как педагогический процесс…………………….5
2. Экскурсионный метод познания…………………………….11
Заключение……………………………………………………...15
Список литературы……………………………………………..16
Составной частью мастерства экскурсовода является владение педагогической техникой. Ее составными элементами являются:
1. Речевые умения (умение говорить грамотно, понятно, красиво). Выразительно интонировать свою речь, выражать в речи определенные мысли и чувства.
2.
Мимическая и пантомическая
3.
Умение управлять своим
4.
Владение элементами
Техника педагогическая — комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике (инструментовать) избираемые им методы педагогического воздействия.
Педагогическая
техника – это: искусство общения
с людьми; умение выбрать нужный
тон и стиль общения с ними,
управлять их вниманием; умение по внешним
признакам определять душевное состояние
человека, определять темп в педагогических
действиях; владение приемами демонстрации
своих чувств, своего субъективного отношения
к действиям людей – участников педагогического
процесса; владение культурой речи, техникой
мимики и жеста.
2. ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ
В практике используется немало различных методов познания: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, методы абстрагирования, аналогии, моделирования, обобщения, эксперимента и др. Все эти методы в той или иной мере используются при проведении экскурсий.
Термин
«метод» имеет несколько
Метод в логике определяется как совокупность внешних, по отношению к материалу, субъективных правил и способов исследования, изучения конкретных объектов и упорядочения полученного ряда мыслей.
Понятие «метод» более широкое, чем понятия «способ» и «прием». В простейшем виде каждый прием представляет собой как бы частицу метода.
В процессе педагогической и культурно-воспитательной деятельности метод является основой получения новых знаний и формирования нравственных качеств человека. Метод для деятельности не может быть избран произвольно. Главное требование к методу – он должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами ресурсов.
В экскурсиях в число таких ресурсов входит словесный материал (рассказ), демонстрируемые объекты (показ), транспортные средства, рабочее время экскурсовода.
По своему значению и сферам применения все методы, используемые в деятельности человека, могут быть разделены на четыре категории:
Для экскурсионного метода характерен учет таких признаков экскурсии, как предметность, вещественная доказательность (наглядность). Экскурсионный метод построен на примате (преобладании, первенствующем значении) показа. В большинстве экскурсий (кроме литературных) выдвинутые в рассказе экскурсовода положения аргументируются с помощью зрительных доказательств. Нередко рассказ является лишь комментарием к зрительной характеристике экскурсионных объектов.
Экскурсионный метод направлен на изучение главного в теме. Он допускает, чтобы отдельные стороны выделялись и изучались более углубленно, целое расчленялось на отдельные части, но при условии охранения тесной связи между ними. Основанием для того, чтобы назвать экскурсионный метод комплексным, является то, что в нем органически сочетаются методы обучения и методы воспитания.
В большинстве работ по экскурсионному делу особенности экскурсионного метода рассматриваются применительно к учебно-воспитательной работе с учащимися. На самом же деле этот метод лежит в основе всей экскурсионной работы независимо от того, какой круг участников ею охвачен – дети или взрослые.
Таким образом, экскурсионный метод является основой экскурсионного процесса и представляет собой совокупность способов и приемов сообщения знаний. Основу совокупности составляют: наглядность; обязательное сочетание двух элементов – показа и рассказа; оптимальное взаимодействие трех компонентов – экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов; движение экскурсантов (моторность) по определенному маршруту с целью изучения объектов по месту их естественного расположения. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение в действии механизмов сообщения знаний экскурсоводом и усвоения этих знаний экскурсантами.
Практически вся экскурсионная теория всего лишь анализ действия экскурсионного метода. Цель экскурсионного метода – обучение (передача определенной системы знаний) и воспитание (формирование всесторонне развитой личности).
В
отличие от учебного заведения воспитание
на экскурсии проходит в ходе обучения,
в процессе общения с экскурсионными
объектами, во время рассказа экскурсовода
и его действий при показе объектов. Содержание
сообщаемых экскурсоводом знаний вырабатывает
у обучаемых определенный подход к объяснению
явлений природы, пониманию хода и логики
развития общества, подводит к оценке
исторических событий.
Заключение.
В процессе написания данной работы были рассмотрены вопросы влияния экскурсионного дела как на образовательный процесс так и на воспитательный, что играет немаловажную роль в развитии личности каждого человека.
Педагогические принципы обучения и воспитания представляют собой фундамент экскурсий. Наличие основных элементов педагогики в ходе проведения экскурсий позволяет определить ее как педагогический процесс. Профессиональное мастерство экскурсовода может быть признано одним из видов педагогического мастерства, а сам экскурсовод определен как педагог, деятельность которого ставит своей главной задачей обучение и воспитание людей, формирование личности, ее знаний и убеждений.
Все экскурсии построены на использовании
особого комплексного метода, в основе
которого лежит сочетание традиционных
педагогических методов обучения и воспитания.
При этом решающее значение имеет не только
логическое единство методов обучения
и воспитания, но и действие тех законов,
которые являются их движущей силой.
Список литературы.
Информация о работе Экскурсия как воспитательно-образовательный процесс