Экскурсия: цели, задачи, классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:47, реферат

Описание работы

Цель курсовой: изучение классификаций экскурсии.
Задачи:
изучение материала по данной теме (литература, источники Internet);
рассмотрение основных понятий;
рассмотрение классификации экскурсии в разные исторические эпохи, по различным признакам.

Работа содержит 1 файл

Экскурсия.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

По составу участников:

  • Индивидуальные
  • Групповые
  • Местное население
  • Приезжие туристы
  • Школьники
  • Взрослые
  • Городские жители
  • Сельские жители

По данному  основанию возможно построение и  иных классификаций. Например, различают  экскурсии для учащихся, профессионалов и широкой публики. Различают также экскурсии для однородных групп (обычно их называют заказными) и для групп из одиночек. Под однородной группой понимается группа туристов, состоящая из людей одной профессии, или работающих на одном предприятии (учащихся одного заведения) или знакомых друг с другом (отдыхающие одного пансионата, турбазы, санатория), или живущих в одном микрорайоне и т.д. С другой стороны им противопоставлены экскурсии для так называемых одиночек – точнее для групп, сформированных из незнакомой друг другу разнородной публики.

Данного рода классификации  несут в себе глубокий практический смысл, поскольку требуют различного в методическом отношении подхода. Проблема неоднородности туристов и выделения особо детерминированного контингента непосредственно связана с отраслью экскурсоведения, занимающейся психологией общения и работы с группой. В качестве особого контингента, требующего некоторых специальных приемов и методов работы (в т.ч. и в организационно-техническом отношении) можно указать группы религиозных паломников; детей младшего возраста; инвалидов; престарелых (экскурсии в системе социального обеспечения и объединений ветеранов); «трудных» подростков и т.д. Хотя даже в пределах одного устойчивого типа в практике экскурсовода редко бывают, условно говоря, одинаковые группы (это возможно, если только он регулярно работает с одним и тем же устойчивым коллективом), поэтому даже опытному экскурсоводу всякий раз приходится «вживаться» в новую группу и учитывать ее конкретные особенности. Одна и та же тема может даже звучать при этом по-разному. Здесь также проявляется творческий потенциал экскурсовода и любовь к своему делу. В связи с этим можно привести в пример случай из давней практики Московского городского бюро экскурсий, когда городские экскурсоводы, водившие обширную тематику по Москве и другим городам, спросили человека, работавшего исключительно на обзорной экскурсии по московскому Кремлю, не надоедает ли ему такое однообразие. Тот ответил: «Нисколько – тема-то одна, а люди всякий раз новые». Действительно, в пределах одной и той же категории т.н. школьных экскурсий совершенно по-разному должна звучать тема для учащихся начального, основного и старшего звена; для участников выпускного вечера или для изучающих связанную с экскурсией тему по истории, географии, литературе… Совершенно разными глазами смотрят на столицу впервые приехавшие из провинции ребятишки и столичные краеведы-кружковцы, подчас знающие о Москве уже больше собственных родителей.

По месту проведения

  • Городские
  • Загородные
  • Производственные
  • Комплексные
  • Музейные

По способу передвижения

  • Пешеходные
  • Транспортные
  • Комбинированные

1. Диск «Энциклопедия «Кругосвет»

Среди транспортных наиболее распространены автобусные и теплоходные. В редких случаях возможно выделение иных типов: трамвайные, троллейбусные, конные, но это относится к экскурсионной экзотике. Считается, что пешеходные экскурсии водить проще. Возможно, это и так, хотя и в этой сфере открываются бесконечные возможности для совершенствования мастерства, так что одну и ту же простую пешеходную экскурсию по родной местности любитель и опытный профессионал проведут совершенно по-разному. Методически главное различие пешеходной и автобусной экскурсий сводится к тому, что на первой весь ритм движения (скорость, продолжительность переходов и остановок) на маршруте задается самим экскурсоводом. На автобусной же вступают в действие правила дорожного движения, стремление водителя поскорее преодолеть какой-либо участок маршрута, наличие бесконечных помех, «ломающих» заданную схему и ритм движения… Разумеется, основной груз преодоления проблем в этом случае ложится на разработчика темы, но и экскурсоводу на маршруте часто приходится работать в напряжении. Он отвечает за движение по маршруту и, если водителю маршрут неизвестен, то его приходится подсказывать, подчас отвлекаясь от группы. А делать это нужно вовремя и ненавязчиво, не вредя рассказу и показу. При возникновении непредвиденных ситуаций (серьезный затор, неожиданное изменение в системе дорожных знаков и т.д.) экскурсовод должен позаботиться о корректировке маршрута, для того, чтобы максимально отработать тему в установленное время. Ну и конечно, главный враг начинающего экскурсовода-автобусника – скорость. Максимальный предел скорости для внутригородской экскурсии составляет 60 км/час, в некоторых случаях водитель по просьбе экскурсовода едет медленнее, но, как показывает практика, переполненный знаниями о каждом объекте новичок даже при средней скорости в 20–30 км/час при всем желании не поспевает с рассказом и показом за движением автобуса.

Есть и трудности психологического характера. По правилам экскурсионной методики экскурсовод, знакомя группу с достопримечательностями, в первую очередь смотрит на объект, поэтому и на автобусной экскурсии по время движения он сидит впереди и смотрит вперед, а не на группу. С одной стороны, это облегчает работу, но, с другой, чревато нарушением контакта с группой, поэтому на автобусных экскурсиях (особенно детских) в салоне нередко возникает шум, возня, внимание рассеивается, одни мешают другим, и все это требует определенной реакции экскурсовода и вредит делу. Поэтому при работе на остановке, даже без выхода из автобуса, экскурсовод всегда встает и обращается лицом к группе, если необходимо, он может подойти ближе или обратиться к кому-либо персонально, тем самым используя эти возможности для сохранения хорошей атмосферы общения. На пешеходной же экскурсии экскурсовод поочередно обращается лицом то к объекту показа, то к группе и указанные сложности здесь преодолеваются легче. Продолжительность пешеходной экскурсии – от 1 академического часа до трех часов. Большинство внутригородских автобусных экскурсий рассчитаны на продолжительность 4–5 академических часов. Смешанные экскурсии (автобусная с продолжительными выходами) может составлять 5–6 академических часов. Теплоходные речные экскурсии обычно не вызывают особенных проблем. Для них характерен ровный неторопливый темп движения, остается достаточно времени для подробного знакомства с объектами. Непосредственного контакта с группой здесь нет, поскольку экскурсовод сидит в отдельной кабинке или за отдельным столом и ведет рассказ через радиотрансляционную сеть на все палубы. При этом если предполагается знакомство с обеими берегами реки, группу ориентируют всегда направо, тогда достопримечательности левого по ходу движения берега будут показаны на обратном пути, когда тот берег окажется правым.1

По продолжительности

  • От одного часа до суток
  • Краткосрочные туры (от 1 до 3–4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.

 

2.4 Классификация по трем критериям

 

Путь развития экскурсии идет по линии изменения  ее сущности. Первоначально экскурсия  была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные  задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительских работы.1

Ниже приводится классификация по трем критериям: форма, цель, задачи.

 

 

форма

цель

задачи

1

прогулка

отдых

пример-поиск  ягод, грибов, лечебных трав

2

урок вне класса

учебная

усвоение знаний по учебным предметам (география, краеведение, ботаника)

3

экспедиция

научная

выявление экспонатов для краеведческого музея

4

беседа в  турпоходе, путевая информация (в  транспортном путешествии)

общеобразовательная

расширение  кругозора

5

обзорная комплексная  экскурсия

культурно-просветительная

повышение уровня знаний

6

тематическая  экскурсия

культурно-воспитательная

усвоение знаний в сочетании с воспитанием


 

Особой разновидностью экскурсии является так называемая путевая информация. Она предполагает работу с экскурсантами в автобусе, следующем из одного населенного пункта в другой для знакомства с его достопримечательностями, или в музей, музей-усадьбу, заповедник, мемориальный комплекс, достаточно дистанцированный от места встречи группы. Удельный вес такого рода экскурсий в спектре предлагаемых сегодня услуг туристской сферы чрезвычайно высок, они более популярны, нежели внутригородские экскурсии для местных жителей. Фактически то, что по традиции суховато называют путевой информацией, давно уже стало полноценной экскурсией, требующей мастерства и квалификации. Попытка «сэкономить» на профессиональном экскурсоводе, отдав этот вид работы сопровождающему тургруппы, не прошедшему соответствующей переподготовки, по-прежнему вызывает много нареканий в адрес некоторых турфирм. Этот вид экскурсии предполагает как подготовку к посещению объектов основной экскурсии (в конечной точке маршрута), так и ознакомление с достопримечательностями, встречающимися по пути. При этом, как правило (особенно по мере удаления от культурных центров), возрастает значение рассказа, поскольку упоминаются даже объекты, невидимые из окна автобуса, подчас находящиеся в удалении на несколько километров или вообще дается общая характеристика местности (региона). Так, при пересечении границы области (района) может идти безобъектный рассказ об этой области (районе). Работа без объекта – мера вынужденная, но и без нее обойтись нельзя, во-первых, это скрашивает впечатление от некоторых монотонных отрезков пути, во-вторых, готовит к восприятию будущих достопримечательностей и расширяет кругозор. Хотя, конечно, путевая информация не предполагает непрерывного говорения. На больших маршрутах обычно рекомендуется соотношение «сорок минут говорю, двадцать минут молчу». Не надо понимать его совершенно буквально, но, по большому счету, придерживаться стоит, поскольку родился этот принцип не на пустом месте.

Существует  также широкая практика ведения комплексных городских экскурсий с посещением того или иного музея (по тематике экскурсии), когда и городская и музейная часть проводились одним и тем же экскурсоводом. В этом случае выделяется особая разновидность комплексной городской экскурсии с музеем, а ведение ее предполагает наличие квалификации музейного экскурсовода у ведущего городскую экскурсию. В 1990-е годы в столицах эта практика практически сошла на нет из-за коммерческого обособления музейных организаций, та же тенденция все активнее проявляется в крупных городах российской провинции с разветвленной сетью экскурсионных и культурно-просветительных организаций. Исключение составляют небольшие города (в т.ч. туристские центры Суздаль, Ростов Великий), где сотрудники музеев-заповедников берут на себя и обзорную (или тематическую) экскурсию по городу, и работу на одной или нескольких музейных экспозициях. В случае раздельного ведения города и музея необходимо заранее позаботиться о координации действий, чтобы не повторять друг друга, но, напротив, помогать друг другу. Городской экскурсовод в этом случае (как и на путевой информации) дает лишь своего рода аннотацию к предстоящей музейной экскурсии. Преодоление возникшей в 1990-е гг. разобщенности культурно-просветительных организаций – важнейшая задача сегодняшнего дня. Так, например, московской турфирмой «Вокруг света» проводилась целенаправленная работа по взаимодействию с экскурсионными подразделениями историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим», Звенигородского, Переславского историко-архитектурных и художественных музеев, что повысило общий уровень экскурсий. При этом экскурсовод на городской экскурсии, или при подаче путевой информации, дает своего рода аннотацию к предстоящей музейной экскурсии. Кроме того, с музейными коллегами согласуется раскрытие всех подтем и тематических блоков, чтобы не происходило подробного повторения одной и той же информации. Естественно, при этом допускается упоминание одних и тех же имен, событий и фактов, что, кстати, способствует запоминанию, но подробности сообщаются один раз. Так, например, в подмосковном музее «Новый Иерусалим» музейные экскурсоводы просили ведущих путевую информацию заранее освещать некоторые, строго определенные, материалы по биографии патриарха Никона, что освобождало их самих от траты времени на раскрытие исторического контекста в пользу более полноценной работы с материалами экспозиции.

Существует  вид показа обзорных экскурсий с помощью современных техники и технологий.

В настоящее  время в организуемых туристской фирмой экскурсиях гиды дают подробную  информацию о посещаемом музее, памятнике  архитектуры или о современном  туристском объекте. Однако в последнее  время услуги гида часто заменяются магнитофонной записью, содержащей всю необходимую для туриста информацию. Турист может в музее взять напрокат магнитофон с наушниками, заменяющий ему живой рассказ гида. Туристские фирмы имеют специально оборудованные автобусы, совершающие экскурсий по городу, в которых магнитофонная запись точно рассчитана по движению автобуса и тем самым достигается совпадение рассказа с показом тех достопримечательностей, которые видны из окна двигающегося автобуса.

 

 

 

Заключение

 

Деление экскурсий на четко определенные группы имеет большое значение для практической деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы с экскурсоводами облегчает их специализацию, создает основы для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий данной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия становилась более эффективной. Кроме того при разработке новых тем экскурсий с большей полнотой используются достижения отдельных отраслей знаний, упорядочивается контроль за содержанием и методикой проведения экскурсии.

В данной работе мы представили наиболее распространенные классификации экскурсий и подробное  описание отдельных видов экскурсий. Данная работа может помочь экскурсоводам при выборе тематики экскурсии и при дальнейшей ее разработке.

 

 

Список литературы

 

  1. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. Москва – Ростов-на-Дону, Издательский центр «МарТ». 2005.
  2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 5-е издание. – М.: Советский <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', '

Информация о работе Экскурсия: цели, задачи, классификация