Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:47, реферат
Цель курсовой: изучение классификаций экскурсии.
Задачи:
изучение материала по данной теме (литература, источники Internet);
рассмотрение основных понятий;
рассмотрение классификации экскурсии в разные исторические эпохи, по различным признакам.
Экскурсия представляет собой процесс познания окружающего нас мира, его предметов и явлений. Это познание начинается с непосредственного чувственного восприятия изучаемого объекта или явления, с ощущений, которые получаются с помощью органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
Цель курсовой: изучение классификаций экскурсии.
Задачи:
1. Основные понятия
1.1 Понятие экскурсии
Современное понятие «экскурсия» (от лат. «excursion» – поездка) вкладывается индивидуальное или в составе группы посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие «экскурсия» вкладывалось различное содержание.
Первые методисты экскурсионного дела, например, И.М. Гревс, сводили сущность экскурсии к «моторности», т.е. передвижению. Более полное определение экскурсии было дано Н.Б. Анциферовым, В.А. Гердом, Б.В. Емельяновым.
Понятие «экскурсия», согласно толкованию Б.В. Емельянова, являет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенного на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, помещениях, лабораториях научно-исследовательского института, залах музея, выставки, мастерской художника, и др. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя – экскурсовода и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы.
Таким образом, экскурсия – 1) процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современной и исторической ситуации, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона – заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения;
2) тематический маршрут
с целью посещения
Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает экскурсантам объекты и сопровождает показ анализом, пояснениями, историческими справками. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая объект, экскурсовод дает пояснение, учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событий, явлений, фактов, связанных с ними.
Таким образом, экскурсовод целенаправленно воздействует на формирование мировоззрения участников этого мероприятия, а сообщаемые в процессе экскурсии сведения благодаря наглядности хорошо запоминаются и способствуют расширению их разговора.
Туризм как
вид социально-экономической
Деятельность человека в свободное время требует определенных материальных затрат как членов общества, так и общества в целом. Современные масштабы туризма выдвигают на новый план проблемы рациональной организации экскурсионного обслуживания. Рост объема свободного времени еще не означает рационального его потребления. Общество должно уметь отдыхать и в этом ему помощник – туризм. Именно данная отрасль социальной инфраструктуры позволяет удовлетворить потребность человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, накоплении и углублении знаний, в том числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объекта, методов и средств познания. Как раз такие познания достигаются при участи в экскурсионно-туристских мероприятиях: Осмотре музейных и выставочных экспозиций, исторических, культурных инженерных, этнографических и природных достопримечательностей; занятие видами туризма (водным, велосипедным, пешеходным) и пр.
При получении туристских и экскурсионных услуг происходит удовлетворение потребностей человека в физической, психической, материальной и духовной связи с другими людьми.
Общаясь на экскурсиях походах, на других рекреационных мероприятиях, люди контактируют друг с другом, что нарушает монотонность и однотипность общения в сфере производства.
Удовлетворение потребностей человека находиться в прямой зависимости от количественного и качественного совмещение форм и видов экскурсионного обслуживания.
Экскурсионное обслуживание является частью комплексной туристской услуги, которую следует рассматривать как результат деятельности туристских учреждений или предприятий по удовлетворению запросов и потребностей экскурсантов. Спрос на экскурсионное обслуживание непосредственно связан с категорией потребительского спроса.
К проведению экскурсии допускается экскурсовод (гид) прошедший специальную подготовку или переподготовку, сдавший каждую тему проводимой экскурсии. Руководством для экскурсовода (гида) является методическая разработка. Методическая разработка экскурсии – обязательный документ, который при наличии текста экскурсии дает право на проведение ее по данной теме и оплату.
Экскурсия – коллективное посещение под руководством экскурсовода достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительными целями.
Экскурсант – временный посетитель, прибывающий в той или иной стране (местности), с целью посещения достопримечательных мест, музеев с учебными или культурно-просветительскими целями. Условно можно выделить три основные категории экскурсантов, которые: хотят все знать – им интересно все новое в экономики, науки, техники, искусстве, архитектуре и т.д. Для них почти каждая экскурсия открытие; уточняет свою точку зрения, как правило, они посещают экскурсию по конкретной теме; используют экскурсию как досуг.
По своему существу экскурсионная деятельность рассчитываться на группу участников.
Экскурсионная группа – совокупность людей, сформированная
Любая экскурсия представляет собой взаимодействие трех компонентов – экскурсовода, объектов и экскурсантов. Основное в этом взаимодействии – максимальная активность этих компонентов. Важнейшей задачей экскурсионной методики является активизация экскурсовода, объектов и экскурсантов.
Достижение этой цели будет способствовать деление экскурсантов по следующим признакам:
Организация проведения экскурсии с учетом указанных признаков требует особой подготовки и специализации экскурсоводов. Поэтому экскурсовод должен ясно представлять, что хочет увидеть и узнать экскурсант, какое впечатление на него окажет увиденное и услышанное. В этом и состоит мастерство экскурсовода и в конечном итоге качество оказываемых услуг – проведение экскурсии.
Основой деятельности экскурсовода всегда была и остается хорошо организованная методическая работа по подготовке экскурсии, контрольный текст и разработка этого мероприятия.
Таким образом, исходя из проанализированного нами материала можно сделать вывод, что экскурсия – это коллективный труд многих людей, ее высокое качество – результат ряда служб, в том числе туристских фирм, рекламной компании, автопредприятия, и т.д. В экскурсионной деятельности обязательно участвуют руководитель-экскурсовод, экскурсант или экскурсионная группа.
2. Классификация экскурсий
экскурсия проведение городская
2.1 Теоретическая основа классификации экскурсий
Классификация – система распределения тех или иных предметов, явлений в соответствии с их существенными признаками.
Классификация экскурсий – распределение поездок по однородным группам в соответствии с присущими им признаками. В процессе развития экскурсионного дела изменение содержания работы находило отражение и в классификации экскурсий. В настоящее время используется следующая классификация.
Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых-экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый-экскурсионист В.А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т.е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт даст несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные классификационно-неясные экскурсии.
2.2 Первая классификация экскурсий
Экскурсионное дело в нашей стране имеет более чем двухвековую историю, начиная свое летоисчисление с первых школьных экскурсий последней четверти 18 в. Именно в это время передовые российские педагоги Российской академии наук неоднократно высказывались по поводу целесообразности проведения со школьниками прогулок и экскурсий в природу.
Экскурсионное дело стремительно развивалось. В 1910-е гг. в России начали издаваться три специальных журнала, посвященных экскурсионному делу: «Экскурсионный вестник» в Москве, «Русский экскурсант» в Ярославле и «Школьные экскурсии, и школьный музей» в Бендерах Бессарабской губернии. В них постоянно публиковались статьи по экскурсоведению, рассказы о совершенных экскурсиях, советы по организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу.
Ведущим экскурсионным журналом в России к середине 1910-х гг. становится «Русский экскурсант». Его популярность была велика, к его работе привлекались специалисты многих городов России: Москвы, Петрограда, Киева, Саратова, Ростова-на-Дону, Владивостока и др. Свою задачу редакция «Русского экскурсанта» видела в том, чтобы «раскрыть глаза подрастающих поколений на дивную картину нашей Родины, дать им почувствовать все обаяние русской природы, приблизить их к бесконечно-любопытным сторонам её многопланового быта…»
Журнал «Русский экскурсант» опубликовал и одну из первых попыток классификации экскурсий для учащихся. Все они были сгруппированы в восемь типов:
Приведенная экскурсионная классификация, без сомнения, вызывает сегодня ряд возражений, но нельзя забывать, что это был первый опыт анализа всего разнообразия экскурсий, проводимых в России с учащимися в конце 19 - начале 20 вв., и её несовершенства вполне объяснимы.
2.3 Классификация Б.Е. Райкова
В основу классификации, предложенной одним из основоположников экскурсионного дела Б.Е. Райковым более пятидесяти лет назад, были положены шесть основных признаков деления. В этих признаках заключались основные направления и содержание экскурсионной работы того времени.
В основе современной классификации экскурсий лежит деление по следующим основаниям: содержанию, форме проведения, составу участников, месту проведения, способу передвижения.
Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.
По содержанию экскурсии подразделяют на: