Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 22:44, контрольная работа
Экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя, комплекс знаний по истории, культуре, географии и др. При участии в таких экскурсионных мероприятиях, как осмотр музейных и выставочных экспозиций исторических, культурных, природных и др. достопримечательностей, происходит удовлетворение потребности личности в познании окружающей действительности. Экскурсионное обслуживание - организация и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовном и нравственным ценностям, накопления знаний, в то числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объекта, методов и средств познания.
1. Организация экскурионного обслуживания
1.1. Понятие и комплекс задач экскурсионного обслуживания
1.2.Обеспечение безопасности, прав и интересов экскурсантов
2. Экскурсия как специфический вид туристического продукта и основа организации экскурсионного обслуживания.
2.1. Структура и содержание экскурсии
2.2 Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании
3. Вывод
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета»
в г. Выборге
Отделение среднего профессионального обучения
Контрольная работа
Дисциплина: «Организация производства на предприятии
туристического хозяйства»
По теме: «Экскурсионное обслуживание в туризме»
Выполнил:
Студентк(а): Никитина Мария Олеговна
Специальность: 080501.51 «Менеджмент»
курс: 3
Группа: С1109
Номер зачётной книжки:
Проверил:
Выборг
2011
Содержание
1.1. Понятие и комплекс задач экскурсионного обслуживания
1.2.Обеспечение безопасности, прав и интересов экскурсантов
2.1. Структура и содержание экскурсии
2.2 Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании
3. Вывод
1. Организация экскурионного обслуживания
1.1. Понятие и комплекс задач экскурсионного обслуживания
Экскурсионное обслуживание - организация и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовном и нравственным ценностям, накопления знаний, в то числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объекта, методов и средств познания.
Экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя, комплекс знаний по истории, культуре, географии и др. При участии в таких экскурсионных мероприятиях, как осмотр музейных и выставочных экспозиций исторических, культурных, природных и др. достопримечательностей, происходит удовлетворение потребности личности в познании окружающей действительности.
Избирательность человека в выборе экскурсионных услуг носит подсознательный характер. Турист выбирает те экскурсионные услуги, которые удовлетворяют одновременно несколько потребностей. Так, посещая загородную экскурсию, ее участники не только удовлетворяют потребность в познании, но и в сочетании с эмоциональными и интеллектуальными нагрузками ликвидируют дефицит движения, повышают эффективность обмена информацией в процессе общения друг с другом. Таким образом, экскурсионное обслуживание можно рассматривать не только как часть комплексной туристской услуги, но как и самостоятельный вид услуг, целью которого является удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов в познании окружающей действительности.
Рассматривая экскурсионное обслуживание как результат деятельности туристско-экскурсионных предприятий системы организованного отдыха, следует иметь в виду, что комплекс задач экскурсионного обслуживания включает организацию отдыха поездок и путешествий с посещением исторических, культурных, природных и иных объектов.
Удовлетворение потребностей туристов находится в прямой зависимости от количественного и качественного совмещения форм экскурсионного обслуживания. Каждая форма организации экскурсионного обслуживания - это совокупность направлений действий, имеющих конкретную цель, т.е. удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов.
Целенаправленный характер работы по охвату населения экскурсионными услугами осуществляется в следующих направлениях:
Основой всей работы по организации экскурсионного обслуживания может быть бизнес - план предприятия, составленный с учетом изучения спроса и предложений экскурсионных услуг на рынке сферы туризма по видам экскурсий их тематики, с учетом состава участников.
В нем отражаются основные показатели экскурсионного обслуживания, к которым относятся:
Данные показатели являются оценочными и служат в качестве критериев совершенствования организации экскурсионного обслуживания, для чего на предприятии целесообразно иметь следующую информацию:
Полнота информации по организации экскурсионного обслуживания обеспечивается различного вида картотеками:
Экскурсионное обслуживание осуществляется туристскими предприятиями на территорий их административной принадлежности. Работу с группами, выезжающими в другие города проводят экскурсионные учреждения или туристские предприятия, расположенные в этих городах. Экскурсовод, выехавший с группой, выполняет обязанности его руководителя, дает путевую информацию. Такой подход соответствует современному периоду развития экскурсионного обслуживания, характеризующемуся возрастающим вниманием последнему со стороны государства.
1.2.Обеспечение безопасности, прав и интересов экскурсантов
С целью обеспечения безопасности туристов субъекты туристической (и экскурсионной) деятельности обязаны:
- информировать туристов о возможной опасности во время путешествия, необходимость выполнения общеобязательных требований и предупредительных мер;
- создавать безопасные условия в местах предоставления туристических услуг, обеспечивать надлежащее оборудование маршрутов и трасс походов, прогулок, экскурсий;
- обеспечивать специальные требования во время оказания туристических услуг с повышенным риском;
- обеспечивать обучение туристов средствам профилактики и защиты от травм, предупреждения несчастных случаев и оказания первой необходимой помощи;
- обеспечивать оказание оперативной помощи лицам, пострадавшим во время путешествия.
Кроме этого, субъекты туристической деятельности должны предоставлять туристам необходимую и достоверную информацию о предоставляемой услуге, правах, обязанностях и правилах поведения туристов (экскурсантов), условия страхования, порядок возмещения причиненного ущерба, условиях отказа от услуги; предоставлять туристические и экскурсионные услуги в объемах и сроках.
2. Экскурсия как специфический вид туристического продукта и основа организации экскурсионного обслуживания.
2.1. Структура и содержание экскурсии
Экскурсия представляет собой целенаправленный, наглядный процесс познания окружающего мира. Этот процесс происходит с использованием заранее выбранных объектов, находящихся в природных условиях и происходит под руководством квалифицированного специалиста-экскурсовода в соответствии заранее определенной тематике.
Само слово экскурсия происходит от латинского «экскурсио» - поездка и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс +ия).
Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующей последовательности: экскурсовод (с помощью объектов воздействует) на экскурсантов (помогая им) увидеть, услышать, ощутить и овладеть навыками.
Таким образом, в ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).
Большую роль в данном процессе играет материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «точка зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также уверенность экскурсовода в собственной правоте. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода как основу для понимания материала и отношению к предмету показа и рассказа. Именно проблема понимания выступает ключевой в экскурсионном процессе, а экскурсия может быть определена как методически продуманный показ памятных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ объектов, находящихся перед глазами экскурсантов, а также умелый рассказ о событиях с ними связанных. Однако, это не единственное определение понятия экскурсии и ее сущности.
Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиск новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.
В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы.
Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства. Выделяют несколько основных функций:
* Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяет выделить в них главное. Рассматривать их необходимо в совокупности, т.е. во взаимной связи друг с другом.
Принцип научности определяет научный характер экскурсии как формы воспитания и образования. Задачей экскурсии является способствование расширению научных знаний, которая реализуется благодаря тому, что содержание экскурсии преподается в соответствии со сведениями определенной отрасли современной науки. Факты и события должны получать объективную научную оценку.
Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке к экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Важно, чтобы каждая экскурсия была подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии - тексты и методическая разработка.
Материал экскурсии должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в стране.
* Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях и достижениях науки и техники. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов.
* Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается у человека после рабочего дня. Это свободное время в течение суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу, любительские занятия, общение с друзьями. Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека.
* Функция расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы и т.д. нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогая им увидеть то, что они знали по письменным источникам.
* Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии сообщить знания аудитории и вызвать интерес людей к конкретной отрасли знаний. Например, побывав на литературной экскурсии, ее участники могут проявить интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству.
Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия - это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, - функция формирования интересов; для иностранных туристов - функция информации.