Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:48, реферат
Со словом «экскурсия» у каждого человека связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаниях. Экскурсии для их участников – интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов – это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной техникой ведения экскурсовода, обладает ли талантом педагога и актера.
Введение…………………………………………………………………....стр.3
1. Экскурсионное дело в первые годы советской власти (1918-1930гг) .стр.4
2. Экскурсионная деятельность Общества пролетарского туризма и экскурсий (1930 – 1936гг)…………………………………………………стр.14
3. Возрождение и развитие экскурсионного дела в послевоенный период (1945 – 1990гг)……………………………………………………………..стр.19
4. Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС о туристско-экскурсионном деле……………………………………………………….стр.20
Заключение ……………………………………………………………….стр.25
Список используемой литературы……………………………………....стр.26
Еще более многочисленной
оказалась Петроградская
Экскурсионная работа с первых лет Советского государства была тесно связана с краеведческой деятельностью в стране, получившей особо бурное развитие в 20 - 30-е гг. Руководство краеведческой работой было возложено на Главное управление научными и научно-художественными учреждениями Наркомпроса (Главнаука). При нем сформировали Центральное бюро краеведения (ЦБК), а во многих городах страны были созданы краеведческие организации, число которых к 1925г. превысило тысячу. Краеведы выявляли и изучали новые объекты в своем регионе, связанные с историческим и культурным прошлым, творчеством великих русских писателей и деятелей культуры, революционным движением, первыми социалистическими достижениями в народном хозяйстве. К ним прокладывались новые экскурсионные маршруты.
Экскурсионный метод
применяли все культурно-
Вопросы, связанные с туризмом и экскурсионной деятельностью в стране, неоднократно заслушивались на всесоюзных съездах и конференциях по краеведению, организуемых Главнаукой. По ее указанию все правления научных обществ и краеведческих организаций должны были помогать экскурсионным организациям, особенно в осуществлении туристско-экскурсионной работы среди молодежи. Журнал «Известия», издаваемый Центральным бюро краеведения, рекомендовал краеведческим организациям учитывать большой интерес молодежи к туризму и экскурсиям. Для этого краеведческие организации должны были:
1. организовывать лекции о крае и особо интересных его местах, которые следует посетить;
2. изучать места, где можно провести свободное время и отдохнуть;
3. разрабатывать маршруты
экскурсий, как местного
4. устраивать выставки и
5. готовить организаторов
Все это говорит о том внимании, которое уделялось вопросам воспитания молодежи, вовлечения ее в краеведческую и туристско-экскурсионную работу, являвшуюся эффективным средством формирования нового человека.
Большую роль Главполитпросвет отводил
развитию историко-революционных
К 5-й годовщине Великой
Широкое развитие получили историко-революционные экскурсии в период празднования 20-летия первой русской революции 1905г. В Москве проводились экскурсии «Московский пролетариат в первой революции», «Миусский район и подпольная типография в 1905г.» и ряд других. Музей Революции, созданный в 1923г., подготовил цикл экскурсий под общим названием «Ленинизм». В Ленинграде были разработаны экскурсии «Петербургский пролетариат в революции 1905г.», «Кровавое воскресенье» и др. Экскурсии, связанные с революционными событиями 1905г., проводились в Иваново-Вознесенске, Одессе, Севастополе и других городах страны.
Работа по развитию историко-революционных
экскурсий усилилась в период
подготовки к празднованию 10-й годовщины
Великой Октябрьской
В целях более углубленного изучения историко-революционного прошлого на основе экскурсионного метода Главполитпросвет рекомендовал разработку и проведение не только эпизодических экскурсий, но и определенных циклов экскурсий историко-революционного содержания. Цикл состоял из нескольких экскурсий, объединенных общей темой и органически связанных между собой. В циклы включались как городские, так и музейные экскурсии. Ориентированы они были на определенные группы экскурсантов.
Примером может служить
цикл экскурсий историко-
1. городская экскурсия «
2. экскурсия в музее Революции
«Великая Октябрьская
3. городская экскурсия «
4. экскурсия в музее Революции
«История революционного
Задача данного цикла состояла в том, чтобы дополнить пройденный курс истории партии и революционного движения и проиллюстрировать его на конкретном зрительном материале. Разработка методики подготовки и проведения экскурсий по историко-революционной тематике явилась мощным толчком развития общей методики экскурсоведения в стране.
Другой приоритетной экскурсионной тематикой являлась производственная. Экскурсионные учреждения, выполняя решения партийных съездов, широко пропагандировали первые достижения социалистического строительства. Они устраивали экскурсии на передовые стройки, предприятия, в колхозы.
Краткий экскурс в развитие экскурсионного дела в первый десятилетний период существования Советского Союза показывает, что в работе по формированию гражданина нового, неизвестного ранее в мире социалистического государства важное место принадлежало экскурсиям. Они стали серьезным средством идеологического воздействия на массы.
2. Экскурсионная деятельность Общества пролетарского туризма и экскурсий (1930 - 1936)
В 1930г. туристскую работу в стране возглавило Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), возникшее от слияния Общества пролетарского туризма РСФСР и акционерного общества «Советский турист». Председателем его был избран страстный поклонник путешествий в горах прокурор РСФСР Н.В. Крыленко. Он следующим образом охарактеризовал туризм, получивший развитие в стране к началу 30-х гг.: «Пролетарский туризм для нас, прежде всего, есть один из методов социалистического строительства». И далее Н.В. Крыленко так сформулировал основную его задачу: «активное содействие социалистическому строительству всеми мерами и способами, которые представляет туризм». Под активным содействием социалистическому строительству прежде всего понималась «политическая работа над самими экскурсантами», их соответствующая идеологическая обработка.
Руководящим органом
Всесоюзного добровольного
Сущность и основные направления туристско-экскурсионной работы отражались в лозунгах Общества пролетарского туризма и экскурсий.
«Чтобы лучше строить СССР, надо его знать, чтобы лучше знать - будьте туристами» - таким был один из основных лозунгов пролетарского туризма. (Следует заметить, что в 30-е гг. не было четкого деления путешествующих на туристов и экскурсантов. Туристами зачастую называли экскурсантов, как и наоборот.) В задачу ОПТЭ входили знакомство рабочих и крестьян со своей страной, показ им новых грандиозных строек, достижений в колхозном строительстве. Множество экскурсий организовывалось с посещением Днепрогэса, Ростовского завода сельскохозяйственных машин, Сталинградского тракторного завода, Кузнецкстроя, совхоза «Гигант» в Ростовской области, передовых районов сплошной коллективизации и т.д.
«Вооружить трудящихся пафосом стройки, энтузиазмом, уверенностью в ее успешности и реальности боевых темпов нужно не только книгой, не только рассказом, не только газетой, но и непосредственным наглядным показом, ибо ничто не действует так сильно и убедительно, как собственные наглядные впечатления», - писал заместитель председателя Общества пролетарского туризма и экскурсий Л. Гурвич.
Результаты экскурсий на грандиозные стройки первых пятилеток были в духе того времени, пронизанного пафосом революции. Вот что написали председателю ОПТЭ калужские рабочие, совершившие в августе 1930г. поездку на Днепрогэс: «На экскурсию поехали рядовые рабочие калужских фабрик и заводов, а вернулись агитаторами за генеральную линию партии, первыми ее проводниками, энтузиастами социалистического строительства». Из 280 участников этой экскурсии 37 подали заявление о вступлении в ВКП (б) и двое - в комсомол. Подобный результат от поездки не был единичным. Так, группа ленинградских рабочих, премированных поездкой по маршруту Ленинград - Москва - Днепрострой - Ростов-на-Дону - Сталинград, писала Н.В. Крыленко: «Это путешествие дало такой огромный политический кругозор, которого не получили бы, занимаясь на курсах в течение 6 месяцев. Подтвердило все статьи, появляющиеся в газетах о достижениях строительства Советского Союза, показало факты, на что расходуются средства государства». Так Общество пролетарского туризма и экскурсий на наглядных убедительных примерах решало задачу «политической работы над самими экскурсантами».
Экскурсии на передовые предприятия, в совхозы и колхозы включали также и работу по обмену прогрессивными методами труда. Лозунг Общества пролетарского туризма и экскурсий звучал следующим образом: «Обмен производственным опытом - задача каждой ячейки ОПТЭ, каждой группы туристов, каждого путешествия, каждой экскурсии».
Сегодня этот лозунг, без сомнения, наивен, но в начале 30-х гг. туристские поездки и экскурсии внесли свою определенную лепту в совершенствование технологии производства и организацию трудового процесса на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.
Туристские путешествия и экскурсии решали еще одну задачу - повышение культурного уровня трудящихся, что нашло отражение в таких лозунгах как «Пролетарский туризм творит грани нового человека», «Пролетарский туризм - лучший способ самообразования», «Пролетарский туризм вырабатывает художественные навыки». Эти лозунги не были пустой пропагандистской болтовней, большая работа ОПТЭ по формированию культурного облика советского человека подтверждалась убедительными фактами. Так, только в 1930г. Московский областной совет ОПТЭ организовал около 1 млн. посещений различных музеев, заводов, фабрик. В Ленинграде в тот же год только музеи посетило более 1 млн. экскурсантов.
Общество пролетарского
туризма и экскурсий вело большую
издательскую деятельность. Его Центральным
советом выпускались
Формирование Всесоюзной туристской организации пришлось на годы первой (1928-1932 гг.) и второй (1933-1937 гг.) пятилеток - период, когда в стране активно проводилась культурная революция. Вся идеологическая машина государства была направлена на политическое просвещение трудящихся, формирование убежденных борцов за идеи социализма. Эти задачи должны были решать и экскурсии, среди которых в то время превалировали экскурсии на историко-революционную, производственную и сельскохозяйственную тематики. Для достижения большего эффекта от экскурсий их рекомендовалось проводить с учетом особенностей различных групп населения: профессий участников экскурсионной группы, их возраста, культурного уровня и др. То есть, в экскурсионной работе в 30-е гг. следовало обязательно соблюдать принципы дифференцированного обслуживания населения. Ярким примером являются экскурсии по Москве, которые рекомендовались Оперативно-экскурсионным сектором Центрального совета Общества пролетарского туризма и экскурсий. Так, для рабочих-текстильщиков предлагались следующие общие экскурсии: обзорная экскурсия по Москве - «Москва - центр социалистического строительства», в музей Революции - «Пролетариат в революционном движении», в музей В.И. Ленина - «В.И. Ленин - вождь пролетариата», и ряд специальных экскурсий: на текстильную фабрику им. Красной Армии и Флота - «Хорошие показатели работы на старом оборудовании», на Соболево-Щелковскую фабрику - «Реконструкция текстильной фабрики», в текстильный институт - «Подготовка кадров текстильной промышленности», по Красной Пресне - «Текстильщики на Красной Пресне в революции 1905г.».