Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:48, реферат
Со словом «экскурсия» у каждого человека связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаниях. Экскурсии для их участников – интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов – это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной техникой ведения экскурсовода, обладает ли талантом педагога и актера.
Введение…………………………………………………………………....стр.3
1. Экскурсионное дело в первые годы советской власти (1918-1930гг) .стр.4
2. Экскурсионная деятельность Общества пролетарского туризма и экскурсий (1930 – 1936гг)…………………………………………………стр.14
3. Возрождение и развитие экскурсионного дела в послевоенный период (1945 – 1990гг)……………………………………………………………..стр.19
4. Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС о туристско-экскурсионном деле……………………………………………………….стр.20
Заключение ……………………………………………………………….стр.25
Список используемой литературы……………………………………....стр.26
Содержание
Введение………………………………………………………
1. Экскурсионное дело в первые годы советской власти (1918-1930гг) .стр.4
2. Экскурсионная деятельность Общества
пролетарского туризма и экскурсий (1930
– 1936гг)…………………………………………………стр.
3. Возрождение и развитие экскурсионного
дела в послевоенный период (1945 – 1990гг)……………………………………………………………
4. Постановления ЦК КПСС, Совета Министров
СССР, ВЦСПС о туристско-экскурсионном
деле……………………………………………………….стр.
Заключение ……………………………………………………………….стр.
Список используемой
литературы……………………………………....
Введение
Со словом «экскурсия» у каждого человека связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаниях. Экскурсии для их участников – интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов – это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной техникой ведения экскурсовода, обладает ли талантом педагога и актера.
Экскурсия – сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы и специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма – культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, конгрессного, образовательного, учебного и других – экскурсии обязательно включаются в программы поездок.
Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 70-е и 80-е годы XX века. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек, десятки тысяч экскурсионных тем, семидесятитысячная армия экскурсоводов, тысячи организаций, активно ведущих экскурсионную работу, развитие теории и методики экскурсионного дела.
Выбранная тема актуальна
тем, что история развития советского
периода имеет свои характерные
черты, связанные с социально-
1. Экскурсионное дело в первые годы советской власти (1918-1930гг)
Октябрьская революция, свершившаяся в 1917г. в России, изменила всю страну, став началом нового этапа ее исторического развития. Партия большевиков и Советское правительство с первых месяцев приступили к формированию так называемой социалистической культуры в государстве, к осуществлению культурной революции, результатом которой должен был стать человек новой социалистической формации. Большое значение в осуществлении культурной революции отводилось плану монументальной пропаганды - системе мероприятий Советского правительства по осуществлению пропаганды идей марксизма в искусстве и увековечению событий революционной борьбы, памяти борцов за свободу, великих ученых, писателей, художников.
12 апреля 1918г. председатель
Советского правительства В.И.
Ленин подписал декрет Совета
Народных Комиссаров РСФСР «О
снятии памятников, воздвигнутых
в честь царей и их слуг,
и выработке проектов
Таким образом, экскурсии как средство пропагандистской работы, образования и воспитания граждан социалистической страны были использованы большевиками с первых месяцев их правления Россией в целях формирования нового человека. Сразу же после создания Народного комиссариата просвещения РСФСР нарком А.В. Луначарский пригласил в комиссариат профессора И.И. Полянского и предложил ему организовать для учителей Северной области курсы по естествознанию с большим числом практических занятий и экскурсий, подобные тем, какие И.И. Полянский проводил ранее.
Комиссариат просвещения решил использовать опыт краткосрочной экскурсионной подготовки учителей, накопленный в русской школе до революции. И уже летом 1918г. подобные курсы были организованы для учителей Северной области, их программу прослушало два потока учителей.
Дальнейшие усилия по привнесению экскурсионного метода в школьное обучение вылились в создание в феврале 1919г. экскурсионной секции при Отделе трудовой школы Наркомпроса. Ею прежде всего были начаты работы по созданию загородных естественно-исторических станций, которые предназначались для приема школьников и проведения для них экскурсий под руководством опытных педагогов.
Для выбора мест размещения
станций при экскурсионной
Все эти станции имели главной задачей организацию естественно-исторических (природоведческих) экскурсий. При станциях были созданы кабинеты и лаборатории, предназначавшиеся для обработки собираемого на экскурсиях материала. Сеть экскурсионных станций спланировали таким образом, что каждая отличалась от других природой окружающей местности. Так, вблизи Павловской экскурсионной станции находился значительный по площади лесной массив, сохранивший естественный облик. Исключительный интерес представляли геологические обнажения кембрийской, силурийской и девонской систем, а также четвертичные образования. Кроме того, экскурсии гидрологического и гидробиологического характера совершались на пруды Павловского парка, богатые водной флорой и фауной.
Основу для экскурсионного изучения природы другой станции - Сестрорецкой - составляли дюны и морской берег с многочисленными мелкими заливчиками, где встречались своеобразные представители животного и растительного мира приморской полосы.
Работа на естественно-исторических станциях проходила следующим образом:
Утром приехавшие школьники после легкого завтрака, предоставляемого станцией, отправлялись до обеда на экскурсии, на которых они собирали коллекции. После обеда экскурсанты, познакомившись с методами изучения собранного материала, работали со своими коллекциями, а также осматривали экспонаты станции. Вечером учащиеся возвращались в Петроград. На некоторых станциях - Лахтинской, Павловской и Сестрорецкой - учащиеся могли оставаться на ночлег и на следующий день совершать новую экскурсию. Необходимо отметить, что, несмотря на крайне тяжелое экономическое положение в стране, питание для экскурсантов на станциях было бесплатным. Кроме того, они добирались до станций по железной дороге по специальным проездным документам, выдаваемым экскурсионной станцией. Наряду с естественно-историческими, экскурсионная секция начала организацию гуманитарных станций, в задачу которых входило эстетическое и гуманитарное воспитание детей. Эти станции должны были проводить экскурсии в музеи гуманитарного характера, к архитектурным памятникам, знакомить с другими достопримечательностями.
Всего к 1921г. экскурсионной секцией Коллегии единой трудовой школы, переименованной в связи с реорганизацией центрального органа в экскурсионную секцию сектора социального воспитания Петроградского губернского отдела народного образования, было открыто 15 экскурсионных станций. В 1920 г. их сотрудники провели 46 тыс. экскурсий, в которых приняло участие 138 тыс. человек, а в 1921г. - 53 тыс. экскурсий со 161 тыс. человек.
В дальнейшем по целому ряду причин, среди которых основными были экономические, экскурсионная секция и экскурсионные станции прекратили свое существование.
Деятельность экскурсионной секции получила одобрительную оценку Комиссариата народного просвещения. Им отмечалось: «Развитие экскурсионного дела в Петрограде является одним из наиболее крупных педагогических достижений революции. Организация целой сети экскурсионных станций различного типа, детальное изучение местности в целях педагогического использования, подготовка кадров руководителей экскурсий, разработка и популяризация методов экскурсионного дела и огромное количество пропущенных школьных групп - все это совершенно не сравнимо с тем, что имеет в этой области прежняя школа дореволюционного времени».
Экскурсионная секция сектора социального воспитания Петроградского губернского отдела народного образования явилась прообразом других организаций подобного типа. В то же время была создана экскурсионная секция в подотделе внешкольного образования Петроградского отдела народного образования, в 1920 - 1921 гг. действовала экскурсионная секция в Петроградском отделении Главмузея, работавшая совместно с Центральной станцией гуманитарных экскурсий, в Москве при Народном комиссариате просвещения РСФСР в конце 1920г. было учреждено экскурсионное бюро. Понятно, что в первые годы формирования новых государственных учреждений не могло быть образовано единого органа, направляющего всю работу по экскурсионному делу в стране. Но хорошо видно, какое большое внимание уделял Наркомпрос РСФСР экскурсиям, поставив их в ряд важнейших методов воспитательной и образовательной работы среди населения - как учащейся молодежи, так и трудящихся.
Основная работа по привлечению
взрослого населения к
Экскурсионное бюро Главполитпросвета должно было проделать огромную работу по созданию экскурсионной методики для взрослого населения, приданию экскурсиям социалистического содержания, координации работы всех экскурсионных учреждений в стране, возникших при профсоюзах, отдельных клубах и других организациях. В бюро были созданы комиссии естественно-научных, гуманитарных и технических экскурсий, в задачу которых входила разработка на научной основе планов и программ экскурсий. Особой заботой стало создание методик проведения историко-революционных и производственных экскурсий. Кроме того, бюро открыло несколько краткосрочных курсов по подготовке руководителей экскурсий разного типа, на которые в качестве слушателей принимались главным образом педагоги.
Экскурсионному делу, получившему в период 1918 - 1921 гг. широкое развитие, был необходим научный фундамент, и в 1921г. в стране создается сразу три научно-исследовательских института, которым поручается вести научные исследования в области экскурсоведения. В Москве Наркомпросом РСФСР учреждается Центральный музейно-экскурсионный институт, выросший из его экскурсионного бюро; в Институте методов внешкольной работы открывается экскурсионный отдел; в Петрограде губернский отдел народного образования создает научно-исследовательский экскурсионный институт.
Познакомимся в качестве примера со структурой и основными направлениями работы Петроградского экскурсионного института. Он состоял из трех отделов: естественного, гуманитарного и экономико-технического, которые, в свою очередь, делились на секции. Естественный отдел - на пять секций: почвенно-геологическую, ботаническую, зоологическую, гидробиологическую и географическую; гуманитарный - на три: культурно-историческую (с литературной), этнографическую и художественную (изобразительных искусств); экономико-технический - на четыре: энергетическую, экономическую, благоустройства населенных мест и общепромышленную.
Главной целью в работе института являлось «изучение экскурсоведения по всем областям жизни природы и человеческой культуры как в сфере теоретической, принципиальной, так и в практической, в желанной глубине и полноте, в видах создания цельной образовательной системы». Среди основных его задач были централизация и обобщение опыта работы различных учреждений в экскурсионной сфере: просветительских организаций, школ, научно-исследовательских учреждений.
Научно-исследовательские экскурсионные организации, созданные в 1921г., просуществовали недолго. Через несколько лет они были расформированы или реорганизованы.
Вопросы теории и методики экскурсионного дела обсуждались в начале 20-х гг. также на экскурсионных конференциях. Первая в России конференция по проблемам экскурсоведения прошла 16-21 мая 1921г. в Петрограде. Она была подготовлена экскурсионными секциями сектора социального воспитания Петроградского отдела народного образования, Петроградского губполитпросвета и Главмузея. В работе конференции приняли участие 180 человек. Основной ее задачей было содействие развитию экскурсионного дела в области школьного и внешкольного образования. На конференции заслушали и обсудили большое число докладов о методике проведения экскурсий, организации экскурсионного дела, деятельности экскурсионных станций, особенностях работы среди взрослого населения. На естественно-исторической секции впервые был поднят вопрос об охране природы во время проведения экскурсий. Делегаты конференции высказались за расширение экскурсионного дела в стране.