Экономика в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой включает в себя: основы экономики туризма, туризм как явление национальной экономики, тур как экономическая категория, экономика регионального туризма, экономические аспекты аграрного туризма, экономические аспекты международного туризма, экономика и страховая защита социального туризма. Подробно остановимся на следующих темах: предмет и задачи экономики социально-культурного сервиса и туризма, предмет экономики туризма и история развития туризма, понятие, виды и функции туризма, организационно-экономические основы туризма, туризм как экономическая система, экономический механизм функционирования туризма, воздействие туризма на сферу экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Предмет и задачи экономики социально-культурного сервиса и туризма……………………………………………………………………………....5
1.1 Предмет экономики туризма и история развития туризма …...………..5
1.2 Понятие, виды и функции туризма …………...………………………….8
1.3 Организационно-экономические основы туризма …..………………...11
2. Туризм как экономическая система …………...…………………………18
2.1 Экономический механизм функционирования туризма ...…………….18
2.2 Воздействие туризма на сферу экономики ………………..…………...21
3. Функционирование туристской организации ……………...……………28
3.1 Механизм функционирования туристской организации в современных экономических условиях ………………………….……………………………...28
Заключение ……………...……………………………………………………31
Список использованных источников ………………...…………………….33
Приложения ………………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

    С точки зрения фундаментальной экономики туризм представляет собой экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными процессами и отношениями, нежели имманентными (внутренними) причинами. Но туризм также и важнейший катализатор экономического роста многих быстро развивающихся стран, поскольку выступает каналом перераспределения валового национального продукта между странами, которое не сопровождается вывозом (импортом) товаров и услуг. Другими словами, если туристы не только вывозят часть заработанных в других производствах средств, но и создают в других странах новые рабочие места.

    Современный туризм как экономическое явление:  
- имеет индустриальную форму;  
- выступает в виде туристского продукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;  
- создает новые рабочие места и выступает зачастую пионером освоения новых районов и катализатором ускоренного развития национальной экономики;  
- выступает как механизм перераспределения национального дохода в пользу стран, специализирующихся на туризме;  
- является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения;  
- характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью     инвестиций;  
- выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия,   поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы;  
- совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами    деятельности  человека, поскольку именно их дифференциация и дискретность и создают ту разность   потенциалов рекреационной среды, которая вызывает потребности людей к перемене  мест    и познанию.

    Таким образом, туризм способен оказывать  активное влияние на экономику региона (или страны), в котором он развивается, на его хозяйственную, социальную и гуманитарную основы.

    Одним из первых на туризм как экономическое  явление современного мира обратил  внимание американский экономист П. Ротоу, который определил корреляции между экономическими стадиями развития стран и характерными особенностями развития в них туризма.

    В настоящее время модели экономического воздействия туризма на сферу  экономики намного усложнились  и базируются не на теоретических  концепциях и гипотезах, а на статистических данных. Что касается модели П. Ротоу, то она до сих пор признается классической практически всеми авторитетами экономики туризма. Действительно, несмотря на кардинальные изменения мирового туризма и экономики с 1959 г., гипотеза П. Ротоу не только не устарела, но и продолжает подтверждаться новыми статистическими данными и современными тенденциями.

    И в наше время основные центры международного туризма расположены в экономически развитых странах, где туризм стал одним  из символов процветания «среднего  класса» и продуктом массового потребления. В развивающихся странах, как и предсказывал П. Ротоу, быстро развивается внутренний туризм как средство мультипликации дохода в сфере услуг, средство занятости местного населения и развития инфраструктуры. Иностранный туризм развивается в случае иностранных инвестиций.

Эксперты ВТО  следующим образом характеризуют  динамику мирового туристского рынка:  
 
1) показатель прироста объема услуг будет составлять в среднем 3,7 % в год;  
2) рост будет достигнут в основном за счет выездного рынка Азии, Среднего Востока, Центральной и Южной Америки и Европы;  
3) наиболее благоприятные условия приема туристов сложатся в Азии, хотя и все другие районы имеют среднюю перспективу роста;  
4) внутренний туризм будет продолжать развиваться более высокими темпами;  
5) длительный международный туризм будет расти более быстрыми темпами, нежели краткосрочный туризм;  
6) усилится влияние на туризм внешних факторов: экономической ситуации, политической обстановки, уровня безопасности путешествий;  
7) значительное воздействие на туризм окажут: 
система компьютерной резервации, технологическое развитие, совершенствование авиаперевозок, электронная информация,  коммуникационные системы;  
8) важным фактором развития туризма станет социально-демографическая динамика в различных странах мира;  
9) возрастет роль маркетинговых исследований, регулирующих туристскую политику.

    Туризм  как планетарное экономическое  явление характеризуется собственной  статистикой, т. е. информацией о  потоках и тенденциях туризма, его региональной структуре, странах-отправителях и странах, принимающих туристов, которая постоянно собирается, анализируется и ежегодно издается Всемирной туристской организацией.  
Число прибытий выросло в 21 раз. Доход вырос в 170 раз.  
Доходность туризма растет быстрее, чем число туристов и число прибытий. Отдача от одного туриста выросла с 80 до 640 долл.

    Для изменения роли и места туризма  в национальной     экономике принято соотносить основные экономические (стоимостные) показатели туризма с показателями, измеряющими объемы национального производства.  
 
Доля туризма в ВВП составляет (в %): в Австрии - 8,5, Португалии - 6,5, Испании - 4,2, Греции - 4,5, Великобритании -1,9, ФРГ-0,9, США-1,0.  
 
Доля туризма   в   конечном    потреблении      представлена еще больше (в %): Австрия - 8,9, Норвегия - 6,7,          Швейцария - 5,6,        Дания - 5,4,            США - 3,2.  
 
Доля туризма в импорте составляет (в %): в Австрии - 10,7,     Исландии - 11,    Швеции - 7,2, Швейцарии - 7,0, Новой Зеландии - 9. Ни в    одной из экономически    развитых стран она не опускается ниже 6 %.

    Мировой туризм имеет ярко выраженную территориальную дифференциацию,  т. е. его отличия от места к месту выражены более отчетливо, нежели структурная дифференциация.

    Анализ региональной структуры прибытий и   доходов позволяет  выявить следующие устойчивые тенденции:  
 
- медленно, но постоянно      сокращается      доля    Европы   как в количестве принимаемых туристов, так и в доходах, приносимых туризмом;  
- тот же процесс происходит в Америке,         при этом     особенно   быстро идет сокращение доходов, т. е. отдых в США становится  все    дешевле отдыха в    Европе, и      это отражает целенаправленную политику американских      туроператоров,     пытающихся     перехватить инициативу на туристском рынке за счет игры   на   снижение рентабельности собственного туристского бизнеса;  
- очень быстро развивается туризм в страны Восточной Азии и    Океании. Эта «точка роста» мирового туристского рынка характеризуется не только     уникальными     рекреационными ресурсами и экзотикой, но и высочайшим в мире уровнем сервиса.     И     все     это   на фоне более низкого уровня расходов, чем в Европе и Америке;  
- Африка потихоньку набирает туристов, превращаясь из страны высокодоходного элитного туризма в страну самого дешевого        туризма в мире.       Поток туристов  в Африку резко возрастет, если повысится качество услуг;  
- Средний Восток и Южная Азия относятся      к      регионам со  слабо развитой туристской инфраструктурой. Но, видимо, в результате      протекционистской  политики правительства Турции по развитию средиземноморского    туризма     следует     ожидать быстрого развития туризма в этом потенциально богатом туристском регионе.     Близость   Европы – основного поставщика туристов, главные религиозные реликвии основных      конфессий   мира, чистое Средиземное море, длительность туристского сезона – все это создает хорошие предпосылки для более активного туристского освоения этого района.

    В соответствии с прогнозами экспертов  ВТО число   международных туристов в 2010 г. достигнет 937 млн чел.          При этом        среднегодовые темпы прироста будут значительно отличаться по регионам. В Европе они составят в среднем   2,7 %, на    Ближнем   и   Среднем Востоке - 4,0, в Африке - 5,0, в Америке - 4,6, в Восточной Азии и Океании -  6,8, в Южной Азии-6,1 %.

    Самые высокие темпы развития индустрии     туризма     в   Турции – около 20 %. Очень быстрыми      темпами    развивает     индустрию     туризма      Гонконг      и     Португалия.

    С помощью туризма постоянно происходит перекачивание капитала из экономически развитых стран в развивающиеся. При этом многие страны мира строят свою экономическую политику на развитии туризма. Для этого они создают особо благоприятные условия, снижая налоги, создавая свободные экономические зоны, упрощая визовые формальности, реализуя крупные национальные и интернациональные проекты, т. е. используя в основном методы экономического стимулирования развития туризма в расчете на будущие поступления.

    Таким образом, туризм относится к числу  наиболее эффективных индустриальных комплексов, которыми нельзя пренебрегать, особенно при решении задач вывода экономики из кризиса за счет ее структурной перестройки.  
 
Основные поставщики валюты на международный туристский рынок:         Япония (-18,7 млрд долл.),      Германия      (-18,3 млрд долл.)     и        Великобритания     (-4,8 млрд долл.).

    Туризм  – это повсеместное явление. Нет  такой страны, которая не отправляла бы или не принимала туристов. Это не нефть, которую необходимо импортировать, потому что на территории страны она отсутствует. Рекреационный ресурс повсеместен, и уровень его определяется в экономической теории величиной спроса, которая, в свою очередь, определяет уровень доходов и расходов страны по линии туризма.

    Европейский регион постоянно улучшает свой положительный  баланс, Северная Америка старается  стабилизировать экономическую  ситуацию и скоро уравновесит  доходы и расходы международного туризма.

    Япония  и Австралия представляют именно те страны, которые гораздо больше отправляют своих туристов, нежели принимают чужих, и не склонны, по всей видимости, развивать собственную  индустрию туризма, особенно в   ущерб экологическому состоянию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Функционирование туристской организации

    3.1  Механизм функционирования туристской организации в современных экономических условиях 
 

     Туристский  бизнес, как любой другой вид предпринимательской  деятельности, осуществляется посредством  действия определенного механизма.

     Механизм  функционирования субъектов предпринимательства  в СКСТ представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, грамотное  исполнение или использование которых  позволяет предпринимателю выполнять  свои функции в соответствии с общепринятым предназначением и достигать поставленных целей.

     Любой хозяйствующий субъект в сфере  СКСТ (индивидуальный предприниматель  или организация), предполагающий заняться предпринимательской деятельностью, прежде всего должен определить, в  какой сфере он собирается работать, какие товары производить, какие виды услуг оказывать.

     Затем предприниматель приступает к маркетинговой  деятельности. Для выявления потребности  в туристских услугах он вступает в контакты с потенциальными потребителями (туристами, оптовыми и розничными торговцами). Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущим покупателем товара. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В противном случае предприниматель начинает турбизнес, имея лишь устную договоренность. В современных экономических условиях надежность устной договоренности невелика, а риск существенно высок.

     Следующий этап предпринимательства - приобретение или аренда факторов производства. К факторам производства относятся производственные фонды, рабочая сила и информация.

     Производственные  фонды образуют имущество туристской организации, которое может принадлежать ей на праве собственности, оперативного управления либо полного хозяйственного ведения. Источниками имущества туристской организации являются:

     денежные  и материальные взносы учредителей

     доходы  от реализации туристских услуг

     ценные  бумаги и доходы от ценных бумаг

     капитальные вложения и дотации от бюджетов различного уровня

     безвозмездные и благотворительные взносы

     пожертвования физических и юридических лиц

     выкуп имущества государственных туристских организаций путем конкурса, аукциона, тендера

     иные  источники, не запрещенные законодательством.

     Рабочую силу туристская организация нанимает путем объявлений, через биржи труда, агентства по трудоустройству, с помощью друзей и знакомых. При подборе сотрудника на определенную должность следует учитывать образование кандидата, уровень его профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества.

     Далее туристская организация приобретает  необходимую информацию о возможности  привлечения ресурсов: материальных, финансовых, трудовых, о рынке сбыта  намечаемых к производству услуг  и т.д.

Информация о работе Экономика в туризме