История развития туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 15:02, контрольная работа

Описание работы

Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля , наука, лечение и др. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее собственно путешествие от иных сфер деятельности, – временное перемещение человека в иную местность или страну, отличные от его обычного местонахождения или проживания.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….3
Предыстория развития мирового туризма………………………..5
Зарождение элементов путешествий……………………………..8
Путешествия в Древнем мире …………………………………….9
Походы и путешествия средневековья ………………………... 11
Путешествия и открытия XV- XVI вв. ………………………....12
Этапы развития туризма в России XIX- XX вв. ………………...13
Просветительский период (до 90х гг. XIX в.) ……………….…15
Предпринимательский период ( 1890- 1917 гг.) ……………….18
Организационно- централизованный период ( 1930- 1970 гг.)...21
Развитие советского туризма 30х – 90х гг. …………………..…25
Административно- нормативный период (1970- 1990 гг.).….…28
Переходный период ( с 1990х гг.)………………………………..30
Современное состояние российского туристского рынка ...……31
Заключение …………………………………………………………....34
Список использованной литературы ……………………………..…38

Работа содержит 1 файл

КР История туризма.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

      Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:

  • нестабильность внутренней политики;
  • несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
  • несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
  • завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
  • несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
  • недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
  • отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

      Туризм, как явление общественное, хозяйственное и пространственное, имеет долгую и богатую историю, уходящую в глубокую древность. Человеку на протяжении всей его эволюции было свойственно стремление к миропознанию и первооткрывательству  в целях развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поисков ресурсов и новых транспортных путей.  Туризм становился особой формой передвижения людей. Он развивался на основе путешествий и открытий, осуществляемых мореплавателями, исследователями, историками, географами и представителями делового мира, которые собрали многочисленные научные изыскания, наблюдения, описания, литературные, исторические и  географические материалы, отчёты и дневники.

       В России туризм развивался в несколько этапов:

      • Просветительский  характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.
      • Предпринимательский – начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.
      • Организационно-централизованный – начался с 1930 г. и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики  идеологизировали туризм , - социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.
      • Административно-нормативный (1970 - 1990 гг.) – характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.
      • Переходный (с 1990 г.) – в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ:

а) изменение структуры  рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;

б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних  туристских предприятий;

в) переход к использованию  природных ресурсов и культурного  наследия на основе экономических отношений;

г) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе.   

     В истории развития туризма нет плавного течения. Дважды, в начале и в конце   ХХ в., устоявшиеся течения подвергались революционным изменениям, при этом в конце столетия произошел возврат к системе ценностей начала века.

     В последние годы  наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается  поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.       

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.     Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебник. М., Аспект Пресс, 2002, - 470 с. 
2.     Баталова Л.В. Из истории развития туризма// Социально - политическое развитие России: проблемы, поиски, решения. Сб. научных статей. Вып. 2. Ижевск, 1999, - 148 с.  
3.     Дитлер Д.Б. От Птоломея до Колумба. М., Мысли, 1989, - 244 с.

4.     Зорин  И. В. Туризм как вид деятельности. – М.: Финансы и Статистика, 2001. -288 с. 
5.     Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь. М., Советский спорт, 1999, - 384 с. 
6.     Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика. М., Финансы и статистика, 1998, - 312 с.

7.     Квартальнов  В. А. Энциклопедия туризма. – М.: Финансы и Статистика, 2001. – 368 с. 
8.     Сапрунова В Туризм: эволюция, структура, маркетинг М., Ось-89 1998, – 320 с. 
9.     Шаповал Г. Д. История туризма. Минск., ИП, «Эноперспектива»-1999, - 216 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История развития туризма