Клуб туристов
продолжал быстро расти. Его популярность
далеко перешагнула границы Васильевского
острова. Во многом этому способствовал
и информационный бюллетень "Пути-дороги",
который регулярно выпускал актив
Клуба туристов тиражом 1000 экземпляров.
Годом раньше закончив факультет
журналистики, я стал редактором этого
издания.
Посетителей клуба становилось все больше
и больше. Приезжали сюда со всех концов
города. Добираться с Нарвской заставы
или с Выборгской стороны было далеко
и долго. Вот тогда и открылся еще один
туристский клуб - Клуб Выборгской стороны
при Выборгском Дворце Культуры. Создание
этого клуба явилось закономерным завершением
той интересной и разнообразной работы,
которую проделали туристы Выборгской
стороны при самом тесном участии районных
организаций комсомола. Клуб получил во
Дворце культуры письменный стол, телефон
и начал действовать.
Знаменательным событием 1957 года следует
считать I Международный слет туристов,
который состоялся на озере Селигер 6-8
августа. Еще в дни подготовки VI Всемирного
фестиваля молодежи и студентов французская
делегация обратилась в Советский подготовительный
комитет с предложением провести в дни
фестиваля Международный слет туристов.
Комитет поддержал эту идею и предложил
будущим участникам готовиться к слету.
В ночь на 6 августа
состав с делегатами слета вышел
из Москвы в город Осташков, что
на берегу озера Селигер. Празднично
расцвеченные пароходы с веселыми туристами
отправились к месту слета. Говорили
все на разных языках, но понимали друг
друга и быстро подружились. Всего
приехало на слет 23 делегации из разных
стран мира. Это около 350 человек.
Программа слета была насыщенной и разнообразной.
Походы, соревнования по туристской технике,
огромный прощальный костер.
Надо сказать, что многие делегации привезли
с собой специальное туристское снаряжение,
которого раньше в нашей стране и в глаза
не видели, даже не подозревали о его существовании.
В состав советской делегации было включено
30 человек от Ленинграда, которым поручили
подготовить выступление туристской художественной
самодеятельности. С утра и до поздней
ночи звучали песни. "До рассвета поем
мы наши песни, и песен тех чудесней на
свете не найти", - так начинался припев
песни "До рассвета", специально написанной
по случаю Международного слета.
Самой многочисленной была делегация
Франции. Может быть, поэтому особенно
часто были слышны французские песни.
Много песен, хорошие песни. Французы любят
и умеют петь. И дружба французов с ленинградцами
возникла на почве песни. Жанина Леконте
из предместья Парижа подошла к группе
ленинградцев, самозабвенно, уже в который
раз исполняющих песню "Глобус". Девушка
попросила дать ей ноты и слова песни.
"Мы будем петь ее в Париже, это очень
хорошая песня", - сказала она.
На слете подружились все делегации, и
так не хотелось расставаться. Договаривались
между собой, что обязательно встретятся
на следующем Международном слете. Но
слет на Селигере остался Первым и единственным.
Автор данной книги, которому повезло
быть делегатом Международною слета, должен
сказать, что слет на Селигере оказал определенное
воздействие на будущее развитие самодеятельного
туризма в стране.
22 мая 1958 года
на заседании президиума Леноблсовпрофа
специально обсуждался вопрос "О
состоянии и мерах дальнейшего
развития массового туризма".
Кто должен был координировать
и объединять деятельность туристских
клубов, направлять их усилия
в единое русло? Появились туристские
клубы Невского, Октябрьского, Московского
и других районов.
Президиум Ленинградского областного
совета профсоюзов принял решение создать
Центральный Клуб туристов Ленинградского
областного совета профсоюзов, утвердить
временное положение и состав Оргбюро
Клуба туристов.
Это решение получило поддержку общественности
города.
Осенью 1958 года в Ленинграде собрался
расширенный Пленум городской секции
туризма, который принял новую схему организационной
структуры туризма в городе. Она предусматривала
полную консолидацию усилий туристского
актива города. Было принято, что единым
руководящим и методическим центром по
туризму будет Центральный Клуб туристов
Ленинграда в лице Совета и Президиума
клуба, которые избираются на общегородской
туристской конференции и утверждаются
ЛОСПС и ГК ФкиС. Президиум клуба исполняет
обязанности и имеет все права Президиума
городской секции.
3 декабря 1958 года состоялось первое заседание
Совета Центрального Клуба туристов, на
котором был избран Президиум Совета в
количестве 15 человек. Кроме того, в Президиум
Совета вошли все председатели районных
клубов туристов.
Разместился Клуб
туристов со всеми своими секциями
и комиссиями в полуподвальном помещении
Ленинградского Дворца труда.
.
С середины 50-х годов началось
бурное развитие самодеятельного
туризма и его высшего проявления
- спортивного туризма. В 1957 году
в стране работало более 50 туристских
клубов, тогда как до войны
существовал лишь один в Ростове-на-Дону.
В 1958 году самодеятельным спортивным
туризмом занимались (разрядники) 428
156 чел, в 1959 - 946 418, в 1960 - 1 512 860 человек.
Туризм стал действительно массовым.
Первым
председателем Всесоюзной секции туризма
в 1956г., ставшей в 1959 г. Федерацией туризма
СССР стал Е.А. Косарев. При центральных,
республиканских и областных
ДСО и ТЭУ ВЦСПС и облсовпрофов
были созданы секции и федерации
туризма.
В
1962 решением ВЦСПС ТЭУ были преобразованы
в Центральный совет по туризму
и экскурсиям (ЦСТЭ), республиканские
и областные советы, в ведение
которых полностью перешел самодеятельный
туризм. При ЦСТЭ и советах на
местах начали работать секции и комиссии
по видам туризма, создавались областные
и городские туристские клубы.
В
1976 году ВЦСПС принял решение о
создании единого общественного
туристского органа -Федерации туризма
ЦСТЭ и образовании соответствующих
федераций на местах (Положение о федерациях
утверждено ЦСТЭ и ВСДСО профсоюзов -протокол
N7, п.9 от 16 июля 1976г.). Председателем Федерации
был избран С.В.Журавлев- зам. председателя
Всесоюзного совета ДСО профсоюзов.
В
1985 г. Федерация стала называться
Всесоюзной, а федерации на местах
-республиканскими, краевыми и областными.
Председателем Федерации стал известный
турист, заслуженный мастер спорта
В.Д.Тихомиров.
05
– 3. Введение дисциплины «Туризм»
в учебные программы
То, что
развитие туризма – направление
очень выгодное и перспективное,
понятно не только на уровне государственной
внутренней политики (давно известно,
что в отдельных странах индустрия
туризма приносит в государственную
казну едва ли не большую часть
годового бюджета), но и среди молодежи,
обдумывающей решение всегда актуального
вопроса «кем быть?».
Сфера туризма и гостеприимства многолика,
она включает в себя множество профессий
и специализаций. По словам тех, кто много
лет проработал в этой сфере, профессиональным
поприщем специалиста в области туризма
может стать предприятие любой формы собственности,
относящееся к индустрии гостеприимства,
гостиничному хозяйству, ресторанному
бизнесу, культуре, шоу-бизнесу, сфере
бытовых услуг... Так что знающему и трудолюбивому
выпускнику трудоустройство по специальности
гарантировано.
В самой индустрии туризма также происходят
изменения. Еще совсем недавно в нее приходили
люди с базовым образованием, весьма далекие
по профилю от своей новой сферы занятости;
сейчас появилась соответствующая образовательная
ниша. Причем появилась она совсем недавно:
туризм в высшем образовании, как это ни
странно, – специальность относительно
молодая, в официальном перечне квалификаций
она появилась только в… 2004 г. Согласно
квалификационным стандартам, в ней «предусмотрены
специализации, связанные с технологией
и организацией операторских и агентских,
гостиничных, экскурсионных услуг и услуг
питания». Похожие специализации предлагают
многие известные школы туристического
и гостиничного бизнеса Европы, Австралии
и Америки.
Стоит сразу отметить, что образование
в сфере туризма может быть не только высшим.
В своих учебных планах заявляют его и
колледжи, и учебные центры: туризм – одна
из сфер деятельности, которая требует
притока специалистов всех уровней. |
|
|
Способность
«учиться всю жизнь» для специалиста
в области туристической индустрии
– главный залог успеха. В большинстве
вузов, специализирующихся на туристических
специальностях, успешно используется
модель непрерывного образования –
среднее (колледж) – высшее – курсы
повышения квалификации. .
Что же касается прямого поступления в
профильные вузы, стоит учитывать, что
туризм – популярная, востребованная
и… не очень «освоенная» государственными
вузами специальность. Поэтому бюджетных
мест на факультеты туризма не так много.
Зато ее с успехом осваивают частные вузы.
Первые курсы в большинстве вузов посвящены
знакомству с профессией. Студенты изучают
введение в туристский, гостиничный и
ресторанный бизнес.
Второй
«опорный пункт» – география: этот
предмет иногда включают даже во вступительные
испытания. С первого курса вводится
изучение таких дисциплин, как социально-экономическая
география, страноведение, география
туризма: будущему специалисту необходимо
уметь анализировать факторы, влияющие
на организацию отрасли, свободно ориентироваться
в особенностях размещения туристических
зон и центров.
Третье доминирующее направление подготовки
характерно практически для всех специальностей
– это изучение информационных технологий.
Профессиональные компьютерные программы
созданы для оптимизации практически
всех сфер деятельности. Гостиничный бизнес
и туризм – не исключение, и поэтому студенты
в обязательном порядке осваивают компьютерное
пространство, учатся работать в Интернете,
специализированных глобальных системах
бронирования, учебных версиях компьютерных
программ, разработанных специально для
нужд индустрии. |
|
|
Со
старших курсов, как правило, начинается
специализация. В каждом вузе их несколько
– на выбор: «менеджмент в туризме»,
«социально-культурный сервис и туризм»,
«гостинично-ресторанное дело» и
многие другие. Разумеется, от специальности
зависят и дисциплины подготовки,
хотя несколько компонентов присутствуют
в любой учебной программе. Среди
них – психологическая подготовка:
профессиональные тренинги и деловые
игры, где будущие специалисты
учатся выстраивать продуктивное общение
с клиентами, решать возникающие
проблемы, устранять конфликты и
т.д., занимают большое количество учебных
часов. Тренинги нередко проходят «в
реальном режиме»: в туристической
компании или в отеле.
Одно из самых востребованных направлений
подготовки в области туризма – менеджмент,
специализация «менеджер по туризму»
относится к числу наиболее привлекательных.
Основная задача такого специалиста –
подбор и создание тура: найти и предложить
объекты для ознакомления и отдыха, проложить
маршрут, подобрать отели, определить
транспорт, продумать программу…
В подготовке этих специалистов – о чем
говорит само название профессии – особую
роль играют управленческие дисциплины
– как общие, например, «маркетинг» и «управление
персоналом», так и ориентированные на
особенности специальности – «организация
въездного, выездного и внутреннего туризма»,
«управление качеством туристских услуг».
Работать непосредственно с клиентами
будут и выпускники специальности «социально-культурный
сервис и туризм»: многие из них выбирают
для себя профессию гида, сопровождающего
тургруппы. В подготовку таких специалистов
включены культурологические дисциплины
и организация экскурсионных услуг, ведь
первая задача гида – заинтересовать
клиента, рассказать ему о достоинствах
того или иного маршрута.
Экономические и управленческие дисциплины
занимают значительную часть учебного
плана спецподготовки по специальности
«гостинично-ресторанное дело»: «организация
деятельности гостиничного комплекса»,
«организация деятельности предприятия
общественного питания», «экономика ресторанно-гостиничного
бизнеса» и другие. Среди более узкоспециальных
дисциплин – «технологии и организации
обслуживания туристов», и «традиции и
кухни народов мира».
Главный акцент в обучении сделан на практику.
Как показывает опыт престижных заграничных
школ, практика и теория в подготовке специалистов
в сфере туризма должны распределяться
примерно поровну. На это соотношение
постепенно начинают ориентироваться
и отечественные программы подготовки.
Нередко практика студентов дополняется
стажировками за рубежом. Сотрудничество
в области туристического образования
обычно осуществляется либо по связям,
крепким еще со времен СССР (Куба, Болгария),
либо на популярных у россиян направлениях,
где русскоговорящий персонал без работы
не останется никогда (Турция, Египет,
Испания, ОАЭ…) В любом случае, слоган
профессионалов: «Ваш отдых – наша работа!»
всем, кто получает образование в области
туриндустрии, предстоит усвоить еще на
студенческой скамье. |
|
Список
использованной литературы:
- Александрова
А. Ю. Туризм и культурное наследие , - М.,2000
г.
- Александрова
А.Ю. Международный туризм. М., 2001.
- Античная
цивилизация.- М., 1973.
- Бардин К.В.
Азбука туризма, М., 1981.
- Биржаков
М. Б. Введение в туризм. М.-СПб., 2001.
- Булгаков
С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи; Интеллигенция
в России: Сб. ст. 1909-1910 – М.: Молодая гвардия,
1991, с.74.
- В. Г. Булатов.
– М.: Физкультура и спорт, 1987.
- Зорина Г.И.,
Ильина Е.И., Мошняга Е.В. и др. «Основы туристской
деятельности на Западе» - М.: Международный
спорт, 2002.
- Ильина Е.И.
«Основы туристской деятельности» - М.:
Проспект, 2000 г..
- Межвузовский
сборник научных трудов. - М., 1992. – С. 10
– 18
- Сапрунова
В.Б. Туризм. Эволюция. Структура. Маркетинг.
– М., 1998.
- Крючков
А.А. История международного и отечественного
туризма. М., 1999.
- Харрис Годфри,
Кац Кеннет Стимулирование международного
туризма в XXI веке. М., Финансы и статистика,
2000.
- Папирян
Г.А. Международные экономические отношения:
экономика туризма. М., Финансы и статистика,
1998.