История развития предприятий общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 06:35, реферат

Описание работы

Современная сеть предприятий питания, которой пользуется население, представлена различными типами: столовыми, ресторанами, кафе, закусочными, барами и др. необходимость различных типов определяется: разнохарактерностью спроса населения на различные виды питания (завтраки, обеды, ужины, промежуточные приемы пищи, бизнес-ланчи); спецификой обслуживания людей и во время коротких обеденных перерывов, и во время отдыха; необходимостью обслуживания взрослого населения и детей, здоровых и нуждающихся в лечебном питании.

Работа содержит 1 файл

История развития поп.docx

— 59.82 Кб (Скачать)

     В 1902 году Yllinois Bell основал предприятие  питания внутри завода.

     Корни службы питания при школах и госпиталях находятся в Европе:

     В 1849 году во Франции появляется первая программа обеспечения школьников завтраками.

     В 1865 году в Англии Victor Hugo открыл первую школьную столовую.

     В Америке (Нью-Йорк) первая школьная столовая была открыта в 1853 году. К 1910 году “penny lunch programs” были распространены практически  во всех начальных школах.

     Служба  питания в госпиталях существовала в той или иной примитивной  форме в течение нескольких веков. Но в 1854 году Florence Nightingale, реформатор профессии  медицинского ухода и первый больничный диетолог, ввела штатную единицу  сестры-диетолога в английском военном  госпитале в Scuturi (Турция) во время  Крымской войны. Это она подчеркнула  роль правильной диеты в период выздоровления  пациентов и положила начало научному подходу к лечению, уходу и  питанию в больницах и госпиталях. 

     1.4. XX век

     В двадцатом веке индустрия предприятий общественного питания достигает расцвета. Лидерами в этой области остаются США и Европа.

     В 1921 г Уолтер Эндерсон и Билли Ингрэм основали сеть гамбургерных закусочных, которую они назвали White Castle (Белая  крепость). Это название они выбрали  потому, что белый цвет символизирует  чистоту, а крепость - основательность  и надежность. Белые оштукатуренные стены закусочных сразу привлекли  к себе внимание, хотя за ними посетитель мог увидеть лишь небольшое помещение  с несколькими стульями, да плиту  со сковородками для поджаривания гамбургеров. От клиентов не было отбоя, и за следующих 10 лет сеть White Castle расширилась до 115 заведений.

     В 1925 году Clarence Birdseye разработал метод  замораживания некоторых блюд и  продуктов и к 1950 году большое  число компаний начали производить  замороженную продукцию.

     В 1927 г. вместе со своей женой Уиллард  Марриотт начал продавать пиво A&W Root Beer в киоске, который он сам  построил, в Вашингтоне, столице  страны. Однако этот бизнес шел вяло, особенно когда наступали холода, поэтому Марриотт решил добавить в ассортимент киоска горячие блюда и переименовал свой киоск в Hot Shoppe (горячие блюда на продажу). Идея сработала, и к тридцати годам Марриотт стал миллионером.

     В 1927 г. открылась первая придорожная  закусочная Hot Shoppe and root beer, принадлежавшая компании Marriott. Примерно в это же время по всей Америке начали создаваться  рестораны быстрого обслуживания и  заведения, в которых проезжающие  обслуживались, не выходя из своей машины. Эти заведения получили название «драйв-ин» (drive in — заезжай во двор), и автомобилисты назвали этот способ обслуживания «car hopping» (вскакивание  на подножку): чтобы принять заказ, официант вскакивал на подножку автомобиля. Драйв-ины стали неотъемлемой частью американского образа жизни и  одним из излюбленных мест для  общения.

     После краха биржи в 1929 г. и Великой  депрессии Америка начала приходить  в себя лишь к середине 30-х годов, находя утешение в элегантной роскоши  обедов «а ля Фред Астер». В 1934 г. открылся ресторан The Raim Room. Этот шикарный ресторан боролся за возвращение Нью-Йорку  репутации столицы богатства  и роскоши.

     В 1937 г. открылся ресторан Trader Vic's. Хотя идея его создания была заимствована у  другого ресторана, известного под  названием Beachcomber, он имел большой успех, привлекая элитную публику своим  полинезийским колоритом. Владелец ресторана Вик даже изобрел новый  экзотический коктейль, который назвал «май-тай», который приобрел большую  популярность у посетителей.

     Среди посетителей Всемирной ярмарки 1939 г. ресторан Le Pavillion France пользовался  такой известностью, что позднее  ресторан с аналогичным названием  открылся в Нью-Йорке.

     В 1959 г. в Америке открылся первый элегантный ресторан, не подражающий французским  образцам, — Four Seasons. Он вобрал в себя весь предыдущий опыт ресторанного дела, и все в нем, от просторного  помещения до столовых аксессуаров, создавало ощущение гармонии.

     Ресторан Four Seasons отличался от других своим  сезонным меню (об этом говорит и  его название), современной архитектурой и внутренним интерьером, воплощающим  тему искусства. Его создатель Джо  Баум понимал, что люди ходят в ресторан не только поесть, но и пообщаться друг с другом. Рестораны существуют для того, чтобы их посетители получали удовольствие от того и другого, и мерой успеха ресторана может служить только один фактор — насколько хорошо он удовлетворяет эту потребность в удовольствиях.

     В настоящее время Four Seasons владеет и управляет сорока одним отелем и продолжает строить планы развития гостиничного и ресторанного бизнеса в разных странах мира.

     60-е  года 20 века могут быть с уверенностью  названы эрой готовых блюд. Основная  цель ученых и поваров —  создать готовые блюда в упаковке (охлажденные или замороженные), которые могут быть быстро  приготовлены относительно неквалифицированными  работниками при достаточно высоком  качестве пищи.

     Наибольшее  распространение получили предприятия  быстрого обслуживания, в том числе  предприятия типа Drive-in, Drive through, “help yourself”, take away, а также предприятия  питания в прачечных, гастрономах  и т.д. и службы доставки обедов на дом или в офис (кейтеринг).

     Концепцию ресторана быстрого обслуживания создал Рэй Крок (1902-1984). Эта концепция  включала: быстрое обслуживание, чистое и уютное помещение и недорогая  еда. Простота блюд сочеталась с прекрасным обслуживанием. Девизом Крока был: «Качество. Сервис. Чистота. Стоимость», так называемый стандарт QSCV (Quality, Service, Cleanness, Value).

     В 70-е и 80-е годы двадцатого столетия в связи с появлением новых  тенденций в образе жизни и  питании происходят изменения в  меню ресторанов. Они переходят к  более легкой и полезной пище, рекомендуемой  диетологами. Усиленно развиваются  предприятия общественного питания  в школах и колледжах, медицинских  учреждениях, на фабриках и заводах, в офисах, а также на транспорте. 

     Глава 2. История развития предприятий общественного питания в России

     На  Руси приготовление пищи долгое время  было делом сугубо семейным. Ведала им как правило наиболее старшая  по возрасту женщина в семье. Профессиональные повара впервые появились при  княжеских дворах, а затем уже  — в монастырских трапезных.

     Приготовление пищи на Руси выделилось в отдельную  специальность в 11 веке. В рассказе Лаврентьевской летописи (1074 г.) говорится  о том, что в Киево-Печерском  монастыре была целая поварня  с большим штатом монахов-поваров. У князя Глеба был старейшина поваром по фамилии Торчин, первый из известных нам русских поваров.

     Характер  приготовления блюд русской кухни  в значительной мере обусловлен особенностям русской печи, которая в качестве очага столетиями (с 14 века) верно  служила и богатому, и простому народу. Блюда готовили в горшках  и чугунках, жарили рыбу и птицу  крупными кусками, было много запечных, тушеных и запеченных блюд.

     Вот что пишет о традициях и  нравах 17 века чиновник полиции нравов Пантелей Рубашкин: «В те времена русские  славились своим хлебосольством, особенно в удалении от больших городов: проезжего или прохожего приглашали к себе в дом, чтобы накормить  и успокоить его по возможности. За хлеб-соль денег не брали. Наоборот, хозяева обижались, если гости ели  мало. Подчивание сопровождалось постоянными  поклонами и чествованиями. По данному  поводу ходила пословица «Хлеб-соль разбойника побеждает».

     В России первые попытки создать кулинарный словарь относятся к концу XVIII — началу XIX века, что объясняется общим влиянием французской культуры, проникавшей в разном виде во все страны Европы после Французской революции 1789 г.

     Стремление  дать российским помещикам какое-то руководство для ориентации в  иностранных кушаньях, привнесенных в Россию в течение всего XYIII в., а также облегчить контроль за качеством изделий, расходом продуктов  и вкусом новых блюд, изготовляемых  как иностранцами, так и доморощенными  поварами, вызвало появление «Словаря поваренного, приспешничьего, кондитерского  и дистилляторского, содержащего  по азбучному порядку подробное  и верное наставление к приготовлению  всякого рода кушаний из французской, немецкой и голландской, испанской  и английской поварни». (Москва, 1795-1797 гг.) Составителем этого словаря  был тульский помещик В.А. Левшин (1746-1826). Словарь состоял из 6 томов  в среднем по 460 страниц в каждом и был, по сути, соединением переводов  нескольких иностранных поваренных книг с присоединением описания «русской поварни», то есть блюд русской, белорусской  и украинской кухонь, которые бытовали в то время на Руси. Приспешник — русское наименование помощника главного повара на больших кухнях или вообще повара второго разряда, который не имел права самостоятельно приготавливать некоторые блюда (в основном праздничные, парадные и десертные). Он практически руководил персоналом кухни, следил за выполнением ими своих обязанностей, за получением провизии, а также за состоянием посуды и другого кухонного оборудования. В его обязанности также входило приготовление всех бульонов, очистка и разделка мяса, рыбы и овощей к приходу главного повара, который уже их этих полуфабрикатов окончательно готовил блюда, заправлял супы и руководил лично декоративной отделкой блюд. В русской кухне XIX века в крупных ресторанах, в придворной кухне приспешниками были исключительно русские повара, а главными поварами, или, как их тогда называли — метрдотелями, были французы, австрийцы, итальянцы. Другими должностями кухонных работников были: ключник (почти всегда русский), ключница (только русская, местная) — в их обязанности входило приготовление и хранение солений, квашений и мочений; погребщик, или кравчий — ведал напитками, особенно алкогольными.}

     В 1800 г. в Москве был издан еще  один кулинарный словарь Панкрата Сумарокова под названием “Источник здравия, или Словарь всех употребительных  снедей, приправ и напитков, из трех царств природой извлекаемых”. Эта  книжка открыла в русской кулинарной литературе «новое» направление, в  основе которого были «полезность» или  «вредность» блюд, и все питание  рассматривалось не в кулинарном плане, а «касательно сохранения здоровия и врачевания болезней», как  заявлял сам автор. Следует только отметить, что в большинстве случаев  Сумароков исходил не из подлинных  свойств продуктов, а использовал  веками бытовавшие религиозные воззрения, суеверия, привычки или заблуждения, что в последствии стало удобным  руководством для шарлатанов и способствовало укоренению многих неверных и нелепых  представлений о том или ином продукте питания или напитке. Тем  не менее, его можно назвать первым выразителем идеи о здоровом, рациональном питании.

     На  формирование русской кухни оказывали  влияние культурные обмены с соседними  народами. Огромное влияние на богатые  дома оказала французская кулинарная школа. Настоящей революцией на нашей  кухне стало появление нового очага — плиты, пришедшей к  нам из Голландии при Петре I. Вместе с плитой появилась и наплитная  посуда с кухонным инвентарем.

     Огромную  роль в развитии отечественной кулинарии  сыграли трактиры и рестораны, в  которых в 19-20 веках сформировалась русская кулинарная школа.

     Кабак — в старину питейное заведение.

     Постоялый двор — трактир с местами для ночлега и двором для лошадей.

     Трактир [от лат. Tracto — угощаю] — первоначально гостиница с рестораном, позднее — ресторан низшего разряда.

     Харчевня — трактир низшего разряда, закусочное заведение с дешевыми и простыми кушаньями.

     Конец XIX и начало XX в. — расцвет ресторанного дела в России. Становится модным выписывать из Франции поваров, причем сразу  нескольких, т.е. для приготовления  каждого вида блюд. В ресторанах и трактирах выступали венгерские, цыганские, русские хоры. Популярны  также были развлечения: бильярд, петушиные  бои и др. При этом знаменитые трактиры мало чем отличаются от ресторанов. Главное отличие — кухня (в  ресторанах — французская, в трактирах  — русская и обязательно чай).

     Обслуживающий персонал в ресторанном деле в  России был разным: в ресторанах официанты — во фраках и белых  перчатках (как правило, татары, как  непьющие мусульмане), в трактирах  — половые (из крестьян) в белых  фартуках. Рестораны и трактиры в  России постепенно преобразовались  в своего рода клубы: определенный ресторан или трактир посещали люди одной  профессии. Таким образом, рестораны  и трактиры превратились не столько  в места питания, сколько стали  частью образа жизни людей.

Информация о работе История развития предприятий общественного питания