История развития и современное состояние туристической индустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:57, доклад

Описание работы

В словарях и энциклопедиях можно найти такие определения терминов «международный бизнес» и «туризм»:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС — предпринимательская деятельность, в которой совместно участвуют фирмы разных стран и используется международный капитал (Современный экономический словарь).

Работа содержит 1 файл

Межнар. тур. бизнес.doc

— 125.50 Кб (Скачать)
 

История развития и современное  состояние туристической  индустрии 

Введение

   В словарях и энциклопедиях можно найти такие определения терминов «международный бизнес» и «туризм»:

   МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС — предпринимательская деятельность, в которой совместно участвуют фирмы разных стран и используется международный капитал (Современный экономический словарь).

     ТУРИЗМ - отрасль хозяйства, связанная с организацией туристических поездок и  обеспечением туристов необходимой инфраструктурой (транспортными средствами, питанием, культурно-бытовыми услугами.

   Туризм  является особой разновидностью отдыха, который возникает и развивается в процессе роста у людей возможности переезжать из одних мест в другие. Он удовлетворяет естественное стремление людей к не только пассивному, но и активному отдыху, который связан с личным знакомством со знаменитыми памятниками природы, истории и культуры, с обычаями и традициями разных народов (Энциклопедия «Кругосвет»).

   Исходя  из этих определений, можно трактовать МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС как предпринимательскую деятельность, в которой совместно участвуют представители разных стран со своим капиталом, и которая направлена на организацию туристических поездок и  обеспечение туристов необходимой инфраструктурой.

   В последние годы все более усиливается  значение туризма в жизни современного общества. Этому способствуют рост доходов населения, увеличение количества свободного времени, все большая открытость регионов и другие факторы.

   Туризм  в последнее время превратился в уникальную крупномасштабную мировую индустрию, а туристические ресурсы становятся важнейшей частью национального богатства многих стран. 

   

   1.Возникновение  туризма.

   Становление  туристического  бизнеса

   Считается, что первым" вынужденным туристом" был еще прародитель Адам, которого Господь изгнал из Рая, и которому пришлось перемещаться   в другие регионы в поисках места обитания. При расселении человечества по планете, людьми совершались путешествия, что является необходимым  условием туризма. Использование орудий труда и общее добывание  пищи объединяют людей в общины. Довольно ограниченная территория проживания общины предопределяет необходимость исследования близ лежащих  и отдаленных территорий для поиска наиболее удобных и благоприятных мест для жилья, охотничьих  и рыболовецких районов, лесов и лужаек для сбора плодов и  т.п..

   Около 200лет до н.э. ,во времена Римской империи, римляне начали  свои  завоевательные походы, путешествуя на кораблях, лошадях, колесницах либо  пешком. Зажиточные римляне отправлялись     в Египет и Грецию: к местам купания, поклонение и морских курортов. Римские путешественники интересовались историей и религией, посещали греческие храмы, ездили в фургонах, запряженных мулами. Они посещали Египет, чтобы увидеть пирамиды, которые привлекают и современных туристов.

   Кроме ежедневных нужд, начинает действовать и простое человеческое любопытство. Немалую роль здесь сыграло развитие языка. Рассказы охотников и разведчиков  о чужих землях, неизвестных берегах и долинах, реках и озерах толкали наиболее любознательных и активных  членов общины на стихийные  или быстро  спланированные экскурсии и походи. Процесс познания окружающей среды тесно связан с  путешествиями. Однако говорить о какой –то системе в  организации подобных походов пока еще не приходится.

   Раздел  общества на свободных и рабов, развитие товарно-денежных отношений, разделение труда и появление лиц, незанятых или частично занятых в общественном производстве и управлении ,развитие торговли, искусства и общей культуры - это главные из множества факторов, которые побуждали людей к поездкам и путешествиям. Развитие обмена и торговых связей требовало достоверной и подробной информации о других странах , их населении и обычаях.

   Развитие и рост городов, углубление процесса специализации  труда, рост взаимозависимости города и села влияют на состояние и эволюцию туризма. Возрастает количество людей, которые имеют желание и возможность заниматься туризмом. Увеличивается поток городских  жителей, которые хотят провести свое свободное время за городом. Ярмарки привлекают жителей  окружающих  мест и торговцев из далеких и ближних городов и сел, в такой  форме развивая деловой туризм.

   Несмотря  на развитие направлений,  расширение целей и строительство специальных объектов для отдыха, лечение, развлечений, паломничества, туризм еще не приобрел коммерческую направленность. Коммерческие мероприятия   отдельных лиц или  учреждений, которые помогают провести свободное время, совершить религиозные обряды или подлечиться ,остаются  разрозненными, организацией таких мероприятий практически  никто  не занимается. Туризм существует, но областью целенаправленной коммерческой деятельности еще не является.

   Значительное влияние на туризм имеет религия. Огромное количество людей ввязывается  в религиозные войны, выступает в походы под флагами церкви. Возвратившись домой, они  рассказывают  о чужих странах и краях; очень часто бывшие воины становятся путешественниками, идя от  поселения к поселению  и рассказывая  о своих впечатлениях, зажигают сердца многих людей.

   Вместе с тем церковь путем ограничений и запретов совершает определенные препятствия для путешествий. Несмотря на разные цели походов и  путешествий,  все они объективно расширяли географические знания людей.

   В эпоху Средневековья преобладали религиозные путешествия. Религиозные убеждения заставляли миллионы людей направляться к своим святыням: мусульман- в Мекку, христиан -в Иерусалим и Рим, остальных  верующих в другие места поклонения. Большинство путешествующих останавливались в  монастырях, оставляя там пожертвования. Можно сказать, что первую гостиничную систему создала церковь.

   Крестовые   походи, которые  начались  в 1095г.и  длились  почти  200 лет, также привели к  массовому перемещению людей, стимулируя культурный обмен.

   Расширение торговых и культурных связей, географические  открытия, что  раскрывали  границы  неизвестного, заставляли  людей  передвигаться, а так же, познавать окружающий мир.

   Началом  второго этапа развития туризма, его становлением  как бизнеса можно  считать 1841г. Именно тогда англичанин Томас Кук организовал  первое коммерческое туристическое путешествие  из Лейстера  в Лафборо, в которой приняли участие 570 членов общества трезвости. В 1847г. он создал туристическое     общество, которое  распространяло билеты(путевки)не только в Англии, а и за ее пределами .В 1863г. Т.Кук  организовал большое путешествие англичан в Швейцарию, а в 1868г.-в Северную Америку.

   Найдя  новую  перспективную   рыночную нишу  для  применения своих сил, Т.Кук  активно  начал  развивать  это  новое  направление  бизнеса. Он понял, что, объединив  перевозка  пассажиров и размещение их в отелях, можно получать  немалые прибыли. Он первым предложил туристам  комплекс  услуг: транспорт,  ночлег,  быт и развлечения, а также создал специфический туристический  продукт-тур,  заключив  соглашения  с железнодорожниками и пароходными компаниями  ,  отелями и ресторанами  на обслуживание  туристов.

   В след за Т.Куком идею подхватили многие  предприниматели  из наиболее  индустриально развитых европейских стран, где в 40- 50-те года XІХ ст.начали  открываться первые  туристические  бюро.

   Рост  туристической активности  прервала  Первая мировая война. Лишь после ее окончания начался новый этап в развитии международного туризма- этап  индустриализации.

   Коммерческая направленность деятельности туристических фирм на этом этапе дала основания считать туризм областью бизнеса. Исследование многих аспектов, связанных с привлечением и обслуживанием туристов- от планирования и подготовки маршрутов к строительству специализированных  комплексов,  от работы с клиентам и к развитию  инфраструктуры отдельных  регионов, разрешает отнести туризм к  современной  индустрии  отдыха, лечение, развлечений,  бизнеса.

   Сформированная  на этом этапе туристическая индустрия- это система производственных ,транспортных, торговых, сервисных предприятий  и средств размещения, которая предназначена для удовлетворения  спроса  на туристические товары и услуги, подготовку кадров и процесс производства, реализации потребление туристического продукта на  основе использования  естественных  богатств, материальных и духовных ценностей   общества.

   Оказывал содействие развитию туризма в 20-30 х годах XX ст. бурное развитие и новых видов транспорта- автомобильного и авиационного.

   Однако этот период характеризуется и рядом факторов, которые тормозили развитие  туризма,  в частности международного. Это, прежде  всего, мировой экономический кризис 1929-1933гг. Объем международного  туризма резко сократился с началом Второй  мировой войны.  Вся Европа лежала в руинах, надо было восстанавливать дороги, железные  дороги,  электростанции, вокзалы, отели т.п..

   После Второй мировой войны социальные изменения и технический прогресс, оживление  научно-технического, торгового, экономического, культурного, экологического и другого сотрудничества между странами практически всех континентов значительно  ускорили  развитие  туризма. В 1950г. количество  иностранных  туристов, зарегистрированных во  всем мире ,превысила  довоенный  уровень  и достигла  25млн человек. Международная интеграция, расширение международного разделения труда, открытие границ, обеспечение более легкого доступ в другие страны, развитие транспорта и связи, повышение уровня жизни у значительной части общества  были  общими тенденциями  развития.

   Росту популярности туризма оказывало  содействие телевидение. Оно дало людям возможность, не выходя из дома,  знакомится с интересными местами, и это вызвало в них желание увидеть  все  собственными  глазами.

   В  начале 60-годов  XXст. туризм стал в самом деле международной индустрией. Начался  этап  глобализации  международного  туристического бизнеса. В первой половине 60-годов XXст. за границу каждый год выезжало до 70млн туристов . В середине 90 -  х XXст.  их было уже 500 млн. Начали появляться курорты для местных и  иностранных гостей. Туристическая индустрия начала давать прибыли даже тем областям хозяйства, которые непосредственно не были с ней связанные. Создание  новой индустрии  и появление большего количества людей, которые имели желание, свободное время и средства для путешествий, обусловили быстрое  развитие международного туризма. Основным признаком этого этапа можно назвать выделение его в самостоятельную составляющую сферы услуг. В условиях роста психологических нагрузок, интенсивности жизни людей в индустриально развитых  странах туризм  действует как  эффективное  средство  рекреации. Из  предмета роскоши он  становится  необходимостью населения  высокоразвитых индустриальных стран. В конце XX ст. наблюдается увеличение спроса на туристические  услуги среди людей среднего и ниже среднего достатка. Это еще в большей мере  дифференцировало туристический рынок,  при этом привело к созданию  еще большего  разнообразия туристического  продукта,  рассчитанного на людей с разным материальным  положением, разными интересами, целями  и требованиями к уровню сервиса.  К  этому  периоду принадлежит создание больших  транснациональных  компаний.

   В  настоящее  время  около 100млн человек во всем мире занятые в туристической индустрии. Они обслуживают приблизительно полмиллиарда людей в год, причем и эта цифра  каждый  год  возрастает.  Если взять за базовый 1950г., когда только организованными на коммерческой основе турами было охвачено 25 млн. человек, то  можно наблюдать рост количества лиц, охваченных туристским оборотом:1960г.-туристов  стало в 2,8 раза больше, 1980г.-в10раз, 1990г.-в18раз,  2000г.-в 28 раз больше, чем 1950г.

   Сегодня  от туризма определенной мерой зависит  экономика более как 125 стран. Развитие малых и средних центров обслуживания туристов есть одним из факторов  уменьшения бедности, так как дает возможность создавать новые рабочие места и оказывает содействие росту экологической, культурной и социальной образованности.

   Итак, развитию  туризма в мире способствовали политические, экономические, технические, культурологические и социальные факторы. Интенсивное развитие туризма наблюдается в странах с  благоприятной внутренней и внешней политикой, стабильным  экономическим развитием, высоким  уровнем  культуры,   социальной  поддержкой  граждан.  

   . 

   2.  Факторы   развития  международного  туризма

   В  XXІ ст.  международный  туризм развивается под влиянием факторов, присущих именно индустрии гостеприимности и туризма ,а также таких факторов  внешней  среды,  как   политика  и  право, экономика и финансы, культура, социально-демографические  изменения, развитие торговли, транспорта, инфраструктуры и научно-технического прогресса.

   Политика и право .В  зависимости  от политики  государства,  ее  отношение к туризму вообще туристические ресурсы используются с разной степенью интенсивности. Когда государство заинтересовано в развитии туристической области,  это проявляется в общей концепции приоритетного развития туризма, в законодательных и нормативных актах, которые стимулируют и регулируют развитие туризма, а также в финансово-экономической поддержке развития туристической инфраструктуры, строительстве отелей и развития индустрии гостеприимности.

   Безопасность  путешествия.  С ростом объемов туризма все  большей актуальности приобретают вопросы безопасности. Туристы ожидают от руководства стран, которые заинтересованы  в приеме иностранных  гостей, осуществления соответствующих мер гарантирующих безопасность их  жизни и  здоровья в местах  отдыха,   размещения и во  время транспортных перевозок.

Информация о работе История развития и современное состояние туристической индустрии