Исторические этапы развития и современное состояние туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:43, доклад

Описание работы

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Этапы развития туризма в России:………………………………………….5
2.1. просветительский период (до 90-х г.г. XIXв.)…………………….…5
2.2. предпринимательский период (1890-1917г.г.)………………………7
2.3. туристско-экскурсионная работа в 1917-1930г.г……………………8
2.4. организационно-централизованный период (1930-1970г.г.)……...10
2.5. административно-нормативный период (1970-1990г.г.)………...…12
2.6. переходный период (с 1990г.)…………………………………………14
2.7. современное состояние российского туристского рынка………..…14
3. Заключение……………………………………………………………...…...17
4. Список использованной литературы………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

экономика туризма и гх.docx

— 41.82 Кб (Скачать)

       С целью развития молодёжного международного туризма в июне 1958г. образовалось международное молодёжное бюро "Спутник". Бюро занималось вопросами обмена молодёжными группами СССР с другими странами. Однако в период с 1960 по 1970 года в зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан СССР.

       В начале 1960-х годов стала активизироваться туристская деятельность. Поэтому организовывались Советы по туризму, которые разрабатывали и осваивали туристские маршруты.

       Во многих крупных городах создавались бюро путешествий и экскурсий, работавшие первоначально только с арендованными транспортными средствами (автобусами, поездами, теплоходами).

       С 1960-х годов получил распространение туристско-экскурсионный отдых в выходные и праздничные дни, организовывались железнодорожные путешествия. Все виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и профсоюзов.

       Т.о., туристские путешествия организационно-централизованного периода стали одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.

       Развитием плановых туристских путешествий занимался Центральный совет по туризму и экскурсий. Он выпускал путёвки на маршруты, имеющих статус Всесоюзных. Маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и областных советов по туризму и экскурсиям, относились к местным.

       В 1960-е годы профсоюзными туристско-экскурсионными организациями  были разработаны  линейные, кольцевые и радиальные маршруты.

       Плановые маршруты, начинающиеся в одном городе и заканчивающиеся в другом, носят название линейных. Если  маршрут начинался и заканчивался в одном и том же месте, он назывался кольцевым.

       Много плановых маршрутов относилось к радиальным, когда туристы весь период отдыха находились на одной и той же базе, в туристской гостинице или пансионате, совершая экскурсии и непродолжительные походы с ночёвками туристских приютах.

       Наряду с плановым туризмом развитие получил самодеятельный туризм, который организовывался туристской группой по маршрутам, разработанным самими участниками, начиная от несложных походов выходного дня до спортивных походов высших категорий сложности.

      Также существовали маршруты с активными способами передвижения: пешеходные, лыжные, водные, велосипедные, конные.

       Кроме восстановления разрушенного войной туристского хозяйства, развития различных видов туризма организационно-централизованный период также характеризуется следующими чертами:

" создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря);

" лимитирование внешнего  (выездного) туризма. 

АДМИНИСТРАТИВНО-НОРМАТИВНЫЙ  ПЕРИОД

(1970-1990г.г.)

       Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.

       Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели  таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.

       С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми.  Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах.

       Центральный совет по туризму и экскурсиям  (так он стал называться с 1969г.) открыл Центральные туристские курсы повышения квалификации туристско-экскурсионных работников и Центральное рекламно-информационное бюро "Турист", которое выпускало методическую литературу по туризму и экскурсионному делу. Огромное внимание обращалось на благоустройство действующих туристских гостиниц, баз, кемпингов.

       Туристско-экскурсионное дело превратилось в крупную отрасль обслуживания населения, прочно вошло в быт советских людей. Получили развитие маршруты для родителей с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные.

       В октябре 1980г. в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС  "О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране" были определены следующие задачи: создание комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия, расширение объёмов туристского обслуживания граждан, т.к. их растущие потребности удовлетворялись не в полной мере, создание туристской индустрии, повышение качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых услуг

       В перспективных планах строительства предпочтение отдавалось крупным туристским комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги, приюты, предприятия общественного питания, магазины для продажи сувениров, курортных и спортивных товаров.

       Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах.

       В период 1980-1992г.г. постепенно росла материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных городах страны ("Измайлово" и "Салют" в Москве, "Турист" в Пскове, "Велинград" в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания - семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.

Основными чертами  административно-нормативного периода  являются:

" развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;

" распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);

" создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;

" создание научной основы изучения туризма. 

ПЕРЕХОДНЫЙ  ПЕРИОД (С 1990г.)

       Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

Особенности переходного  периода:

" переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);

" формирование туристского рынка на основе новых законов;

" использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях;

" изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры,  развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)

" невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);

" возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;

" рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга. 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО  ТУРИСТСКОГО РЫНКА

       Формирование российского туристского рынка началось с 1990г. Одновременно шло три процесса:

1. распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;

2. создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;

3. модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

       На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в  страны  бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

       Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

       Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:

" новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);

" упрощение порядка выезда;

" расширение внешних деловых контактов;

" увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;

" доступность цен на выездные туры;

" большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).

       Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства  туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

       Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры ("Золотое кольцо", Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

Приоритетные  направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего  туризма:

" нестабильность внутренней политики;

" несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);

" несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;

" завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;

" несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;

" недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;

" отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.

       Однако в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается  поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и  зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В заключение, хочется сделать несколько выводов по специфике развития туризма в России.

       Этапы развития туризма в России были обусловлены историческими, экономическими, политическими, культурными аспектами.

1. Первые путешествия, совершаемые с утилитарными, познавательными, политическими и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, народах, а также знакомили с достижениями их культуры. Последующие туристские передвижения первоначально носили экскурсионно-познавательный характер: горные восхождения, пешие прогулки, походы, путешествия за границу.

Информация о работе Исторические этапы развития и современное состояние туризма