Исследование туристского продукта и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:14, реферат

Описание работы

В последние десятилетия международный туризм сделал гигантский рывок, превратившись в одну из самых крупных и высокодоходных отраслей мирового хозяйства. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Международный туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, выступая катализатором социально-экономического развития. Он обеспечивает занятость более 250 млн. человек, то есть каждого восьмого работника в мире.

Работа содержит 1 файл

Гостиничное дело.docx

— 28.28 Кб (Скачать)

Гостиничное дело

 Современное состояние  и развитие индустрии гостеприимства

Современные тенденции  развития индустрии гостеприимства

 В последние  десятилетия международный туризм  сделал гигантский рывок, превратившись  в одну из самых крупных  и высокодоходных отраслей мирового  хозяйства. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 5% всех  налоговых поступлений и треть  мировой торговли услугами. Международный  туризм оказывает огромное влияние  на такие ключевые секторы  экономики, как транспорт и  связь, торговля, строительство,  сельское хозяйство, производство  товаров народного потребления,  выступая катализатором социально-экономического  развития. Он обеспечивает занятость  более 250 млн. человек, то есть  каждого восьмого работника в  мире.

 При всем впечатляющем  росте индустрии гостеприимства  именно качественные сдвиги в  туристском спросе и предложении  определяли развитие международного  туризма в последние десятилетия.  В середине 80-х гг. в туристском  спросе западноевропейских государств проявились новые тенденции. Они были обусловлены рядом факторов экономического и социального порядка, а также изменениями в психологии современного человека. Решающее влияние на структуру туристского потребления оказало ухудшение экономической конъюнктуры. Кризис, охвативший индустриально развитые страны, сопровождался резким падением покупательной способности населения.

 Перемены в социальной  сфере, связанные с ухудшением  экономической конъюнктуры, в  свою очередь, сказались на  характере туристского спроса. Был  снижен возраст выхода на пенсию, удлинен отпускной период, сокращена  рабочая неделя и введен гибкий  график работы. Эти меры, направленные  на сглаживание сложившихся диспропорций  на рынке труда, одновременно  способствовали увеличению фонда  свободного времени населения  и расширению круга потенциальных  потребителей туристских услуг.

 Наконец, современный  характер туристского спроса  складывается под воздействием  субъективных факторов. С появлением  новых ценностей в психологии  человека происходят глубокие  перемены. Они обусловлены следующими  моментами: более свободным, непосредственным  самовыражением и самоутверждением  личностью своих физических и  духовных данных; пересмотром отношений  с другими индивидуумами, социальными  группами и учреждениями; формированием иного отношения к природе.

 Рассмотренные  факторы определили глубокие  сдвиги в туристском потреблении.  С увеличением объема свободного  времени на фоне ухудшения  общеэкономической ситуации в  рекреационном поведении населения  обнаруживаются две главные тенденции  - дробление отпускного периода  и рост непродолжительных поездок.  В начале 80-х гг. в Австрии и Великобритании свыше 20% населения выезжали на отдых летом и зимой, а 10% отправлялись в путешествия три и более раз в год. Аналогичная ситуация сложилась в Италии, Германии, других развитых странах Европы.

 Туры стали менее  продолжительными, но более частыми.  В западной литературе это  явление получило название "путешествия  с интервалами", которые пользуются  спросом в течение всего года  с некоторым оживлением в апреле, сентябре-октябре и феврале, помогая  решить одну из самых острых  проблем туристской отрасли - сгладить сезонную неравномерность  в работе предприятий транспорта, размещения, общественного питания.

 Другая тенденция  - расширение туристского спроса  пожилых людей. На первый взгляд, туризм лиц старше 55 лет может  показаться парадоксом, так как  выход на пенсию и обеспечивает  заслуженный отдых. Однако углубленное  изучение потребностей разных  возрастных групп населения свидетельствует,  что такая проблема не только  существует, но стоит очень остро.  В отличие от занятой части  населения, для которой туризм - это отдых, позволяющий отойти  от повседневных забот и восстановить  свою работоспособность, для пенсионеров,  располагающих значительным свободным  временем, турпоездка - форма активного образа жизни. Данное обстоятельство, в частности, объясняет наличие туристского рынка лиц старшего возраста - "туризм третьего возраста".

 Наконец, коренные  изменения происходят в стиле  отдыха. Пассивное времяпрепровождение  на пляже, хотя и остается  наиболее распространенной формой  проведения отпуска, все в меньшей  и меньшей степени отвечает  процессу растущей диверсификации  индивидуальных запросов. На смену  "трем S" море-солнце-пляж (Sea-Sun-Sand) постепенно приходит формула "три L" национальные традиции-пейзаж-досуг (Lore-Landscape-Leisure). Она наилучшим образом соответствует новым ценностям, которые утверждаются в психологии человека и получают выражение в поведении и мышлении современного туриста.

 Последние десятилетия  в секторе туризма были отмечены  углублением специализации, нарастанием  процессов концентрации производства, переходом на новые технологии. В туризме, как и в других  отраслях экономики, специализация  стала важным принципом организации  работы предприятий. Среди многих  направлений деятельности фирма  выделяет для себя главные,  концентрируя на них основные  усилия. Эти направления специализации  соответствуют определенным сегментам  туристского рынка, состоящим  из групп людей с отличительными  характеристиками: демографическими, психографическими, поведенческими и др.

 По мере углубления  специализации сегментация рынка  становится все более и более  детализированной. Компании прибегают  к самым разным методикам, чтобы  повысить однородность выделяемых  секторов. В гостиничном хозяйстве  отели все больше делают ставку  на конкретные секторы рынка.  Часть их специализируется на  обслуживании транзитных пассажиров  с низким и средним уровнями  доходов. Многие отели выбирают  в качестве целевого сегмента  деловых туристов.

 Наряду со специализацией  современная индустрия туризма  характеризуется нарастанием процессов  концентрации, централизации производства  и капитала. Концентрация протекает  крайне неравномерно в разных  отраслях, на отдельных предприятиях, в странах. В отличие от отраслей  материального производства, где  еще на рубеже XIX-XX вв. доминирующее  положение получили крупные предприятия,  в туризме этот процесс начался  сравнительно недавно, только  в 70-х гг. Однако он проходит  очень бурно, охватив все секторы  туристской индустрии. В сфере  размещения и общественного питания  сформировались гигантские гостиничные  и ресторанные цепи; среди турфирм  выделился ряд туроператоров, установивших контроль над основными рынками сбыта туристского продукта, а рынок воздушных перевозок оказался поделенным между ведущими авиакомпаниями мира.

 Концентрация производства  в туристской индустрии осуществляется  двумя путями: внутренним и внешним.  В первом случае укрупнение  происходит в рамках отдельной  хозяйствующей единицы вследствие  капитализации прибыли (внутреннего  роста). Во втором случае экономическая  власть у монополистического  образования сосредоточивается  в результате сотрудничества (кооперации) или объединения (слияния) широкого  круга предприятий.

 Объединение или  слияние компаний может идти  по трем направлениям: горизонтально,  вертикально и по диагонали.  Соответственно различают три  вида концентрации (интеграции). Горизонтальная  концентрация имеет место при  объединении предприятий, находящихся  на одной ступени технологического  процесса, выпускающих одинаковую  продукцию или оказывающих аналогичные  услуги. Компании могут сотрудничать  на временной или постоянной  основе, а также создавать новые  совместные фирмы. Примером горизонтальной  интеграции в туризме служит  объединение отелей в гостиничные  цепи.

 В настоящее  время в Северной Америке и  Европе насчитывается свыше 3 тыс. гостиничных цепей с числом  членов не менее десяти в  каждой. Рейтинг крупнейших из  них регулярно публикует журнал "Hotels". Он выделяет три типа гостиничных цепей: корпоративные компании, компании по управлению гостиницами и объединения независимых гостиниц.

 Процессы концентрации  протекают не только в горизонтальном  и вертикальном направлениях, но  и по диагонали. В отличие  от первых двух диагональный  тип интеграции, или диверсификация, предполагает объединение функционально  и технологически не связанных  между собой предприятий. Диверсифицированные,  многоотраслевые образования имеют  одно важное преимущество. Они  создают возможности для взаимной  компенсации рисков, когда убытки  одних отраслей покрываются из  прибылей других.

 В настоящее  время туризм все более обретает  глобальный характер. Становление  общемирового туристского рынка  сопровождается мощными процессами  транснационализации, которые находят выражение в международном переплетении частных капиталов, усилении связей между монополиями разных стран и в широком развитии транснациональных компаний в сфере туристского бизнеса. Многие предприятия индустрии гостеприимства, объединяясь в крупные хозяйственные комплексы, преодолевают рамки отдельных государств и влекут за собой ломку национальных барьеров. За короткий временной интервал они превратились в заметное явление международной жизни и, словно нити, опутали мировое пространство. Эти новые экономические образования, соответствующие более высокому уровню концентрации и централизации производства и капитала, способствуют утверждению и распространению международных стандартов туристского обслуживания.

 Современный туристский  бизнес невозможно представить  без соответствующего информационного  обеспечения. Разработка даже  самого простого тура требует  большого объема информации: знания  расписаний и тарифов на международные  или внутренние перевозки, цен  на обслуживание, классности гостиничных  и других туристских услуг.  Раньше эти данные фирма получала  из сборника справочных материалов. Их она собирала, хранила и  использовала в своей работе. Постепенно толстые многостраничные  досье замещались компьютерными  информационными технологиями.

 За сравнительно  короткий срок они прошли длинный  путь развития: от автоматизации  отдельных рабочих операций до  создания электронных дистрибьютерных систем мирового масштаба. Благодаря быстроте передачи информации, надежности, гибкости в использовании и другим преимуществам, новые технологии позволили значительно расширить потенциал туристского рынка и обеспечили слаженную работу всех звеньев в цепи предприятий, производящих туристский продукт и доводящих его до конечного потребителя.

 Компьютерные системы  в туризме имеют много разновидностей. Они различаются техническими  характеристиками, функциональными  возможностями, а также размерами  сети. Одни из них замкнуты  в границах отдельно взятого  района или страны. Наряду с  локальными системами электронные  информационные услуги предоставляют  гостиничные группы. Каждая крупная  цепь отелей оснащена собственной  компьютерной сетью бронирования.

 Поистине мировой  охват имеют глобальные компьютерные  сети резервирования, которые объединили  внешние системы связи авиакомпаний  с комплексом компьютерных сетей  отелей, турагентств, фирм по прокату  автомобилей и т. д. Они позволяют  резервировать пакеты туристских  услуг или отдельные их элементы - от авиаперелетов и размещения в отелях до билетов в театр и страховых полисов. Все существующие глобальные компьютерные системы бронирования выполняют одни и те же функции и в этом, безусловно, схожи. Вместе с тем каждая из них имеет характерные особенности, выделяющие ее в ряду подобных сетей и позволяющие вести конкурентную борьбу на рынке информационных услуг. Наиболее известными компьютерными системами бронирования и резервирования, которые делят информационный рынок между собой, являются Sabre; Amadeus; Worldspan и Galileo.

 Рост международного  туристского рынка выдвигает  повышенные требования к поставщикам  услуг в туризме. Исследования  гостиничной индустрии показали, что:

отели будут продолжать отставать от авиатранспорта и других секторов туриндустрии по уровню компьютеризации  и использования современных  технологий в бронировании туров;

налоговое бремя отелей будет увеличиваться, и доля туризма  в общем объеме налогов повысится  с 10,4 до 11% за последние 10 лет;

возрастут расходы  правительств на пропаганду туризма;

гостиничная индустрия  меняет способ подсчета своих прибылей: с дохода на один номер - на доход  с одного клиента;

только 30% всех отелей Европы относятся к гостиничным  цепям;

в гостиничной индустрии  ускоряется процесс слияния компаний, отмечается увеличение количества договоров  франшизы и внешних инвестиций.

становится выгодным и прибыльным быть "зеленой" гостиницей, то есть заботиться об охране окружающей среды. Известно, что большинство  организаторов конгрессного и инсентив-туризма, выбирая отель, придают большое значение экологии.

 Важным условием  привлечения туристов в регион  является повышение комфортности  отелей и качества обслуживания. Желательно в каждом номере  устанавливать видеотелефон и  компьютер, подключенный к глобальной  сети, для отправки любой информации. Возрастает популярность отелей-музеев, то есть старых частных отелей, по комфортабельности соответствующих  мировым стандартам, но сохраняющим  неповторимое очарование старины.

 Международная  цепь отелей "Хилтон" планирует  возвести на Луне отель. Проект  обойдется корпорации в $6-12 млрд. Согласно проекту отель будет  представлять собой стальную  конструкцию, покрытую материалами,  которые используются при создании космических "челноков". Его клиентам будет предоставлен сервис на уровне пятизвездочного отеля. Оплата за номер с видом на Землю превысит стоимость других номеров. При отеле планируется пляж. Весь комплекс будет располагаться под огромным герметичным куполом.

 Объекты питания  тоже будут претерпевать определенные  изменения, которые, правда, не  будут носить массовый характер. В частности, меню ресторанов, баров, кафе будет составляться  с все большим разнообразием,  учитывая возрастающую популярность  экзотической кухни. В качестве  фона к процессу приема пищи  будет использоваться национальная  музыка и развлекательные программы.

 Коллектив ученых  под руководством Ю. В. Забаева, И. А. Рябовой и Е. Л. Драчевой в одной из своих работ также выделяют основные тенденции развития международного туризма . Приведем их далее в некоторой доработке и сокращении. Отметим лишь, что указанные тенденции присущи в основном для индустрии туризма, но оказывают самое непосредственное влияние и на индустрию размещения и питания.

Информация о работе Исследование туристского продукта и его структура