Государственное регулирование внутреннего туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

В этой связи, перенос центра экономической ответственности в решении проблемы развития туризма на региональный и, особенно на муниципальный уровень, требует предоставления соответствующих прав в формировании принципов, в выборе методов и функций управления, способных обеспечить реальную экономическую устойчивость на местах. Однако в настоящее время, местные органы власти не располагают для этого достаточной научно-методической базой и не имеют практических механизмов управления, в том числе развитием малого предпринимательства в туризме.

Содержание

Введение
1. Глава 1. Планирование и развитие внутреннего туризма………………..5
1.1 Планирование и координация…………………………………………….5
1.2 Законодательные функции………………………………………………..5
1.3 Маркетинг………………………………………………………………….7
1.4 Финансирование…………………………………………………………...9
2. Глава 2.Государственное регулирование внутреннего туризма…………12
2.1 Классификация целевых программ развития туризма………………….12
2.2 Обоснование необходимости государственного регулирования
Туризма…………………………………………………………………………...15
2.3 Процесс государственного регулирования и организации внутреннего туризма…………………………………………………………………………...16
2.4 Основные функции, методы и инструменты государственного регулирования развития туризма ………………………………………………17
2.5 Формирование государственной политики планирования туризма …19
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

1. Глава 1. Планирование и развитие внутреннего туризма………………..5

     1.1 Планирование и координация…………………………………………….5

     1.2 Законодательные функции………………………………………………..5

     1.3 Маркетинг………………………………………………………………….7

     1.4 Финансирование…………………………………………………………...9

2. Глава 2.Государственное регулирование внутреннего туризма…………12

    2.1 Классификация целевых программ развития туризма………………….12

     2.2 Обоснование необходимости государственного регулирования

Туризма…………………………………………………………………………...15

     2.3 Процесс государственного регулирования и организации внутреннего туризма…………………………………………………………………………...16

     2.4 Основные функции, методы и инструменты государственного регулирования развития туризма ………………………………………………17

     2.5 Формирование государственной политики планирования туризма …19

Заключение

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Формирование  рыночной экономики в России усилило  интерес к формам и методам  туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры.

     Нередко туризм оказывался в разных странах  тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11 % мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма. Развитый туризм называют одним из главных феноменов XXв.  
В последние годы и в России стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.

     Эффективному  развитию туризма в России во многом мешает отсутствие четкого государственного регулирования развития туризма, неразвитость инфраструктуры, а также недостаточность  изучения туризма с научной точки  зрения. Анализ отечественной литературы и практики показал неразработанность понятийного аппарата, отсутствие системного подхода и научной методологии обоснования характера и степени государственного регулирования туризма.  
           Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик. В целом оно расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах. Отмечается значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории России, ориентированных на выездной туризм.

     Общероссийская  ситуация повторяется как в регионах так и в ряде территорий - типичных туристских центров России. В Московской области, за  год бюджет получил  от туризма очень незначительные средства, поскольку 91 % туристов выезжали за границу и тратили свои деньги там, а лишь 9 % - в Московской области. Потребности местного населения в активном туризме, лечебном отдыхе и культурно-познавательных мероприятиях и услугах удовлетворяются лишь на 5-6 %.

     Становится очевидным, что для развития отечественного туризма как средства пополнения доходной части регионального и муниципального бюджетов, необходимо решить ряд задач, среди которых:

- возрождение объектов культурного и природного наследия территорий;

- обустройство рекреационных ресурсов;

-расширение  социальной базы туризма; 

-привлечение  инвестиций для развития туристской  инфраструктуры, модернизации существующей  материальной базы.

Необходимо  создать такие условия для  работы организаций и предприятий  туристской отрасли, чтобы отечественный рынок стал для них более привлекательным, чем зарубежный.

     Вместе  с тем, сама практика реформирования экономики подтверждает, что без  учета в этом процессе всей совокупности местных особенностей невозможно достичь  желаемых результатов в преодолении кризисных тенденций, связанных с сокращением туристских услуг.

В этой связи, перенос центра экономической  ответственности в решении проблемы развития туризма на региональный и, особенно на муниципальный уровень, требует предоставления соответствующих прав в формировании принципов, в выборе методов и функций управления, способных обеспечить реальную экономическую устойчивость на местах. Однако в настоящее время, местные органы власти не располагают для этого достаточной научно-методической базой и не имеют практических механизмов управления, в том числе развитием малого предпринимательства в туризме.

     Все это потребовало углубленного исследования и осмысления методологических и  методических основ развития туризма  на муниципальном уровне, где проблема наполняется реальным содержанием и привязана к условиям той или иной территории с учетом имеющихся ресурсов, реально существующих возможностей и конкретных запросов населения.

Глава 1. Планирование и  развитие внутреннего  туризма. 
    1. Планирование и координация
            Как уже отмечалось ранее, согласно рекомендациям ВТО функции государства в управлении туризмом заключаются в координации туристской деятельности и развитии на основе планомерной политики, формировании правового поля, а также разработке и проведении туристского маркетинга с целью продвижения региона.

Основой планирования туристской деятельности является разработка целевых программ развития туризма.

Заказчиком  подобных программ является территориальная  туристская администрация, далее она координирует деятельность по внедрению разработанных концепций и программ. Разработчиками и исполнителями таких документов выступают проектные, научно-исследовательские учреждения, другие организации.

 

1.2 Законодательные функции

 
             В национальном масштабе в мировой практике законодательные функции возлагаются в зависимости от государственного устройства на такие органы, как Парламент, Конгресс (в Российской Федерации – Государственную Думу).

Основная  цель – это разработка основных законов, гарантирующих динамичное развитие туризма. В законах по туризму даются основные определения, статус регионов, порядок сохранения и использования туристских ресурсов, выдачи государственных инвестиций на приоритетной основе.

           

 Для России основными документами, регламентирующими туристскую деятельность, являются:

1. Гражданский  Кодекс Российской Федерации.

2. Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации (одобрена Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. № 1284 “О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации”).

3. Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (принят Государственной Думой 4 октября 1996 г., одобрен Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 ноября 1996 г. № 368-СФ, подписан Президентом РФ 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ).

4. Федеральная целевая программа “Развитие туризма в Российской Федерации” (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 177 “О федеральной целевой программе “Развитие туризма в Российской Федерации”).

5. Закон  “О защите прав потребителей”  № 2-ФЗ от 19.06.95.

6. Законы “О стандартизации”, “О сертификации продукции и услуг” № 89-ФЗ от 19.06.95.

7. Постановление  “О лицензировании международной туристской деятельности” № 1222 от 15.12.1995.

8. Федеральный закон “О порядке въезда в РФ и выезда из РФ” 114-ФЗ от 15.08.96.

9.Федеральный  закон “О природных лечебных  ресурсах, природно-оздоровительных  местностях и курортах” от 27.10.95. В данном законе определяются статус охраняемых природных территорий и объектов, порядок изучения, использования и развития рекреационных ресурсов.

10. Постановление Госстандарта РФ от 14.10.94 № 18 “Система сертификации ГОСТ РФ”.

11. Закон  РФ “О лицензировании деятельности на территории Природных парков” 3.08.96.

         Существующая в настоящее время законодательная база в области туризма требует совершенствования и доработки. В настоящее время разработан проект изменений к Федеральному закону “Об основах туристской деятельности”, в который внесены коррективы с целью доведения до международных стандартов, касающиеся терминологии туризма, туристской деятельности, туроператорской и турагентской деятельности, туристского продукта и т.д. Кроме того, расширен раздел по договорным отношениям, страхованию и др. направлениям.  В целом изменения в проекте носят более конкретный, ясный характер.

По видимому, после принятия изменений к закону, потребуется и приведение в соответствие с ним законов на местах.

    1.3 Маркетинг
       Основная цель территориальной маркетинговой деятельности туристских администраций регионального уровня – создание единой информационной среды (комплексный рекламный продукт территории).

        Стратегические направления информационного маркетинга региона:

Потенциал, ресурсы, инвестиционный климат региона. Это вопрос, на который получить ответ в настоящее время крайне сложно. Широкому кругу потенциальных  партнёров практически ничего неизвестно о потенциале, ресурсах, инвестиционном климате большинства российских регионов, что, в частности, отмечают и эксперты.

          Развитие региона, его экономика, основные предприятия. Небольшой объём статической информации, предоставляемой во внешнюю среду, как правило, не даёт представления о том, что делалось или не делалось в регионе для достижения тех или иных результатов, есть ли у территории перспектива и может ли она развиваться. Либо только проедает то, что имеет.

Репутация региона во внешней среде, спрос  на его продукцию.

            Маркетинговые мероприятия должны носить конкретный характер:

1. Проведение маркетинговых исследований различных направлений (потребности рынка, мотивации потребителя).

2. Обеспечение  комплексной информацией о материальной  базе.

3. Оценка  рекреационных ресурсов.

4. Анализ тенденций на основе статистических данных (в Германии существует Статистическая Федеральная Служба, которая постоянно проводит выборочные опросы туристов, публикует обзоры и издает статистический ежегодник).

5. Стратегия  продвижения туристского региона.

6. Проведение рекламных мероприятий (издание рекламных материалов, поведение выставок, организация встреч, PR).

7. Финансирование  маркетинговых мероприятий.

Маркетинговую деятельность в туризме целесообразно  рассматривать через создание комплексного информационно-рекламного продукта:

1) разработка  методических основ (критерии  и стандарты),

2) систематизация  работы по развитию туризма,

3) создание информационной базы по объектам туристской инфраструктуры,

4) применение современных видов информационных носителей, улучшение качества,

5) использование различных каналов представления информации и продвижения турпродукта,

6) контакт  с СМИ для создания благоприятного  имиджа региона.

 
 
 
1.4 Финансирование
Одной из проблем развития туризма является неразвитая инфраструктура туризма, в основе которой лежит незначительный размер привлеченных инвестиций в этот сектор экономики.

Так, по оценкам, приведенным в программе  развития туризма в Приморском крае, необходимые капитальные затраты  на строительство и реконструкцию  материальной базы туризма могут превысить 20 млн. долл., в то же время потенциальные инвесторы остерегаются вкладывать средства в развитие этой отрасли. Существуют причины как общеэкономического и политического характера, так и специфические, свойственные непосредственно туристской отрасли. Прежде всего, это отсутствие реальных льгот для туристских предприятий, низкий платежеспособный спрос населения на внутренние услуги туристского характера, ярко выраженный сезонный характер услуг, отсутствие высококвалифицированного менеджмента, неопределенность в выборе приоритетов региональной стратегии развития отрасли, отсутствие гарантий и механизма страхования инвестиционных рисков и т. д.

Фактический размер инвестиций определяется важностью  туристского сектора в экономике  страны. В то же время, инвестирование – очень рискованное мероприятие, так как этот вид деятельности очень чувствителен к экономическим, политическим, климатическим и другим изменениям.

Для этого  потребуется ряд мер, направленных на повышение привлекательности инвестиционных проектов в туризме:

- признание не формальной, как это закреплено в законе о туризме и программах развития туризма, а истинной приоритетности туристской отрасли.

- создание инвестиционного фонда туризма на уровне субъекта Российской Федерации;

- выделение  государственных субсидий на  целевое развитие инфраструктуры  туризма (такая практика широко  используется в развитых туристских  странах: Греции, Австрии, Франции,  Италии, Великобритании);

- развитие долевого (смешанного) инвестирования с участием государственных и частных капиталовложений;

- предоставление  льготных кредитов под контролируемые  проекты (покрывает разницу между  фиксированной и рыночной % ставкой  кредита). В Австрии – под 5% на 20 лет;

- поручительство  правительства или специального органа при выделении коммерческими банками займов на реализацию проектов;

- налоговые льготы для инвесторов, в том числе, иностранных (включая сокращенные ставки налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на прибыль) на стадии реализации. Защита от двойного налогообложения;

- привлечение дополнительных источников инвестирования в виде использования сборов за лицензирование и сертификацию, распределяемых до сих пор в общей массе госбюджета;

- расширение масштабов и активности объектов малого гостиничного бизнеса;

- обеспечение гарантий риска инвестиционных проектов в области туризма;

- активное использование информационных продуктов последнего поколения при разработке инвестиционных проектов с целью их максимальной обоснованности;

- регулирование цен социальной инфраструктуры (находится в введении, контролируется).

В Налоговом  кодексе предлагаются механизмы, способствующие привлечению инвестиций:

- Инвестиционный налоговый кредит (так называемое бюджетное кредитование).

- Для вновь создаваемых предприятий (за исключением торговой и посреднической деятельности) уменьшение налоговых платежей на прибыль на период его окупаемости, но не более 3 лет с последующей уплатой всех неукоснительных налогов и начисленных процентов.

- Ускоренная амортизация.

- Не является объектом налогообложения безвозмездно полученные денежные средства от иностранных инвесторов на финансирование капительных вложений производственного назначения при условии использования в течение года с момента получения.

- Согласно ст. 149 НК предоставляется льгота по НДС на путевки внутреннего и въездного туризма на территории России.

- Согласно ст. 21 НК предоставляется льгота по НДС предприятиям “санаторно-курортного оздоровительного отдыха”.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.Государственное регулирование внутреннего туризма. 

2.1 Классификация целевых программ развития туризма
       По признаку территориальной принадлежности целевые программы подразделяются на:

- городские;

- районные;

- смешанные  (нескольких городов и районов).

        Смешанные программы разрабатываются в тех случаях, когда пространственное расположение соответствующего вида (видов) туристских ресурсов не совпадает с административно-территориальным делением и поэтому системное, комплексное решение задач освоения и использования имеющегося туристского потенциала (рекреационного, пейзажного, культурно-исторического, спортивно-оздоровительного и др.) требует объединения усилий для совместного проведения мероприятий по развитию туризма на сопряженных территориях.

         По признаку функциональной ориентации целевые программы подразделяются на:

- социальные;

- социально-экономические,

- экологические,

- инновационные,

- организационно-хозяйственные,

- инвестиционные,

- научно-технические,

- фундаментальных  исследований.

          По признаку основного назначения обычно выделяются программы:

- полного  и эффективного использования  ресурсного потенциала;

- формирования  территориально-производственных комплексов;

- сглаживания  различий по показателям уровня  развития и условий жизни;

- создания  новых производств и рабочих  мест.

         По отношению к данному классификационному признаку региональную программу развития туризма также следует отнести к программам многоаспектного характера.

Во-первых, реализация такой программы непосредственно ориентирована на использование специфического ресурсного потенциала района – туристских ресурсов. Во-вторых, в рамках мероприятий туризма в регионе обычно предусматривается создание профильно-ориентированных туристско-производственных комплексов, которые в зависимости от располагаемых туристских ресурсов имеют определенную специализацию по видам и формам туризма. В-третьих, развитие сферы туризма в регионе содействует сглаживанию порайонных различий внутри района, стимулирует создание новых видов производственной деятельности и новых рабочих мест, способствует увеличению доходов населения.

            По признаку масштабности программной проблемы выделяются программы следующих типов:

- комплексные  (многоаспектные);

- узкоспециализированные (моноцелевые).

           По признаку отраслевой локализации целевые программы подразделяются на:

- межотраслевые  (многоотраслевые);

- отраслевые;

- подотраслевые.

         По признаку продолжительности периода действия целевые программы подразделяются на:

- долгосрочные (свыше 5 лет);

- среднесрочные  (от 3 до 5 лет);

- краткосрочные  (до 2 лет).

           Практический опыт разработки и реализации Федеральной целевой программы “Развитие туризма в Российской Федерации” и разработки аналогичных программ показывает, что наиболее целесообразно формировать данную программу как долгосрочную с выделением двух этапов.

            По признаку источников финансирования целевые программы подразделяются на:

- финансируемые  из бюджета;

- финансируемые  из прочих источников;

- смешанного финансирования.

          По статусу программы целевые программы подразделяются на:

- часть  государственной программы,

- самостоятельные  (местные).

          Региональная целевая программа развития туризма является самостоятельной программой, реализуемой силами муниципального образования, что, как указано выше, не исключает общности отдельных мероприятий с программой федерального уровня и финансирования этих мероприятий (частичное или полное) из средств федерального или регионального бюджета.

          По формам представления конечных результатов реализации выделяются программы следующих типов:

- с качественно  определяемыми результатами;

- с количественно  определяемыми результатами (на основе формализованных связей между показателями, используемыми в расчетах);

- с результатами, представляемыми частично в качественных  и частично в количественных  формах. 

           Инновационные и инвестиционные мероприятия должны характеризоваться набором необходимых количественных показателей их эффективности в соответствии с требованиями разработки соответствующих бизнес-планов.

 

Информация о работе Государственное регулирование внутреннего туризма