Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:28, реферат
Республика Беларусь - молодое государство с богатой древней историей, расположенное в центре европейского континента на пересечении оживленных транзитных путей (Западная Европа-Россия и Балтия-Причерноморье). Размеры территории Беларуси (207,6 тыс. км.) и количество населения (чуть менее 10 млн. человек) характеризуются средними показателями среди государств Европы.
5222
5
Германия
5669
4952
6147
7067
8542
6
Израиль
3723
882
1119
755
2515
7
США
2881
4768
2855
3376
5518
8
Литва
1949
2744
6734
7458
5317
9
Италия
1463
1642
2067
4225
4533
10
Кипр
1101
1375
1258
2602
1179
Проанализировав
данные о структуре туристского
потока, можно сказать, что приоритетными
для Беларуси внешними рынками являются
Россия, Польша, страны Прибалтики, Великобритания,
Германия, США, Италия, Израиль.
Основными факторами,
сдерживающими развитие въездного
туризма в Республику Беларусь, в
настоящее время являются:
образ Республики
Беларусь как страны, неблагоприятной
для туризма, создаваемый отдельными
зарубежными и отечественными средствами
массовой информации; действующий порядок
выдачи белорусских виз гражданам
иностранных государств, безопасных
в миграционном отношении, не всегда
способствующий росту въездного
туризма в Республику Беларусь;
неразвитая туристская
инфраструктура, высокий моральный
и физический износ существующей
материальной базы, малое количество
гостиничных средств размещения
туристского класса (2-3 звезды) с
современным уровнем комфорта;
отсутствие практики
создания субъектами Республики Беларусь
благоприятных условий для
практическое
отсутствие до 2002 года государственной
некоммерческой рекламы туристских
возможностей страны за рубежом;
невысокое качество
обслуживания во всех секторах туристской
индустрии из-за низкого уровня подготовки
кадров и отсутствия опыта в условиях
рыночной экономики, в том числе
вследствие длительного периода
эксплуатации курортно-туристских средств
размещения через систему социального
страхования; несоответствие цены и
качества размещения в гостиницах.
Статистика туристских
доходов представлена в таблице
3.
Таблица 3[17].
Платежный баланс
Республики Беларусь
по статье «поездки»
(деловые и
личные)
Статьи платежного
баланса
2000
2001
2002
2003
2004
Экспорт, млн. долларов
Поездки, всего в том числе:
93,2
174,9
192,5
266,8
294,9
Деловые
28,1
79,2
78,7
107,4
100,6
Личные
65,1
95,7
113,8
159,4
194,3
Импоpт, млн. долларов
Поездки, всего в том числе:
243,2
508,0
558,5
492,8
445,7
Деловые
103,7
156,0
140,7
100,6
64,2
Личные
139,5
352,0
417,8
392,2
381,5
Сальдо, млн. долларов
Поездки, всего
-150,0
-333,1
-366,0
-226,0
-150,8
Как видно из
таблицы импорт по статье «поездки»
превышает экспорт, формируя, таким
образом, отрицательное сальдо. Но по
данным Национального банка Республики
Беларусь экспорт туристических
услуг в 2004г. составил 294,9 млн. долл.
США и увеличился по сравнению
с 2003г. на 10,5%. Импорт в прошедшем году сократился
на 6,9% и составил 445,7 млн. долл. США. Исходя
из этого, в течение последних двух
лет наблюдается уменьшение отрицательного
сальдо по статье экспорт-импорт туристских
услуг[18].
В 2004 году отрицательное
сальдо уменьшилось на 75 млн. долларов
США.
Такое положение
во внешней торговле определено отчасти
соотношением въездного и выездного
туризма: выезжает из Беларуси туристов
больше, чем въезжает в республику.
Однако кроме этого фактора на
состояние платежного баланса влияют
и другие, более существенные факторы.
Во-первых, необходимо
отметить, что ввиду несовершенства
законодательства в туристском секторе
большие объемы финансовых средств
не попадают под учет, в частности
под учет экспортно-импортных операций.
Во-вторых, существует
значительный недоучет во внешнеторговых
операциях в туризме, в связи
с чем, необходимо совершенствование
системы учета в туризме.
2. Тенденции
развития туризма в Республике
Беларусь
2.1. Нормативно-правовые
акты, определяющие тенденции
Как и любая
иная отрасль экономики, туризм не может
развиваться без надлежащей нормативно-правовой
базы, без координации со стороны
государства.
Требуется отметить,
что в Республике Беларусь развитию
туризма со стороны государства
всегда уделялось повышенное внимание.
Так, в 1983 году было
принято Постановление Совета Министров
БССР «О перспективной схеме развития
туризма в Белорусской ССР». Именно
им были обусловлены основные тенденции
развития туризма в Беларуси в
последние годы существования Советского
Союза.
Среди этих тенденций
отметим:
1. Формирование
на территории республики
2. Увеличение
числа туристских центров в
республике;
3. Развитие познавательного
туризма в республике на
4. Развитие спортивно-
5. Развитие самодеятельного
туризма;
6. Дальнейшее
расширение материально-
Учитывая специфику
государства, планировалось создание
межреспубликанских маршрутов, таких
как Минск – Полоцк – Псков
– Ленинград; Брест – Пинск - Туров
– Гомель – Киев; Минск – Гомель
– Киев; Минск – Гродно – Друскининкай
–Вильнюс.
Было намечено
увеличение годового потока туристов
на перспективу до 2005года до 3930 тыс.
человек, в том числе советских
туристов - до 3506 тыс. человек, иностранных
- до 424 тыс. человек.
Вместе с государством
рынок туристических услуг в
Республике Беларусь переживал политический
и экономический кризис конца 80-х
– начала 90-х годов ХХ века. Одновременно
со стабилизацией экономки республики
государство вернуло туризму
внимание, достойное этой отрасли
экономики.
В 1999 году принимается
Закон Республики Беларусь «О туризме».
В 2000 году принимается
первая Национальная программа развития
туризма в Республике Беларусь на
2001 – 2005 годы, в августе 2005 г. была принята
Национальная программа развития туризма
в Республике Беларусь на 2006 – 2001 годы
(далее – Программа). Ею обозначены основные
тенденции и направления развития туризма
в Республике Беларусь.
2.2. Основные
направления развития туризма
- транзитный
и трансграничный туризм
Исходя из геополитического
положения страны программой предопределено:
развитие придорожной
сети туристской инфраструктуры, позволяющей
организовать отдых в течение
нескольких дней, включая посещение
близ расположенных туристских достопримечательностей;
организация трансграничных
туристских маршрутов, включающих посещение
туристских объектов пограничных государств;
создание туристских
центров вдоль основных транспортных
коридоров, в первую очередь, на основе
малых исторических городов с
ценным историко-культурным наследием
(Мир, Несвиж, Слоним, Заславль, Кобрин,
Коссово и др.);
- водный туризм
Данный вид
туризма может быть реализован в
виде краткосрочных прогулок на пассажирских
судах, включенных в комбинированные
многодневные туристские маршруты и путешествия
белорусских и иностранных туристов на
комфортабельных судах по водным путям
республики.
С учетом географического
расположения судоходных рек Беларуси
развитие данного вида туризма предусматривается:
на Днепро-Бугском
канале и реке Припять от Бреста до Мозыря.
На реках Березина, Днепр, Сож от Борисова
до Гомеля.
Организация и
проведение водных маршрутов на спортивных
судах типа «байдарка», малогабаритных
весельных лодках по Березинской
водной системе, Августовскому, Огинскому,
Днепро-Бугскому каналам.
Создание пунктов
проката с флотом (лодки прогулочные,
походные, байдарки, каяки, водные велосипеды),
групповым и личным туристским снаряжением,
необходимым инвентарем для активного
отдыха.
Программой предусмотрено строительство пассажирских судов соответствующего класса и уровня комфортности, создание береговой и плавучей инфраструктуры в опорных точках маршрутов;
- познавательный
туризм
Основой для
развития познавательного туризма
предусматривается
создание условий
для формирования туристско-экскурсионных
маршрутов для разных категорий
населения по местам важных исторических
событий и деятельности выдающихся
исторических личностей этих народов
на территории нашей республики;
более эффективное
использование возможностей имеющихся
туристских ресурсов для организации
ностальгических туров для
более активное
вовлечение молодежи к путешествиям
по родному краю в целях воспитания
уважения к историческому прошлому.
- Агро- и экотуризм
Программой предусматриваются
следующие направления развития
агротуризма:
создание туристских
деревень на основе существующих сельских
поселений с традиционной народной
деревянной архитектурой, расположенных
в живописной местности;
Информация о работе Государственная программа развития туризма в РБ