Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является – разработка маршрута по Центральному Саяну на основе анализа технических особенностей горного маршрута.
Объект – спортивно-оздоровительный горный туризм по Центральному Саяну.
Предмет – технические особенности проведения и организации горного маршрута по Центральному Саяну.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГОРНЫХ ТУРОВ……………………………………………….5
1.1.Физико-географические характеристики Центрального Саяна……..5
1.2.Инфраструктура Центрального Саяна и материально-техническая база для горного похода…………………………………………………………11
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ…………….14
2.1.Анализ технических особенностей горных туров проведенных по Центральному Саяну…………………………………………………………….14
2.2.Разработка тура по маршруту………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..29
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..30
В реках и озерах обитают сиг, окунь, хариус, язь, елец. В предгорьях встречаются змеи и ящерицы.
К редким и исчезающим видам района относят красного волка, сибирского козерога, выдру.
В Агульских белках с 1939 года по 1951 год существовал Саянский природный заповедник, в 1965 году на его территории организован Тофаларский охотничий заказник.
1.2.Инфраструктура
Центрального Саяна и
Средства размещения туристов и
предприятия питания
Транспортная
система республики представлена железнодорожным,
воздушным, автомобильным и речным
транспортом. Длина железных дорог
более 600 км, автодорог общего пользования
2536,5 км (в т. ч. с асфальтобетонным покрытием
62,4%). Железнодорожная линия Ачинск-Абакан
(с веткой на Черногорск) соединяет Хакасию
с Транссибирской железнодорожной магистралью.
Хакасию пересекает Южно-Сибирская ж.д.
магистраль (Тайшет-Абакан-Новокузнецк-
Основной речной порт - Абакан. Аэропорты - в Абакане, Саяногорске. По территории Хакасии проходит федеральная автомобильная магистраль М-54 «Енисей» от г. Красноярска через г. Абакан, г. Кызыл до границы с Монголией, ее протяженность по территории республики составляет 186 км. Кроме этого, автодорога «Абакан - Ак-Довурак», протяженностью 313 км, связывает республику Хакасия с республикой Тува.
турбаза "Каменный городок" недалеко от озера Ойского, примерно в 130 км по автомобильному тракту "Енисей" М-54.
Наиболее известными местами отдыха туристов являются:
- турбаза
"Оленья речка" находится
на вершине Буйбинского
- турбаза
"Тормозаковский мост" находится
на шоссе М-54 на пересечении
автомобильной дороги с рекой
Нижняя Буйба. Зимой здесь
- база отдыха "Ергаки" находится в 200км от Абакана рядом с автомобильным трактом М-54, на высоте 1510 м.
- турбаза "Теплая" расположена в живописной долине реки Ус в 18 км от села Верхнеусинское.
- турбаза "Золотой Ус" находится по щоссе М-54 в 239 км от Абакана в устье Уса и Буйбы.
- экспериментально-модульная
турбаза "Белый город"
Так же туристы могут остановиться на ночлег в таких средствах размещения как: «Азарт» - центр спортивного отдыха (Красноярский Край, г. Минусинск, ул. Ботаническая, 61), база отдыха «Мираж» (г. Абакан, ул. Щетинкина, 15), Княжий двор (п. Усть-Абакан, ул. Набережная, 68), палаточный лагерь «Маранкуль» (г. Абаза, ул. Филатова, 8-1), турбаза «КЮГ» (г. Абакан, ул. Крылова, 84), турбаза «Снежный Барс» (г. Абаза, ул. Филатова, 8-1), Усадьба Околица (г. Абакан, ул. Пушкина, 225В).
Материально-техническая база горного похода:
Как и во всех видах туризма в горном снаряжение делится на базовое и специальное, а еще делится на личное и групповое.
Общетуристское: Котлы, топор, пила, аптечка (набор личных медикаментов, лейкопластырь, пластинки от кашля, йод, вата и ватные палочки, крем для рук, витамины), фотоаппарат, палатки.
Специальное снаряжение:
1. Страховочная система.
Представляет собой страховочную обвязку, включающая в себя грудной пояс с наплечными лямками. Служит для обеспечения безопасности. Иногда к страховочной системе относят еще и беседку.
2. Жумар.
Кулачковый элемент для рук предназначеный для хождения по одиночной веревке, Так же для самостраховки при спуске на решетке. При подьеме по веревке у вас всегда должны быть минимум две точки опоры (Жумар - Кроль) и (Жумар - Бейсик).
3.Спусковое устройство: восьмерка
4. Кошки.
5. Ледоруб.
6. Каска.
7. Веревка.
Подразделяется на динамическую, статическую и вспомогательную. Динамические веревки применяют для страховки на маршруте при хождении с нижней страховкой. Статическая применяется для перил, при спасработах и в промышленном альпинизме.
8. Петля для самостраховки. Одна около 3-х метров, другая чуть подлиннее.
Личное: Спальник, туристский коврик (пенка), хоба, рюкзак, термобелье, футболка, кепка/шапка, спортивные штаны, шорты, перчатки х/б рабочие, ботинки для альпинизма, кроссовки, теплые брюки, свитер, ветрозащитная куртка, дождевик, раскладной нож, спички, чашка, ложка, кружка, туалетные принадлежности, индивидуальные лекарства, документы.
Из одежды обязательно два комплекта – один для активной части, второй для лагеря. Также необходимо термобелье, т.к. перепады температур во время похода достаточно сильны. Шапочка и перчатки тоже должны быть в комплекте и, конечно же, носки обычные и шерстяные.
Наличие двух пар обуви также обязательно. При этом одна пара должна быть пригодна как для преодоления осыпных и травянистых склонов, так и для снежных покровов. Должна иметь нескользкую, рифленую подошву. Ни в коем случае нельзя надевать новую не разношенную обувь, т.к. это чревато натиранием ног. Также можно взять бахилы, они могут пригодиться при преодолении снежных склонов.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
2.1.Анализ технических
особенностей горных туров
Горный туризм — вид туризма, заключающийся в передвижении группы людей с помощью мускульной силы по определённому маршруту, проложенному в горной местности в условиях высокогорья.
Категория трудности (к.т.) препятствия определяется тем, какой уровень квалификации, технического мастерства и физической подготовки требуется для его безопасного прохождения.
Категория сложности (к.с.) маршрута определяется набором преодолеваемых ЛП (перевалов, вершин, траверсов хребтов) определенной категорий трудности (к.т.). Под понятием «перевал» в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевальная точка может не совпадать с самой низкой точкой водораздела. В спортивном туризме приняты 6 полукатегорий трудности перевалов - от 1А до ЗБ. Перевалы проще 1А к.сл. называются некатегорированными (н.к).
Последовательное прохождение двух и более перевалов, если существенная по протяженности часть спуска в долину с одного и подъема из долины на следующий перевал выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал.
В горные маршруты могут включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов, которые должны логично вписываться в нитку маршрута. В связи с различиями в подходах к оценке горного рельефа в спортивном туризме и альпинизме, категория сложности восхождения или траверса, не являющихся элементами прохождения перевала, должна оцениваться МКК на основании перечня классифицированных вершин или изложенной в нем методики экспертной оценки. Категория трудности восхождения или траверса не должна превышать сложность перевала, определяющего категорию сложности маршрута. Только одно радиальное восхождение на вершину/перевал (по определяющей стороне) может быть зачтено в качестве ЛП определяющего категорию сложности СП; при этом, в маршрут должен быть включен не менее сложный по категории трудности перевал или траверс.
Техническая сложность маршрутов, сложность ориентирования в тайге, применение всего арсенала туристской и горной техники при организации переправ, преодолении перевалов и совершении восхождений - все это делает район интересным, но труднодоступным. В связи с отсутствием возможностей подъезда и малой заселенностью маршруты совершенно автономны, весь запас продовольствия приходится нести на себе.
Далее приведен сравнительный анализ отчетов походов по Центральному Саяну в период 2000 – 2002 гг.».
В связи с отсутствием отчетов о горных путешествиях, совершенных в данном регионе были выбраны отчеты о пешем и пеше – водном путешествиях.
Сравнительный анализ отчетов по горным походам, проведенным
в Центральном Саяне в период 2000 – 2002 гг.
Критерии |
Отчет №1 |
Отчет №2 |
Вид туризма |
пеший |
пеше - водный |
Категория сложности |
четвертая |
четвертая |
Протяженность активной части, км |
369 |
307 |
Продолжительность дней |
55 |
46 |
Сроки проведения |
15 июля – 13 август 2000 |
31 июля – 24 августа 2002 |
Район похода |
Центральный Саян |
Центральный Саян |
Нитка маршрута |
пос.Орье - р.Кан - р.Пезо - р.Аткул - хр.Пезинское Белогорье (траверс) - Сухой Лог - р.Кан - р.Тихий Кан - пер. через Вост.Саян - прав.приток Кинзелюка - р.Кинзелюк - Кинзелюкский вдп. - пер.Кинзелюкский - р.1-я Фомкина - пер.Фомкина - р.2-я Фомкина - пер.Ключевой - р.Прямой Казыр - пер.Пихтовый - р.Пихтовая - р.Кизир - р.Водопадный - пик Грандиозный (2922м) - р.Кизир - пер.Междуречный - р.Проходная - р.Казыр - р.Малая Кишта - пер.Федосеева - р.Иден - р.Гутара - пос.Верхняя Гутара - пос.Верхняя Гутара - оз.Большое - р.Мурхой - перевал - р.Катышный - р.Бол.Бирюса - прииск Миричун |
Красноярск - ст.Заозерная - пос.Агинское - пос.Кан-Оклер - пос.Орье - р.Кулижма - р.Пезо - р.Аткул - Пезинское белогорье - р.Прав.Хайдамжа - урочище Сухой Лог - р.Кан - р.Дикий Кан - г.Пирамида (восх.) - Канское белогорье - оз.Хребтовое - пер.Агульский - р.Кинзелюк - г.Кинзелюкский Пик - водопад Кинзелюкский - пер.Кинзелюкский - р.Фомкина 1-я - р.Кизир - р.Кинзелюк - р.Кизир - ст.Журавлево - Красноярск |
Препятствия определяющие категорию сложности похода |
хр.Пезинское Белогорье (1А), перевал Ключевой (1А), пик Грандиозный (2922м, 2А), пер.Кинзелюкский (1А). |
переправа через р.Пезо (1Б), перевал Сухой Лог (1А), переправа через р.Кан (1А), вершина г.Пирамида (1А), перевал Агульский (1А), перевал Кинзелюкский (1А). |
Техника преодоления одного из определяющих
препятствий рассмотренных
Использовалась простейшая техника передвижения по склонам. Прохождение осуществлялось по тропе, которая довольно часто терялась. Преодоление осложнялось еще тем, что на перевал опустился сильный туман, который затруднял видимость, и приходилось передвигаться по азимуту и GPS-навигатору.
Говоря о препятствиях, следует отметить, что перевалы категории трудности 1А – простые осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30°, крутые травянистые склоны, на которых возможны выходы скал; как правило, наличие троп. Техника преодоления таких препятствий осуществляется при помощи самостраховки, альпенштоком или ледорубом. На легких участках пешком.
Перевалы категории трудности 1Б - Несложные скалы, снежные склоны средней крутизны (от 20° до 40°), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытых снегом, закрытые ледники с участками скрытых снегом трещин. Осыпи различной крутизны и крупности. Техника преодоления таких препятствий простейшая групповая техника: движение в связках по склонам и закрытым ледникам; иногда навеска перил на коротких (до 40 м) участках склонов и при переправах.
Перевалы категории 2А - скальные, снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 20 до 45°).техника преодоления таких препятствий более сложная индивидуальная и коллективная техника, попеременная или групповая (перильная) страховка, использование «кошек» или рубка ступеней.[7]
Горные
склоны – это собирательное (обобщающее)
определение под которым
Перевал – это понижение гребня между вершинами, используемое как наиболее удобный путь для преодоления горного хребта (путь из одной горной долины в другую).
Траверс - способ прохождения вершины или горного хребта, когда турист поднимается с одной стороны, а спускается с другой. Турист двигается по склону без набора и без потери высоты, то есть в бок относительно принципиальной линии маршрута.
Горная вершина – это наиболее высокая часть горы, массива или гребня горного хребта.
Горный хребет – это серия линейно вытянутых горных вершин, соединенных понижениями (перемычками, седловинами), ограниченная глубокими долинами.[8]
2.2.Разработка тура по маршруту
Маршрут
предназначен для любителей горных
спортивно-оздоровительных