Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:47, реферат
Туризм является одним из факторов, влияющих на развитие других областей общественного производства, так как удовлетворение потребностей в отдыхе, которое является важной целью туризма, осуществляется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей общественного производства.В последнее время туризм приобрел значение социального явления.
Введение
1. Сущность туризма и основные понятия организации и
управления в сфере туризма
2. Специфика организации и управления в сфере туризма
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сущность туризма
и основные понятия
управления в сфере туризма
2. Специфика организации и управления в сфере туризма
Заключение
Список использованной
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Туризм
является одним из факторов, влияющих
на развитие других областей общественного
производства, так как удовлетворение
потребностей в отдыхе, которое является
важной целью туризма, осуществляется
не только туристскими предприятиями,
но и предприятиями других отраслей общественного
производства.В последнее время туризм
приобрел значение социального явления.
Он перешел из категории элитного продукта
в категорию продукта, доступного потребителю.
На начальном этапе своего развития туризм
рассматривался как элемент социально-культурного
влияния. В наши дни он считается экономическим
и массовым социальным явлением.Сфера
туризма является важнейшей и составной
частью экономики любого демократического
государства, а в наших условиях имеет
ключевое значение в социально – экономических
преобразованиях, направленных на либерализацию
экономического развития. Недооценка
необходимости использования новых технологий
для организации сферы туризма, приведет
к утрате возможностей использования
этого сектора в приросте богатства и
благосостояния наших стран, укреплении
экономики.Вопросы организации и управления
в сфере туризма рассматриваются в работах
таких авторов, как Кабушкин Н.И., Дурович
А.П., Балабанов И.Т. и др.
1. Сущность туризма и основные понятия
организации
и управления в
сфере туризма
Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов и т. п.
Туризм (фр. tourisme, от tour – прогулка, поездка) – явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после Второй мировой войны, с другой – имеющее глубокие исторические корни [8, с. 7].
Туризм
в первоначальном смысле понимался
как передвижение и временное
пребывание людей вне постоянного
места жительства. Однако в процессе
исторического развития содержание
и смысл данного понятия
- субъект
туризма, т. е. турист –
- объект
туризма, состоящий из трех
элементов: туристского
Экономическая эффективность функционирования туризма во многом определяется его формой, предполагающей соответствующий набор услуг, удовлетворяющих потребности туристов.
Выделяют две формы туризма: внутренний и международный туризм.
Внутренний туризм – путешествия внутри своей страны лиц, постоянно проживающих в пределах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.На долю внутреннего туризма в мире приходится 80-90% поездок. Расходы на него в 5-10 раз превышают расходы на международный туризм.
Международный туризм – это туризм в другую страну с туристскими целями без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.В среднем около 65% всех международных туристских поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% - на остальные регионы [7, с. 40].В последнее время наметилась тенденция сближения внутреннего и международного туризма. Это обусловлено упрощением туристских формальностей (например, Шенгенское соглашение в объединенной Европе).Вид туризма связан со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны или ее региона. По данному признаку в формах туризма выделяют два вида туризма: активный и пассивный.Приезд иностранных туристов в страну или отечественных туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег в страну или данный регион.
Путешествие граждан одной страны в другие государства и выезд туристов из данного региона страны является пассивным туризмом. Пассивный туризм служит фактором вывоза денег в страну или данный регион [1, с. 22].
Туризм по наиболее существенным признакам делится на отдельные разновидности. Таковыми признаками являются: цель путешествия, способ передвижения, интенсивность туристского потока, продолжительность путешествия, характер организации путешествия и т.п.
В зависимости от цели поездки выделяют следующие разновидности туризма: рекреационный, познавательный, оздоровительный, научный, деловой, спортивный отдых, шоп-туры, приключенческий, паломнический, экзотический, экотуризм и т.п.
Рекреационный
туризм характеризуется длительностью
путешествия, небольшим количеством
городов, входящих в маршрут, широким
использованием авиационного транспорта.
Познавательный туризм выполняет функции
расширения кругозора и интеллекта.
Оздоровительный отдых в
По способу передвижения туристов различают: пешеходный, авиационный, морской, речной, автотуризм, железнодорожный, велосипедный и смешанный. По интенсивности туристских потоков различают постоянный и сезонный туризм. По продолжительности туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм. По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный) и т.п.
Существуют
факторы, которые определяют развитие
туризма и формируют
увеличение продолжительности жизни;
формирование подвижного стереотипа жизни населения;
возрастание доли одиноких пожилых людей;
увеличение
продолжительности
понижение возраста выхода на пенсию;
увеличение дохода на члена семьи
тенденция к вступлению в брак в более позднем возрасте;
возрастание числа бездетных пар.
В экономическом и финансовом развитии наблюдается тенденция увеличения производства услуг по сравнению с производством товаров, следствием чего является увеличение доли потребления услуг (в том числе услуг туризма) в общем потреблении населения. К данному фактору относятся следующие показатели:
экономическая ситуация в стране;
финансовая стабильность;
уровень доходов населения;
ускорение НТП в отрасли туризма;
цены на товары.
Политическая обстановка в стране влияет, по существу, на все динамичные факторы. Активно способствуют расширению международных туристских связей следующие показатели:
внутриполитическая стабильность страны;
мирные, дружественные отношения между государствами;
соглашения по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, культуры, туризма на государственном и правительственном уровнях [7, с. 41].
Организация и управление в сфере туризма тесно связаны с такими понятиями, как «туристская индустрия» и «туристская политика».
Туристская индустрия - это совокупность средств размещения; транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков [5, с. 18].Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса.Эффективное функционирование системы туризма невозможно без планирования, регулирования, координации и контроля со стороны структур, ответственных за его развитие. Это обуславливает необходимость разработки и реализации туристской политики.Туристская политика – это система методов, мер и мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического, культурного и иного характера, которая осуществляется парламентами, правительственными, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях создания условий для развития туристской индустрии, рационального использования туристских ресурсов, повышения эффективности функционирования системы туризма.Для реализации национальной туристской политики и координации усилий по достижению общественно значимых целей государство создает органы управления туризмом – национальные туристские администрации (НТА) [8, с. 99].
Таким образом,
туризм – это деятельность лиц, которые
путешествуют и осуществляют пребывание
в местах, находящихся за пределами
их обычной среды, в течение периода,
не превышающего одного года подряд, с
целью отдыха, деловыми и прочими
целями.В производственно-обслуживающем
процессе туризма выделяют формы, виды
и разновидности туризма.Являясь сложной
социально-экономической системой, туризм
подвержен влиянию со стороны многочисленных
факторов, роль которых в каждый момент
может быть различна.На эффективное функционирование
системы туризма оказывают влияние развитие
туристской индустрии и разработка туристской
политики.
2. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ
В
СФЕРЕ ТУРИЗМА
Туризм – явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей, которой обязательно нужно управлять.Труд в управлении туризмом специфичен и существенно отличается от деятельности работников других отраслей, хотя на первый взгляд можно предположить, что менеджмент туристского региона и туристской организации опирается на ту же базу, что и менеджмент любого предприятия системы «человек-человек».Первая особенность туризма заключается в большой глубине его проникновения и сложности взаимосвязей между его составными элементами. В туристской индустрии много туристских предприятий и организаций, которые так или иначе должны вписаться в единую систему управления, где преследуется цель обеспечения длительной дееспособности и конкурентоспособности на рынке.Вторую особенность туризма как объекта управления можно представить в виде неясных и трудно измеримых целей. Для менеджмента частных туристских предприятий, которые в своей деятельности ориентируются на получение прибыли, характерны четкие и измеримые цели – накопление ценностей, движение наличности, прибыль… Для менеджмента туристских организаций таких целей не существует ни на уровне предприятия, ни на уровне региона.Следующая особенность туризма заключается в сильном влиянии со стороны заинтересованной клиентуры. Туристские организации не могут ожидать от своих участников того, что все они будут вести себя одинаково, поскольку существуют определенного рода противоречия между владельцами гостиниц, местными жителями и приезжими туристами. Именно поэтому нормативному менеджменту (на уровне туристской организации – политике предприятия, на уровне региона – планированию и координации деятельности путем разработки ведущего образа) уделяется очень большое значение.Важнейшей особенностью туризма как объекта управления является специфика туристского продукта, его неотделимость от источника формирования. Товар в материальном виде (мясо, одежда) существует независимо от его производителя, туристская услуга (а это тоже товар) неотделима от источника ее создания.В связи с тем, что при реализации туристского продукта усиливается личностный аспект, процесс предоставления туристской услуги может быть автоматизирован в гораздо меньшей степени, чем, например, процесс производства товаров. По этой причине в менеджменте туризма неизмеримо больше внимания должно уделяться управлению персоналом и регулированию межличностных отношений.Кадровая политика предприятия во многом влияет на успех фирмы. На работу следует нанимать приветливых, работоспособных служащих, которые смогут создать хорошую атмосферу в беседе с клиентом, собирающимся воспользоваться услугами индустрии туризма [7, с.43].
Информация о работе Формирование и организация процессов социально-культурного сервиса и туризма