Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:02, реферат
Современный и модный в настоящее время фитнес уже существовал и процветал сотни лет назад, однако тогда назывался по-другому, точнее, не назывался никак вообще. Речь идет об античной версии возникновения подобного образа жизни, которая, по мнению большинства специалистов, не подлежит сомнению. Еще в V веке до н. э. древние греки, по сути, создали «доисторический фитнес», посвятив себя занятиям спортом и превратив это в своеобразное искусство. Главной целью для первых спортсменов-любителей была внутренняя гармония и внешняя красота. Более того, ежедневные многочасовые тренировки сделали атлетику профессией — античные спортсмены тратили все свое время на тренировки, чтобы побеждать на Олимпий
Впрочем, одни занятия в спортзале едва ли принесут ожидаемый результат. Здоровый образ жизни немыслим без отказа от вредных привычек, применения вспомогательных средств, таких как массаж и SPA-процедуры, без соблюдения принципов рационального питания, позволяющего контролировать поступление в организм необходимых питательных веществ, избегать нежелательных последствий и снижать риск заболеваний. В частности, не придерживаясь принципов рационального питания, невозможно нарастить массу тела при уменьшении жировой прослойки, снизить или увеличить массу тела. И хотя для абсолютного большинства основным мотивом для посещения спортзала становится желание увидеть в зеркале преобразившуюся подтянутую фигуру, со временем приходит осознание более масштабных благоприятных последствий выбора активного образа жизни.
Не удивительно, что лидирующее положение в мировой индустрии фитнеса заняли именно Соединенные Штаты - годовой объем фитнес-рынка в США достигает $10 млрд, что составляет восьмую часть от общего объема мирового рынка. В США формирование национальной индустрии фитнеса началось с небольших клубов, посещение которых было доступно людям с невысоким уровнем доходов. Стратегия массового привлечения населения в спортивные залы дала свои плоды: только за последние 10 лет число американцев, занимающихся фитнесом, увеличилось в четыре раза; на сегодняшний день 10% американцев регулярно посещают фитнес-клубы, ведут активный образ жизни и следят за своим питанием. Старейшей и одной из крупнейших сетей фитнес-клубов на сегодняшний день является американская же Gold's Gym, занесенная в Книгу рекордов Гиннесса. Gold's Gym насчитывает более 650 центров в 30 странах мира и более трех миллионов членов клуба. В активе сети 24 hours насчитывается около 400 клубов в США, а английская компания Fitness First владеет более чем 500 клубами. В отличие от США, в Великобритании, например, развитие индустрии фитнеса шло, что называется, от противного: сначала появились дорогие клубы, и лишь после того, как был удовлетворен спрос в премиальной нише, появились заведения, доступные для людей со средним и скромным достатком. Впрочем, если судить по популярности фитнеса среди жителей Туманного Альбиона, такая политика тоже принесла свои результаты - фитнес-клубы, по данным специалистов, посещают примерно 13% британцев. Впрочем, судя по рассказам наших соотечественников, которым довелось ближе познакомиться с особенностями фитнеса по-британски, для многих жителей этой страны фитнес является своего рода хобби. "В силу семейных обстоятельств наша семья несколько месяцев прожила в Лондоне. Поскольку в Алматы посещение фитнес-клуба было обязательной составляющей моей жизни, было решено продолжить занятия и после того, как мы перебрались в Англию. Поразило, что зачастую англичане приходят в спортзал не за результатом, не ради тренировочного процесса, а просто потому, что пойти больше некуда, соответственно, и уровень нагрузки рассчитан скорее на людей, занимающихся физкультурой, но не на тех, кто приходит в зал "пахать", работать до седьмого пота. Хотя, наверное, это личные впечатления, которые верны лишь отчасти", - рассказывает алматинка Оксана АЛИМБАЕВА.
От премиума до фитнеса для масс
Как отмечают эксперты, по темпам развития фитнес-индустрия находится на втором месте после отрасли высоких технологий. Инвестиции в здоровье и красоту являются одними из самых серьезных и окупаемых, их мировой оборот достигает сотен миллиардов долларов. Даже в кризисный период, как показывают результаты исследований, многие из тех, кто привык регулярно посещать фитнес-клубы, скорее соглашаются экономить на других статьях расходов. В значительной мере данное утверждение справедливо и по отношению к отечественной фитнес-индустрии. "Не могу сказать, что кризис не ударил по финансовому положению нашей семьи: дела в компании мужа идут не так хорошо, как раньше, и кредит приходится выплачивать с поправкой на девальвацию. Но занятия фитнесом для меня значат очень много, я с большей легкостью откажусь от развлечений, походов в кафе, но не от ежедневных занятий в спортзале. И дело не только в том, что со временем начинаешь получать удовольствие от самого тренировочного процесса (а я с детских лет серьезно занималась спортом), но и от того, что возникает свой круг общения, появляются новые подруги и приятельницы. Мы занимаемся бок о бок, устраиваем совместные вылазки в кафе или на природу, в конце концов, можем просто посидеть и поболтать после тренировки за чашкой чая. Отказать себе в таком общении тоже нелегко", - считает завсегдатай одного из алматинских фитнес-клубов Татьяна МАЛАХОВА.Тем не менее, масштабы отечественной индустрии фитнеса пока нельзя сравнивать с показателями, которых удалось добиться странам, занимающим лидирующие позиции в этой области. Первые фитнес-клубы появились в Казахстане 10-15 лет назад. Как правило, они представляли собой небольшие тренажерные залы, оборудованные в полуподвальных помещениях спальных районов и оснащенные нехитрыми самодельными тренажерами, либо залы для занятий шейпингом и аэробикой. О дополнительных атрибутах вроде сауны или массажного кабинета не было и речи, да и наличие душа порой считалось верхом комфорта. По данным Национальной ассоциации профессионалов физической культуры и спорта, на сегодняшний день в республике насчитывается около 3500 спортивных центров - в это число входят как крупные фитнес-клубы, работающие в верхнем ценовом сегменте и располагающие большими площадями, так и бюджетные клубы, рассчитанные на посетителей скромного достатка. Наиболее интенсивное развитие фитнес-индустрия получила в Алматы - самом крупном городе республики, активно подхватывающем актуальные тенденции в различных сферах жизни общества; в южной столице на сегодняшний день действует около 200 фитнес-клубов. В областных центрах количество таких заведений, как правило, ограничивается парой десятков. Тем не менее, утверждает президент Национальной ассоциации профессионалов физической культуры и спорта Талап ИМАТАЛИЕВ, даже в Алматы, где спортивных залов больше, чем в каком-либо другом городе республики, число людей, посещающих их, не превышает 1,5% от общего количества жителей. Примерно такая же ситуация наблюдается на российском рынке. Таким образом, потенциал роста у данного сегмента рынка довольно большой. По данным Национальной ассоциации профессионалов физической культуры и спорта, емкость отечественного рынка фитнеса оценивается более чем в $200 млн в год. В настоящее время казахстанская фитнес-индустрия представлена клубами премиум-класса, эконом-класса, а также клубами самого низкого ценового сегмента; характерно, что практически во всех сегментах, от самого демократичного до наиболее респектабельного, предложение не поспевает за спросом. Одним из основных критериев, определяющих принадлежность клуба к тому или иному сегменту, является стоимость абонемента, однако было бы не совсем верно сбрасывать со счетов другие признаки принадлежности к рядам "элиты" или, напротив, к масс-маркету. Уровень того или иного клуба определяется качеством спортивного инвентаря, квалификацией персонала, спектром дополнительных услуг, уровнем сервиса. И, как правило, чем в более высоком сегменте позиционирует себя заведение, тем выше требования к качеству сопутствующих услуг со стороны имеющихся и потенциальных клиентов. Если завсегдатаи недорогих фитнес-клубов или даже клубов эконом-сегмента, возможно, снисходительно отнесутся к тому, что в душевой кабинке подтекает кран, а в зале барахлит кондиционер, то те, кто тренируется в клубе премиум-сегмента, скорее всего, не оставят неполадки без внимания. Фитнес-индустрия сегмента премиум в Казахстане представлена вэлнесс-клубом Luxor, а также сетью фитнес-клубов Fidelity. В сегменте эконом-класса на алматинском рынке работают такие игроки, как сеть Fitnation, клуб UniFlex, Rakhat-Fitness, Renessans, Samal de Lux. Такие сети, как Fidelity и Fitnation, работают не только в южной столице, но и на рынке Астаны, где тот же Fitnation, например, недавно открыл новый клуб; в регионах тренажерные салоны рангом пониже формируют сеть в масштабах города. Стоимость посещения клуба премиум-сегмента может составлять около Т30-50 тыс. в месяц в зависимости от выбранного клиентом вида клубной карты, в сегменте эконом-класса же цены колеблются в пределах Т10-30 тысяч. Однако, как правило, в фитнес-клубах такого уровня не предусмотрена продажа абонементов на месяц, три месяца или полгода, и клиент обычно заключает с клубом годовой договор. По мнению участников рынка, такой подход позволяет свести к минимуму проблемы, связанные с несоблюдением санитарных норм, а также создать для завсегдатаев достаточно комфортную обстановку, сняв с повестки дня критические замечания по поводу переполненных раздевалок и помещений для тренировок. С другой стороны, приобретая карту на длительный срок, клиент невольно обретает стимул к регулярным занятиям спортом, ведь деньги уплачены вперед и будет жалко, если они пропадут. Клубные карты, выдаваемые на год, как правило, позволяют пользоваться широким спектром дополнительных услуг (сауна, турецкая баня, бассейн) при неограниченном количестве занятий либо на протяжении всего дня, либо в отведенные в соответствии с условиями контракта часы. На территории фитнес-клубов премиум- и эконом-сегментов, как правило, действуют собственные солярии, SPA-салоны, медицинские центры, салоны красоты, цены на услуги которых для членов клуба, как правило, ниже, чем для посетителей, пришедших "с улицы". В некоторых клубах, работающих в ценовом сегменте выше среднего, изначально выделялись доминирующие направления. Так, вышеупомянутый Luxor позиционировался в первую очередь как вэлнесс-клуб, в котором был сделан упор именно на вэлнесс-направление, то есть на деятельность, направленную на достижение оптимального состояния тела и духа посредством физических упражнений, водных и релаксирующих процедур. Соответственно, в расписании клуба большое место отводится программам по достижению эмоционального равновесия на основе SPA-процедур и умеренных нагрузок. Тот же Rakhat Fitness, например, созданный в свое время на базе Центрального плавательного бассейна, привлекает в первую очередь любителей водных программ, тех, для кого главным условием посещения фитнес-клубов является наличие просторного бассейна. UniFlex изначально открывался как академия дзюдо, и соответственно этим планам оснащались тренировочные залы. Тем не менее сегодня в расписании практически всех клубов ведущего эшелона присутствуют как силовые, так и танцевальные программы, программы по классической и степ-аэробике, йоге и пилатес, водные программы. Несмотря на то, что стоимость клубной карты в фитнес-клубах сегментов премиум- и эконом-класса трудно назвать демократичной (особенно принимая во внимание необходимость внесения оплаты за год), спрос на их услуги велик, и спрос по-прежнему превышает предложение. И это при том, что за последние годы количество клубов, работающих в данной ценовой нише, не только не уменьшилось, но выросло - сеть Fidelity открыла два новых клуба в Алматы, а Fitnation, как говорилось выше - в Астане.
Трудности текущего момента
Между тем нельзя сказать, что трудности кризисного периода обошли индустрию фитнеса стороной. По оценкам участников рынка, спрос на услуги фитнес-индустрии снизился на 20-30%: кто-то был вынужден отказаться от походов в фитнес-клуб из-за финансовых трудностей, кто-то предпочел продолжить занятия в клубах с более демократичными расценками и возможностью помесячной оплаты. В условиях кризиса упал спрос на дорогие пакеты - многие из тех, кто прежде приобретал годовую карту, позволяющую посещать фитнес-клуб без ограничений по времени, предпочли, проанализировав привычный график посещений, приобрести абонемент, ограничивающий посещение утренними или дневными часами. Снизился спрос и на корпоративные предложения: компании, ранее закладывавшие в смету расходов приобретение для своих сотрудников абонементов в фитнес-клуб, в нынешних условиях предпочитают направлять эти средства в фонд заработной платы. От регулярных походов в спортзал пришлось отказаться и некоторым подросткам, чьи родители были вынуждены затянуть пояса. С другой стороны, уверена директор фитнес-клуба "Асфадель" Мария СОРОКИНА, кризис послужил стимулом к совершенствованию и развитию, многие компании стали уделять больше внимания работе с клиентом, появились интересные ценовые предложения, на которые вряд ли можно было бы рассчитывать в более благополучные годы. Так, в том же Fitnation в настоящее время действует акция "Нам 5 лет!", в соответствии с условиями которой при покупке годовых индивидуальных базовых карт клиент получает скидку (15-25% в Астане и от 15% в Алматы), а также три гостевых визита (для алматинцев) и бонусный пакет - 30 дней "заморозки" карты и 3 гостевых визита (для жителей столицы). Для детей - ровесников компании предлагаются скидки на клубные карты в размере 50%; дополнительные скидки предоставляются клиентам, в дате рождения которых присутствует цифра 5. Сеть клубов Fidelity, например, представила специальное предложение Fidelity Wellness Card - годовую клубную карту за Т170 000, включающую посещение сауны без ограничений, посещение определенного количества фитнес-программ, консультацию спортивных врачей. Игроки, действующие в нижнем ценовом сегменте, как правило, предлагают клиентам достаточно ограниченное количество программ, включающих танцевальные направления, аэробику, йогу, а также услуги тренажерных залов. По словам г-жи Сорокиной, некоторое снижение цен на аренду помещений способствовало тому, что появились новые центры, действующие именно в недорогом ценовом сегменте. Характерно, что зачастую инициативу по открытию данных центров проявляют сами инструкторы. Однако в индустрии фитнеса крайне редко удается сочетать организационную, руководящую деятельность и собственно тренерскую работу. Кроме того, фитнес требует больших вложений в оборудование, в на первый взгляд незначительные детали вроде сантехники, обустройства системы вентиляции, затрат на привлечение клиентов, профессиональных тренеров, и эти инвестиции, как правило, не сулят быстрой отдачи, что для клубов, не претендующих на место в премиум- или даже эконом-сегменте может оказаться критично, особенно с учетом того, что в фитнес-индустрии существует достаточно продолжительный "мертвый сезон", приходящийся на период отпусков. Наконец, небольшим клубам трудно конкурировать с более крупными центрами как с точки зрения привлечения клиентов, так и в смысле подбора персонала. Не секрет, что "продвинутые" центры могут предложить своим сотрудникам и более выгодные условия оплаты, и подходящее расписание, и возможность поездок в фитнес-туры и на программы по повышению квалификации.
Требуются профессионалы
"Грамотный подход к кадровому вопросу, понимание специфики работы в фитнес-бизнесе на самом деле решает очень много. Я имела возможность на своем опыте убедиться, что когда к руководству клубом приходят люди, не знакомые со всеми тонкостями, растерять персонал очень легко. Новая администрация небольшого клуба, где мне довелось работать прежде, например, резко сократила инструкторам оклад, поставив заработки в зависимость от количества и рейтингов занятий, заставляя работать буквально на износ, ведь во время каждого занятия и сам инструктор фактически получает полноценную тренировочную нагрузку. Излишне говорить о том, что тренер может заболеть, у него могут возникнуть семейные проблемы. Некоторые нововведения пришлись не по вкусу клиентам, например, требование представить командировочное удостоверение или больничный лист, чтобы продлить абонемент на число пропущенных по "уважительной" причине тренировок. Многим из взрослых, состоявшихся людей методы, привычные разве что для средней школы, показались унизительными. В результате коллектив распался, ушли все тренеры, которые на протяжении многих лет создавали репутацию клубу", - рассказывает инструктор одного из алматинских фитнес-клубов, в свое время перешедшая из клуба, работавшего в нижнем ценовом сегмене, в клуб одной из крупных сетей. Впрочем, кадровый вопрос актуален для всех игроков рынка, и данная проблема приобретает вдвойне большое значение, поскольку в фитнес-индустрии чрезвычайно большое значение имеет человеческий фактор - личность инструктора, его коммуникативные навыки, доброжелательность, профессионализм, способность объяснить, как надо выполнять то или иное упражнение, подсказать ошибки. Ситуация, когда люди приходят не столько на ту или иную программу, сколько на занятия к полюбившемуся инструктору и отказываются воспринимать даже тренера, вышедшего на замену, совсем не редкость. Сегодня в республике тренеров готовит только Казахстанская академия туризма и спорта, ряд вузов занимается подготовкой преподавателей физкультуры, но профессиональная подготовка фитнес-тренеров имеет свою специфику, отличную от тренерской работы как в большом спорте, так и в сфере физической культуры для масс. Казахстанские фитнес-клубы практикуют привлечение в качестве инструкторов профессиональных спортсменов, однако, убеждены в Национальной ассоциации профессионалов физической культуры и спорта, далеко не каждый добившийся выдающихся результатов спортсмен способен стать хорошим тренером, особенно тренером в фитнес-клубе, и не всякий профессиональный танцор сможет грамотно вести танцевальные программы. Восполнение пробелов в кадровой подготовке отчасти ложится на плечи самих клубов, которые проводят обучение новых инструкторов, прежде чем разрешить им самостоятельно проводить программы, некоторые тренеры занимаются дома, изучая программы по дискам и кассетам. По мнению г-жи Сорокиной, недостатки в профессиональной подготовке в значительной степени объясняются тем, что Алматы расположен далеко от стран с развитой индустрией фитнеса. И для наших инструкторов, в отличие даже от российских коллег, поездка на тренинги, фитнес-конвенции, проводимые в развитых странах, оказывается дорогим удовольствием, которое может позволить себе далеко не каждый клуб. Между тем выезды на такие мероприятия предоставляют игрокам рынка не только возможности профессионального совершенствования, но позволяют получить, что называется из первых рук, информацию об актуальных тенденциях и новых направлениях фитнес-индустрии.
Классика жанра и модные тенденции
Как свидетельствует практика, для индустрии фитнеса тоже характерны всплески моды на отдельные направления, и в соответствии с актуальными тенденциями формируется расписание программ в фитнес-клубах. Практически все клубы предлагают занятия по таким популярным направлениям, как аэробика, бодибилдинг, танцы. В теплое время года растет число желающих посещать аквааэробику, поскольку эти занятия, в отличие от традиционной аэробики в зале, позволяют уменьшить нагрузку на позвоночник и вместе с тем позволяют добиться хороших результатов тем, кто хочет сбросить лишний вес или подтянуть мышцы. Широкую популярность среди посетителей фитнес-центров получили различные направления йоги, пилатес. Клуб Fidelity, например, впервые в Казахстане представил тренировки по системе Gravity, в основе которых лежит такое физическое явление, как гравитация. Тренировки по данной системе направлены на развитие координации движений, гибкости, подвижности суставов, мышечной силы; в то же время они не противопоказаны тем, кто проходит реабилитацию после травм. Вообще, отмечают участники рынка, в последнее время наметился рост спроса не на "радикальные" силовые и кардио-программы, рассчитанные в первую очередь на изначально достаточно здоровых людей, отличающихся к тому же достаточно высоким уровнем спортивной подготовки, но на направления, поддерживающие деятельность сердечно-сосудистой системы. Занятия йогой, пилатесом, программы, направленные на развитие координации, растяжки пользуются успехом у пожилых людей, для многих из которых возраст - совсем не повод забывать о своей физической форме.
Популярность танцевальных направлений в последние годы держится на стабильно высоком уровне, причем речь идет как о танцевальных фитнес-программах, так и о бальных танцах. На протяжении длительного времени не снижается популярность таких танцевальных направлений, как латина (в первую очередь сальса), белли-дэнс (танец живота), боди-балет (программа, построенная на азах классической хореографии, в основе которой лежат упражнения на растяжку мышц). Наряду с ними в последние годы обрели популярность и получили прописку в расписании фитнес-клубов такие программы, как стрип-дэнс, MTV-дэнс. В период кризиса, как ни парадоксально, желающих научиться танцевать отнюдь не стало меньше; напротив, в школы-студии бальных и, скажем, народных танцев пришли новички, решившие научиться танцевать фламенко, вальс или, скажем, ирландские танцы. Если раньше на воплощение тайных мечтаний о посещении танцевальных классов просто не оставалось времени, то сегодня такая возможность появилась, пусть и вследствие не слишком приятных перемен в жизни - увольнения или перевода на сокращенный график работы. Поэтому для многих из начинающих танцоров посещение школ танца стало не просто способом организации досуга, но своего рода лекарством от стресса. К сожалению, многие танцевальные школы сегодня держатся только на энтузиазме организаторов, вынужденных решать как творческие вопросы, так и проблемы, связанные с арендой помещения, вести переговоры с администрацией заведений, на базе которых работают многие из них. Дефицит предложения танцевальных школ и квалифицированных кадров, которые могли бы преподавать в них, особенно остро ощущается на региональных рынках. Как считают участники рынка фитнес-услуг, данное направление бизнеса должно получить поддержку на государственном уровне, ведь его развитие, по большому счету, может внести реальный вклад в оздоровление нации, позволит направить энергию детей и подростков в мирное русло, увести их с улицы, отвлечь от сомнительных компаний. Кроме того, развитие индустрии фитнеса, открытие новых качественных и доступных клубов, как показывает опыт зарубежных стран, является одним из действенных шагов на пути к оздоровлению нации, к профилактике заболеваемости. А болезнь, как утверждает медицина, лучше предупредить, чем лечить.