Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:53, контрольная работа
На современном этапе меняется роль санаторно-курортного комплекса в системе общественных отношений, чему способствует планомерный уход (прежде всего финансовый) государства из этой сферы. Сформировался рынок санаторно-курортных услуг, и, как следствие, возникла необходимость обеспечения прибыльной работы здравниц.
В связи с этим в санаториях появились новые должности, подразделения и целые направления, ранее не представленные в этой сфере (маркетинг, сервис-центры, анимация и т д.).
Введение
1. Сущность и задачи курортного дела. Предмет и основные понятия курортологии
2. Основные проблемы развития курортного дела в России
3. Особенности современного этапа развития курортного дела в России
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Сущность и задачи курортного дела. Предмет и основные понятия курортологии
2. Основные проблемы развития курортного дела в России
3. Особенности современного этапа развития курортного дела в России
Заключение
Список литературы
Введение
На современном этапе меняется роль санаторно-курортного комплекса в системе общественных отношений, чему способствует планомерный уход (прежде всего финансовый) государства из этой сферы. Сформировался рынок санаторно-курортных услуг, и, как следствие, возникла необходимость обеспечения прибыльной работы здравниц.
В связи с этим в санаториях появились новые должности, подразделения и целые направления, ранее не представленные в этой сфере (маркетинг, сервис-центры, анимация и т д.).
Традиционная лечебно-
Однако курортное дело включает ряд разделов, которые не изучаются в рамках курса курортологии, поскольку это хотя и близкие, но разные дисциплины. Прежде всего, это касается управленческих аспектов, вопросов курортного сервиса и организации отдыха. Рассчитывать на то, что клиент будет мириться с заведомо плохим обслуживанием, было бы непростительной ошибкой. Поэтому в рамках своей деятельности организаторы курортного дела должны информировать потенциального клиента об ассортименте и качестве предлагаемых услуг и обеспечивать их соответствие заявленному уровню.
1. Сущность и задачи рекреационных услуг.
Рекреационные услуги – услуги, связанные с проведением отдыха, восстановлением сил и здоровья людей, использованием свободного времени; как правило, организации, предприятия, оказывающие такие услуги, образуют крупную отрасль экономики страны, региона.
Рекреационные услуги – это совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов.
курортов.
Научную медицинскую основу рекреационных услуг составляет курортология.
Курортология – медицинская научная дисциплина, изучающая целебные свойства природно-климатических и преформированных физических факторов, характер их действия на организм человека, возможности их использования для лечения и профилактики заболеваний, а также с целью оздоровления.
В зависимости от географического расположения и характера климатических условий в курортной местности может быть один или несколько природных лечебных факторов.
По характеру природного фактора курорты делятся: на климатолечебные, на бальнеолечебные, на грязелечебные, на смешанные, располагающие комплексом лечебных факторов.
По степени лечебной эффективности
природных лечебных факторов, уровню
их освоенности и благоустройства
курорты подразделяют на курорты
и лечебно-оздоровительные
К курортам федерального значения
относятся города-курорты
Оздоровительный отдых – пребывание на курортах практически здоровых лиц, не нуждающихся в специальном медицинском уходе, врачебном наблюдении и лечении. На современном этапе основными оздоровительными факторами служат физическая культура и спорт, ближний и дальний туризм, природные лечебные факторы, используемые для закаливания организма, а также культурно-массовые мероприятия.
Медицинский (лечебный) туризм – временный выезд с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных и эвристических целях.
Курорты расположены в лечебно-оздоровительных местностях – на территориях, обладающих природными лечебными ресурсами, пригодными для организации лечения и профилактики заболеваний. Для наиболее эффективного использования таких местностей в лечебных и оздоровительных целях необходимо наличие рекреационной инфраструктуры.
Под рекреационной инфраструктурой следует понимать систему материальных объектов и видов деятельности по оказанию курортных услуг населению, способствующих укреплению здоровья. Рекреационная инфраструктура включает в себя лечебно-профилактические, культурно-бытовые и развлекательные учреждения, спортивные площадки, специально обученный медицинский и обслуживающий персонал и т.п. Она является подсистемой социальной инфраструктуры и имеет свою подсистему вспомогательных хозяйств (коммуникации, дороги, транспорт и др.).
Функцией рекреационной деятельности также является обслуживание людей с целью лечения и отдыха, представляющее собой комплекс лечебно-профилактических учреждений: санаториев, лечебных пансионатов, курортных поликлиник, пляжей, галерей минеральных вод, водолечебниц, грязелечебниц, соляриев, бассейнов и аквапарков, тематических и природных парков и др.
Таким образом, на современном этапе, научно-практическая деятельность на курортах достаточно разнообразна и включает несколько основных направлений.
Это обусловлено комплексностью
санаторно-курортного продукта, включающего
несколько базовых
В задачи рекреационной деятельности входят:
2. Основные проблемы развития рекреационных услуг в России
На современном этапе курортный комплекс страны насчитывает около 2,3 тысяч санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на 436 тыс. мест, где ежегодно проходят лечение и оздоровление около 5,3 млн. человек. Вместе с тем, в этой сфере накопилось много проблем, требующих оперативного вмешательства и решения на федеральном уровне. В первую очередь – это приведение в порядок нормативно-правовой базы, определяющей деятельность курортного комплекса, разграничение полномочий в этой сфере между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В советский период курорты в России принадлежали в основном государству, профсоюзам, министерствам, ведомствам, предприятиям и учреждениям. Развитие сети санаториев и учреждений отдыха осуществлялось как за счет госбюджета и собственных средств курортных учреждений, так и за счет фондов предприятий и других нецентрализованных источников финансирования.
В основу развития рекреационной деятельности в России того периода были положены бережное отношение к природным лечебным факторам и окружающей среде в целом, рациональное использование курортных территорий, проведение работ по реконструкции и расширению действующих курортов, освоению новых районов, пригодных для организации лечения и отдыха трудящихся.
Развитие советской
Централизованная система планирования и управления санаторно-курортным комплексом обеспечивала его независимость от рыночных механизмов, а следовательно, условия стабильного существования. Однако эти условия не стимулировали повышения качества предоставляемых услуг, обеспечивали экстенсивное развитие, без постоянного улучшения качественных параметров. К концу 80-х гг. XX в. в экономике рекреационного комплекса нарастали застойные явления, средств на расширенное воспроизводство здравниц не хватало. Уровень комфортности многих здравниц уже не соответствовал современным требованиям в этой сфере. Качество сервиса не выдерживало никакой критики.
Реформы 1992 г. разрушили основы
прежнего функционирования курортного
комплекса страны, не создав новых
и не обозначив четких целей функционирования
и развития отрасли. Средства социального
страхования были выведены из-под
управления профсоюзов, которые в
связи с этим утратили функции
распределения санаторных и оздоровительных
путевок и компенсации
За период с 1990 по 1995 г. численность курортников уменьшилась более чем в 3,6 раза, количество мест в здравницах - на 34%. Особенно сильно экономические реформы сказались на функционировании туристских баз, имевших наименее комфортные условия размещения и наиболее слабую материальную базу. Количество мест в них снизилось за пять лет в 2,7 раза, а ежегодное количество туристов – в 7,6 раза. Только по курортным учреждениям Федерации независимых профсоюзов в 1993 г годовой объем капитальных вложений сократился до 41,7 млн. руб. по сравнению со 185,8 млн. руб. в 1990 г.
В 1995 г. истекли нормативные сроки эксплуатации более 1,5 тыс. деревянных корпусов на 49 тыс. мест, а 107 здравниц на 33,6 тыс. мест нуждались в полной реконструкции. Убытки рекреационного комплекса профсоюзов составили в 1993 г. 1 млрд. 365 млн. руб., а численность работающих сократилась на 23%.
В 1996 г. в городе-курорте Сочи при среднемесячной заполняемое на уровне 40% на долю III квартала пришлось 63,20% годового количества отдыхающих, 50,43% количества койко-дней и 57,97% годового объема доходов от реализации путевок. С каждым годом уменьшается и среднее количество дней пребывания отдыхающих на курорте. Происходит переориентация основных целей поездок на всероссийские курорты от лечения к отдыху.
Наряду с количественными изменениями рекреационный комплекс страны реформировался качественно. В соответствии с российским законодательством многие здравницы приобрели новые организационно-правовые формы. Из 2416 стационарных рекреационных предприятий (учреждений) страны в государственном секторе осталось чуть более трети (35,5%), остальные здравницы приобрели статус акционерных обществ (товариществ) или являются курортными филиалами крупных предприятий.
Приобретение хозяйственной
самостоятельности
Наряду с этим резко возросло количество отдыхающих, приобретающих путевки (туры) за полную стоимость и предъявляющих совершенно иные требования к уровню сервиса и разнообразию курортных услуг, т.е. изменился спрос.
Удовлетворение
Таким образом, в новых экономических условиях наблюдается формирование рынка санаторно-курортных услуг. Более того, следует отметить определенную адаптацию курортов к рыночным условиям. Показатели рекреационного обслуживания за 1999 - 2000 гг. ощутимо увеличились. Эту тенденцию подтверждает и объем оказанных санаторно-курортных услуг, а также увеличение их доли в общей структуре платных услуг населению страны.
Однако после резкого сокращения в 2001 г. и полного прекращения с 2002 г. финансирования государством санаторного лечения по линии социального страхования ситуация в этой сфере вновь ухудшилась, показатели заполняемости всероссийских курортов снизились на 7 - 10%. Небюджетные здравницы окончательно утратили поддержку государства и приняли активное участие в формировании рынка рекреационных услуг.
Информация о работе Динамика развития сервисной деятельности на современном этапе