Динамика развития сервисной деятельности на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

На современном этапе меняется роль санаторно-курортного комплекса в системе общественных отношений, чему способствует планомерный уход (прежде всего финансовый) государства из этой сферы. Сформировался рынок санаторно-курортных услуг, и, как следствие, возникла необходимость обеспечения прибыльной работы здравниц.
В связи с этим в санаториях появились новые должности, подразделения и целые направления, ранее не представленные в этой сфере (маркетинг, сервис-центры, анимация и т д.).

Содержание

Введение
1. Сущность и задачи курортного дела. Предмет и основные понятия курортологии
2. Основные проблемы развития курортного дела в России
3. Особенности современного этапа развития курортного дела в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

кр по вввс.docx

— 38.77 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Сущность и задачи  курортного дела. Предмет и основные  понятия курортологии

2. Основные проблемы развития курортного дела в России

3. Особенности современного этапа развития курортного дела в России

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

На современном этапе  меняется роль санаторно-курортного комплекса в системе общественных отношений, чему способствует планомерный уход (прежде всего финансовый) государства из этой сферы. Сформировался рынок санаторно-курортных услуг, и, как следствие, возникла необходимость обеспечения прибыльной работы здравниц.

В связи с этим в санаториях появились новые должности, подразделения  и целые направления, ранее не представленные в этой сфере (маркетинг, сервис-центры, анимация и т д.).

Традиционная лечебно-оздоровительная  направленность отечественной рекреационной  системы,  требует от специалистов немедицинского профиля знания основ курортологии.

Однако курортное дело включает ряд разделов, которые не изучаются в рамках курса курортологии, поскольку это хотя и близкие, но разные дисциплины. Прежде всего, это касается управленческих аспектов, вопросов курортного сервиса и организации отдыха. Рассчитывать на то, что клиент будет мириться с заведомо плохим обслуживанием, было бы непростительной ошибкой. Поэтому в рамках своей деятельности организаторы курортного дела должны информировать потенциального клиента об ассортименте и качестве предлагаемых услуг и обеспечивать их соответствие заявленному уровню.

 

1. Сущность и  задачи рекреационных услуг.

 

Рекреационные услуги –  услуги, связанные с проведением отдыха, восстановлением сил и здоровья людей, использованием свободного времени; как правило, организации, предприятия, оказывающие такие услуги, образуют крупную отрасль экономики страны, региона.

Рекреационные услуги –  это совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов.

  • Этот сектор сферы услуг выполняет важные социальные задачи, главными из которых являются: укрепление здоровья населения (индивидуального и общественного);
  • на основе рационального использования природно-рекреационных ресурсов и отечественного курортного комплекса (санаторно-курортной инфраструктуры и кадрового потенциала);
  • восстановление трудовых ресурсов, занятости населения и развития

курортов.

Научную медицинскую основу рекреационных услуг составляет курортология.

Курортология – медицинская научная дисциплина, изучающая целебные свойства природно-климатических и преформированных физических факторов, характер их действия на организм человека, возможности их использования для лечения и профилактики заболеваний, а также с целью оздоровления.

В зависимости от географического  расположения и характера климатических  условий в курортной местности  может быть один или несколько  природных лечебных факторов.

По характеру природного фактора курорты делятся: на климатолечебные, на бальнеолечебные, на грязелечебные, на смешанные, располагающие комплексом лечебных факторов.

По степени лечебной эффективности  природных лечебных факторов, уровню их освоенности и благоустройства  курорты подразделяют на курорты  и лечебно-оздоровительные местности  федерального, регионального и местного значения.

К курортам федерального значения относятся города-курорты Черноморского  побережья Краснодарского края, Кавказских Минеральных Вод, Нальчик, Сергиевские  Минеральные Воды, Белокуриха, курортная  зона Санкт-Петербурга на побережье  Финского залива, приморские курорты  Калининградской области. На современном этапе курорты регионального значения находятся в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Курорты местного значения определяют органы местного самоуправления в благоприятных ландшафтных и микроклиматических условиях вблизи крупных городов и промышленных зон.

Оздоровительный отдых –  пребывание на курортах практически здоровых лиц, не нуждающихся в специальном медицинском уходе, врачебном наблюдении и лечении. На современном этапе основными оздоровительными факторами служат физическая культура и спорт, ближний и дальний туризм, природные лечебные факторы, используемые для закаливания организма, а также культурно-массовые мероприятия.

Медицинский (лечебный) туризм – временный выезд с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных и эвристических целях.

Курорты расположены в  лечебно-оздоровительных местностях –  на территориях, обладающих природными лечебными ресурсами, пригодными для организации лечения и профилактики заболеваний. Для наиболее эффективного использования таких местностей в лечебных и оздоровительных целях необходимо наличие рекреационной инфраструктуры.

Под рекреационной инфраструктурой следует понимать систему материальных объектов и видов деятельности по оказанию курортных услуг населению, способствующих укреплению здоровья. Рекреационная инфраструктура включает в себя лечебно-профилактические, культурно-бытовые и развлекательные учреждения, спортивные площадки, специально обученный медицинский и обслуживающий персонал и т.п. Она является подсистемой социальной инфраструктуры и имеет свою подсистему вспомогательных хозяйств (коммуникации, дороги, транспорт и др.).

Функцией  рекреационной  деятельности также  является обслуживание людей с целью лечения и отдыха, представляющее собой комплекс лечебно-профилактических учреждений: санаториев, лечебных пансионатов, курортных поликлиник, пляжей, галерей минеральных вод, водолечебниц, грязелечебниц, соляриев, бассейнов и аквапарков, тематических и природных парков и др.

Таким образом, на современном этапе, научно-практическая деятельность на курортах достаточно разнообразна и включает несколько основных направлений.

Это обусловлено комплексностью санаторно-курортного продукта, включающего  несколько базовых составляющих: лечебно-оздоровительные услуги, услуги размещения, питания, досуга.

В задачи рекреационной деятельности входят:

  • разработка научных основ организации курортного дела, вопросов управления и экономического регулирования этой деятельности;
  • разработка методов и технологий санаторно-курортного лечения и оздоровления;
  • изыскание курортных ресурсов;
  • изучение потребности населения в санаторно-курортном оздоровлении и лечении, в том числе рекреационных потребностей;
  • разработка правовых аспектов курортной деятельности, лицензирования, стандартизации и сертификации курортных услуг;
  • эксплуатация курортных объектов (здравниц, курортной инфраструктуры);
  • совершенствование технологий и повышение качества курортного обслуживания, в том числе размещения, питания, анимационно-досуговой деятельности;
  • разработка научных основ и нормативов санаторно-курортной инфраструктуры, благоустройства, в том числе санитарной охраны курортов.

 

2. Основные проблемы развития рекреационных услуг в России

 

На современном этапе  курортный комплекс страны насчитывает около 2,3 тысяч санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на 436 тыс. мест, где ежегодно проходят лечение и оздоровление около 5,3 млн. человек. Вместе с тем, в этой сфере накопилось много проблем, требующих оперативного вмешательства и решения на федеральном уровне. В первую очередь – это приведение в порядок нормативно-правовой базы, определяющей деятельность курортного комплекса, разграничение полномочий в этой сфере между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В советский период курорты  в России принадлежали в основном государству, профсоюзам, министерствам, ведомствам, предприятиям и учреждениям. Развитие сети санаториев и учреждений отдыха осуществлялось как за счет госбюджета и собственных средств  курортных учреждений, так и за счет фондов предприятий и других нецентрализованных источников финансирования.

В основу развития рекреационной деятельности в России того периода были положены бережное отношение к природным лечебным факторам и окружающей среде в целом, рациональное использование курортных территорий, проведение работ по реконструкции и расширению действующих курортов, освоению новых районов, пригодных для организации лечения и отдыха трудящихся.

Развитие советской курортологии создало научную базу для успешного  использования курортных ресурсов в лечебно-профилактических целях.

Централизованная система  планирования и управления санаторно-курортным  комплексом обеспечивала его независимость  от рыночных механизмов, а следовательно, условия стабильного существования. Однако эти условия не стимулировали повышения качества предоставляемых услуг, обеспечивали экстенсивное развитие, без постоянного улучшения качественных параметров. К концу 80-х гг. XX в. в экономике рекреационного комплекса нарастали застойные явления, средств на расширенное воспроизводство здравниц не хватало. Уровень комфортности многих здравниц уже не соответствовал современным требованиям в этой сфере. Качество сервиса не выдерживало никакой критики.

Реформы 1992 г. разрушили основы прежнего функционирования курортного комплекса страны, не создав новых  и не обозначив четких целей функционирования и развития отрасли. Средства социального  страхования были выведены из-под  управления профсоюзов, которые в  связи с этим утратили функции  распределения санаторных и оздоровительных  путевок и компенсации отдыхающим части их стоимости. Созданные государственные  фонды социального страхования  перестали выделять какие-либо средства рекреационным предприятиям, кроме  оплаты стоимости путевок, что лишило здравницы средств на расширенное  воспроизводство..

За период с 1990 по 1995 г. численность  курортников уменьшилась более  чем в 3,6 раза, количество мест в здравницах - на 34%. Особенно сильно экономические реформы сказались на функционировании туристских баз, имевших наименее комфортные условия размещения и наиболее слабую материальную базу. Количество мест в них снизилось за пять лет в 2,7 раза, а ежегодное количество туристов – в 7,6 раза. Только по курортным учреждениям Федерации независимых профсоюзов в 1993 г годовой объем капитальных вложений сократился до 41,7 млн. руб. по сравнению со 185,8 млн. руб. в 1990 г.

В 1995 г. истекли нормативные  сроки эксплуатации более 1,5 тыс. деревянных корпусов на 49 тыс. мест, а 107 здравниц на 33,6 тыс. мест нуждались в полной реконструкции. Убытки рекреационного комплекса профсоюзов составили в 1993 г. 1 млрд. 365 млн. руб., а численность работающих сократилась на 23%.

В 1996 г. в городе-курорте  Сочи при среднемесячной заполняемое на уровне 40% на долю III квартала пришлось 63,20% годового количества отдыхающих, 50,43% количества койко-дней и 57,97% годового объема доходов от реализации путевок. С каждым годом уменьшается и среднее количество дней пребывания отдыхающих на курорте. Происходит переориентация основных целей поездок на всероссийские курорты от лечения к отдыху.

Наряду с количественными  изменениями рекреационный комплекс страны реформировался качественно. В соответствии с российским законодательством многие здравницы приобрели новые организационно-правовые формы. Из 2416 стационарных рекреационных предприятий (учреждений) страны в государственном секторе осталось чуть более трети (35,5%), остальные здравницы приобрели статус акционерных обществ (товариществ) или являются курортными филиалами крупных предприятий.

Приобретение хозяйственной  самостоятельности рекреационных  предприятий, отсутствие централизованного  распределение путевок и дотаций  на них привели к созданию своеобразного  рынка путевок, отражающего предложение  средств размещения.

Наряду с этим резко  возросло количество отдыхающих, приобретающих  путевки (туры) за полную стоимость  и предъявляющих совершенно иные требования к уровню сервиса и  разнообразию курортных услуг, т.е. изменился спрос.

Удовлетворение персонифицированного спроса сформировало институт посредников  между потребителями рекреационных услуг и предприятиями размещения в лице турагентов и туроператоров, а также различных курортных и оздоровительных объединений. Появление последних связано с особенностями российского налогообложения.

Таким образом, в новых  экономических условиях наблюдается  формирование рынка санаторно-курортных  услуг. Более того, следует отметить определенную адаптацию курортов к  рыночным условиям. Показатели рекреационного обслуживания за 1999 - 2000 гг. ощутимо увеличились. Эту тенденцию подтверждает и объем оказанных санаторно-курортных услуг, а также увеличение их доли в общей структуре платных услуг населению страны.

Однако после резкого  сокращения в 2001 г. и полного прекращения  с 2002 г. финансирования государством санаторного  лечения по линии социального  страхования ситуация в этой сфере  вновь ухудшилась, показатели заполняемости всероссийских курортов снизились на 7 - 10%. Небюджетные здравницы окончательно утратили поддержку государства и приняли активное участие в формировании рынка рекреационных услуг.

Информация о работе Динамика развития сервисной деятельности на современном этапе