Детский туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить вопросы возникновения и развития детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний день, показать актуальность изучаемого вопроса. Задачи исследования:

проанализировать этапы исторического развития детского туризма в России;

определить сущность детского туризма и его виды;

рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма, проблемы, связанные с ним, и перспективы его развития.

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Обзор истории развития детского туризма в России…………...…...7

1.1. Зарождение туризма и экскурсий в России (XIX век - 1917 год)……......7 1.2. Развитие детско-юношеского туризма в первые десятилетия

Советской власти (1917-1941 гг.)......…........………………………………...... 11

1.3. Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период..............14

Глава 2.Современный детский туризм……........................................................17

2.1. Классификация видов детского туризма и организаций, им занимающихся...................................................................................................... 17

2.2. Детские оздоровительные лагеря................................................................22

2.3. Проблемы и перспективы развития детского туризма.............................29

Заключение ............................................................................................................32

Список использованной литературы...................................................................34

Работа содержит 1 файл

Детский туризм.docx

— 52.39 Кб (Скачать)

 

 После смерти Р.Р.Лейцингера деятельность по развитию детского туризма не прекратилась. Таким образом, на рубеже веков туризм и экскурсии превращаются в один из методов образования. Обогащается тематика экскурсий, прослеживается связь со школьными предметами. Путешествия уже различаются по продолжительности (местные одно-двухдневные и дальние продолжительные), выделяется летний период как фактор сезонности, расширяется география поездок - от северных регионов до Крыма и Кавказа и от Урала до стран Европы.

 

Развитие туризма в  первые десятилетия Советской власти

 

(1917-1941 гг.)

 

 

 В первые десятилетия  Советской власти многие дореволюционные  идеи и замыслы получают теоретическое  и организационное развитие. После  революции 1917 года экскурсионный  метод, как более образный, понятный  и доступный, вводят в практику  учебных занятий школ. Экскурсии  приобретают политическую и агитационную  направленность. По распоряжению  Народного Комиссариата Просвещения  РСФСР с целью развития туризма  и краеведения в 1918 году в  Москве было создано Центральное  Бюро школьных экскурсий, которое  в 1921 году преобразуется в Детскую  экскурсионно-туристскую станцию  Народного Образования (ДЭТС ОНО). Первые организационно-методические  рекомендации Наркомпроса о развитии детского туризма появляются в 1919 году. Внимание уделяется экскурсионным поездкам и массовой работе с детьми летом. В целях оздоровительной работы со школьниками начинается организация летних лагерей на природе.

 

 В 1920 году в школьные  программы включается краеведение.  Возрастает особый интерес к  двум пролетарским столицам. Стремление  детей увидеть Петроград и  Москву было исключительно велико. Преодолевая разруху и голод,  учителя с детьми ехали на  экскурсии. Им выдавались продукты, обеспечивались места на экскурсионных  базах. Школьники осматривали  достопримечательности, посещали  музеи, ездили на заводы.

 

 В 1922 году в Крыму  основывается первый крупный  детский оздоровительный лагерь "Артек". А в 1929 году в стране  учреждается печатное издание  по туризму - журнал "Турист". В 1929-1930 годах ряд постановлений  Правительства РСФСР способствовал  дальнейшему развитию производственных  экскурсий. Посещение фабрик, заводов,  крупных строительств включается в школьные краеведческие программы как обязательное политехническое просвещение.

 

 Начинается формирование  органов управления детским туризмом. В 1932 году ДЭТС ОНО сливается  с Центральным Бюро краеведения,  и при ОПТ и Э создается детский сектор, который через сеть пионерских отрядов по всей стране вовлекает школьников в активную туристскую работу как "юных друзей туризма". Для совместной практической работы были привлечены общество "Друг детей" и детская комиссия при ВЦИК. Организуются курсы для подготовки руководителей детского туризма.

 

 После принятия в  1927 г Постановления Наркомпроса "Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков", в туризме появляется новое направление работы. Большое значение отводится самодеятельному туризму, как основному и наиболее ценному виду воспитательной работы и детского краеведческого образования. Идет организация детских походов с применением навыков ориентирования и элементов топографии, походного быта, умения оказать доврачебную помощь, воспитывается выносливость.

 

 На этом этапе развития  туризма в Советском Союзе  в развитии детского туризма  преобладали образовательные и  воспитательные цели, была заложена  основа для летних оздоровительных  мероприятий, но приоритетными  направлениями оставались отдельные  местные самодеятельные походы  и экскурсионные поездки. В  середине 30-х годов шло быстрое  расширение туристско-экскурсионной  базы, и ЦИК СССР принимает  решение о нецелесообразности  дальнейшего развития туризма  в рамках самодеятельных обществ. 

 

 Была создана система  организаций, координирующих и  контролирующих туризм в СССР, в том числе детский.

 

 В 1937 году ЦТЭУ признало  нецелесообразной работу отдельных  местных краеведческих организаций,  и уже к середине 1938 года все  детские станции краеведения  местного уровня в стране были  ликвидированы. 

 

 В 1939 году самодеятельные  походы были признаны видом  туризма. 

 

 В это время Народный  Комиссариат Просвещения рассматривал  туризм как один из видов  учебно-воспитательной работы. "Туризм  и экскурсии, преследуя прежде всего общеобразовательные задачи, несут в самой своей организации элементы физической закалки и подготовки будущего бойца". Поэтому перед началом Великой Отечественной войны продолжали организовываться походы, полевые военно-спортивные игры.

 

 Таким образом, первые  десятилетия советской власти  для туризма и экскурсий были  годами накопления опыта, поиска  организационных форм функционирования  туристских сообществ и оптимальных  методов управления процессами  развития детско-юношеского туризма  в стране.

 

Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период

 

 

 Центральная туристско-экскурсионная  станция на время войны прекратила  свою деятельность. Дальнейшее развитие  детский туризм получает только  в послевоенные годы. В 1945 году  руководством Советского Союза  принимается решение о восстановлении  деятельности туристско-экскурсионных  управлений. С 1946 года ЦТЭУ приступает  к строительству новых туристских  объектов, созданию экскурсионных  учреждений, организации путешествий.  В 1955 году в Москве проходит  конференция по детскому туризму,  которая принимает решение о  возрождении краеведческого движения  и регулярном проведении экспедиций  пионеров и школьников при  содействии Центральной ДЭТС  РСФСР и редакции газеты "Пионерская  правда".

 

 Одновременно с массовым  патриотическим движением в стране  продолжалась работа по организации  летнего оздоровительного отдыха  детей, строились новые пионерские  лагеря и туристские базы.

 

 В 60-е годы организационная  структура туризма в СССР снова  претерпевает изменения. В 1962 году Центральное туристско-экскурсионное  управление (ЦТЭУ) преобразуется в  Центральный Совет по туризму  (ЦСТ), а в 1969 году окончательно  реорганизуется в Центральный  Совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ).

 

 К концу 60-х годов  в детском туризме выделились  следующие основные направления  работы: молодежные и детские  лагеря отдыха, внутрисоюзные походы  и краеведческие экспедиции. Именно  в этот период расширяется  география детского туризма. В  1969 году было принято постановление  ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему  развитию туризма и экскурсий  в стране".

 

 В то же время,  основной задачей детского туризма  определялось патриотическое воспитание  подрастающего поколения. Основой  идеологии стали: воспитание патриотизма,  знание своей Родины и дружба  народов СССР.

 

 По указанию Центрального  Совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) в 1970 году происходит реорганизация  структуры детского туризма. Разрозненные  республиканские, краевые и областные  детские станции объединяются  в Центральную детскую экскурсионно-туристскую  станцию (ЦЦЭТС) Министерства  Просвещения СССР, которая проводила ежегодно познавательные поездки более чем для 450 тысяч детей.

 

 В эти годы пополняется  материальная база для специализированного  отдыха школьников. Строятся и  благоустраиваются более 30 молодежных  и пионерских лагерей, центров  отдыха и курортов союзного  значения в Крыму, на Кавказе,  под Москвой. 

 

 Таким образом, в  социалистический период истории  нашей страны детский туризм  был хорошо организован, отличался  массовостью охвата школьников  и был подчинен патриотическому  и идейному воспитанию. При этом  путешествия по СССР носили  и самодеятельный, и организованный  характер. Расширилась география  поездок школьников от своего  региона до крупных городов  СССР, других республик и зарубежных  стран. На детский туризм продолжали  оказывать влияние "красные"  даты календаря. Походы и экспедиции  планировались централизованно,  охватывая все школы и неся  в себе конкретные задачи. Массовость  достигалась спланированной системой  вознаграждений по результатам.  Кроме того, именно в 70-80-е годы  в СССР была сформирована крупная  и дешевая материальная база  для развития детского туризма.

 

 К сожалению, в период  начала 1990-х годов, во время  экономических реформ, советская  система детского туризма руководителям  того времени показалась неэффективной  и государственная поддержка  учреждений и мероприятий этой  системы была сведена до минимальных  пределов. Однако даже основ новых  экономических отношений в этой  сфере создать так и не удалось.  На современном этапе в индустрии  детского туризма имеется достаточная  для ее развития материально-техническая  база. В качестве субъектов, развивающих  детский туризм, появились и коммерческие  фирмы, и общественные объединения. 

 

 Таким образом, возникает  необходимость изучения и обобщения  опыта развития детского туризма  не только с точки зрения  дополнительной образовательной  деятельности, но и с позиций  экономической эффективности этого  направления. Новые экономические  отношения, возникшие в настоящее  время в нашей стране, обострили  проблемы в детском туризме,  требуют изменений в подходах  и механизмах организации деятельности  по развитию массового детского  туризма.

 

Глава 2. Современный детский  туризм

 

2.1. Классификация видов  детского туризма и организаций,  им занимающихся.

 

 

 В соответствии с Законом РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

 

 Детский туризм подразумевает  путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями.

 

 По тематическим направлениям  познавательные путешествия школьников  можно разбить на этнографические,  геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды  выездов.

 

 По способу организации  туристские путешествия подразделяются  на:

 

плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений)

 

самодеятельные.

 

 По продолжительности  походов и путешествий различают:

 

- одно-двухдневные

 

- многодневные.

 

 По степени сложности  спортивно-туристские выезды делят  на:

 

- некатегорийные

 

- категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности).

 

 При организации самодеятельных  походов со школьниками существуют  нормативы, ограничивающие возраст  участников и их подготовку.

 

 Например, к тренировочным  выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного  руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются  учащиеся от 12 лет, 2-ой категории  - от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории  сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного  руководителя на 8-12 человек 

 

 В детском туризме  существует особенность в классификации  на основе такого критерия  как сезонность. Выделяются:

 

 - сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца),

 

- межсезонный.

 

 Все эти виды детского  туризма на практике встречаются  как по отдельности, так и  в сочетании друг с другом.

 

 Можно выделить несколько  основных видов детского туризма,  существующих в настоящее время  в России, а именно:

 

1. Внутренний туризм:

 

экскурсии для школьников

 

спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования)

 

самодеятельные школьные обмены

 

познавательные и рекреационные  детские туры на коммерческой основе

 

оздоровление и отдых  в детских лагерях

 

2. Выездной туризм:

 

организация международных  безвалютных обменов

 

образовательные, деловые  и поощрительные выезды для талантливых  подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.

 

познавательные и рекреационные  туры на коммерческой основе

 

выезды в международные  детские центры (лагеря)

 

 Сегодня в России  в области детского туризма  одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.

 

 Коммерческая сфера  состоит из туристских фирм, туристских  баз и частных лиц, работающих  со школьниками. Деятельность  коммерческих структур направлена  на получение прибыли и осуществляется  в условиях конкуренции на  рынке детского туризма.

 

 Некоммерческая сфера  представлена:

 

 государственными и  муниципальными органами управления,

 

 государственными и  муниципальными образовательными  учреждениями, в том числе учреждениями  дополнительного образования

 

 общественными (самодеятельными)  объединениями (туристские клубы,  спортивные секции, детские и  молодежные общественные организации  и движения).

 

 Работа структур некоммерческой  сферы не связана с получением  финансовой прибыли и осуществляется  за счет бюджетных ассигнований  и (или) привлеченных средств,  в т.ч. родительской платы.

Информация о работе Детский туризм