Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить вопросы возникновения и развития детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний день, показать актуальность изучаемого вопроса. Задачи исследования:
проанализировать этапы исторического развития детского туризма в России;
определить сущность детского туризма и его виды;
рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма, проблемы, связанные с ним, и перспективы его развития.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Обзор истории развития детского туризма в России…………...…...7
1.1. Зарождение туризма и экскурсий в России (XIX век - 1917 год)……......7 1.2. Развитие детско-юношеского туризма в первые десятилетия
Советской власти (1917-1941 гг.)......…........………………………………...... 11
1.3. Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период..............14
Глава 2.Современный детский туризм……........................................................17
2.1. Классификация видов детского туризма и организаций, им занимающихся...................................................................................................... 17
2.2. Детские оздоровительные лагеря................................................................22
2.3. Проблемы и перспективы развития детского туризма.............................29
Заключение ............................................................................................................32
Список использованной литературы...................................................................34
После смерти Р.Р.Лейцингера деятельность по развитию детского туризма не прекратилась. Таким образом, на рубеже веков туризм и экскурсии превращаются в один из методов образования. Обогащается тематика экскурсий, прослеживается связь со школьными предметами. Путешествия уже различаются по продолжительности (местные одно-двухдневные и дальние продолжительные), выделяется летний период как фактор сезонности, расширяется география поездок - от северных регионов до Крыма и Кавказа и от Урала до стран Европы.
Развитие туризма в первые десятилетия Советской власти
(1917-1941 гг.)
В первые десятилетия
Советской власти многие
В 1920 году в школьные
программы включается
В 1922 году в Крыму
основывается первый крупный
детский оздоровительный лагерь
"Артек". А в 1929 году в стране
учреждается печатное издание
по туризму - журнал "Турист".
В 1929-1930 годах ряд постановлений
Правительства РСФСР
Начинается формирование
органов управления детским
После принятия в 1927 г Постановления Наркомпроса "Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков", в туризме появляется новое направление работы. Большое значение отводится самодеятельному туризму, как основному и наиболее ценному виду воспитательной работы и детского краеведческого образования. Идет организация детских походов с применением навыков ориентирования и элементов топографии, походного быта, умения оказать доврачебную помощь, воспитывается выносливость.
На этом этапе развития
туризма в Советском Союзе
в развитии детского туризма
преобладали образовательные и
воспитательные цели, была заложена
основа для летних
Была создана система организаций, координирующих и контролирующих туризм в СССР, в том числе детский.
В 1937 году ЦТЭУ признало
нецелесообразной работу
В 1939 году самодеятельные походы были признаны видом туризма.
В это время Народный
Комиссариат Просвещения
Таким образом, первые
десятилетия советской власти
для туризма и экскурсий были
годами накопления опыта,
Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период
Центральная туристско-
Одновременно с массовым
патриотическим движением в
В 60-е годы организационная
структура туризма в СССР
К концу 60-х годов
в детском туризме выделились
следующие основные
В то же время,
основной задачей детского
По указанию Центрального
Совета по туризму и экскурсиям
(ЦСТЭ) в 1970 году происходит реорганизация
структуры детского туризма.
В эти годы пополняется
материальная база для
Таким образом, в
социалистический период
К сожалению, в период
начала 1990-х годов, во время
экономических реформ, советская
система детского туризма
Таким образом, возникает
необходимость изучения и
Глава 2. Современный детский туризм
2.1. Классификация видов
детского туризма и
В соответствии с Законом РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».
Детский туризм подразумевает путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями.
По тематическим направлениям
познавательные путешествия
По способу организации
туристские путешествия
плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений)
самодеятельные.
По продолжительности
походов и путешествий
- одно-двухдневные
- многодневные.
По степени сложности
спортивно-туристские выезды
- некатегорийные
- категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности).
При организации
Например, к тренировочным
выездам допускаются дети от 7
лет с предоставлением одного
руководителя на 6 школьников, в походы
1-ой категории сложности
В детском туризме
существует особенность в
- сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца),
- межсезонный.
Все эти виды детского
туризма на практике
Можно выделить несколько
основных видов детского
1. Внутренний туризм:
экскурсии для школьников
спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования)
самодеятельные школьные обмены
познавательные и
оздоровление и отдых в детских лагерях
2. Выездной туризм:
организация международных безвалютных обменов
образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.
познавательные и
выезды в международные детские центры (лагеря)
Сегодня в России
в области детского туризма
одновременно работают как
Коммерческая сфера
состоит из туристских фирм, туристских
баз и частных лиц, работающих
со школьниками. Деятельность
коммерческих структур
Некоммерческая сфера представлена:
государственными и
муниципальными органами
государственными и
муниципальными
общественными (
Работа структур