Деревенский (сельский) туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение стратегических направлений деятельности Калининградской области в сфере развития сельского туризма.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
· Изучить историю развития агротуризма в Европе и России;
· Рассмотреть природно-ресурсный потенциал Калининградской области как базу развития сельского туризма;
· Определить основные объекты сельского туризма на территории области;
· Изучить Государственный Национальный Парк РФ «Куршская коса», как зону активного развития сельского и экологического туризма.

Работа содержит 1 файл

Деревенский или сельский туризм.docx

— 54.91 Кб (Скачать)

     Введение

     По  окончании лета уже с первыми  осенними холодами начинают его вновь  ожидать, воспоминания о жаре согревают  длинными зимними вечерами, весной попросту забывают о нём, но лето неумолимо  напоминает о себе экзаменами и отпускной  суетой. Ближе к лету активизируют свою борьбу за содержимое кошельков  потенциальных клиентов туристические  фирмы, маня поездками в экзотические и не столь экзотические страны. Набирает силу и всё громче заявляет о себе непривычный для нас  вид туризма - сельский туризм, или  как его еще называют деревенский, фермерский или аграрный.

     Сельский  туризм - это отдых на базе фермерского  хозяйства или приусадебного  участка (в частном секторе). От аренды сельского дома он отличается тем, что  все заботы о своих гостях - организацию  проживания, питания, досуга, а также  обслуживание - берет на себя принимающая  семья. Это идеальный вариант  отдыха для тех, кто устал от городского шума, монотонной работы и бешеного темпа нынешней жизни. Таких людей  сейчас немало. Главное в сельском туризме - это общение с природой, которого так не хватает среднестатистическому  городскому жителю.

     Сельский  туризм - это не только проживание туриста  в сельском доме, но и функционирование целой инфраструктуры, которая включает хорошие транспортные сообщения  между населенными пунктами, места  проведения досуга, наличие служб, оказывающих  различные услуги по предоставлению информации и обслуживанию, маленькие  ресторанчики, кафе и трактиры. При  этом каждый гость, а в сельском туризме  туриста называют «гостем», должен ощущать домашний комфорт и повышенное персональное внимание.

     В то время как вся Европа переживает агротуристский «бум», для России это  явление новое. Имеющийся на сегодняшний  день опыт показывает, что проблем  для развития сельского туризма  много. Однако многие регионы стремятся  к развитию этого туристского  направления. Создаются всевозможные организационные процессы по развитию сельского туризма в Алтайском крае, Московской, Ленинградской и Калининградской областях.

     Необходимо  отметить, что именно Калининградская  область является пионером в освоении так популярного в мире сельского туризма.

     Калининградская область обладает многообразным  и в значительной мере уникальным как для России, так и для  многих европейских стран природно-ресурсным  потенциалом, что и является основой  для развития разнообразных видов  туризма, в том числе и сельского.

     Сегодня, когда Европа объединяется, свое место  в общеевропейском экономическом  пространстве должна занять и Россия, и именно Калининградскую область  руководство страны видит наиболее благоприятной территорией для развития сотрудничества.

     Социально-экономическое  положение, в котором Калининградская  область оказалась в последние  годы, обуславливает необходимость  выбора новых стратегических направлений  развития ее народно-хозяйственного комплекса, среди которых, безусловным приоритетом  является формирование и становление  туристско-рекреационной отрасли  в качестве ведущей.

     Целью курсовой работы является определение  стратегических направлений деятельности Калининградской области в сфере  развития сельского туризма.

     Для достижения указанной цели решались следующие задачи:

     · Изучить историю развития агротуризма  в Европе и России;

     · Рассмотреть природно-ресурсный  потенциал Калининградской области  как базу развития сельского туризма;

     · Определить основные объекты сельского  туризма на территории области;

     · Изучить Государственный Национальный Парк РФ «Куршская коса», как зону активного развития сельского и  экологического туризма. 

     
  1. Общие понятия.

     Сельский  туризм или как его еще называют деревенский или аграрный, давно  пользуется широкой популярностью  в Европе и Америке. Он подразумевает  отдых туристов в сельской местности, проживание  в условиях, приближенных к деревенским, и даже участие в сельскохозяйственных работах.  Интерес к нему в западных странах объясняется небольшими затратами и близостью к природе. Он великолепен для того, чтобы провести отпуск со всей семьей, предлагает знакомство с крестьянским бытом, питание натуральными продуктами и может сочетаться  с разнообразными видами пассивного и активного отдыха. 
Яркие примеры популярности сельского туризма демонстрируют Италия и Франция, где отдых в сельской местности выбирают до четверти всех отдыхающих плюс несколько миллионов гостей из других стран. И если на заре своего развития в 70-х годах XX в. сельский туризм отличался весьма спартанскими условиями, то сейчас он предлагает современные мини-гостиницы, под которые даже реконструируются старинные усадьбы и монастыри. Десятки тысяч аграрных хозяйств занимаются сегодня сельским туризмом в Великобритании и Германии. 
В России сельский туризм молод и не получил широкой популярности, как на Западе. Хотя на территории Российской Федерации есть все предпосылки для развития этого вида туристической деятельности. К несомненным преимуществам отдыха туристов в семьях сельских жителей можно отнести пребывание, по сути, в гостях у хозяев, обслуживание не наемным персоналом, питание домашней кухней. Размещение подразумевается в гостевых домах или в отдельных комнатах, в идеале с самостоятельным входом, водопроводом, биотуалетом и бытовой техникой не хуже, чем в малых западных гостиницах. Традиционный набор сельских развлечений включает пляжный отдых на берегу ближайшей реки, охоту и рыбалку, посиделки у костра, сбор дикоросов, деревенскую баню и т.д. Программу дополняют велосипедные и конные прогулки,  экскурсии по местным достопримечательностям, знакомство с традициями и бытом коренных народов или консультации хозяев по выращиванию сельскохозяйственных культур. При желании можно взять в руки косу или грабли, хорошо размяться. 
Аграрный антураж может выгодно дополнить особенности дикой природы. В последнее время элементы сельского туризма получили широкое распространение на Алтае, в Карелии, в Калининградской области, то есть в регионах, славящихся природным наследием. Но даже в районах, традиционно богатых культурно-познавательными или религиозными программами, у сельского туризма есть высокий потенциал для развития. На маршрутах Москва – Санкт-Петербург или по городам Золотого Кольца России разнообразить туристические предложения можно прежде всего за счет сельского туризма.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. История развития деревенского туризма
 

     2.1. Развитие деревенского  туризма в Европе

     Агротуризм, или как его еще называют сельский, или деревенский, в Европе появился в начале 70-х годов прошлого столетия. В те времена остро встала проблема экологии во многих крупных городах  и у людей возникла потребность  в общении с природой, в чистом воздухе, природной тишине и натуральных  продуктах питания. Сегодня данный вид туризма развивается весьма быстрыми темпами и в некоторых  странах оттягивает на себя часть  иностранного туристского потока. В  качестве хороших примеров можно  привести такие страны как Австрия, Италия, Франция, Кипр, а также наши соседи - Финляндия, Литва и Польша.

     В Западной Европе деревенского туризма  переживает настоящий бум. Австрия, славящаяся своими горнолыжными курортами, активно инвестирует средства в развитие сельского и экологического туризма. Австрия давно уже стала туристической Меккой для туристов из разных стран. Только чистая прибыль за прошедший зимний сезон достигла десятка миллиардов евро. Летний сезон обещает тоже быть успешным. Желающих познакомиться с Австрией или просто отдохнуть от городской суеты где-нибудь в глуши австрийские крестьяне ожидают во всеоружии. Крестьянское подворье в Австрии представляет обычно большой дом, весь утопающий в зелени, а также солидное приусадебное хозяйство. Гостя здесь ждет уютная комната, для полноты ощущений могут и матрас сеном набить, крестьянская еда (все - экологически чистое, собственного приготовления) и все прелести деревенской жизни: кудахтанье кур, пение петухов поутру, запахи сена и парное молоко. Для тех, кто не умеет сидеть без дела, работы на подворье всегда хватит, зачастую это входит в программу отдыха. Очень популярен такой вид отдыха среди семей с детьми. Городского ребенка, видевшего курочек и козочек только в зоопарке, научат ухаживать за ними, научат ездить верхом. Часто бывает, что, приехав один раз на недельку, люди потом приезжают на целое лето. Развитию сельского туризма, как и туризма в целом, уделяется большое внимание.

     Франция является законодательницей мод  не только в одежде - она во многом задает тон и в туристском бизнесе. Одной из последних новинок стал сельский туризм. Жителям необъятных просторов СНГ, все еще переживающим по поводу недоступности купаний  в теплом Черном море, это не вполне понятно, но во Франции произошел  туристский бум нового направления.

     Еще в 1971 году во Франции была создана  ассоциация "Туризм в сельской местности", координирующая организацию сельского  туризма в национальном масштабе. В 1986 году 8 миллионов французов (примерно 1/4 часть всех отдыхающих) предпочли  отдых в сельской местности, а  в 1987 году таким образом отдыхали уже 9,2 миллиона французов плюс 5,2 миллиона иностранцев (из них 27 % немцев, 25 % англичан, 25 % бельгийцев, 14 % голландцев и 9 % представителей иных наций). Сельским туризмом охвачены практически все департаменты Франции (сельская местность занимает 80 % площади  страны), хотя в общем доходе от туризма  его доля составляет менее 10 %. Однако есть и побочные эффекты: с развитием  сельского туризма заметно оживилась  предпринимательская активность в  сельской местности, в частности, выросло  число актов покупки-продажи недвижимости.

     Проблемы  сельского туризма рассматривается  во Франции не только в масштабе всей страны, но и на уровне отдельных  районов. Так, в департаменте Крёз он открыл возможности для дополнительной занятости сельского населения  в летнее время. Самые популярные места отдыха в департаменте - берега естественных водоемов (прудов и озер). Местные власти стимулируют застройку  прибрежных зон легкими домиками и создание искусственных песчаных пляжей, где летом организуют праздники, конкурсы рыбаков, разнообразные мероприятия  для детей. Основные же занятия отдыхающих в сельской местности - это пешеходные, водные и конные прогулки, разные формы пассивного отдыха.

     Сельский  туризм стимулировал и значительный рост числа туристских маршрутов  в окрестностях традиционных морских  курортов. Так, особенностью развития туризма на побережье Вандеи в  последние годы стало включение  в "рекреационный оборот" новых  прибрежных территорий, что способствовало восстановлению памятников природы  и культуры в этих районах.

     Туристы, естественно, отдыхают в конкретных населенных пунктах, поэтому разработки отдельных проектов по развитию сельского  туризма доводятся до уровня деревень. В одной из таких образцовых деревень на площади в 1100 гектаров разместились три поля для гольфа, три первоклассных  гостиницы, 1050 частных владений, бальнеологический  санаторий…

     Особенностью  сельского туризма является то, что  туристы едут отдыхать только в сохранившиеся  старые деревни, выбирая естественные объекты.

     Смысл сельского туризма во Франции  заключается в поддержании освоенности  территории страны на достигнутом уровне. Поддерживать систему расселения можно, вероятно, было бы и путем вылавливания в Париже сбежавших из "неперспективных" сельских районов фермеров, не имеющих  парижской прописки, и их высылки  по основному месту жительства. Однако французское правительство пошло  путем изменения функций сельских населенных пунктов. Сельское хозяйство  страны не в состоянии более поддерживать ту систему расселения, которая сложилась  в прошлом, поэтому и стало  развиваться новое направление  рекреации - сельский туризм.

     Кипр. Здесь все более популярным становится так называемый «природный» туризм. Согласно последним исследованиям, проведенным Кипрской организацией по туризму (СТО), все больше и больше туристов предпочитают отдых, максимально приближенный к природе.

     К 2004 году число желающих отдохнуть  на лоне природы достигнет 60 % от общего турпотока. Уже сейчас все большей  популярностью пользуются знаменитые пешеходные тропы. В горах Троодоса и вдоль побережья полуострова  Акамас.

     Исследуя  потребности и пристрастия прибывающих  на остров туристов, СТО пытается расширить  ассортимент услуг молодой туристической  отрасли - агротуризма (на Кипре действует  с 1992 года). В настоящее время на Кипре существует несколько туристских агентств, специализирующихся на продаже  путевок в кипрские деревни, где  туристам предлагают «кусочек деревенской  жизни», знакомя с местными традициями и обычаями и народной кипрской кухней.

     По  данным СТО, в настоящее время  на Кипре гостей ждут 60 туристических  объектов, расположенных в 29 деревнях острова, общей вместимостью до 500 комнат. В прошлом году по линии агротуризма  отдохнуло 9 180 человек, среди них 33,6 % составили немцы, 21,3 % - британцы, 16,8 % - датчане, 7,7 % - жители Австралии, 6,36 % - французы, 4 % - ливанцы, 3,6 % - бельгийцы, 1,8 % - израильтяне, по 0,9 % - норвежцы и  шведы и по 0,45 % - испанцы и канадцы. Русских любителей деревенского образа жизни среди 9 180 человек замечено не было.

     Что касается Италии, то она является лидером  в Европе по аграрному туризму, так  прибыль в это стране в 1999 году превысила $350 млн. при существующих 10 тыс. хозяйств предоставляющих такие  услуги (ВТО, 1999). Первоначально итальянское  правительство, предполагало, что размещение туристов будет непрофильной деятельность фермеров, позволяющей несколько  укрепить их финансово-экономическое  положение без необходимости  больших инвестиций. Однако сегодня  спрос на данный туристский продукт  изменил саму концепцию агротуризма, который превращается для многих сельских жителей не в побочный, а основной вид деятельности.

     В основном, данное направление туризма  развито в Северной и Центральной  Италии, причем несомненными лидерами здесь являются Тоскана и Трентино-Южный  Тироль. Именно в этих двух областях концентрируется почти половина агротуристских предприятий все  страны и именно сюда направляется половина турпотока этой сферы. Тоскана - это земля Флоренции, Пизы, Сиены  и множества менее известных, но чрезвычайно интересных средневековых  городов и монастырей, а Трентино-Южный  Тироль - один из крупнейших европейских  центров горного и горнолыжного туризма. Таким образом, успешное развитие агротуризма стало возможным  здесь, прежде всего, на основе уже существующей хорошо развитой туристской инфраструктуры и "раскрученности" этих территорий. К этим двум факторам добавляются  красота пейзажей, обилие культурно-исторических и природных достопримечательностей, хорошие вина и качественная местная  кухня, которые занимают особое место  в этой "формуле успеха". Следует  отметить также, что основной вид  транспорта используемый в этой сфере  туристами - это личный автомобиль, поэтому далеко не во всех регионах агротуризм может развиваться столь бурно и успешно.

Информация о работе Деревенский (сельский) туризм