Деловой туризм на примере России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 08:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить и проанализировать деловой туризм в России.
Задачи курсовой работы:
- дать понятие «делового туризма»;
- проследить историю формирования делового туризма в России;
- проанализировать структуру делового туризма России;
- определить тенденции развития делового туризма в России.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы делового туризма
1.1. История возникновения делового туризма
1.2. Сущность и виды делового туризма

Глава 2. Деловой туризм на примере России
2.1 Деловой туризм в России сегодня
2.2. Понятие «Агентство делового туризма», функции и задачи
2.3. Тенденция развития делового туризма в России

Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

раепярек.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

     Участники конференций и ярмарок являются активными потребителями широкого набора услуг как непосредственно  связанных с мероприятием, так  и выходящих за его рамки. Доходы от проведения выставок складываются не только из поступлений от продажи экспозиционной площади, но и от предоставления сервисных услуг участникам и посетителям (туристские услуги, входные билеты, клубные мероприятия и презентации, общественное питание и т.п.). Дополнительные услуги обеспечивают более половины всей суммы поступлений от данного вида делового туризма. Экономика некоторых крупных городов в значительной мере ориентирована на выставочную деятельность, например, таким центром Европы является Франкфурт-на-Майне (Германия).

     3. Инсентив-мероприятия. Компании (корпораторы)  участвуют в инсентив-мероприятиях  по двум причинам. Во-первых, для  поддержания внешнего имиджа  фирмы: 50% компаний во всем мире  проводят их, чтобы внедрить новый  продукт, 35% — для увеличения объемов продаж, и с этой целью приглашают на мероприятие дилеров и партнеров. Во-вторых, для укрепления внутрикорпоративного климата путем поощрения сотрудников (15% компаний).

     Инсентив-мероприятия  проводятся в разных формах: организация совещаний и конференций «без галстуков», презентаций и продвижения продукции, поездок на отдых, поощрения, обучения сотрудников, тренингов, выявления творческих личностей. В них принимают участие сотрудники, дилеры и партнеры компании.

     Средняя продолжительность инсентив-тура составляет 6—7 дней. В составе инсентив-групп доминируют руководящий персонал (31%) и менеджеры по продажам (26%), на партнеров приходится около 29% и дистрибьюторов — 14%.

     В современной структуре международного делового туризма превалируют классические деловые поездки (70% всех деловых поездок). Доля поездок на конгрессы и конференции составляет более 15%, на выставки и ярмарки — более 11%. Примерно 3—4% поездок приходится на инсентив-туры.

     К основным целям совершения деловых  путешествий относится:

  • Проведение встреч и переговоров с партнерами;
  • Проведение совещаний с руководством и коллегами, представителей филиалов и дочерних структур;
  • Инспекция работы представительств и филиалов;
  • Установление и налаживание деловых контактов;
  • Посещение профессиональных мероприятий (выставок, конференций и т.д.);
  • Обучение сотрудников;
  • Обращение в государственные структуры различных стран, с целью получения сертификатов, лицензий, разрешений и т.д.

     Глава 2.

     2.1 Деловой туризм в России сегодня

     По  мнению зарубежных экспертов, к 2020 году количество международных деловых  поездок возрастет в три раза — с 564 млн. до 1, 6 млрд. в год. При  этом оборот данного сектора увеличится в 5 раз — с 400 млрд. долларов США  до 2,0 трлн. А по сведениям американской организации «Круглый стол делового туризма», увеличение оборота в этой сфере на один миллиард долларов приводит к созданию 100 тыс. новых рабочих мест.  
Стоит отметить, что ежедневные расходы совершающего деловую поездку бизнесмена в среднем в три раза превышают затраты обычного туриста. И при этом, как показывают маркетинговые исследования, в отличие от других видов турпоездок в периоды любых экономических спадов и кризисов сфера делового туризма страдает менее всего, а порой даже увеличивает свои объемы.

     Западные  компании давно освоили такой  вид проведения мероприятий как  бизнес-туризм. Выездные конференции, семинары, тренинги - прекрасная возможность  совместить приятное с полезным. Это  не только способ принятия бизнес-решений, проведения обучения персонала, установление деловых связей, но и способ укрепить корпоративный дух команды, инициировать неформальное общение между членами коллектива, да и просто поднять настроение участникам. Российские бизнесмены, оглядываясь на западных коллег, тоже начинают задумываться о возможностях делового туризма. Вот только возможностей этих пока маловато. 
           На российском рынке этот сектор турбизнеса стал по-настоящему развиваться лишь в начале 90-х. Круг отечественных туроператоров, специализирующихся исключительно на бизнес туризме, достаточно компактен. Причем практически все компании ориентированы на организацию деловых поездок за рубеж.

     Пока  российские туроператоры настроены  скептически. Деловой туризм как  отдельное направление предлагают очень немногие туристические компании. Турфирмы ориентируются в первую очередь на запросы  потребителей. Они могут предоставить деловой тур или организовать коллективный выезд в рамках направления "индивидуальный туризм", но как отдельный вид туристических услуг продвигать деловой туризм невыгодно.

     В создании инфраструктуры въездного  бизнес-туризма в нашей стране в последние годы делаются определенные шаги — в Москве и областных центрах строятся многочисленные бизнес-отели и бизнес-центры, создаются конгрессные бюро и выставочные организации, расширяется календарь конгрессов, форумов и иных деловых мероприятий. Эта тенденция легко объяснима - за последние годы бизнес-туризм превращается в одну из самых высокодоходных отраслей мировой туриндустрии.

     В нашей стране, по мнению экспертов, картина несколько иная. Популярность поездок на выставки очень высока, а, например, доля «чистого» инсентива  практически равна нулю. При этом, если в мировом тур-потоке доля бизнес-туристов составляет 25-30%, то в России - менее 20%. В то же время абсолютно другое распределение демонстрируют Москва и С.-Петербург, где во въездном потоке доля бизнесменов приближается к 60%.

     Примерно  половина всех зарубежных гостей столицы  приходится на приехавших с деловыми целями. В 2002 году их было около 1 млн. человек. Объемы международных контактов, связывающих Россию с зарубежными странами, постоянно растут, отчего приоритетом развития гостиничного бизнеса в России считается строительство комфортабельных, удобно расположенных конгресс-отелей (как правило, категорий 4* и выше). Во многих крупных промышленных и культурных центрах - Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Самаре, Тольятти, Сочи, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, Владивостоке и других городах - с каждым годом увеличивается число гостиниц, оснащенных всем необходимым для бизнес- и конгресс- туризма, а старые модернизируются с учетом запросов бизнесменов.

     Гораздо хуже обстоит ситуация  в  регионах. Туристская инфраструктура Средней  полосы России практически  пришла в негодность. Дальний Восток, Урал, Закавказье выживают только за счет въездного туризма, привлеченного так называемой  «русской экзотикой». Стоимость транспортных услуг также не может составить конкуренцию. Для сравнения: перелет на озеро Байкал обойдется в 400$, в то время как поездка на поезде, например, до Варшавы стоит 100$. В сфере телекоммуникаций и связи регионы находятся далеко не в лучшем положении: если вы вдруг захотите провести бизнес-семинар в российской глубинке, соблазнившись низкими ценами на аренду и питание, то, скорее всего, можете столкнуться с такими проблемами, как отсутствие подходящего зала для мероприятия, наличие компьютеров, организация интернет и мобильной связи. При этом единственным доступным способом срочной пересылки деловых документов из регионов останется экспресс-почта ЕМС Гарантпост.

     Еще одной проблемой является то, что  немногие российские компании могут  позволить себе дорогостоящие корпоративные  выезды. В основном организуются разовые  деловые поездки в страны, где работают основные партнеры компании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2.2 Понятие «Агентство делового туризма», функции и задачи

     Организацией  деловых поездок занимаются профессиональные агентства делового туризма (Travel Management Company, TMC). Агентство делового туризма (бизнес-агентства) - агентство, которое работает с корпоративными клиентами по реализации авиабилетов на регулярные рейсы, оформлению виз, бронированию отелей, трансферов для деловых поездок и корпоративных мероприятий.

     История создания российских агентств делового туризма восходит к началу 90-х годов 20 века. Также как в свое время турагентские и туроператорские компании, бизнес-агентства появились достаточно спонтанно. Первыми агентствами делового туризма были: Нико Трэвел Групп и Евроконтакт ГМБх. В 1991 году появилась также компания ГК Конкорд, организовывавшая выезды на выставки и до сих пор работающая со своими корпоративными клиентами такими, как АХК Сухой, В/О Авиаэкспорт Министерство промышленности и торговли, Министерство сельского хозяйства, др. А также компания МОСКО, специализировавшаяся и до сих пор сотрудничающая с Управлением пресс-службы и информации Президента РФ и ВГТРК. В 1991 году одним из первых на российском рынке было создано агентство делового туризма "Нико Тур", известное сейчас как компания Nicko Travel Group. В 1992 году появилось агентство делового туризма «Демлинк Трэвел», а в 1995 году – JeNiCO Travel. В 1997 году – Continent Express и Internet Plus (впоследствии переименованное в агентство Zelenski Corporate Travel Solutions (ZCTS)). Это было только начало. С каждым годом количество агентств, желающих заниматься business travel продолжает расти. К новым агентствам присоединяются туроператоры, компании, специализирующиеся на бронировании гостиниц. Сегодня по оценке профессиональной Ассоциации Агентств Делового Туризма рынок профессиональных TMC полного цикла в России насчитывает 60-70 компаний.

     Клиентами агентств делового туризма являются частные и государственные компании и организации. К частным относятся компании, частью бизнеса которых является осуществление деловых поездок: консультанты, юристы, аудиторы, торговые компании, организации, имеющие отдаленные филиалы. Корпоративные мероприятия с целью обучения сотрудников компании, с целью годовых собраний, с целью поощрения сотрудников и партнеров используют чаще всего: фармацевтические компании, страховщики, аудиторские компании, табачные и алкогольные компании, IT-компании, различного рода торговые организации, др. Компании, в которых осознают, что деловые поездки – существенная часть расходов и понимают, что можно и нужно оптимизировать уменьшать затраты на свои командировки, формулировать и соблюдать тревел-политику (travel-policy), работать с поставщиками услуг, - назначают для управления и координации этих процессов отдельного (отдельных) сотрудников, т.н. тревел-менеджера или тревел-координатора (travel manager, travel coordinator). Чаще всего такой сотрудник структурно подчинен департаменту Закупок, или департаменту Администрации.

     В последние годы стали появляться специальные учебные заведения, которые готовят специалистов непосредственно  для индустрии. В 2009 году Ассоциация Агентств Делового Туризма (BTAA) на базе Государственного университета управления (ГУУ) создала образовательную программу «Специалист в области делового туризма». В числе прочих дисциплин преподаватели-практики читают курс MICE. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Тенденции к развитию делового туризма в России 

     Деловые туры и деловой туризм являются отличной возможностью для развития бизнеса и увеличения доверия со стороны партнеров и клиентов. Неудивительно, что бизнес-туризм в России приобретает все большую популярность среди компаний различного уровня и масштаба деятельности. Организация тренингов для сотрудников, обучающие курсы для клиентов, экскурсии для партнеров по производственным объектам – все эти и подобные мероприятия относятся к деловому туризму и требуют особого внимания, так как от их качества зависит внешняя и внутренняя репутация фирмы.

     Сегодня миграция, связанная с работой  и ведением бизнеса, достигает колоссальных масштабов. Поэтому большую популярность с каждым годом набирает индустрия делового туризма. Такой вид туризма является одним из важных факторов, влияющих не только на развитие собственного бизнеса, но и на экономическое развитие страны, и на мировую политику и экономику в целом.

     Деловой туризм с каждым годом обретает все  большую популярность среди россиян. Он позволяет одновременно заключить очередную деловую сделку и отдохнуть несколько дней в новой обстановке.

     В России проводится не только множество  крупных международных выставок, посвященных различным отраслям экономики и сферам производства, но и научные конференции и ярмарки для самого широкого круга посетителей. Они собирают массу специалистов из-за рубежа и России. В то же время в стране действуют филиалы и представительства сотен иностранных торговых фирм, авиакомпаний, банков, компаний средств связи, к которым приезжают новые сотрудники или партнеры из других городов. При необходимости туристические фирмы предоставляют своим клиентам-бизнесменам не только стандартные - транспорт, размещение, питание, экскурсии- но и специфические услуги: собрать информацию о потенциальном партнере, перевести на другой язык документы, организовать встречу и пр. Часто с бизнесменами приезжают члены их семей. Им туркомпания организовывает индивидуальные программы отдыха и экскурсий.

Информация о работе Деловой туризм на примере России