Анализ туристической деятельности в Санкт-Петербурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:33, реферат

Описание работы

Целью исследований, представленных в настоящей работе, является анализ и прогнозирование туристского рынка г. Санкт-Петербург и перспектив развития въездного туризма в г. Санкт-Петербург.
Указанная цель работы требует решения следующих задач:
1. Проведение анализа современного состояния выездного и въездного туризма в г. Санкт-Петербург;
2. Сбор данных о потребителях туристского продукта;
3. Выявление состава факторов, влияющих на выездные и въездные турпотоки;
4. Разработка рекомендаций по различным путям совершенствования туристского рынка в г. Санкт-Петербург.

Работа содержит 1 файл

5ballov-94182.rtf

— 636.25 Кб (Скачать)

     Сейчас состояние дел таково, что туристическим фирмам достаточно, как правило, тех клиентов, которые сообщили им о своем желании поехать куда-либо. Поэтому сохраняется значительный неудовлетворенный спрос. До 50% - уровня интенсивности, соответствующего тому, что в данном регионе туризм приобрел массовый характер - еще довольно далеко. Фирмы достаточно спокойны и не озадачены стратегическими проблемами и творческим поиском. Но не следует забывать, что ситуация в Петербурге такова, что при благоприятном развитии событий насыщение рынка может произойти очень быстро и тогда в выигрышном положении окажутся стратеги. Туристические фирмы, если и обращаются к информации, то, как правило, только к той части, которая касается туристов, пользующихся услугами туристических фирм. Между тем в Санкт-Петербурге доля туристов, осуществляющих самостоятельные поездки очень велика. И это - огромный потенциал. Ведь наверняка, при определенных условиях, эти люди могли бы стать клиентами каких-то фирм, и учет этого в стратегии фирм мог бы приносить им немалые доходы.

     Кроме того, исследователи туризма (В. Сапрунова) обращают внимание на то, что определило успех знаменитой сейчас швейцарской фирмы "Отельплан". "Следует обратиться к публике, до сих пор не приобщенной к туризму и не привыкшей к путешествиям", - заметил в 1935 году ее основатель, Г. Дутгвайлер. Массовые, дешевые поездки стали основным продуктом фирмы и принесли ей небывалые доходы и успех в первый же год работы на этом направлении. Понятие "туризм" в России ассоциируется прежде всего с рюкзаком, кострами, палатками, песнями под гитару, со спортом, укреплением здоровья. В последние годы в ассоциативный рад туризма попадают отдых, отдыхающие, пляж, море. Менее всего туризм увязывается в сознании россиян с высокодоходной отраслью экономики. И это характерно не только для обыденного восприятия. И хотя за последние годы произошли определенные изменения в государственной политике в этой сфере, еще далеко до создания действенной структуры и механизма общественно-государственного регулирования развития туризма, стратегии развития его как сложной социально-экономической системы, в которой туристическая индустрия является одним из элементов. А ведь именно такой подход характерен для высокоразвитых стран, большую часть своего благосостояния построивших на доходах от туризма. Россия тесно связана с международным туризмом. И она должна развивать туризм в рамках общих правил и норм, чтобы извлечь все выгоды от этого развития. А опыт исследований туризма показывает, что есть ряд общих закономерностей, которые неминуемо следует учитывать, независимо от национальных особенностей туризма. Сюда можно отнести и динамику развития потребностей, и потребительского сознания в сфере туризма, и координацию общественного регулирования рынка туризма, и маркетинговые стратегии, и наличие информационной поддержки. 

     Итак, делая выводы из данных Агентства социальной информации, можно вынести основные положения на период 1998-2001 гг.:

  • В период с 1999 - 2001 гг., ежегодно, 42% не имели возможности путешествовать из-за недостатка средств.
  • В период с 1998-2000 гг. интенсивность туризма имела тенденцию к снижению за счёт спада в экономике страны. К 2001 году ситуация ещё не достигла до кризисного уровня (Приложение № 1,2).
  • Интенсивность поездок по месяцам повторяется из года в год: пик выезжающих приходится на летние месяцы (Приложение № 3).
  • В характере поездок преобладает рекреационный туризм (Приложение № 4).
  • Наиболее приемлемым для туристов считается отдых в рамках от 5 до 15 дней (Приложение № 5).
  • Самым приемлемым, а, следовательно, популярным, способом передвижения в 1999 - 2001 гг. являлся поезд (Приложение № 6).
  • На протяжении всего срока более 90% фирм занимались выездным, и менее 10% въездным и внутренним туризмом;
  • Затраты на покупку туров и расходы в поездках в среднем составляли от 300 до 1000 долларов. (Приложение №7, №8).
  • Самая популярная страна во все года для петербуржцев - Финляндия       (Приложение № 9).

     В этой ситуации продвижение туристского продукта на российский рынок обрело ряд характерных особенностей:

  • рекламируются, прежде всего, такие характеристики тура как его комфортность и развлекательность при якобы “минимальной” стоимости;
  • из природных и культурных региональных особенностей внимание обращается на море, солнце, кухню, архитектуру - при этом употребляются эпитеты исключительно в превосходных степенях, но достоверность и содержательность таких обычно весьма лаконичных рекламных сообщений убедительными сведениями не подкрепляются;
  • специализированные и детальные фирменные каталоги - редкость, серьезные аналитические публикации - еще большая редкость, а периодических и профессиональных аналитических изданий практически не существует;
  • российские клиенты очень часто ориентируются не столько на рекламу, которой не очень доверяют (что вполне объяснимо), сколько на мнение знакомых, испытавших на себе качество услуг той или иной туристской фирмы и повидавших те или иные края.

     Необходимо отметить также и то обстоятельство, что господствующая ныне ориентация на выездной туризм и нерыночный характер туризма в прошлом обусловили скудность, а нередко и полное отсутствие рекламы на уровне отдельных объектов размещения туристов внутри страны. Несколько лучше обстоит дело с рекламой авиакомпаний и ресторанов, отчасти - наиболее крупных музеев. Но в целом, как специализированная туристская реклама, так и вообще справочная информация, необходимая туристским операторам внутреннего туризма, бедна и доступ к ней очень сложен.

     Существенно и еще одно обстоятельство. Руководители многочисленных региональных туристских или рекреационных учреждений - баз отдыха, пансионатов, детских оздоровительных лагерей, принадлежавших прежде крупным предприятиям, ведомствам или местным властям, как правило, не умеют и не стремятся активно искать клиентов, поскольку “загрузка” этих учреждений всегда осуществлялась без их участия. В результате эти учреждения, представляющие собой один из компонентов туристского потенциала страны, остаются неизвестными и невостребованными. Другое дело, что они лишились ведомственной или государственной поддержки и их материальное положение, состояние зданий и оборудования по большей части бедственное, если не катастрофическое. Безусловно, существенным фактором, усугубляющим эту ситуацию, является также падение платежеспособного спроса. Тем не менее, некоторые из таких учреждений, проявив инициативу, разработав и осуществив маркетинговые мероприятия, добились очевидных успехов.

     Еще одна серьезная проблема в развитии рынка внутреннего туризма - несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг, особенно в части условий размещения, питания и перевозок, то есть в важнейших компонентах туристского сервиса. В результате многие из иностранных туристов, однажды побывавшие в российских регионах, не стремятся приехать к нам снова, а их суждения о российском туризме не способствуют формированию привлекательного облика страны.

     И последняя проблема - российский внутренний туризм по сути дела не имеет государственной рекламной поддержки. Между тем формированием позитивного туристского имиджа страны во всем мире занимаются авторитетные государственные структуры.  

    2.2. Анализ туристских услуг г. Санкт-Петербург в 2000 - 2003

     Около половины иностранных туристов, приезжающих в Россию, посещают "Северную Пальмиру", причем в последние годы число прибывающих туристов неуклонно растет. В 1998 году Санкт-Петербург принял около 2,3 миллионов туристов, из них около 1,8 миллионов из дальнего зарубежья и 500 тысяч из России и стран СНГ. С каждым годом эта цифра неуклонно растёт и к концу 2003 года составит чуть более 3 миллионов.

     Приезжающим в город, несомненно, не придется скучать от недостатка достопримечательностей. В архитектурном плане, город воспринимается как единый ансамбль с уникальными по своей красоте дворцами и храмами. Улицы и проспекты города на Неве позволяют ощутить идеальную гармонию и строгое совершенство. В облике города есть что-то от Венеции, что-то от Парижа, есть район именуемый "Новой Голландией". Однако у города есть свое неповторимое лицо - он строился по единому архитектурному плану, одобренному Петром Великим. "Симфонией в камне" иногда называют Санкт-Петербург.

     Вокруг города располагается своеобразное ожерелье, составленное из парков Петродворца, Павловска, Пушкина, Ломоносова, Гатчины с красивейшими дворцами. Они создавались как парадные загородные резиденции русских царей и придворной знати. Замечательные памятники пейзажного и садово-паркового искусства стали теперь историко-художественными музеями. Однодневные экскурсии по этим городам, предлагаемые туристическими фирмами, являются одними из самых популярных в Санкт-Петербурге.

     Культура Санкт-Петербурга, являясь "душой города", имеет исключительно большое значение в формировании его привлекательности на международном туристском рынке. Пятьдесят театров со всемирно известными творческими коллективами, в яркой палитре которых есть и Мариинский (Кировский) театр, и театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского. Свыше 300 музеев и постоянно действующих выставок всегда готовы гостеприимно распахнуть свои двери для гостей города.

     Ежегодно организуется более 100 международных фестивалей, конкурсов, традиционных праздников, причем, очень часто основной ареной подобных мероприятий становятся центральные улицы и площади города. Например, в 2003 году было проведено уже 17 международных фестивалей. Вот некоторые из них: Международный зимний фестиваль «Площадь искусств», Международный фестиваль балета «Мариинский», Международный фестиваль «Эволюция интерьера», Церемония вручения Национальной театральной премии “ЗОЛОТАЯ МАСКА”, Ежегодный Международный Музыкальный фестиваль “ДВОРЦЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА” и так далее.

     Одним из важнейших направлений развития въездного туризма в Санкт-Петербурге является морской круизный туризм. Администрацией Санкт-Петербурга совместно с Морской администрацией порта, агентскими фирмами и туроператорами в период с 1996 по 2000 гг. были предприняты определенные меры для успешного развития этого виды туризма. По посещаемости круизных судов Санкт-Петербург уже два года входит в тройку европейских лидеров. Только в 2000 г. Санкт-Петербург принял 233 судозаходов зарубежных круизных судов, на которых в Санкт-Петербург прибыло 148 тысяч иностранных круизных туристов.

     Береговое обслуживание туристов осуществляется турфирмами-операторами "Арктур", "Балтик Тревэл", "Лен-Арт" и другими более мелкими. Международная организация "Dream World Cruise Destination" наградила Санкт-Петербург дипломами в номинации "Самый гостеприимный" и "Самый популярный" порт в Северной Европе в 1998 году и "Самый популярный" порт в Северной Европе в 1999 году. По итогам 2000 года Санкт-Петербург стал лучшим среди северно-европейских круизных портов в следующих номинациях: "Наиболее привлекательная дестинация" и "Лучшие гиды".

     С учетом имеющейся на сегодняшний день инфраструктуры, по оценкам специалистов, количество судозаходов может быть увеличено не более чем на 20%. За 2001-2003 гг. направлением деятельности Комитета являлось, прежде всего, совершенствование инфраструктуры Морского порта Санкт-Петербурга, что способствует увеличению количества судозаходов и, соответственно, дальнейшему росту пассажиропотоков.

     Из Санкт-Петербурга на речных судах можно совершить путешествие по Волго-Балтийской водной системе и посетить древние российские культурно-исторические центры Кижи, Валаам и многие другие.

     На стадии завершения реконструкция всех пяти железнодорожных вокзалов и Аэропортов Пулково I и Пулково II. Расширяются таможенные терминалы, выстраивается единая система информационно-сервисного обеспечения.

     Для того чтобы любому гостю, посетившему Санкт-Петербург, были созданы комфортные условия, в городе работают более 800 туристских фирм оказывающих самые разнообразные услуги. Обратившись к ним можно заказать самые разнообразные маршруты отдыха. Ведь только тематических экскурсий существует более двух тысяч, и ведутся они практически на любых иностранных языках. Самыми крупными туристическими фирмами на рынке являются: «Нева», «Космос Лтд.», «Арктур трэвел» (морской круизный туризм), «Интуравтосервис» и компания «Сити», специализирующаяся на VIP туризме.  

     Сейчас туристы пользуются услугами около 130 действующих гостиниц. По данным Комитета по туризму администрации г. Санкт - Петербурга, на стадии ввода в эксплуатацию еще около 10 гостиниц. На предприятиях отрасли занято около 12 000 работающих. Общее число мест номерного фонда в гостиницах города приближается к 15 000. Составить представление о гостиницах возможно, классифицируя их по различным параметрам. Так, сопоставляя комфортабельность гостиниц, следует отметить, что 55% составляют одно-, двухзвездные и не-категорийные гостиницы. Характеризуя комфортность номеров, следует отметить, что самую большую долю в гостиницах города составляют двухместные номера - 67%. Также, в городе достаточно много гостиниц, введенных в эксплуатацию до 1985 года. Самую большую долю составляют частные гостиницы; по среднегодовой загруженности - 58% гостиниц загружены менее чем на 50% .

     Причину со столь малой среднегодовой загруженностью отелей, очень чётко характеризует следующая ситуация…  Еще несколько лет назад город получал весьма солидные поступления в бюджет от туристов из Финляндии. Сегодня почти все финские группы предпочитают посещать Эстонию. Объясняется это тем, что пакет туристских услуг там гораздо качественнее и дешевле. Для среднестатистического туриста из Финляндии сегодня очень накладно останавливаться даже на 1-2 дня в «Невском Паласе» или в «Европе». Но и в гостиницах среднего класса они жить не могут: качество сервиса не выдерживает критики.

Информация о работе Анализ туристической деятельности в Санкт-Петербурге