Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:33, реферат
Целью исследований, представленных в настоящей работе, является анализ и прогнозирование туристского рынка г. Санкт-Петербург и перспектив развития въездного туризма в г. Санкт-Петербург.
Указанная цель работы требует решения следующих задач:
1. Проведение анализа современного состояния выездного и въездного туризма в г. Санкт-Петербург;
2. Сбор данных о потребителях туристского продукта;
3. Выявление состава факторов, влияющих на выездные и въездные турпотоки;
4. Разработка рекомендаций по различным путям совершенствования туристского рынка в г. Санкт-Петербург.
Выделение
первичных признаков сегментации можно
продолжать и дальше - по уровню образования,
климату, размерам семьи….Каждая фирма
выделяет тот признак, которые больше
способствует её целям и назначению продукции.
В чистом виде отдельные признаки при
сегментации используются редко, чаще
используются различные их сочетания.
Также
весьма широко используются статистические
методы. Во многих случаях использование
статистики (особенно в системе прогнозирования)
неразрывно связано с теорией вероятности.
Статистические модели позволяют рассчитать
уровень потребностей для различных групп
населения, произвести сегментацию рынка
по различным критериям и выявить динамику
численности потребителей в каждом сегменте.
Статистические методы могут дать картину
прошлого и «предсказать» будущее при
учёте того, что действующие на систему
факторы неизменны.
Метод
оценки общей стоимости рынка -
используется при оценке текущего спроса
при внедрении новых или принятии решений
о закрытии устаревших туров, снятии с
производства устаревших моделей товаров
туристского спроса. С помощью этого метода
устанавливается, например, максимальный
объём потенциального спроса на новые
услуги (товар).
Оценка
территориальной ёмкости рынка - используется
при анализе текущего спроса оптимального
распределения товаров по различным территориальным
рынкам, а также расчёта необходимых маркетинговых
усилий на каждом из рынков.
Комплексный анализ рынка туристских услуг.
Комплексный анализ рынка включает систему показателей общественной потребности в туризме. В различных странах эта система варьирует количество и важность показателей, однако в большинстве случаев к важнейшим из них относят:
Этот показатель можно выразить коэффициентом туристской плотности, т.е. количеством мест размещения туристов на душу населения.
Количество мест размещения
КТП = численность населения
При
анализе возможностей приёма туристов
в целом по стране берётся общее количество
мест размещения. В разрезе отдельного
туристского региона этот показатель
анализируется по соотношению различных
мест размещения по их видам и разрядности.
Анализ объёма туристских услуг и туристского обслуживания.
При этом анализе обычно учитываются суммарные денежные поступления от туристов и поступления от туристов в расчёте на душу населения.
Объём туристского обслуживания рассчитывается для конкретного региона, т.е. включает количество туристов, посетивших данный район, город, страну.
При
проведении перспективного анализа, помимо
планируемого числа мест размещения и
средней продолжительности посещения
района одним туристом, учитывается туристская
привлекательность района для отдельных
видов туризма в год с разбивкой по сезонам.
Анализ валютных поступлений.
Общая сумма валютных поступлений от иностранного туризма обычно включает: пассив (расходы собственных граждан на зарубежные туристские поездки) и актив (поступления от иностранных туристов). Превышение актива над пассивом в большинстве туристско-ориентированных стран достигается путём строительства привлекательных для иностранных туристов курортов, специализированных туристских зон.
Соотношение актива и пассива можно проследить по формуле:
Кт (коэффициент
соотношения=Пит (посещаемость иностранными
туристами) внутреннего и внешнего
туризма).
Анализ отдельного туристского рынка.
При этом анализе используется четыре основных группы показателей:
3.Наличие и структура туроператоров и турагентов.
3.1 Соотношение крупных и мелких туроператоров в регионе.
3.2 Количество и принадлежность турагентств.
3.3 Наличие и перспективы развития связей местных турагентств и туроператорских фирм с зарубежными партнёрами.
4. Наличие и перспективы развития транспортных коммуникаций.
4.1 По видам коммуникаций (авиа, морской, речной, авто и ж/д транспорт).
4.2 Степень доступности и качество транспортных коммуникаций (крупные и мелкие аэропорты, железные дороги, автомагистрали, пешеходные и верховые тропы и т.д.).
При анализе туристского рынка в разрезе отдельных видов туризма исследования проводятся в основном по двум направлениям:
На основе всей информации видно, что туристский рынок является сложной системой, для развития которой, следует прикладывать не только ум и статистические данные, но и интуицию. Этот разносторонний, постоянно развивающийся и меняющийся бизнес требует к себе пристального внимания, постоянного изучения, анализа и корректировки. При решении открыть туристскую фирму, владельцы должны осознавать проблемы с которыми они могут столкнуться: жёсткая конкуренция, работа в ненормированном режиме, большое количество разных людей (клиенты, посредники, сотрудники различных компаний с которыми приходится сталкиваться в течение работы) со своим настроением и видением рабочего процесса - для всего этого нужно иметь огромную работоспособность и крепкие нервы. Но бонус, в виде денежного вознаграждения и интересной работы, делает туризм очень привлекательным для многих людей, несмотря на все трудности, которые он предполагает. И те, кто сумеют выдержать натиск проблем, в конце концов, получат то, о чём мечтают многие - интересную работу, дающую возможность развиваться.
2.1. Анализ туристского рынка в 1998 - 2001 гг.;
Особенности развития туризма в г. Санкт - Петербург, как и в России в целом, во многом обусловлены политическими и экономическими изменениями, происходившими в стране после 1990 года. Иностранные граждане получили возможность свободно передвигаться по территории России, а российские выезжать за границу. Небольшие частные туристские фирмы стали во множестве появляться и в крупнейших городах, и в далекой провинции. Общий экономический кризис этих лет тоже существенно повлиял на структуру и динамику российского туризма. В итоге резко сократился спрос на преобладавшие прежде путешествия и отдых внутри страны и столь же резко увеличился спрос на ранее весьма немногочисленные поездки в зарубежные центры туризма. Но основной причиной чрезвычайного спада во внутреннем туризме - остаётся прекращение его финансирования государством и профсоюзами. Сократился и поток иностранных туристов, приезжающих в Россию. Таким образом, социально-экономические факторы в последние годы не способствовали полноценному и сбалансированному развитию российского туризма.
Несмотря на это, приток иностранных туристов в Санкт-Петербург постепенно растет. Известно, что за 2000 год Санкт-Петербург посетило около 2 млн. туристов. Это выше, чем в 1999 году, и цифра имеет тенденцию возрастать. Как показывают результаты опроса менеджмента гостиниц города, посвященного современному состоянию и видению перспектив, руководимых ими предприятий, количество приезжающих туристов постепенно увеличивается и при более прогрессивном подходе к гостиничному сервису и сфере услуг в общем, при таком потенциале, город может стать одним из популярных центров туризма.
По данным мониторинга, проводимого Агентством Социальной Информации в рамках проекта "Турбарометр" с www.asinfo.ru, интенсивность туризма, то есть процент населения Санкт-Петербурга, предпринявшего хотя бы одно туристическое путешествие, за период 1998-2001 г. вырос с 23% (около 1 млн. жителей) до 32% (1,2 млн.), постепенно приближаясь к докризисному. В 1998 году 1,7 млн. жителей города определенную часть времени в течение года пребывали в статусе туриста. Величина показателя интенсивности поездок после кризиса в 1999 году в 1,8 раза меньше величины аналогичного показателя в 1998 году (41%). Только около 60% жителей, в конце 1998 года планировавших свои поездки на 1999 год, их осуществили. Основными направлениями поездок были: Ленобласть - 21%, Регионы России - 47%, СНГ и ближнее зарубежье - 13%, дальнее зарубежье - 17%. Судя по направлениям поездок, в 1998 году предпочтение было отдано внутреннему туризму (67%), соответственно доля выездного туризма составила (33%). Эта тенденция в разной степени характерна как для организованных, так и для самостоятельных поездок.
К 2001 году позиции внутреннего туризма укрепились (76%). Среди регионов России отмечен всплеск интереса петербуржцев к Ленинградской области, что объясняется близостью данного региона, ростом и обустройством туристической инфраструктуры, а также все более активным представлением Ленинградской области на международных и региональных выставках. Процентное соотношение поездок по дальнему зарубежью в 1999 году сократилось в 2 раза по сравнению с 1998. Далее наблюдается плавный рост заграничных поездок, обусловленный выходом из кризиса.
Судя по направлениям поездок, в 1998 году предпочтение было отдано внутреннему туризму (67%), соответственно доля выездного туризма составила (33%). Эта тенденция в разной степени характерна как для организованных, так и для самостоятельных поездок.
Большинство жителей Санкт-Петербурга совершали поездки самостоятельно, лишь 19% воспользовались услугами туристических фирм. По наблюдениям этот показатель имеет тенденцию снижения, например в 1999 году он составлял 26%. Самой популярной страной дальнего зарубежья среди петербуржцев в течение нескольких лет остается: Финляндия (26%).
Близость расположения и сложившиеся деловые и культурные связи Петербурга и Финляндии способствуют тому; что большинство туристов посещают эту страну 2,3 и значительно большее число раз в течение года. Кроме того, следует отметить, что число туристов, посетивших Финляндию в 2001 году, существенно не изменилось по сравнению с 1998 годом. В Санкт-Петербургском туризме некоторое время преобладали поездки, носящие рекреационный характер (независимо от формы организации поездки). Это выражалось в том, что в поездках преобладала мотивация пассивного отдыха - желание отключиться, поменять обстановку, избрать силы для предстоящей работы. Со временем возросло значение коммуникационного туризма, и соответственно, увеличение доли жителей, мотивация поездок которых связана с установлением гуманитарных контактов, с посещениями друзей и знакомых, Заметно выросла и доля делового туризма, постепенно становящегося важным элементом в современной деловой жизни.
Значительная часть расходов в самостоятельных поездках приходится на покупку продуктов питания, развлечения, а в организованных туристическими фирмами - на развлечения и осмотр достопримечательностей. Приведенные данные косвенно характеризуют характер спроса населения на услуги туристических фирм. Возникает вопрос, в какой мере этот спрос удовлетворяется.
Доля внутреннего туризма, из анализа предложений представленных на рынке, к структуре деятельности фирм Санкт-Петербурга значительно меньше доли выездного туризма. Этот факт отражает существующий дисбаланс спроса и предложения в отношении внутреннего туризма. Внутренний туризм практически отдан самим туристам. В отличие от платежеспособных клиентов выездного туризма, считается, что туры внутреннего туризма не пользуются спросом, малодоходны.
Но Московская международная туристическая выставка (МITТ2002) показала, что российские регионы выставили настолько содержательные и хорошо продуманные программы, что многие туроператоры всерьез задумались о том, чтобы заняться этими направлениями. При правильно построенной стратегии, с учетом информации о потребностях жителей региона внутренний туризм становится курицей, несущей золотые яйца. Или другой аспект. Внутренний туризм та ниша, куда возможно вовлечь малодоходные группы населения, обратиться к тем, кто никуда не ездит, заинтересовать их, предложить туры с учетом различия возможностей и намерений жителей города.
Большинство компаний в своей работе руководствуются существующим спросом, анализом прошлого сезона, лишь 6% фирм в своей работе используют маркетинг.
Информация о работе Анализ туристической деятельности в Санкт-Петербурге