Анализ туристической деятельности в Санкт-Петербурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:33, реферат

Описание работы

Целью исследований, представленных в настоящей работе, является анализ и прогнозирование туристского рынка г. Санкт-Петербург и перспектив развития въездного туризма в г. Санкт-Петербург.
Указанная цель работы требует решения следующих задач:
1. Проведение анализа современного состояния выездного и въездного туризма в г. Санкт-Петербург;
2. Сбор данных о потребителях туристского продукта;
3. Выявление состава факторов, влияющих на выездные и въездные турпотоки;
4. Разработка рекомендаций по различным путям совершенствования туристского рынка в г. Санкт-Петербург.

Работа содержит 1 файл

5ballov-94182.rtf

— 636.25 Кб (Скачать)

     Выделение первичных признаков сегментации можно продолжать и дальше - по уровню образования, климату, размерам семьи….Каждая фирма выделяет тот признак, которые больше способствует её целям и назначению продукции. В чистом виде отдельные признаки при сегментации используются редко, чаще используются различные их сочетания.  

     Также весьма широко используются статистические методы. Во многих случаях использование статистики (особенно в системе прогнозирования) неразрывно связано с теорией вероятности. Статистические модели позволяют рассчитать уровень потребностей для различных групп населения, произвести сегментацию рынка по различным критериям и выявить динамику численности потребителей в каждом сегменте. Статистические методы могут дать картину прошлого и «предсказать» будущее при учёте того, что действующие на систему факторы неизменны. 

     Метод оценки общей стоимости рынка - используется при оценке текущего спроса при внедрении новых или принятии решений о закрытии устаревших туров, снятии с производства устаревших моделей товаров туристского спроса. С помощью этого метода устанавливается, например, максимальный объём потенциального спроса на новые услуги (товар). 

     Оценка территориальной ёмкости рынка - используется при анализе текущего спроса оптимального распределения товаров по различным территориальным рынкам, а также расчёта необходимых маркетинговых усилий на каждом из рынков. 

     Комплексный анализ рынка туристских услуг.

           Комплексный анализ рынка включает систему показателей общественной потребности в     туризме. В различных странах эта система варьирует количество и важность показателей, однако в большинстве случаев к важнейшим из них относят:

  1. развитость материально-технической базы туризма;
  2. место туризма в системе отраслей экономики;
  3. объём туристских услуг;
  4. объём обслуживания;
  5. общую сумму валютных поступлений от иностранного туризма.
     Анализ материально-технической базы туризма.

     Этот показатель можно выразить коэффициентом туристской плотности, т.е. количеством мест размещения туристов на душу населения.

                Количество мест размещения

     КТП =       численность населения

     При анализе возможностей приёма туристов в целом по стране берётся общее количество мест размещения. В разрезе отдельного туристского региона этот показатель анализируется по соотношению различных мест размещения по их видам и разрядности. 

     Анализ объёма туристских услуг и туристского обслуживания.

     При этом анализе обычно учитываются суммарные денежные поступления от туристов и поступления от туристов в расчёте на душу населения.

     Объём туристского обслуживания рассчитывается для конкретного региона, т.е. включает количество туристов, посетивших данный район, город, страну.

     При проведении перспективного анализа, помимо планируемого числа мест размещения и средней продолжительности посещения района одним туристом, учитывается туристская привлекательность района для отдельных видов туризма в год с разбивкой по сезонам. 

     Анализ валютных поступлений.

     Общая сумма валютных поступлений от иностранного туризма обычно включает: пассив (расходы собственных граждан на зарубежные туристские поездки) и актив (поступления от иностранных туристов). Превышение актива над пассивом в большинстве туристско-ориентированных стран достигается путём строительства привлекательных для иностранных туристов курортов, специализированных туристских зон.

     Соотношение актива и пассива можно проследить по формуле:

                                   Псг (поездки собственных граждан за рубеж)

Кт (коэффициент соотношения=Пит (посещаемость иностранными туристами)  внутреннего и внешнего туризма). 

     Анализ отдельного туристского рынка.

     При этом анализе используется четыре основных группы показателей:

  1. Структура населения страны.
  2.      
  3. Общая численность населения.
  4.      
  5. Половозрастная структура.
  6.      
  7. Темпы роста населения по отдельным категориям (учащиеся, работающие, пенсионеры).
  8.      
  9. Сложившаяся система отпусков и каникул (соотношение рабочих и нерабочих дней).
  10.      
  11. Сложившаяся система и перспективы платёжеспособности населения.
  12.      
  13. Сложившаяся и перспективная структура затрат на отдых, в том числе и на туризм.
  14. Отношение населения к туризму.
  15.      
  16. Подвижность населения с туристскими целями.
  17.      
  18. Соотношение внутреннего и внешнего туризма.
  19.      
  20. Соотношение сложившихся и перспективных видов туризма в районе.
  21.      
  22. Структура мотиваций поездок основными группами населения.
  23.      
  24. Сезонность поездок.

     3.Наличие и структура туроператоров и турагентов.

     3.1 Соотношение крупных и мелких туроператоров в регионе.

     3.2 Количество и принадлежность турагентств.

     3.3 Наличие и перспективы развития связей местных турагентств и туроператорских фирм с зарубежными партнёрами.

     4. Наличие и перспективы развития транспортных коммуникаций.

     4.1 По видам коммуникаций (авиа, морской, речной, авто и ж/д транспорт).

     4.2 Степень доступности и качество транспортных коммуникаций (крупные и мелкие аэропорты, железные дороги, автомагистрали, пешеходные и верховые тропы и т.д.).

     При анализе туристского рынка в разрезе отдельных видов туризма исследования проводятся в основном по двум направлениям:

  • изучение тенденций развития видов туризма в региональном, национальном, мировом масштабе;
  • исследования наличной и перспективной базы (туроператоров и посредников (турагентов) в регионе по видам туризма.
 

       На основе всей информации видно,  что туристский рынок является сложной системой, для развития которой, следует прикладывать не только ум и статистические данные, но и интуицию. Этот разносторонний, постоянно развивающийся и меняющийся бизнес требует к себе пристального внимания, постоянного изучения, анализа и корректировки. При решении открыть туристскую фирму, владельцы должны осознавать проблемы с которыми они могут столкнуться: жёсткая конкуренция, работа в ненормированном режиме, большое количество разных людей (клиенты, посредники, сотрудники различных компаний с которыми приходится сталкиваться в течение работы) со своим настроением и видением рабочего процесса - для всего этого нужно иметь огромную работоспособность и крепкие нервы. Но бонус, в виде денежного вознаграждения и интересной работы, делает туризм очень привлекательным для многих людей, несмотря на все трудности, которые он предполагает. И те, кто сумеют выдержать натиск проблем, в конце концов, получат то, о чём мечтают многие - интересную работу, дающую возможность развиваться.

     Глава 2. АНАЛИЗ ТУРИСТСКОГО РЫНКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

       2.1. Анализ туристского рынка в 1998 - 2001 гг.;

     Особенности развития туризма в г. Санкт - Петербург, как и в  России в целом, во многом обусловлены политическими и экономическими изменениями, происходившими в стране после 1990 года. Иностранные граждане получили возможность свободно передвигаться по территории России, а российские выезжать за границу. Небольшие частные туристские фирмы стали во множестве появляться и в крупнейших городах, и в далекой провинции. Общий экономический кризис этих лет тоже существенно повлиял на структуру и динамику российского туризма. В итоге резко сократился спрос на преобладавшие прежде путешествия и отдых внутри страны и столь же резко увеличился спрос на ранее весьма немногочисленные поездки в зарубежные центры туризма. Но основной причиной чрезвычайного спада во внутреннем туризме - остаётся прекращение его финансирования государством и профсоюзами. Сократился и поток иностранных туристов, приезжающих в Россию. Таким образом, социально-экономические факторы в последние годы не способствовали полноценному и сбалансированному развитию российского туризма.

     Несмотря на это, приток иностранных туристов в Санкт-Петербург постепенно растет. Известно, что за 2000 год Санкт-Петербург посетило около 2 млн. туристов. Это выше, чем в 1999 году, и цифра имеет тенденцию возрастать. Как показывают результаты опроса менеджмента гостиниц города, посвященного современному состоянию и видению перспектив, руководимых ими предприятий, количество приезжающих туристов постепенно увеличивается и при более прогрессивном подходе к гостиничному сервису и сфере услуг в общем, при таком потенциале, город может стать одним из популярных центров туризма.

     По данным мониторинга, проводимого Агентством Социальной Информации в рамках проекта "Турбарометр" с  www.asinfo.ru, интенсивность туризма, то есть процент населения Санкт-Петербурга, предпринявшего хотя бы одно туристическое путешествие, за период 1998-2001 г. вырос с 23% (около 1 млн. жителей) до 32% (1,2 млн.), постепенно приближаясь к докризисному. В 1998 году 1,7 млн. жителей города определенную часть времени в течение года пребывали в статусе туриста. Величина показателя интенсивности поездок после кризиса в 1999 году в 1,8 раза меньше величины аналогичного показателя в 1998 году (41%). Только около 60% жителей, в конце 1998 года планировавших свои поездки на 1999 год, их осуществили. Основными направлениями поездок были: Ленобласть - 21%, Регионы России - 47%, СНГ и ближнее зарубежье - 13%, дальнее зарубежье - 17%. Судя по направлениям поездок, в 1998 году предпочтение было отдано внутреннему туризму (67%), соответственно доля выездного туризма составила (33%). Эта тенденция в разной степени характерна как для организованных, так и для самостоятельных поездок.

     К 2001 году позиции внутреннего туризма укрепились (76%). Среди регионов России отмечен всплеск интереса петербуржцев к Ленинградской области, что объясняется близостью данного региона, ростом и обустройством туристической инфраструктуры, а также все более активным представлением Ленинградской области на международных и региональных выставках. Процентное соотношение поездок по дальнему зарубежью в 1999 году сократилось в 2 раза по сравнению с 1998. Далее наблюдается плавный рост заграничных поездок, обусловленный выходом из кризиса.

     Судя по направлениям поездок, в 1998 году предпочтение было отдано внутреннему туризму (67%), соответственно доля выездного туризма составила (33%). Эта тенденция в разной степени характерна как для организованных, так и для самостоятельных поездок.

     Большинство жителей Санкт-Петербурга совершали поездки самостоятельно, лишь 19% воспользовались услугами туристических фирм. По наблюдениям этот показатель имеет тенденцию снижения, например в 1999 году он составлял 26%. Самой популярной страной дальнего зарубежья среди петербуржцев в течение нескольких лет остается: Финляндия (26%).

     Близость расположения и сложившиеся деловые и культурные связи Петербурга и Финляндии способствуют тому; что большинство туристов посещают эту страну 2,3 и значительно большее число раз в течение года. Кроме того, следует отметить, что число туристов, посетивших Финляндию в 2001 году, существенно не изменилось по сравнению с 1998 годом. В Санкт-Петербургском туризме некоторое время преобладали поездки, носящие рекреационный характер (независимо от формы организации поездки). Это выражалось в том, что в поездках преобладала мотивация пассивного отдыха - желание отключиться, поменять обстановку, избрать силы для предстоящей работы. Со временем возросло значение коммуникационного туризма, и соответственно, увеличение доли жителей, мотивация поездок которых связана с установлением гуманитарных контактов, с посещениями друзей и знакомых, Заметно выросла и доля делового туризма, постепенно становящегося важным элементом в современной деловой жизни.

     Значительная часть расходов в самостоятельных поездках приходится на покупку продуктов питания, развлечения, а в организованных туристическими фирмами - на развлечения и осмотр достопримечательностей. Приведенные данные косвенно характеризуют характер спроса населения на услуги туристических фирм. Возникает вопрос, в какой мере этот спрос удовлетворяется.

     Доля внутреннего туризма, из анализа предложений представленных на рынке, к структуре деятельности фирм Санкт-Петербурга значительно меньше доли выездного туризма. Этот факт отражает существующий дисбаланс спроса и предложения в отношении внутреннего туризма. Внутренний туризм практически отдан самим туристам. В отличие от платежеспособных клиентов выездного туризма, считается, что туры внутреннего туризма не пользуются спросом, малодоходны.

     Но Московская международная туристическая выставка (МITТ2002) показала, что российские регионы выставили настолько содержательные и хорошо продуманные программы, что многие туроператоры всерьез задумались о том, чтобы заняться этими направлениями. При правильно построенной стратегии, с учетом информации о потребностях жителей региона внутренний туризм становится курицей, несущей золотые яйца. Или другой аспект. Внутренний туризм та ниша, куда возможно вовлечь малодоходные группы населения, обратиться к тем, кто никуда не ездит, заинтересовать их, предложить туры с учетом различия возможностей и намерений жителей города.

     Большинство компаний в своей работе руководствуются существующим спросом, анализом прошлого сезона, лишь 6% фирм в своей работе используют маркетинг.

Информация о работе Анализ туристической деятельности в Санкт-Петербурге