Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:46, доклад
Сегмент пляжного отдыха является наиболее значительным и составляет по количеству туристов 55-60% всего рынка.
По стоимости тура выделяют отдых:
«Дешевый». Стоимость путевки до $1000. Целевая аудитория – люди с доходом от $300 до $800 на члена семьи.
«Дорогой». Стоимость путевки свыше $1000. Целевая аудитория – люди с доходом свыше $1000.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА
1.1. Современное состояние рынка туристических услуг в России
Сегмент пляжного отдыха является наиболее значительным и составляет по количеству туристов 55-60% всего рынка.
По стоимости тура выделяют отдых:
«Дешевый». Стоимость путевки до $1000. Целевая аудитория – люди с доходом от $300 до $800 на члена семьи.
«Дорогой». Стоимость путевки свыше $1000. Целевая аудитория – люди с доходом свыше $1000.
По оценкам специалистов, сегмент дорогого отдыха занимает примерно 20% российского туристического рынка по количеству туристов и составляет 35% общей финансовой емкости рынка
Рис. 1. Доля сегмента дорогого и дешевого отдыха на российском рынке туристических услуг
Российские туроператоры подразделяются на две основные разновидности:
- Крупные операторы, которые
продают турпакеты только
- Средние и малые операторы, которые не только производят, но и продают турпакеты в розницу.
Туристические агентства также делятся на две основных категории, но по другому признаку:
- независимые туристические агентства (70% от общего количества турфирм);
- сетевые туристические
агентства - точки продаж, объединенные
общим брендом, рекламно-
Рис. 2. Доля независимых и сетевых тур агентств на российском рынке туристических услуг
Сегодня на рынке туристических услуг наблюдается тенденция сокращения количества независимых туристических агентств. Стремительно увеличивается доля рынка, принадлежащая туристическим сетям. Сетевые туристические агентства обладают преимуществом перед независимыми туристическими агентствами.
Основными из них являются:
- единая торговая марка (брэнд);
- единая маркетинговая политика;
- передовая технология в туризме;
- общая рекламная политика;
- консолидированная закупочная и ценовая политика;
- единое информационное пространство;
- уникальная идея.
Франчайзинговые сети – это наиболее цивилизованная форма работы туристических агентств. На российском розничном туристическом рынке доля таких сетей имеет тенденцию к росту. Такая модель развития туристического бизнеса доказала свою состоятельность и большой потенциал.
Рассмотрим динамику выезда туристов из России. Статистические данные представлены в Приложениях 1 – 16 [26].
Общее количество российских граждан, выехавших в 2010 году за границу с целью туризма увеличилось на 32,1% по отношению к 2009 году , а также возросло на 11,4% по отношению к докризисному 2008 году, достигнув показателя 12 млн. 605 тыс. человек. Показатель 2009 года перекрыт более чем на 3 млн.человек, а результат 2008 года почти на 1,3 млн. туристов. Интересно отметить то факт, что в число первых тридцати самых популярных направлений российского выездного туризма попали страны, сумевшие преодолеть 50 –ти тысячный рубеж по количеству туристов. Такое произошло впервые в истории российского выездного туризма.
Все страны, из лидирующих
ТОР-30 направлений выездного туризма
россиян, за исключением
Безусловным лидером
по динамике прироста в 2010 году
из стран первой тридцатки
стоит Таиланд, который удвоил
свой показатель по отношению
к 2009 году в два раза и
доведя количество российских
туристов до 465 тыс. человек. На
втором месте по приросту
Впервые в российской
истории в число ТОР-30, преодолев
50-ти тысячный рубеж попал
Если проанализировать доли туристов по различным странам в общем выездном потоке из России в 2010 году и сравнить их с показателями 2009 года, то окажется, что Таиланд в 2010 году сумел дополнительно привлечь 1,3% выездного потока российских туристов, на втором месте по этому параметру стоит Китай, который увеличил свою долю почти на 1% и на третьем месте идет Египет, чья доля возросла более чем на половину процента. Одновременно с этим, почти на 2% сократилась доля туристов, которые выбирали для путешествий Турцию.
Египет впервые в
российской истории сумел
Изучая статистические
данные выезда российских
В целом, первая пятёрка самых популярных у российских туристов стран в 2010 сохранила свои рейтинговые позиции по сравнению с 2009 годом. Лидирует Турцию с весовой долей 18,8% (или 2 млн.368 тыс. туристов), на втором месте Египет с долей 17,4% (или 2 млн.198 тыс. туристов), на третьем месте Китай с долей 11,4% (или 1 млн.440 тыс. туристов), на четвёртом месте Финляндия с долей 5,6% (или 709 тыс. туристов) и замыкает пятёрку самых популярных стран Германия с долей 3,7% (или 471 тыс. туристов). Общая доля лидирующей пятёрки составила в 2010 году 57%.
По данным РОССТАТА и информации
Пограничной службы ФСБ России общее
количество российских граждан, выехавших
в первом полугодии 2011 года за границу
с целью туризма увеличилось
на 11,8% по отношению к первому
полугодию 2010 года и на 23,5% по отношению
к первому полугодию
Напомним здесь, что
по итогам первого полугодия
2011 года суммарный прирост
26 из ТО-30 стран, приведённыхв анализе отдельными строками, показали положительную динамику по отношению к первому полугодию 2010 года. Причём, наибольшая положительная динамика прироста наблюдается у Кубы (106%), Швеции (92%) и Таиланда (87%), Норвегии и Греции (76%). Отрицательную динамику из первых ТОР-30 стран показали лишь четыре туристических направления: Египет (-57%), Литва (-53%) ,Тунис (-40%) и Корея (-5%).
По итогам первого
полугодия 2011 года Турция сменила
безоговорочного лидера по
Второе место по объёмам туристов занял Китай с долей 10,4%. Точно такой же долевой показатель наблюдался у Китая и в прошлом году. А вот количество туристов в Китай увеличилось более чем на 12% или в абсолютном выражении Китай посетили на 68 тыс.человек больше чем в прошлом году. На третье место после известных февральских событий опустился Египет, доля которого уменьшилась на 13% и опустилась до уровня 8%. В абсолютном выражении Египет посетили на 652 тысячи туристов (или на 57%) меньше чем в первом полугодии прошлого года. В свою очередь часть египетских туристов оттянул на свою сторону Таиланд, занявший место вслед за Египтом с долей 6,9%. Долевой показатель Таиланда увеличился на 2,8%!!! Это максимальное изменение долевого показателя среди всех стран. Таким образом по итогам первого полугодия, можно с уверенностью сказать, что тайское направление больше чем какие-либо другие страны восполнило долю египетских туристов. Вабсолютном выражении поток российских туристов в Таиланд возрос на 96 тыс.человек (или на 87%).
Более чем на треть по итогам первого полугодия увеличилось количество российских туристов в Финляндию.За первые шесть месяцев 2011 года эту страну с целью туризма посетили более 416 тыс. человек, что на 106 тыс. человек больше показателя первого полугодия 2010 года. Весовая доля Финляндии составила в первом полугодии 2011 года 6,9%, что на 1,2% больше чем в аналогичном периоде 2010 года. Заметим, что на протяжении последних шести лет долевой показатель россиян в Финляндию по итогам первого полугодия неизменно сокращался с 9,5% в 2006 году до 5,6% в 2010 году. Поэтому 2011 год можно смело занести в актив страны Соуми.
Шестое место по итогам первого полугодия 2011 года сохранила Германия, увеличившая въездной потокроссиян более чем наполовину (52%). В абсолютном выражении эту страну с целью туризма посетили более 324 тыс.человек, что более чем на 100 тысяч больше чем в первом полугодии 2010 года. Весовая доля Германии составила в 2011 году 5,3%, что на 1,4% больше долевого показателя 2010 года.
Более чем на треть, или в абсолютном выражении почти на 70 тысяч увеличилось количество российских туристов путешествующих в Италию. По итогам первого полугодия Италию посетили более 262 тысяч россиян. Заметим, что такая динамика россиян на Апеннинский полуостров сохраняется в течение последних двух лет. Поэтому совсем неудивительно, что долевой показатель визитов в Италию возрос по сравнению с прошлым годом на 0,7% составив величину 4,3%.
Более чем наполовину или на 83 тыс.человек возрос поток российских туристов в Испанию. По сравнению с прошлым годом долевой показатель Испании возрос на 1% до уровня 3,9%.
Рекордные цифры по
итогам первого полугодия 2011 года
показала и Греция. Поток российских
туристов в эту страну
Продолжает стабильно,
более чем на треть, в течение
последних двух лет
По итогам первого полугодия 2011 года он составил 188 тыс. туристов, что на 48 тыс.человек больше чем в аналогичном периоде прошлого года. Весовая доля ОАЭ в общем потоке россиян в различные страны возросла по итогам полугодия на 0,5% до уровня 3,1%
Более чем на 37% возросло количество российских туристов, путешествующих в Чехию. Более значительная динамика в эту страну наблюдалась лишь 7 лет назад, когда поток российских туристов в Чехию возрос вдвое.
На фоне достаточно высокого прироста у других стран, совсем незначительной кажется 10% динамика российских туристов во Францию. По итогам полугодия эту страну посетили более 124 тыс.человек или в долевом выражении 2,5% от общего количества российских туристов. Однако напомним, что Франция практически не нуждается в дополнительной рекламе и как туристическое направление почти всегда было востребовано у россиян на протяжении последних лет.
Барьер в 100 тыс. туристов по итогам полугодия сумели впервые преодолеть Кипр, Болгария и Израиль. Причём все три страны стабильно показывают на протяжении последних двух лет динамику не менее 30% прироста.
Вплотную к 100 тысячной отметке подобралась по итогам полугодия Австрия с показателем 98 тыс. российских туристов и 43% динамикой прироста по отношению к прошлому году.
Отметим также, что по итогам
полугодия почти на треть увеличился
туристический поток в
В целом, несмотря
на отсутствие туров в Египет
в феврале и марте, можно
сделать вывод, что российский
рынок выездного туризма по
итогам первого полугодия 2011 года
показал положительный рост и
сумел увеличить свои
Рассмотрим динамику въезда туристов в Россию. Данные представлены в Приложениях 17 – 27 [26].
По данным РОССТАТа и информации Пограничной службы ФСБ России общее количество иностранных граждан, въехавших по итогам 12 месяцев 2010 года в Россию с целью туризма увеличилось на 1,6% по сравнению с 2009 годом, но уменьшилось на 7% по сравнению с докризисным 2008 годом. В общем итоге въездной поток иностранцев в Россию с туристическими целями составил в 2010 году 2 млн.134 тыс.человек (против 2 млн. 101 тыс.человек в 2009 году и 2 млн. 295 тыс.человек в 2008 году). Напомним, что по итогам 12 месяцев 2009 года наблюдалось падение въездного потока иностранцем в Россию с целью туризма с динамикой минус 8,5%.
Лидером по количеству
въехавших в Россию
Второе место, как
и год назад занял
Информация о работе Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации