Анализ перспектив развития туризма в Армении

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ перспектив развития туризма в Армении, выявление приоритетных задач при решении этой проблемы.
Цель работы определила ее задачи:
1. Дать комплексную оценку туристическому потенциалу Армении
2. Проанализировать и оценить перспективы развития туризма в Армении
3. Определить приоритетные направления развития туризма в Армении

Работа содержит 1 файл

туризм).doc

— 320.50 Кб (Скачать)

Как считают в правительстве  РА, существует ряд вопросов, требующих  своего незамедлительного разрешения. В ближайшее время представляется абсолютно необходимым активизировать и расширить работу по развитию туристической инфраструктуры в областях республики. Особенно актуальным видится организация подготовки кадров среднего звена для сферы маркетинга, обслуживания и управления туризмом. В числе первоочередных задач - расширение представительства Армении, демонстрация достижений туристической сферы республики на международном уровне и создание в ряде стран (США, Франция, Великобритания, Германия, Испания, Иран, Россия, Япония) информационного комплекса «Армения», а также разработка и осуществление издание большого туристического путеводителя, в котором отразить все существующие туристические  ресурсы. В планах правительства - разработка и реализация коммерческого туристического Интернет-проекта.

Анализируя имевшие  в последние годы в сфере туризма  процессы, можно констатировать, что  правительством Армении предпринимались  активные усилия и результативные меры с целью совершенствования законодательной базы. Указанные выше законодательные и правительственные акты станут стимулом для повышения уровня туризма в Армении и его приближения к международным стандартам.

В осуществлении правительственных  программ по развитию туризма в Армении задействованы не только контролируемый частный сектор,  но и зарубежные благотворительные организации. Зачастую эти благотворительные фонды созданы членами армянской диаспоры (или инициируют привлечение иностранных капиталов в Армению). Так, правительство страны проделало огромную работу, информируя армянские диаспоры в зарубежных странах о юбилейных мероприятиях 2001 г. И туристы поспешили забронировать отели и места на празднествах. Таким образом, Армения заявила о себе как о стране, где перспективно развитие туристической отрасли.

В 2001г. был подписан Меморандум о сотрудничестве между правительством Армении и фондом «Линей». В  рамках благотворительной программы «Линей»  задействованы проекты «Культура» и «Туризм», которые предусматривают  восстановление дорог, комплексов культуры, музеев.  Общая стоимость программы составляет $150 млн., из которых $17,5 млн. предусмотрено выделить на восстановление культурных объектов20.

На проходившем в  Нью-Йорке в  2003 г. бизнес-форуме, посвященном Армении, с призывом к иностранным инвесторам вкладывать средства в армянскую экономику выступил главный советник президента РА по экономическим вопросам В. Нерсисянц. Для этого есть предпосылки - армянская денежная единица драм является самой стабильной в регионе и здесь наблюдается постоянный экономический рост. Чиновник высокого ранга армянского правительства особо подчеркнул, что осуществляемое в настоящее время в рамках программы американского фонда «Линей» восстановление культурных объектов Армении внесет положительный вклад в развитие туризма в стране21.

Общим мнением представителей бизнеса на форуме, в основном, имеющих  армянские этнические корни, Армения  и ее созидающий народ предоставляют  огромные возможности для развития частного бизнеса.  Доказательством  этого является вложение в экономику Армении европейских и американских крупных компаний.

Армения активно сотрудничает с международными туристическими организациями. С 1997 года республика вступила в ряды членов Всемирной туристической  организации (ВТО), активно содействующей ей в развитии отрасли. 15-ой сессией Генеральной Ассамблеи ВТО было принято решение о присвоении организации статуса специализированной структуры ООН.

С 1999 г. в Армении работает армянское представительство Международного исполнительного корпуса сервиса  (IESC),  финансируемого  правительством США. Оно  оказывало значительное методологическое, техническое и финансовое содействие в реализации программ туристической отрасли Армении, акцентируя свое внимание на децентрализации туриндустрии республики из столицы в регионы, а также на продвижении армянского турпродукта на международном рынке.

В 2003г. в составе Армянского агентства развития туризма (ATDA) был  создан единственный не только в регионе, но и в странах СНГ информационный центр «Армения ИТЦ». Сотрудниками центра создана исчерпывающая  база  данных  о  туристических  организациях, гостиницах, объектах общепита, музеях, выставочных, концертных залах и других объектах, представляющих интерес для внутренних и иностранных туристов. Эта информация, которая бесплатно предоставляется всем желающим, размещена в свободном     доступе     на     Интернет-странице     «Армения ИТЦ»22.

В рамках пилотной программы  «Развитие туризма в регионах Армении», которую IESC осуществлял совместно  с Министерством торговли и экономического развития РА в Дилижане и Иджеване, в июне 2003 г. в этих городах были проведены мероприятия, инициирующие популяризацию туризма в регионах Армении. Там был организован семинар по обучению работников среднего звена  индустрии гостеприимства. В роли лекторов выступали сотрудники армянских туроператоров и фирм из смежных областей, местных и международных организаций, которые занимаются развитием туризма в Армении.

Особое внимание было уделено такому немаловажному фактору  индустрии туризма, как сувенирная продукция. Участники семинара наблюдали  за процессом создания изделий народного  творчества умельцами ремесленных  мастерских музея-заповедника «Дилижан». Работы вошли в альбом ремесел Армении, подготовленный IESC.

Другая программа IESC под  названием «ночлег и завтрак» проходила в Лорийском и Сюникском  марзах. «Наша цель - создание условий  для того, чтобы посетивший Армению  турист не ночевал только в Ереване, уезжая днем в поездки по регионам, а оставался в провинции, и, пользуясь услугами созданных инфраструктур, тратил там больше», - сказала координатор центра23.

ATDA при содействии  экспертов из IESC  разработало  маркетинг-план на 2003-2004 гг., который  с целью обсуждения предоставлен участникам туристического рынка Армении. Согласно плану, намечено расширить список выставок, на которых желательно участие армянских турфирм.

Армянское правительство  налаживает связи в области туризма  с представителями туристических  правительственных структур европейских стран. Так, армянские представители приняли участие в работе 3-го глобального Совета по туризму и путешествиям в Португалии24.

Налаживаются отношения  в сфере туризма и с членами  СНГ. Была проведена работа над проектом межгосударственного договора между Арменией и Молдавией «О сотрудничестве в сфере туризма»25.

Предпринята попытка  восстановления отношений в сфере  туризма между Россией и Арменией. На прошедшей в декабре 2001 г. встрече  В.В. Путина и Р. Кочаряна, одним из вопросов стал вопрос о сотрудничестве в области туризма. В. Путин и Р. Кочарян подписали, кроме того, договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 года. В их присутствии подписан и ряд межправительственных соглашений, в том числе о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о сотрудничестве в области туризма, о взаимном признании документов об образовании и другие26.

  • Реклама армянского турпродукта

Известно, что грамотная  реклама турпродукта способствует его активному продвижению. Поставленная задача состояла в должном представлении Армении на международном рынке, что сразу же было воспринято государственной функцией. С этой целью, по предложению министерства торговли и экономического развития, было основано армянское Агентство развития туризма, призванное осуществлять рекламную кампанию Армении на международном рынке. Деятельность Агентства основана на софинансировании - частично государством (20-30%), частично, частным сектором. Решение этих задач, по мнению министерства торговли и экономического развития, предполагало обеспечение к 2003 - 2004 гг. притока в республику порядка 200 тысяч туристов27.

Проведение пиар-акций  с участием представителей местных, а тем более иностранных турфирм, а также прессы, способствует созданию положительного образа страны, подчеркивая ее национальные особенности. В рамках этого направления правительственные структуры заняты разработкой серии мероприятий по созданию не только инвестиционно привлекательного образа Армении, но и проведению грамотной пиар-кампании. Так, в 2003 году были организованы с ознакомительными целями 5 поездок по республике журналистских и туроператорских групп из-за рубежа. Поездка финансировалась Армянским агентством по развитию туризму. Визит стал возможен благодаря корпусу Международной исполнительной службы, действующей при финансировании Международного агентства развития США, 11-ти армянским туристическим агентствам, «Британским авиалиниям» и ряду местных ресторанов28.

В Армению были приглашены руководители 8 иностранных туристических агентств. Следствием поездки была проведенная пресс-конференция, где представители иностранного турбизнеса (представители армянской диаспоры в своем большинстве) высоко оценили перспективы развития туризма в Армении. Наиболее востребованными будут, по мнению участников поездки, музейный, приключенческий, спортивный, экологический и др. Руководители американских компаний «Карван-сарай», «Джаффакс» придерживаются мнения, что гарантией развития туризма в Армении являются национальные особенности, которые здесь сохранены. «Это очень хорошо, что здесь нет «Макдональдса», - заявили они. По мнению директора компании «Закинтуртранс» Генриха Тер-Маркосяна, низкий уровень туризма в Ереване обусловлен неверной деятельностью многочисленных турагенств. Главное, считает Тер-Маркосян, это серьезный контроль правительства над туристическими организациями. Г-н Тер-Маркосян утверждает, что для развития туризма в Армении необходим не только контроль правительства над соответствующими структурами, но и участие в этом деле настоящих профессионалов.

Первоочередными задачами армянских коллег, по мнению иностранных  специалистов, должны стать следующие. Во-первых, увеличение числа авиарейсов и маршрутов, особенно «Армянских авиалиний». Правительство РА должно усиленно рекламировать страну, ее возможности. Гости пожелали увидеть армянские дороги более благоустроенными, гостиничные комплексы вне Еревана - более уютными и добротными. Европейским и американским стандартам отвечают несколько столичных гостиниц. Высоко представители европейского и американского турбизнеса оценили армянскую  кухню, сервис армянских ресторанов, уровень обслуживания в них29.

В последние годы Армения  систематически принимает участие  в туристских ярмарках WTM в Лондоне, ITB в Берлине, организации ASTA в Вашингтоне, «Шелковый путь» в Тбилиси, международной ярмарке в Киеве. В рамках программы развития регионального туризма были опубликованы рекламные буклеты о туристической инфраструктуре Дилижана и Иджевана30.

Два года назад Армения  удачно представила свои возможности, в том числе и туристические, на ЭКСПО-2000 в Ганновере. За 5 месяцев ее стенд посетило 800 тыс. человек. Огромный интерес этот стенд вызвал у немецких СМИ, которые постоянно публиковали материалы об Армении. Активную политику по продвижению на мировом туристическом рынке Армения продемонстрировала и на прошедшей в ноябре этого года Лондонской World Travel Market. Красивый и яркий стенд, материалы (в том числе видеофильмы и CD-диски) поступали в пресс-офис WTM практически ежедневно, подробно рассказывали о туристических и рекреационных возможностях страны.

С началом третьего тысячелетия  туризм Армении переживает явный  подъем. Это связано и с фактами  ряда торжеств и исторических событий, прошедших в Армении, и с государственной  политикой в области развития туризма.  Динамика роста потока туристов очевидна. Представим в виде цифр некоторые показатели развития отрасли. Так, в 1996 году в гостиничном комплексе Армении проживало 7 000 туристов из РФ, то только за первое полугодие 2001 года их количество составило 18 000. Конец 1990-х гг. был отмечен констатацией факта: армянский туристический продукт  не конкурентоспособен на мировом рынке из-за высокой цены и низкого качества. В страну приезжали 25-30 тысяч человек в год. Армения практически не была представлена на международном рынке как туристическая дестинация.

Уже 2001 год для туризма  Армении оказался рекордным: по сравнению  с 2000 г. количество посетивших республику гостей возросло почти в полтора  раза и составило около 50 тыс. человек. Юбилейные торжества прошли, и ожидался объективный спад турпотока. Однако этого не произошло. В 2002 году количество туристов в Армении на 100 человек составило 5 человек, общий доход рынка туризма на душу населения, включая все относящиеся к туризму покупки и услуги - 55 долларов. Среднегодовые темпы роста посетителей-туристов в 1998-2002 г. составили 35,1%31.

Туризм в Армении  по своей структуре имеет определенную сезонность и, в соответствии с этой сезонностью, делится на разные ниши. В последние годы летний сезон  стал довольно привлекательным для посетителей Армении. В частности, это касается армян диаспоры и туристов из соседних стран - Ирана и стран СНГ.

К сожалению, не удалось  точно выяснить, какую часть ВВП  составили доходы от туризма за последние  годы. Пресса, со ссылкой на авторитетные экономические источники, приводит цифры, сильно разнящиеся между собой. Так, экономический еженедельник Армении «Деловой экспресс» приводит такие цифры: за  2002 г. доходы от туризма в Армении составили порядка 12-14% от ВВП, или около 120 млн. долларов против 7-9% от ВВП в 2001 г., когда страну посетило 100 тыс. туристов32.

В то же время газета «Ноев  ковчег» со ссылкой на интервью министра торговли и экономического развития РА А. Петросяна приводит более скромные данные: в 2002 году доходы в сфере туризма составили 5-7% от ВВП33.

Исходя из приведенных  фактов, становится понятным, что первоочередной задачей структурных подразделений  правительства, ответственными за туротрасль, становится налаживание систематического и объективного статистического учета. И такая задача уже поставлена.

По тем же данным, в 2002 г. Армению посетили в качестве туристов 162 тыс. чел.  Ожидалось, что  в 2003 г.  этот показатель будет превышен, так как уже в январе-июне 2003 года Армению посетило более 70 тыс. туристов, что на 21% превышает показатель аналогичного периода 2002 года (по другим данным – на 27, 7%)34.

Информация о работе Анализ перспектив развития туризма в Армении