Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 10:04, дипломная работа
Цель работы: разработка и описание мероприятий по повышению конкурентоспособности туристской организации.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Провести сравнительный анализ развития туризма, особенностей туристской деятельности в зарубежной и отечественной литературе, влияющие на оценку конкурентоспособности туристских организаций;
2. Рассмотреть механизмы формирования конкурентоспособных туристских фирм с учетом потребительских предпочтений туристов;
3. Предложить комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности туристской организации.
Объект исследования: туристская фирма Спутник, ЗАО, туристско-транспортная корпорация и туристическое агентство Котрес.
Предмет исследования: мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности и эффективности деятельности туристской фирмы.
Исследование проводилось с ноября 2009г. – май 2010г.
Введение
Глава 1. Туристские организации на рынке туристических услуг
1.1 Особенности развития туристских организаций в России и за рубежом
1.2 Современный туристский рынок и перспективы его развития
1.3 Особенности конкурентоспособности в сфере туризма
Глава 2. Изучение конкурентоспособности туристской организации
2.1 Оценка конкурентоспособности туристских организаций ЗАО «Спутник» и ООО «Котрес»
2.2 Анализ потребительских предпочтений комплексных туристских услуг
Глава 3. Направления повышения конкурентоспособности туристской организации
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности туристской организации «Котрес» в индустрии туризма
3.2 Динамика повышения конкурентоспособности «Котрес» на рынке туризма
Заключение
Список использованных источников
В любой отрасли экономики интенсивность и степень остроты зависит от взаимодействия этих сил. Появление новых конкурентов – это угроза, которую действующая на рынке фирма, должна стремиться снизить, ориентируясь на спрос потребителей. При выборе конкурентных стратегий, важно оценить варианты возможных действий на конкурентном рынке. При этом важно концентрировать свои преимущества там, где конкуренты показывают свои слабые стороны.
Конкурентные преимущества – это характеристики, свойства, особенности товара или марки, которые создают для них определенное превосходство над подобными товарами других производителей. Эти характеристики могут относиться и к самой базовой услуге, и к дополнительным услугам, и к формам организации производства, сбыта, продаж [43].
Конкурентное преимущество относительно, оно выявляется путем сравнения с наиболее сильными конкурентами (достаточно 2-3, наиболее близких по объемам производства, масштабам деятельности и возможностям).
Внешнее конкурентное преимущество основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя. Внутреннее конкурентное преимущество основано на превосходстве фирмы в отношении издержек производства и технологии, т.е. помогает добиться меньшей себестоимости. Внешнее конкурентное преимущество увеличивает рыночную силу фирмы, обладая товарами наилучшего качества. Внутреннее конкурентное преимущество означает более высокую рентабельность и устойчивость к падению цен.
При определении стратегии всегда необходим обоснованный выбор. Доминирование по издержкам означает конкурентоспособность производителя по системе управления и технологиям, когда фирма способна получать прибыль при уровне цен, неприемлемом для конкурентов. Данная стратегия предполагает наличие у системы управления издержек и больших инвестиций в развитии технологий, а также высокую техническую компетентность, стабильные инвестиции в производство, жесткий контроль за производством и сбытом, простые в изготовлении стандартные товары. Основную роль при этом играет производство.
Дифференциация предполагает придание товару отличительных свойств и может быть основана на марке, дизайне, сервисе, эксклюзивности. Ключевая проблема для фирмы – создание товаров и услуг, которые потребители устойчиво предпочитают товарам конкурентов, а конкуренты не имеют возможности легко их воспроизвести. Большей рентабельности фирма добивается за счет того, что рынок готов принять более высокую цену и оплатить затраты фирмы на производство и разработку подобных товаров. Стратегия дифференциации предполагает наличие преимуществ в области маркетинга. Главными являются способности предвидеть эволюцию рынка и быстро создавать товары с учетом изменений в потребностях и предпочтениях покупателей. При этом ключевой фактор – способность всех подразделений фирмы координировать действия и гибкая система управления.
Организацией поездок за рубеж занимаются 95% фирм, внутренним и въездным туризмом занимаются не более 10% фирм. В связи с этим, турфирме можно совершенствовать данное направление, поскольку рынок услуг в области въездного туризма совершенно не развит, а конкуренция небольшая. Существует спрос, некий интерес к России и Нижневартовскому району со стороны других государств и стран, но из-за плохой инфраструктуры, некачественных услуг и нехватки мест для размещения туристов, поток туристов растет крайне медленно.
При выборе конкурентной стратегии руководству ООО «Котрес» следует исходить из возможностей обеспечения качества, а также из потребностей рынка. В настоящий момент цены на отдых за рубежом имеют тенденцию к медленному понижению (за 2007 г. по материалам нескольких агентств цены на этот вид отдыха снизились на 2-5%). В то же время цены на отдых в внутри страны устойчиво растут (в 2006 г. – 18%, в 2007 г. – 24%). Это обусловлено тем, что развитию внутреннего туризма в последнее время уделяется значительное внимание стороны государства и со стороны частных инвесторов.
Фирма ООО «Котрес» избрала конкурентную стратегию, ориентированную на качество, надеясь со временем расширить диапазон конкуренции и прийти к стратегии направленной на уникальность и лидерство по качеству оказания услуг. Отбор инвестиционных проектов производился в соответствии с избранной стратегией конкуренции. Благодаря компетенции работников фирмы, создание особых ресурсов и их комбинации может превратиться в конкурентные преимущества, что гарантирует наилучшее удовлетворение запросов определенной однородной группы клиентов.
Анализируя поток потенциальных клиентов, следует отметить, что ежедневно в офис туристской фирмы обращается множество клиентов с просьбой подобрать им тур, при этом запросы клиентов настолько разнообразны, что не всегда есть готовые варианты предложений. Усовершенствованная «поисковая система» позволяет турагентам по любой комбинации параметров в запросе получить варианты туров, необходимые клиенту. Так менеджер может продемонстрировать клиенту красочные иллюстрации отеля с подробным описанием и отзывами туристов. Тем самым, фирма получает доступ к упорядоченным предложениям всего туристического рынка, многократно сокращает время на поиск тура и предоставление информации о нем клиенту.
Остановившись на наиболее привлекательном для клиента туре, менеджер приступает к оформлению заявки. Все введенные данные автоматически переносятся в другие документы: договор с клиентом, заказ (приложение к договору), памятку, путевку, приходный ордер. Менеджеру остается только их распечатать на принтере. Такая упрощенная процедура, полностью автоматизированный процесс заполнения документов вводятся один раз, а при повторном обращении этого клиента, данные сохраняются. Все это значительно сокращает временные затраты и исключает возможность ошибок при многократном заполнении.
Немаловажную часть своего рабочего времени агентства тратят на переговоры с туроператорами: уточняют детали поездки, сообщают о дополнительных пожеланиях клиента и иных изменениях, но не всегда может дозвониться туроператору в нужный момент. Здесь важно способствовать развитию информационного пространства, непосредственно организуя общение непосредственно в самой заявке.
Таким образом, наилучшей для фирмы будет стратегия, которая позволит использовать открывающиеся перед фирмой возможности и ее сильные стороны (опыт работы и специализация на индивидуальных поездках, качественное и налаженное оборудование, опытный персонал). Преодолевая угрозы внешней среды и собственные слабые стороны «Котрес» разработает и будет усовершенствовать собственную стратегию эффективности повышения конкурентоспособности на рынке туризма. Помимо этого важен анализ продвижения туруслуг фирмы через рекламные мероприятия, которые должны планироваться и анализироваться в эффективной рекламной деятельности.
Маркетинг обеспечивает не только эффективное удовлетворение потребностей рынка, но и успех предприятия в конкурентной борьбе. Зародившись в производственной сфере, маркетинг достаточно длительное время не находил соответствующее применение в сфере туризма. Возрастание конкуренции туристской деятельности привели к необходимости внедрения основных элементов маркетинга в практику работы туристского предприятия. Туризм имеет определенные особенности, связанные с характером оказываемых услуг и формами продаж. Для того чтобы реально использовать маркетинг как надежный инструмент достижения успеха на рынке, специалистам туристских предприятий необходимо овладеть его методологией и умением применять ее в зависимости от конкретной ситуации.
Сотрудники туристской фирмы «Котрес» пытаются применять маркетинг в своей деятельности, изучая спрос и предложение, на конкретные туристские услуги, составляя цены на новый проект, рекламируя свои услуги.
Туристская фирма «Котрес» начала активно продвигать свои услуги с помощью различных видов рекламы таких как: рекламные листовки, наружная реклама, почтовая реклама, используя цветовые, графические, словесные, дизайнерские постоянные элементы, которые обеспечивают визуальное и смысловое единство услуг, всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления.
Данная фирма, начала использовать рекламные обращения и на телевидении, в газетах и интернете. Такое рекламное направление является наиболее предпочтительным для продвижения своих услуг. На своем сайте фирма разместила информацию о самой фирме, о турах, которые она предлагает, об услугах, которые фирма оказывает. Данное рекламное обращение носит информативный характер.
В самом офисе турфирма начала активно использовать печатную продукцию для стимулирования продаж непосредственно в офисе. Данное направление актуально, поскольку в тот момент, когда клиент колеблется в выборе тур агента, места отдыха, гостиницы или вида транспорта подтолкнуть его к покупке поможет красочный проспект, обрисовывающий все преимущества данного места отдыха, гостиницы и т.д.
Различные календари, стенды, брошюры, журналы и каталоги собственного издания не только привлекают клиента своим внешним видом, но и предлагают более подробную информацию о маршруте.
Турфирма пересмотрев свои предложения для потенциальных клиентов, предложила следующую систему скидок: скидки на праздники, семейные скидки, групповые, детские и специальные (купоны, раскиданные в почтовые ящики).
Для измерения эффективности необходимо учитывать временные характеристики. Задача руководителя сводилась к тому, чтобы выделить людей, которые будут заниматься непосредственно отслеживанием ситуации и опросами потребителей.
Проведенный анализ особенностей функционирования туристской компании города Нижневартовска показал, что на данном этапе своего развития качество предоставляемых услуг улучшилось, конкуренция повысилась на 30 %, данный показатель является достаточным, чтобы утверждать об эффективности рекламной деятельности, поскольку быть конкурентоспособным на рынке туризма в относительно небольшом городе представляет собой нелегкую задачу.
После столь длительной и трудоемкой работы, мы провели контрольный опрос, в этом нам помог весь персонал турфирмы «Котрес». Так, туристические агенты провели опрос и тестирование клиентов, покупающих тур пакеты; секретарь провела опрос населения по телефону, а менеджер отследил изменения количества потребителей и объемов продаж по каждому туру. Динамика повышения спроса потребителей представлена в (рис.3.1.).
Рис 3.1 Динамика повышения конкурентоспособности турфирмы «Котрес»
Анализируя представленные данные, опишем рейтинг критериев конкурентоспособности турфирмы «Котрес».
Для того чтобы объективно оценить конкурентоспособность изготавливаемого турпродукта нужно использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Так, был определен перечень параметров, существенных с точки зрения покупателей. В процессе покупки потребитель осуществляет выбор товара, устанавливает отличительные признаки, характеризующие превосходство данного турпродукта над аналогичными по значению товарами конкурентов, находящимися на рынке. Приобретая товар, покупатель тем самым оценивает его привлекательность, возможную степень удовлетворения своей конкретной потребности и свою готовность нести затраты, связанные с приобретением и использованием данного товара.
Следовательно, совокупность качественных и стоимостных характеристик товара способствует созданию превосходства данной услуги перед конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, что позволяет количественно оценить конкурентоспособность турпакета.
Поскольку конкурентоспособность товара характеризует степень соответствия качества данного товара показателям качества аналогичного по назначению товара конкурента, то оценка конкурентоспособности товара подразумевает сопоставление показателей качества продукции предприятия с показателями качества товара конкурента.
Ориентация на завоевание все новых рынков, удовлетворение запросов покупателей посредством дифференциации продукта побуждает фирму «Котрес» к стремлению отвечать потребительским предпочтениям, а также к работе над упрощением процесса информирования потребителей о предлагаемой продукции. Рекламная активность фирмы, как один из инструментов маркетинга, способствует распространению сведений о качестве продукта, сокращая дистанцию между производителем и потребителем. В условиях растущей конкуренции покупатель заинтересован в расширении своей информированности о качестве продукта.
Одним из преимуществ турфимы является удобство расположения офиса, наличие стоянки для автомобилей, это играет немаловажную роль. Турагентство расположено в центральной части города, недалеко от торговых центров, к офису можно доехать любым удобным клиенту транспортом. Фасад офиса турагентства имеет хороший вид, яркую вывеску, уличную рекламную витрину и удобный вход с улицы.
Внутреннее помещение функционально удобно для посетителей, работающего персонала и имеет эстетичный вид. Современные модульные столы для приема посетителей, оборудование компьютерной техникой и другие декоративные усовершенствования, вежливое обращение и квалифицированные объяснения персонала способствует привлечению большего количества туристов к приобретению туров.
Обеспечивая высокий уровень облуживания и продуктивное сотрудничество, турфирма установила хорошие партнерские отношения с несколькими крупными поставщиками туристических услуг по наиболее крупным направлениям.
Итак, к основным преимуществам фирмы «Котрес» относятся: удобное расположение фирмы, сотрудничество с лучшими международными туроператорами; профессиональный и творческий подход к организации отдыха клиентов. Кроме продажи стандартных туров, «Котрес» предлагает разнообразные дополнительные услуги, которые дают клиентам возможность самостоятельно спланировать свой отпуск.
Основным направлениями, повышающими конкурентоспособность фирмы на рынке туризма, является: внимания к формированию имиджа и повышение эффективность менеджмента путем отправления сотрудников на семинары по продажам, поскольку главной задачей туроператора является грамотное и достоверной информирование потенциальных клиентов, обратившихся в турфирму.
Информация о работе Анализ конкурентоспособности туристской организации