Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 01:22, курсовая работа
Целью данной работы является анализ деятельности творческой группы экскурсоводов.
Задачи:
•рассмотреть виды экскурсионных фирм на рынке тур услуг;
•рассмотреть необходимость работы творческой группы при разработке экскурсии;
Введение 3
1.Творческая группа экскурсоводов и ее роль в экскурсионно-методической работе турфирмы 5
1.Экскурсионные фирмы на рынке тур услуг 5
2.Экскурсионно-методическая работа в турфирме 7
1.3 Сущность работы творческой группы экскурсоводов 11
2. Технологическая документация экскурсии «Легенды гор»
2.1 Технологическая карта экскурсии «Легенды гор» 16
2.2 Контрольный текст экскурсии «Легенды гор» 22
2.3 Индивидуальный текст экскурсии «Легенды гор» 37
Выводы и рекомендации 45
Библиографический список 47
Работа секции строится согласно годовому плану и включает основные направления деятельности: разработку новых тем экскурсий и их вариантов; совершенствование содержания действующих экскурсий; обновление и дополнение «портфеля экскурсовода» и т.д.
Занятия секции носят учебный характер. Используются также такие формы, как подготовка и коллективное обсуждение докладов и рефератов, проведение лекций и бесед, творческих дискуссий и диспутов. Для участников методической секции организуются: учебные экскурсии с разработкой их содержания и методики проведения; обсуждение текстов экскурсий, методических разработок; составление карточек экскурсионных объектов; встречи с учеными, деятелями литературы и искусства.
При проведении одного занятия может быть использовано несколько форм. Например, обсуждение нового экскурсионного маршрута, результатов прослушивания экскурсоводов на маршруте. На другом занятии – обсуждение итогов конференций, методических рекомендаций по использованию методических приемов в обзорной экскурсии; может быть организован просмотр видеоматериалом.
В работе секции используются и другие формы: сообщение экскурсоводов о новых материалах, которые предлагается ввести в ту или иную экскурсию, отчеты экскурсоводов о прослушанных экскурсиях, ознакомление экскурсоводов с новинками краеведческой литературы и книгами по специальности.
Важным аспектом работы методической секции является изучение опыта экскурсоводов, использующих особые методы ведения экскурсий.
Для
экскурсовода занятия в секции являются
основным средством повышения
В
экскурсионной фирме
Для организации методической работы создается методический кабинет.
Руководство методическим кабинетом экскурсионной фирмы возлагается на одного из работников методического отдела. Задача методического кабинета – проведение справочно-консультативной работы, оказание помощи экскурсоводам, методистам и другим работникам в подготовке и проведении экскурсий. Его работа направлена на улучшение содержания экскурсий. Кабинет подбирает методические материалы (технологическая документация экскурсий и путевой экскурсионной информации, методические разработки, рефераты, доклады экскурсоводов, инструктивно-методические письма и рекомендации и др.); комплектует библиотеку краеведческой, экскурсионно-методической, педагогической, справочной и другой литературой. В методическом кабинете находятся: картотека газетных и журнальных статей по тематике экскурсий, комплекты материалов для тематических экскурсий, наглядные пособия (географические карты, коллекции, диаграммы, видеоматериалы, буклеты, проспекты, «портфели экскурсоводов»), методические и справочно-информационные материалы по темам экскурсий, картотеки (паспорта) на памятники истории и культуры, а также на природные объекты и памятные места.
В методическом кабинете создаются условия для самостоятельной работы экскурсоводов и методистов. Кабинет оборудуется столами, компьютерной и копировальной техникой, стеллажами для хранения литературы и справочно-методического материала.
Если
туристско-экскурсионная фирма испытывает
сложность в выделении отдельного помещения,
то под методический кабинет может быть
использовано рабочее помещение.
Создание новой экскурсии по любой теме — сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.
Экскурсия — это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.
В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:
• разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);
• подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.
Первое направление — процесс создания новой для экскурсионного учреждения экскурсии.
Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. Состав творческой группы напрямую зависит от ее темы. В творческую группу могут быть привлечены руководители музеев, научных учреждений, галерей, специализирующих туристско-экскурсионных организаций. Наиболее опытный из них выступает руководителем. Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы.
Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:
•
Предварительная работа — подбор материалов
для будущей экскурсии, их изучение (т.
е. процесс накопления знаний по данной
теме, определение цели и задач экскурсии).
Одновременно с этим происходит отбор
объектов, на которых будет построена
экскурсия.
• Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
• Заключительная ступень — прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.
В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть, заключение.
Вступление, как правило, состоит из двух частей:
• организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);
• информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).
Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.
Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5— 7 минут и состоять из двух частей. Первая — итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующей цель экскурсии. Вторая — информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть.
Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее существенно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной туристам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежь, городских или сельских жителей, работников гуманитарных профессий, иностранцев и т.д.). Такой учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей. Если экскурсия предоставляется, например, в рамках фольклорного тура, то основной упор в рассказе и показе необходимо делать на историю, памятники, национальные особенности региона. Если же экскурсия входит в программу делового тура, то следует уделять внимание показу разных деловых и общественных центров и т.п. При организации экскурсионного обслуживания в рамках курортного отдыха привлекательны экскурсионные прогулки с наблюдением природных ландшафтов, памятников, объектов.
В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Впервые понятие «этапы подготовки экскурсии» было введено в обиход в 1976 г. Тогда же было названо пятнадцать этапов:
1. Определение цели и задач экскурсии.
2. Выбор темы.
3.
Отбор литературы и
4.
Определение источников
5.
Отбор и изучение
6.
Составление маршрута
7. Объезд или обход маршрута.
8.
Подготовка контрольного
9.
Комплектование «портфеля
10.
Определение методических
11. Определение техники ведения экскурсии.
12.
Составление методической
13.
Составление индивидуальных
14. Прием (сдача) экскурсии.
15.
Утверждение экскурсии.
Информация о работе Анализ деятельности творческой группы экскурсоводов