Агротуризм в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:36, реферат

Описание работы

Оказывается, более 80% горожан хотели бы провести свой отпуск не на море, а в деревне. Во всем мире агротуризм становится все более популярным. Развивается он и в Беларуси. Деревенские дома превращаются в гостиницы, коровники в местную достопримечательность, а сельский клуб в гламурный развлекательный центр.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.17 Кб (Скачать)

Говоря о привлечении  иностранных туристов эксперт подчеркивает, что прежде всего таких людей  интересует не комфорт, а аутентика (условия для жизни, натуральная  пища, местные традиции и фольклор). 

Что мешает развитию этой сферы? По словам Валерии Клицуновой, в первую очередь, это "отсутствие у Беларуси положительного международного имиджа, скоординированной программы  продвижения и маркетинговой  концепции. Та же Беловежская пуща, почему-то, будет пиариться на европейских  телеканалах вне белорусского контекста. Плюс, конечно, визовые проблемы". "Причем проблема не столько в  денежных затратах, сколько во временных, - полагает эксперт. - Европейцы не будут  по нескольку раз ездить в наше посольство за визой, когда в других странах визу можно получить прямо  в аэропорту или на вокзале". 

"Во время визита  в Беларусь генеральный секретарь  Всемирной туристской организации  Франческо Франжиалли заявил, что  наша ниша - агро - и экотуризм, - говорит  председатель ОО "Агро - и экотуризм". - Недавно я разговаривала с  иностранным экспертом и после  всего того, что я рассказала  ему про наш агротуризм он  спросил, а чем Беларусь будет  отличаться от Литвы и Латвии. А потом предложил пиарить  нам свой социализм, колхозы,  ведь это все не менее уникально,  чем природа, фольклор". 

А что государство? Как сообщало недавно "Завтра твоей  страны", одна из главных задач  Министерства спорта и туризма на 2009 год - создать условия для того, чтобы турист задерживался в регионе, как можно дольше. По словам замминистра  спорта и туризма Чеслава Шульги, достичь этого можно, в том  числе за счет создания агроусадеб в каждом населенном пункте, который  располагает объектом туристского  интереса. Но сегодня, по оценке специалистов, лишь 45% наших памятников используются достаточно эффективно. Ставка делается на хуторской фонд и старинные усадьбы, находящиеся под кураторством Министерства культуры. "Сегодня мы используем их неэффективно. Пока не выработан механизм передачи старинных усадеб в пользование или во владение людям, которые готовы вложить деньги в их восстановление, - констатирует Чеслав Шульга. - Пришло время, пока мы еще не разрушили полностью эту старину, подойти вплотную к решению этого вопроса". 

6. Факторы, сдерживающие  развитие агроэкотуризма в Беларуси 
 

В предыдущих главах мы рассмотрели положительные факторы  и ресурсный потенциал развития агротуризма в Беларуси. Однако для  решения задачи успешного развития агротуризма необходим анализ факторов, влияющих на этот процесс как положительно, так и отрицательно. К положительным  факторам развития агротуризма относятся  толерантность сельского населения, наличие привлекательных природных  и сельских ландшафтов, сохранность  этнических особенностей и раритетных элементов материальной культуры и  быта белорусской деревни. В ряде сельских регионов сохранились народные промыслы и ремесла, которые считаются  одними из факторов аттрактивности сельских поселений. 

Практически во всех публикациях, посвященных агротуризму, вышеотмеченные преимущества окрашивают перспективы развития белорусского агротуризма в радужные тона. При  этом в качестве главного аргумента  указывается лучшее состояние естественных ландшафтов Беларуси по сравнению со странами, где агротуризм получил  широкое распространение. Здесь  Беларусь, как правило, сравнивают со странами Евросоюза. Не преуменьшая  значения природно-экологического преимущества нашей страны, заметим, что анализу  сдерживающих факторов развития агротуризма  уделяется недостаточное внимание. Хотя именно сдерживающие факторы могут  стать объективным препятствием на пути формирования нового туристического субрынка под названием "агротуризм". 

Главными целями развития агротуризма являются удовлетворение спроса населения на отдых в сельской местности и повышение уровня жизни сельчан. Чтобы проблема повышения  доходов сельского населения  посредством организации туристского  обслуживания решалась эффективно, необходимо формирование рынка агротуристических  услуг. Это значит, что туристское обслуживание в деревне должно быть поставлено на поток, по крайней мере, в летний туристический сезон, а  не осуществляться эпизодически или  зависеть от случайных гостей. Решение  задачи ощутимого повышения уровня доходов сельского населения  за счет туризма требует формирования массового рынка агротуризма  с достаточным количеством потребителей для его устойчивого функционирования. Однако массовость агротуристских потоков - это перспектива будущего, так  как в настоящее время в  Беларуси широко распространены более  дешевые формы отдыха, являющиеся альтернативой агротуристскому  обслуживанию. 

Во-первых, это - проведение свободного времени на садово-дачных участках, где горожане имеют возможность  отдохнуть вне урбанизированной среды, заняться сельским трудом в свое удовольствие. В последнее время  все большая часть населения  рассматривает свои дачи не как источник получения дополнительных продуктов  питания, а как место отдыха, что  связано с экономическим подъемом и повышением доходов населения  до уровня, позволяющего удовлетворять  потребности в продовольственных  товарах практически полностью. Здесь, однако, следует отметить проблему сохранения дачных домов в целости  и сохранности, так как воровство  и поджоги стали не редкость. Люди, не имеющие дачи, в данном случае приобретают альтернативу: постоянно  волноваться о своем имуществе  или спокойно жить и работать в  городе при этом каждый раз выбирать новые места отдыха в сельской местности. 

Во-вторых, значительная часть населения городов имеет  тесные родственные связи с деревней. Многие жители городов имеют родственников  старших поколений в сельской местности, у которых зачастую проводят отпуска и каникулы. Доля горожан  с такой формой проведения свободного времени постоянно сокращается  в связи с постепенной утерей родственных связей с сельским населением. Тем не менее, эта доля в Беларуси в несколько раз больше, чем  в странах ЕС, так как процессы интенсивной урбанизации, сопровождающиеся массовыми миграциями из села в город, у нас проходили во второй половине 20 в., на 30-40 лет позже, чем в странах  Евросоюза. 

В-третьих, в Беларуси виды отдыха вне города (например, организация  пикников), широко распространенные среди  населения, легко осуществимы туристами  самостоятельно. В странах ЕС это  сделать сложнее, так как в  них господствует частная собственность  на землю. За посещение частных владений, где предоставляются услуги по организации  того же пикника, обязательно придется заплатить. В таких условиях лучше  выкристаллизовывается агротуристическая  специализация не только отдельных  домашних хозяйств, но и целых сельских регионов, что и наблюдается в  странах Евросоюза. В Беларуси же господство государственной собственности  на земельные угодья делает их общедоступными для бесплатного использования  в рекреационных целях, что косвенно сдерживает процессы концентрации туристского  обслуживания в сельской местности  и специализации отдельных хозяйств на агротуризме. 

Сдерживающими факторами  развития агротуризма также являются некоторые социально-географические и природные условия. Среди социально-географических главным фактором является специфика  сельской системы расселения, в которой  доминируют средние и крупные  сельские поселения, что явилось  результатом активного внедрения  коллективных форм ведения сельского  хозяйства. В то же время для организации  агротуризма больше подходит хуторская  система расселения. В этом отношении  наиболее благоприятным регионом Беларуси является Поозерье. Среди природных  факторов, которые способствуют меньшему развитию агротуризма в Беларуси по сравнению со странами ЕС, следует  отметить более короткий благоприятный  период для летнего отдыха. Меньшая  продолжительность благоприятного периода объективно способствует снижению объемов туристского обслуживания за год и повышению затратоемкости агротуристских услуг. Сезонность спроса, между тем, можно сгладить, предлагая туристам в межсезонье различные развлекательные программы, основанные на старинных праздниках, обрядах и обычаях. Так, например, "мёртвые" с точки зрения спроса февраль-март можно сделать привлекательными благодаря празднованию масленицы, проводов зимы и др. народных праздников. 

В заключение отметим  дополнительно, что без развития внутреннего агротуризма и отработки  навыков, способов и ассортимента туристского  обслуживания на отечественных агротуристах невозможно успешное развитие международного агротуризма, требующего, помимо прочего, знаний иностранных языков, и культурных особенностей зарубежных стран. 

Идея развития агроэкотуризма в белорусском обществе требует  проведения определённых мероприятий  в области нормативно-правовых актов, финансирования, налогообложения, маркетинговой  политики и т.д.: 

1. Агроэкотуризм  требует осуществления специальной  политики и соответствующих программ  в нашей республике, т.к его  нельзя устойчиво развивать, просто  копируя то, что уже сделано  в других странах, а тем более  нельзя допускать его развития  на беспорядочной основе; 

2. государственным  органам власти следует упростить  визовой режим при въезде в  Республику Беларусь иностранных  туристов. Изнурительные таможенные  формальности сокращают количество  потенциальных туристов, желающих  отдохнуть в нашей стране; 

3. Для развития  агроэкотуризма требуются практические  и эффективные системы координации  между всеми заинтересованными  сторонами, включая правительство,  частные предприятия, местные  органы власти; 

4. Следует установить  надлежащие юридические и организационные  механизмы в целях содействия  и эффективной организации местных  жителей во всём туристическом  процессе, включая определение политики, планирования, управления, налогообложения; 

5. Необходимо создавать  благоприятные инвестиционные условия  (предоставлять кредитные, налоговые  и другие льготы) в целях притока  отечественного и иностранного  капитала; 

6. Следует уделить  внимание проблеме сертификации  белорусских усадеб для того, чтобы гарантировать соответствие  их качества международному уровню. Полученный сертификат будет  способствовать повышению авторитета  в глазах потребителей и иностранных  туристов; 

7. Дизайн сельских  усадеб, в т. ч. гостиниц и  других средств размещения, ресторанов, кафе, баров, должен осуществляться  таким образом, чтобы не допускать  или сводить к минимуму любое  негативное воздействие на природную  среду. Желательно использовать  местные строительные материалы,  сохранять старинные архитектурные  ансамбли, использовать такие природные  источники энергии, которые не  загрязняют экологическую обстановку  региона; 

8. Аналогичным образом,  средства транспорта и коммуникаций, используемые в указанных районах,  должны иметь низкий уровень  загрязнения; 

9. Агроэкотуризм  должен способствовать охране  и улучшению природных территорий; 

10. Профессионализм  - важное условие развития туристической  деятельности в Республике Беларусь  и агроэкотуризма в частности.  В последнее время возросла  потребность в знании иностранных  языков высококвалифицированных  гидах-экскурсоводах (предпочтение  должны отдаваться коренным жителям  соответствующего района); 

11. Туристы, предпочитающие  указанный вид отдыха, нуждаются  в подробной специализированной  информации как до, так и во  время поездки Предоставление  полной и своевременной информации - один из основных элементов  профессиональной деятельности  в сфере туризма. Причём эта  информация может быть представлена  в различных формах: брошюрах, буклетах, картах; 

12. Следует создавать  информационные центры основных  регионов республики в области  агроэкотуризма. В настоящее время  только ОО "Агро - и экотуризм"  владеет оперативными данными  о предлагаемом отдыхе сельской  усадьбе; 

13. В рекламных  материалах по агроэкотуризму  должна содержаться достаточная  информация о впечатлениях, на  которые могут рассчитывать туристы,  включая сведения о рельефе  и климате, животном и растительном  мире, и, в целом, о посещаемой  местности. Сюда должна также  включаться правдивая информация  о размещении и организации  питания, а также рекомендации  о том, что можно и что  нельзя делать в данном туристском  центре; 

14. В зарубежных  СМИ регулярно проводить информационно-ознакомительные  мероприятия с целью формирования  привлекательного имиджа Беларуси  на мировом туристском рынке. 

Т.о. процесс развития агроэкотуризма в Беларуси имеет  ряд сдерживающим факторов: близость значительного числа потенциальных  потребителей к деревне (родственные  и дружеские связи), распространённость дачного отдыха, отсутствие частной  собственности на землю и как  следствие широкие возможности  для самостоятельного отдыха на лоне природы, некоторые социально-географические и природные условия. 

7. Перспективы развития  агротуризма на примере агроусадьбы  "Кролова Хата" 
 

Информация о работе Агротуризм в Беларуси