Агротуризм в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:36, реферат

Описание работы

Оказывается, более 80% горожан хотели бы провести свой отпуск не на море, а в деревне. Во всем мире агротуризм становится все более популярным. Развивается он и в Беларуси. Деревенские дома превращаются в гостиницы, коровники в местную достопримечательность, а сельский клуб в гламурный развлекательный центр.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.17 Кб (Скачать)

5. Агротуризм в  Беларуси 
 

Оказывается, более 80% горожан хотели бы провести свой отпуск не на море, а в деревне. Во всем мире агротуризм становится все  более популярным. Развивается он и в Беларуси. Деревенские дома превращаются в гостиницы, коровники  в местную достопримечательность, а сельский клуб в гламурный развлекательный  центр. 

"Отель" на  сеновале и экскурсия в лес  - для зарубежных туристов экзотика, для белорусской деревни - прибыль.  Сегодня в Беларуси более 150 усадеб предлагающих услуги агротуризма.  Доход, который они могут принести  в будущем, как и в других  европейских странах - Германии, Литве, Польше, специалисты оценивают  в миллионы долларов. 

Юлия Копать, начальник  отдела Министерства спорта и туризма: "Белорусскую деревню сложно представить  сегодня без агро - и экотуризма, потому что это дополнительный заработок  для народа и способ проведения свободного времени для горожан". 

Чтобы поддержать перспективное  направление, будущих владельцев усадеб обучают за государственный счет. Они проходят семинары при обществе "Агро - и экотуризм". Развитие "зеленого" туризма в Беларуси регулирует специальный указ президента. 

В Минске собрались  владельцы сельских усадеб со всех регионов Беларуси, чтобы обсудить проблемы и перспективы развития агротуризма. 

На первую специализированную конференцию приглашены специалисты  из Германии, Украины, Литвы и Польши. Сейчас в Беларуси 175 субъектов сельского  туризма. За прошлый год в их усадьбах побывали более 18 тысяч туристов. 

10 лет здание бывшей  больницы в д. Заборье Россонского  района стояло без окон и  дверей, продавали просто на дрова,  но сегодня это центр сельского  туризма на Витебщине. Сюда  едут отдыхать из соседних  государств, и места расписаны  на несколько месяцев вперед. 

В 2003 году в усадьбе  семьи Кролл новый год встречали  первые туристы. С тех пор число  гостей в глухой деревне на границе  с Россией только увеличивалось. Сегодня приезжих считают сотнями. Принимать туристов - это тоже работа. Бизнес с каждым годом развивается. Супруги вдвоем уже не справляются. 

Уже в ближайшие  годы число усадеб в стране, должно увеличится - Президент дал поручение  руководству банка расширить  программу развития агроэкотуризма. Тем, кто приедет отдыхать на север  страны, в ближайшее время обещают  прогулки на велосипедах, лошадях, желающие смогут даже подоить коров. Не в силах  здесь только организовать снег. 

В последнее время  агротуризм набирает силу. По сравнению  с другими странами ещё очень  слаб. Основные объекты: 

Минская область: Вилейка, Нарочь, Несвиж, Смиловичи 

Брестская область: Жабинка, Пружаны 

Гродненская область: Березовка, Зельва, Островец 

Cеть агроусадеб  по республике расширяется год  от года: на 1 января 2009 года в Беларуси  насчитывались 474 агроэкоусадьбы - в  2,5 раза больше по сравнению  с 2007 годом. В лидерах по  числу таких мест отдыха - Витебская  и Минская области (157 и 125 агроэкоусадеб  соответственно). 

По данным ОО "Агро - и экотуризм", реально работают примерно 250 усадеб. В 2007 году в Республике было 18 тысяч агротуристов, в 2008 году - уже 39 тысяч (оставили 2 млрд белорусских  рублей). 

В Беларуси не хватает  экзотики, чтобы привлекать зарубежных туристов. Это мнение пока трудно опровергнуть. Действительно, в республике нет  лазурного моря, как на Адриатике, седых горных вершин, как в Альпах, целебных минеральных источников, как  на Кавказе, а традиционные наряды меркнут  перед экстравагантной одеждой  других народов: чего стоят только клетчатые  мужские юбки шотландцев, дополненные  к тому же гортанными волынками. 

Такую позицию не разделяет начальник управления туризма Министерства спорта и туризма  В.А. ЯНКОВЕНКО, который согласился ответить на вопросы журнала, затрагивающие  развитие в Беларуси национального  туризма. 

В последнее время  в большинстве стран активно  развивается так называемый агротуризм - оказание услуг по отдыху в сельских усадьбах. Есть ли у нас что-то подобное? 

Это уже реальное направление: в общественное объединение  агроэкотуризма сейчас входит 200 человек. Пока услуги оказывает чуть более  четверти из них, но и остальные собираются работать в этой сфере. В таких  усадьбах хозяева, создав комфортные условия  проживания, предлагают интересные программы: конные, велосипедные и лодочные прогулки, охоту, рыбалку. Кроме того, экологически чистое питание, свежий воздух - чего еще  можно желать?! Между прочим, Всемирная  туристическая организация считает  в этой сфере Беларусь направлением номер один. Правда, правовое поле в  республике еще не совсем готово к  новшеству: достаточно сказать, что  в основном люди, оказывающие подобные услуги, выступают как индивидуальные предприниматели, а должна быть, на мой взгляд, особая форма этого  семейного бизнеса. В Европе, между  прочим, такие хозяйства вообще освобождаются  от налогов при условии, что содержат не более 5 комнат для гостей. Мы планируем  разработать нормативные акты, которые  давали бы возможность оказывать  услуги все большему числу сторонников  агротуризма. Вопросы пока остаются. В частности, вряд ли целесообразно  устанавливать единый налог как  для индивидуальных предпринимателей. Ведь услуги носят явно выраженный сезонный характер, и если, скажем, летом  можно получать определенные доходы, то зимой их может вообще не быть. 

Пример Деда Мороза в Беловежской Пуще показал, что  нужны проекты, придуманные с  фантазией, и только так можно  привлечь туристов. Где взять такие  идеи? Может, стоит объявлять национальные конкурсы? 

Думаю, что мы к  этому придем, ведь экзотика в странах  с большой туристической активностью  не взялась ниоткуда: ее создали  специалисты, основываясь на местных  традициях. У нас пока не хватает  выдумки и фантазии, чтобы "презентации" туристических объектов вызывали живой  интерес у гостей, и конкурсы помогли  бы восполнить этот недостаток. Возьмем, к примеру, Мирский замок, где, по сути, сейчас демонстрируется только архитектура. А почему бы не устроить там театрализованное представление  времен Средневековья? Но до этого ли, если там даже поесть и купить сувенир  негде?! А между тем исследования говорят о том, что в районе объектов показа туристы оставляют  вдвое больше денег, чем в любых  других местах. А это - те доходы, которые  республика должна получать от туризма. 

Агротуризм - одна из любимых тем белорусских государственных  мужей. По официальным данным, сельский туризм развивается в Беларуси хорошими темпами: неизменно растет число  агроусадьб и их посетителей. Так  ли это на самом деле? Между музеем и массовостью В минувшее воскресенье  в Беларуси массово пекли блины  и сжигали чучело Масленицы. Поддавшись напору рекламы, обещавшей незабываемые проводы зимы, вместе с друзьями отправился в Белорусский государственный  музей народной архитектуры и  быта в Строчицах, что под Минском. Увиденное там не то, чтобы удивило, но заставило задуматься, почему наши соседи - поляки и латыши - организовывают многотысячные и многодневные фесты  на высшем уровне, где все предусмотрено  буквально до мелочей, а в Беларуси организаторы празднеств не могут предусмотреть  пару-тройку биотуалетов и палаток  общепита на полдня? А ведь этот и  ему подобные комплексы - лицо белорусского агротуризма, о котором так много говорят и на который так рассчитывает государство. 

Разочаровали длиннющие  очереди в билетные кассы и  в палатки за блинами, которые  можно было купить всего в нескольких точках. Нехватка туалетов и отсутствие парковочных мест, когда машину приходилось  оставлять у обочины дороги и  топать до музея добрый километр, а  то и больше. Не вдохновила и сама экспозиция, которая за последние  годы мало изменилась: деревянные "хатки", наполненные предметами крестьянского  быта - соха и бричка, куфар и ступа. Тут все хоть и подлинное, но "неживое". Помещения не отапливаются и не освещаются, прикоснуться ни к чему нельзя. Все  надписи только по-белорусски, Интернет-сайт - также одноязычный. А как же быть с иностранными туристами? Корреспонденты "Радио TUT. BY", "проинспектировавшие" недавно расположенные неподалеку от Минска туристические аттракции, сначала вообще не нашли Музей  белорусской архитектуры и быта на карте автомобильных дорог, а  потом заглянули в местный  туалет-"еврояму": "Евро - внешняя  отделка строения, которое изнутри  выглядит так, что возникает желание  все увезти с собой". 

Директор Белорусского государственного музея архитектуры  и быта Светлана ЛАКОТКО в разговоре  с корреспондентом TUT. BY сразу призналась, что не удовлетворена тем, как  у них прошла Масленица. 

"Сегодня возможности  нашего музея позволяют единовременно  принять до 1000 посетителей, идеальный  вариант - 700-800 человек. Мы никогда  не ставили перед собой задачу  проводить народные гуляния. Наша  цель - сохранение и популяризация  национальных и духовных ценностей.  Народные обряды и аттракционы  невозможно демонстрировать перед  многотысячной толпой. А 1 марта  в Строчицы приехало около  3,5 тысяч посетителей, что стало  для нас полной неожиданностью, ведь массовые гуляния были  организованы по всему городу, но многие решили отправиться  за город". 

Говоря о степени  развития музейного комплекса, его  директор сообщила, что из шести  запланированных секторов лишь первый оборудован экспонатами на 90 процентов, второй-третий - фрагментарно. Выделяемых государством средств хватает лишь на содержание и реставрацию существующего  фонда, но не на его развитие. Естественно, нужны новые помещения для  билетных касс, сувенирной продукции  и санитарные сооружения. 

По словам Светланы Лакотко, музей заинтересован в  привлечении инвестиций, но в этом вопросе не все так просто. "Поскольку  у нас все-таки музей, а не развлекательный  комплекс, к инвесторам предъявляются  довольно жесткие требования. Все  наши постройки аутентичные, они  являются историко-культурными ценностями, но и включены в национальный музейный фонд. Изменять и осовременивать их категорически запрещается. Инвесторов же, прежде всего, интересуют объекты, которые будут приносить прибыль. Сейчас мы ведем переговоры с одной фирмой на предмет строительства на въезде в музей гостинично-ресторанного комплекса". 

Есть и другой вариант. В знаменитых "Дудутках", которые позиционируют себя как  средневековую шляхетскую усадьбу, можно подержать в руках кузнечный  молот, сесть за гончарный круг, поучаствовать  в создании ткани и выпить чарку  самогона. Однако там мало аутентики, в основном - стилизация… Беларусь может стать первопроходцем "Строчицы" и "Дудутки" являются своеобразными  визитными карточками агротуризма, за развитие которого Беларусь взялась  последней в Европе. Так, в ноябре 2002 года отечественные энтузиасты зарегистрировали общественную организацию "Агро - и  экотуризм".2 июня 2006 года был подписан президентский Указ №372 "О мерах  по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь". Что изменилось за это  время? Согласно официальной информации, на 1 января 2009 года в 110 районах Беларуси насчитывалось 474 агроэкоусадьбы - в 2,5 раза больше по сравнению с 2007 годом, и в 14 раз - с 2006-м. По данным ОО "Агро - и экотуризм", реально из них  работают примерно 250 усадеб. Если в 2007 году у нас в стране было 18 тысяч  агротуристов, то в 2008 году - уже 39 тысяч, которые оставили 2 млрд белорусских  рублей. Много это или мало, и  как привлечь инвестиции в эту  отрасль? "Если учитывать, что агротуризм начал развиваться не так давно, динамика по числу усадеб и туристов обнадеживающая, - считает редактор газеты "Туризм и отдых" Лилия  КОБЗИК. - Даже если 100-200 из них реально  работающие, это уже хороший показатель для Европы. Однако, как и в  любой экономической отрасли, есть этапы взлета, стабилизации с последующим  выходом на верхнюю точку и  снижение динамики. 

Первым шагам развития агротуризма в Беларуси сопутствовала  весьма лояльная политика государства: президентский указ, освобождавший  основателей агроусадеб от налогов, постановление Совмина, льготные кредиты "Белагропромбанка"… Вскоре, возможно, начнется спад". 

Эксперт предполагает, что государство не склонно смотреть на агротуризм, как на сегмент турбизнеса с большим потенциалом. "По крайней  мере, в Европе таких тенденций  нет. Я была в итальянской Тоскане, слывущей раем для туристов, и убедилась  в том, что тамошних владельцев агроусадеб вполне удовлетворяет скромный семейный формат. Наши же люди, достигшие в  этой сфере определенных успехов, хотят  большего. Им мало усадебки на 6-7 номеров, они желают гостиницу на 30, - рассказывает наш собеседник. - Трудно предсказать, в какой плоскости будет двигаться  отрасль дальше. Поскольку Беларусь все же ориентируется на сельскохозяйственный сектор, возможно, нам удастся сказать  новое слово, стать законодателями моды в агротуризме. Ведь догонять всегда сложней, чем начинать нечто свое. Да, и примитивное копирование  иностранных стандартов вовсе не гарантирует успеха". 

Касательно иностранных  инвестиций, Лилия Кобзик считает, что  иностранцы не очень заинтересованы в этом. "Учитывая уровень доходов  белорусов, они понимают, что на нас  особо не заработаешь. - говорит эксперт. - Значит нужно организовать поток  иностранных туристов в Беларусь. Можно сколько угодно бить себя в  грудь, утверждая, что иностранцы спят и видят наш райский уголок, однако одного домика в деревне мало. Помимо инфраструктуры, которой у нас пока нет, нужно организовать мотивацию для их приезда. Чтобы люди приезжали в Беларусь с какой-то целью и уже заодно 2-3 дня могли провести и в агроусадьбе". 

Причем Л. Кобзик подчеркивает, многое будет зависеть от конкретных лиц. "Думаю, тут большой  потенциал для турфирм, у которых, в отличие от владельцев агроусадедб, за годы работы установились серьезные  партнерские отношения с иностранцами. Кроме того, в свое время белорусские  турфирмы мечтали о собственных  отелях, но капитализации турбизнеса так и не произошло. А это для  них реальная возможность", - полагает она. 

Нужно работать над  имиджем Председатель правления  общественного объединения "Агро - и экотуризм" Валерия КЛИЦУНОВА  убеждена, что у агротуризма в  Беларуси большое будущее. "Сегодня  наш каталог насчитывает поряд 250 действующих усадеб. Тогда, как  предполагаемый предел для Беларуси - 1000-1500. Это говорит о том, что  мы находимся на начальной стадии". 

Информация о работе Агротуризм в Беларуси