Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:16, курс лекций
Около 85% деталей при восстановлении имеют износ не более 0,3 мм.
От 40 до 55% деталей можно восстановить.
Затраты на материалы при изготовлении составляют 38%, при восстановлении 6% от общей стоимости.
Количество операций при восстановлении в 5…8 раз меньше, чем при изготовлении.
4. температура рабочей жидкости должна быть не более 15…20°С.
Технические требования при ремонте пневматических подвесок:
1. при испытаниях пневмобаллонов ход на сжатие и на отбой равен 132 мм,
2. эффективный статический прогиб в зависимости от объема дополнительного резервуара и изменения давления от 0,1…0,5 МПа изменяется в пределах 75…200 мм.
Тема: Проектирование технологических процессов восстановления.
1. Исходные данные и последовательность разработки техпроцесса восстановления
2. Выбор метода восстановления
3. Технологические документы. Типовой техпроцесс
Вопрос 1. Исходная информация делится на:
1. базовую (конструкторская документация, объем выпуска отремонтированных изделий),
2. руководящую (содержит данные стандартов, инструкций и перспективных разработок),
3. справочную (содержит справочные данные стандартов, опыт ремонта аналогичных изделий и результаты научных исследований).
Исходные данные:
1) годовая производственная программа ремонтируемых объектов,
2) чертежи узла или сборочной единицы,
3) рабочие чертежи детали с тех. условиями на ремонт и контроль,
4) техпроцесс изготовления детали на машиностроительном заводе для установления технологической преемственности процессов изготовления и ремонта,
5) сведения о вероятностных состояниях детали ремонтного фонда,
6) указания о предпочтительности методов устранения отдельных дефектов и сочетаний дефектов,
7) справочные и паспортные данные об оборудовании, руководящие и нормативные технологические материалы.
Последовательность проектирования:
1. анализ исходных данных,
2. выбор действующего типового или группового техпроцесса, либо поиск аналога единичного процесса,
3. определение ремонтной заготовки и технологических методов устранения дефектов на основе экономического анализа,
4. выбор технологичны баз, оценка точности и надежности базирования,
5. составление технологических маршрутов ремонта деталей (разработка состава и рациональной последовательности технологических операций),
6. разработка технологических операций, рациональное построение операций, разработка последовательности переходов операций,
7. выбор средств технологического оснащения,
8. выбор и расчет режимов обработки,
9. расчет припусков на обработку,
10. нормирование технологического процесса, определение норм времени, расходов материала, разряды работ и обоснование профессий исполнителя,
11. установление требований к технике безопасности и обеспечению защиты окружающей среды,
12. расчет экономической эффективности проекта,
13. оформление технологических документов.
Вопрос 2. Выбор метода восстановления
Оптимальный способ восстановления определяется тремя критериями:
1) применимости,
2) долговечности,
3) технико-экономическим критерием.
1) критерий применимости – технологический критерий, определяет принципиальную возможность применения различных способов восстановления по отношению к конкретным деталям.
Критерий применимости способа определяется формулой:
где Мд - материал детали,
Фд - форма восстановленной поверхности детали,
Dд - диаметр восстановленной поверхности детали, крупногабаритные детали восстанавливают ручной электродуговой наплавкой, детали среднего размера – под слоем флюса, мелкие детали с диаметром менее 50 мм – вибродуговой наплавкой,
Ид - износ детали: при износе от 0,1 до 0,2 мм – хромируем, 0,2…0,8 мм – железнение, 0,3…1 мм – вибродуговая наплавка, 1,5…4 мм – наплавка под слоем флюса,
Нд - значение и характер воспринимаемой деталью нагрузки, нельзя восстанавливать вибродуговой наплавкой детали, воспринимающие при работе большие ударные и динамические нагрузки (коленвалы, цапфы управляемых колес и др.),
- сумма технологических особенностей метода, определяющих область его рационального применения.
Как правило, не восстанавливают детали, отвечающие за безопасности движения автомобиля.
2) Критерий долговечности определяет работоспособность восстановленных деталей. Выражается через коэффициент долговечности – это отношение долговечности восстановленной детали к долговечности новой детали данного наименования.
Коэффициент долговечности определяется как функция:
Ки - коэффициент износостойкости,
Кв - коэффициент выносливости,
Ксц - коэффициент сцепляемости.
Ки и Кв определяются на основании стендовых и эксплуатационных испытаний новых и восстановленных деталей или соответствующих им образцов на специальных установках или стандартных машинах (машины для испытания на усталость, машины трения).
,
где iO - опытное значение для данной детали прочности сцепления нарощенного слоя с основным металлом.
iЭ - эталонное значение прочности сцепления.
Эталонное значение для наружных стальных поверхностей, воспринимающих значительные ударные нагрузки – 5 МПа.
Опытное значение прочности сцепления нарощенного слоя с основным металлом определяют методом отрыва штифта от покрытия.
Коэффициент сцепления не может быть больше 1. Ки и Кв могут быть больше 1, так как с помощью специальных покрытий и упрочняющих операций можно создать значение износостойкости и выносливости больше чем у новых деталей.
Kд иногда может быть функцией одного или двух аргументов.
Например, для пластического деформирования коэффициент сцепления может быть исключен, либо может быть принят равным 1 для наплавки под слоем флюса.
3. Технико-экономический критерий
Экономический эффект от внедрения разработанного процесса восстановления детали
где Сб - себестоимость восстановления по базовому варианту;
Сi - себестоимость восстановления по внедряемому варианту
EH - нормативный коэффициент эффективности капвложений;
ki и kб - капитальные вложения по внедряемому и базовому восстановлению;
NВ - программа восстановления.
Вопрос 3. Технологические документы. Типовой техпроцесс
Технологическая документация:
1. Ведомость оснастки. В ней указывают информацию о технологической оснастке.
2. Маршрутная карта. Основной и обязательный документ, в котором описывается весь процесс технологической последовательности.
3. Операционная карта. Описываются технологические операции с указанием последовательного выполнения переходов. Указываются данные о средствах технологического оснащения, технологических режимах и трудозатратах.
4. Карта эскизов – графический документ, содержащий эскиз обработки, а также схемы и таблицы при необходимости.
Карта эскизов необходима для пояснения выполнения технологического процесса, операции или переходов.
Все документы оформляют по ГОСТ 3.1105-84.
Типовой техпроцесс.
Типовые техпроцессы – это база для разработки техпроцесса восстановления любой детали одного класса в различных условиях.
Кроме этого они способствуют разработке более совершенных технических условий на ремонт и сборку автомобиля.
Классификация деталей при восстановлении.
Классификация деталей отличается от классификации в машиностроении тем, что учитывает дефекты встречающиеся в деталях в результате утраты ими работоспособности и применяемых способов восстановления.
1 класс: Корпусные детали.
Имеет 2 группы.
1 группа: картеры (блока цилиндров, КП).
2 группа: крышки картеров.
2 класс: Плоские детали вращения.
1 группа: ступицы колес, чашки дифференциалов.
2 группа: диски сцепления, маховики, у которых h/d ≤ 1,5.
3 класс: Валы.
1 группа: валы эксцентриковые, коленвалы и др.
2 группа: валы ступенчатые со шлицами, шпоночными пазами, поворотные кулаки, крестовины и т.д.
3 группа: валы длинные с наличием шлицев, резьбы, зубчатых колес - полуоси, карданные валы и т.д.
4 класс: Цилиндрические гладкие стержни с наличием сложных поверхностей.
1 группа: поршневые пальцы, валики водяного насоса, шкворни и др.
2 группа: впускные, выпускные клапана, толкатели и т.д.
5 класс: Не круглые стержни, рычаги прямые и изогнутые.
1 группа: шатуны, рычаги коромысел клапанов, вилки переключения передач и др.
2 группа: балки передних осей, лонжероны рам и др.
6 класс: Втулки
7 класс: Кронштейны
8 класс: Шестерни
9 класс: Жестяницкие детали
10 класс: Мелкие детали топливной аппаратуры и др.
11 класс: Нормали (болты, шпильки, винты).
Тема: Восстановление корпусных деталей
1. Условия работы и основные дефекты.
2. Особенности техпроцесса восстановления
3. Типовой техпроцесс восстановления
Вопрос 1. Корпусные детали (блоки цилиндров, картеры КП и задних мостов)
Блоки цилиндров
ЗИЛ-130: КЧ, НВ 170…230.
КамАЗ: КЧ.
ЯМЗ: легированный чугун НВ 170…240.
ЗМЗ: алюминиевый сплав АЛ4
Головки блоков из алюминиевого сплава кроме ЯМЗ (из легированного чугуна).
У КЧ жесткость больше, чем у алюминиевого сплава.
Корпусные детали трансмиссии изготавливают из серого чугуна.
Корпусные детали подвергаются химическому и тепловому воздействиям, а также влиянию абразивной среды и значительным переменным нагрузкам.
Характерные дефекты:
- механические повреждения (трещины, сколы);
- нарушение геометрических размеров формы и взаимного расположения поверхностей;
- прогары – оплавления у кромок камеры сгорания;
- коррозионные разрушения.
Вопрос 2.
При восстановлении устраняют повреждения резьбы, удаляют обломанные болты и шпильки. Затем устраняют механические повреждения (трещины) и коррозионные разрушения.
Износ и срыв резьбы восстанавливают заваркой отверстия с последующим нарезанием резьбы; установкой ввертыша; нарезанием резьбы ремонтного размера; установкой резьбовой спиральной вставки.
Заварка резьбовых отверстий: удаляют старую резьбу рассверливанием, затем заваривают отверстие присадочным материалом – чугунными прутками с повышенным содержанием кремния или поршневые кольца из серого чугуна. Место заварки обрабатывают заподлицо (на одном уровне с основным металлом), сверлят отверстие и нарезают резьбу номинального размера.
Недостаток: термическое влияние.
Требуется точно сохранить межосевые расстояния.
Устранение трещин.
Проводят сваркой.
Недостатки: отбел чугуна в околошовной зоне, затрудняющий механическую обработку; остаточные напряжения, искажающие геометрические параметры деталей и образование пористости.
Поэтому применяют устранение трещин фигурными вставками, (стягивающими и уплотняющими). Процесс заключается в подготовке вдоль и поперек трещин специальных пазов, в которые устанавливают специальные вставки из малоуглеродистой или легированной стали.
Это позволяет избежать изменения структуры металла, остаточных напряжений и искажения геометрии.
Стягивающие вставки позволяют стягивать боковые кромки стержней на толстостенных деталях.
Перемычки между клапанными гнездами в головках блока цилиндров.
Техпроцесс постановки стягивающих вставок.
Перпендикулярно трещине сверлят 6 отверстий по 3 с каждой стороны, диаметром 3,5 мм и шагом 4,2 мм на глубину 10 мм. Затем удаляют перемычки между просверленными отверстиями специальным пробойником в виде пластины.
Фигурная вставка после расклепки должна обеспечивать геометричность в течении 3 минут при давлении 0,4 МПа.
Уплотняющие вставки применяют для деталей с трещинами не более 400 мм (длина) в местах доступных для сверления.
Ширина трещины не более 1,5 мм. Толщина стенок деталей менее 9 мм.
В подготовленный паз устанавливают вставки поперек трещины, затем вдоль и расклепывают пневмомолотком.
Перед постановкой вставки паз продувают сжатым воздухом, обезжиривают ацетоном и смазывают эпоксидной смолой.
Глубина паза должна быть на 2…4 мм меньше толщины стенки детали.
Вставки устанавливают в несколько слоев до полного закрытия паза с последующим расклепыванием каждого слоя.
Схема расположения отверстий по трещине под уплотняющие вставки.
Информация о работе Восстановление деталей обработкой под ремонтный размер